Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 18:33, контрольная работа
ВОПРОС 1 Современный учитель должен любить и понимать своего ученика, должен быть наблюдательным и требовательным, должен обладать коммуникативными, конструктивными способностями, должен уметь делать учебный материал доступным для учащихся, быть творческим, способным организовать детский коллектив.
2. Становление и развитие педагога
Первый уровень предполагает овладение профессиональными знаниями в течение двух лет и дает право каждому студенту, успешно отучившемуся в первые два года, перейти на следующий уровень.
ВОПРОС 1 Современный учитель должен
любить и понимать своего ученика, должен
быть наблюдательным и требовательным,
должен обладать коммуникативными, конструктивными
способностями, должен уметь делать
учебный материал доступным для
учащихся, быть творческим, способным
организовать детский коллектив. Список
личностных свойств учителя весьма
значителен среди них такие как:
выдержка и самообладание, гибкость
поведения, гражданственность, гуманность,
дисциплинированность, добросовестность,
идейная убеждённость, инициативность,
искренность, порядочность, стремление
к самосовершенствованию и др.
Все эти способности и качества
в совокупности и составляют собой
уникальную, своеобразную личность учителя.
Гармония в структуре личности учителя
достигается не на основе равномерного
и пропорционального развития всех
качеств, а прежде всего за счёт максимального
развития тех способностей, которые
создают преобладающую
Реализация современной политики в образовании
невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом,
творческим потенциалом, занимающего
ведущие интеллектуальные позиции в обществе.
Современный педагог, работая над интеллектуальной
насыщенностью содержания образования,
высоким уровнем методики обучения, стремясь
познать, полюбить ученика и помочь ему
сотворить себя, продумывает степень своего
участия в обновлении и развитии школы.
Поэтому задача управленческой деятельности
администрации школы не только формировать
и развивать положительное мнение учителей
о своих способностях, но и вовлекать их
в различные виды инновационной педагогической
деятельности, помочь педагогу оценить
свое «Я».
Учитель - профессионал - этот вопрос всегда
волновал детей и их родителей, так как
хорошее образование является одной из
значимых духовных ценностей современного
общества.
Педагогический профессионализм определяется
через понятие "педагогическое мастерство",
которое может рассматриваться и как идеал
педагогической деятельности, побуждающий
педагогов к самосовершенствованию, и
как эталон, содержащий оценку эффективности
педагогического труда.
Педагогическое мастерство зачастую воспринимается
как важнейшее профессиональное качество
личности учителя и воспитателя.
Одним из важнейших критериев педагогического
мастерства в современной педагогике
считается результативность работы учителя,
проявляющаяся в стопроцентной успеваемости
школьников и таком же (стопроцентном)
их интересе к предмету, то есть педагог
- мастер, если умеет учить всех без исключения
детей. Профессионализм педагога наиболее
ярко проявляется в хороших результатах
тех учеников, которых принято считать
не желающими, не умеющими, не способными
учиться.
Личность педагога в традиционной
системе обучения:
Более всего при подготовке к урокам учитель
озабочен поиском наиболее эффективных
вариантов изложения нового материала
и сопровождающей рассказ наглядности.
При этом преподнесение учащимся информации,
определенной рамками программы, практически
всегда происходит в форме монолога учителя. В связи с этим
в учебном процессе возникает много проблем.
Главными из них являются: низкий уровень
навыков общения, невозможность получить
развернутый ответ ученика с его собственной
оценкой рассматриваемого вопроса. Педагог
идет в класс с готовым знанием, он пытается
включить ученика в свою деятельность,
подчинить своему режиму. В такой системе
имеется несоответствие установок учителя
и ученика, установки учителя ориентированы
на социальный заказ, на безусловное, прохождение
программ.
Для того чтобы перевести информацию в
знание, учитель должен «заставить» ученика
проделать достаточно объемную работу
самостоятельно как в классе, так и дома,
проконтролировать и оценить ее результативность.
Последние достигают того, что школьники
выучивают новый материал, но при этом возникает целый
блок негативных психологических последствий. Силы учителя
уходят на преодоление нежелания детей учиться.
Работа превращается в тяжелый, иногда
непосильный труд.
Еще Д.И. Менделеев предлагал преподавателю,
стремящемуся вбить |в голову студента
максимально возможный объем учебного
материала, не забывать, что камин, доверху
забитый дровами, не горит, а дымит.
2. Становление и развитие педагога
Первый уровень предполагает овладение профессиональными
знаниями в течение двух лет и дает право
каждому студенту, успешно отучившемуся
в первые два года, перейти на следующий
уровень. Второй уровень также рассчитан на два года обучения
и предусматривает профессиональную подготовку
по одному из предметных направлений.
Лицам, получившим базовое высшее педагогическое
образование и сдавшим государственные
экзамены, выдается диплом бакалавра.
Для получения квалификации специалиста
на основе базового высшего педагогического
образования на третьем уровне студенту необходимо в течение года освоить
профессиональные программы, сдать государственные
экзамены и защитить выпускную работу.
После этого он получает квалификационный
сертификат по одной или двум педагогическим
специальностям.
Полное высшее педагогическое
образование основывается на базовом и представляет
собой развитие и дифференциацию профессиональных
и образовательных программ по направлениям
специализации. Основная цель данной ступени
- подготовка педагога-исследователя,
ориентированного на дальнейшую научно-методическую
работу. Лицам, получившим полное педагогическое
образование, выдается диплом магистра
по конкретному направлению науки, предоставляющий
право осуществлять профессиональную
деятельность в любых типах образовательных
учреждений (школах, лицеях, гимназиях,
колледжах, вузах).
В государственных стандартах выделен
обязательный минимум содержания высшего
педагогического образования, который
состоит из общекультурного, психолого-
педагогического и предметного взаимосвязанных
блоков. Общекультурный, составляющий
25% учебного времени, призван обеспечить
формирование и развитие мировоззрения
учителя, расширить его общее образование.
Психолого- педагогический (18% учебного
времени) направлен на профессиональное
образование учителя, формирование и развитие
педагогических умений, развитие его творческой
индивидуальности. Предметный (57% учебного
времени) ориентирован на освоение содержания
конкретного научного знания как составной
части общечеловеческой культуры, как
средства развития личности учащихся
и общения с ними.
Существует различное понимание роли
учителя: одни видят в нем простого преподавателя
конкретного учебного предмета, другие
- педагога, воспитателя и наставника молодежи,
человека, способствующего становлению
личности ученика. Самообразование в широком
смысле слова - это совершенствование своих знаний
и умений в различных областях действительности,
а в узком - совершенствование специальных
знаний и умений в конкретной сфере деятельности.
Содержание самообразования должно соответствовать
профессиональному уровню педагога, его
интересам и склонностям. Главным условием педагогического
самообразования является самоконтроль. Приступая к
педагогическому самообразованию, учитель
должен хорошо изучить себя, оценить свои
возможности, организовать объективный
самоконтроль на каждом этапе деятельности.
Профессионализм учителя включает в себя
и ряд личностных качеств, так как моральные,
нравственные аспекты общения с учащимися
имеют огромное значение не только в воспитательной
работе, но и в освоении учебных предметов.
Следовательно, учитель-профессионал
должен не только знать основы этики, но
и уметь им следовать. Начинающему
педагогу предлагается оценить свои личностные
и профессиональные качества и сопоставить
их с мнением экспертов (методиста, завуча),
опираясь на следующие критерии: литературная
начитанность, культура, эрудиция; уважение
к личности ученика, умение наладить духовный
контакт с ним; методическое мастерство;
культура устной и письменной речи; эстетический
вкус; артистические данные; профессионально
значимые личные качества.
После этого ему предлагается определить,
какие качества своей личности он считает
профессионально значимыми, и обозначить
свой уровень развития как: достаточный,
вполне достаточный, требующий совершенствования.
В совокупности эти данные помогут педагогу
составить профессиональный автопортрет,
понять свои сильные и слабые стороны
и наметить пути самосовершенствования
и самообразования, наиболее важными формами
которого являются: работа с книгой, практические
семинары, открытые уроки, научно- практическая
исследовательская работа. Каждая из этих
форм имеет свою специфику и особенности,
но все они требуют от педагога творческого
подхода и совместной с коллегами деятельности.
Самовоспитание начинается с момента
появления плана - программы изменения
своей личности. В процессе профессионального
самовоспитания педагога могут быть использованы
различные приемы, среди них выделяются
три группы:
· Самоинформ
· Самопобуж
· Самооргани
Самоинформирование основываетс
Самопобуждение к самовоспитанию зависит от уровня развития
личности. Основными его формами являются
самоодобрение, самоободрение и самоубеждение.
Благодаря самоубеждению в сознании учителя
формируются образы исходного и желаемого
профессионально значимого качества личности.
Учителя, которые определили программу
самовоспитания, но испытывают затруднения
в ее осуществлении, должны опираться
на такие формы самоубеждения, как самоприказ
и самопринуждение.
Выявляя способности учителей к саморазвитию,
И. М. Курдюмова и Н. И. Калиниченко установили,
что больше всего педагоги ценят уверенность
в своих силах и интерес к работе. Среди
препятствующих факторов чаще всего называют
дефицит времени, состояние здоровья и
ограниченные материальные средства [1,
с. 65]. В процессе профессионального саморазвития
учителю нередко приходится преодолевать
внешние и внутренние барьеры, в частности,
информационный. Педагог не всегда знает
о том, чего недостает в его деятельности
для получения более высоких результатов
(знаний, умения видеть и решать психологические
проблемы, способов самоорганизации, самоуправления).
Существенным барьером является отсутствие
знаний и навыков планирования и организации
экспериментально-
Важным профессиональным
качеством учителя является уверенность
в себе. Как правило, студенты и начинающие учителя
этим качеством в должной мере не обладают.
Недостаточная уверенность в себе чаще
всего проистекает из отсутствия профессионализма,
низкого уровня компетентности, боязни
выглядеть не так, как хотелось бы. Рассмотрим
тактику развития этого качества (уверенности)
у студента с повышенным самолюбием. Последовательность
действий будет примерно такой: вначале
- обнаружение фактора дискомфорта, фиксация
в своем сознании состояния робости и
скованности в процессе педагогического
общения; далее - определение эмоционального
отношения к нему, переживание его как
неприятного.
Сейчас много говорят об индивидуальном
подходе к ученику, но не об индивидуальном
подходе к учителю. Часто его рассматривают
как набор добродетелей, "имеются они
у него на все 100% - отличный педагог, на
75% - хороший, на 50% - посредственный, ниже
50% - плохой" [5, с. 214]. Но ведь всякий учитель
- личность со своими достоинствами и недостатками,
поэтому важно знать: в чем сила и слабость
каждого из них.
Важным показателем уровня профессионализма
учителя является развитость его творческих
качеств, творческой индивидуальности,
умение быть не просто исполнителем, а
субъектом деятельности. Исследования
признаков, общих для педагогов, проявляющих
качества творческой индивидуальности,
показывают, что их объединяет интерес
к людям, им нравится наблюдать других,
замечать уникальные способности, им свойственна
широта увлечений. Они проявляют искренний
интерес к педагогической деятельности,
строят свою работу, основываясь на особенностях
детей, а не только на требованиях программы.
Становление творческой индивидуальности
педагога - достаточно длительный процесс,
требующий выработки умения самостоятельно
находить способы действия, влиять на
поведение детей, нести ответственность
за результаты обучения и воспитания.
Итак, индивидуальность и профессионализм
- две неразделимые стороны личности педагога,
одинаково важные для успешной деятельности.
Было бы неверным готовить и оценивать
педагога только по одному из этих качеств.
Между тем, если профессиональные качества
учителя хоть в какой-то мере формируются
при подготовке в вузе и в практической
деятельности, то становление его творческой
индивидуальности протекает стихийно.
Этот процесс еще не стал объектом внимания
школ и педагогических вузов.
Виды деятельности педагога;
- особенности педагогической профессии;
- условия труда педагога;
- основные требования к профессии учителя;
- перспективы профессионального роста.
Все указанные личностные и профессиональные
качества составляют модель "идеального"
или приближенного к идеалу учителя. Эти
качества сами по себе привлекательны
в любом человеке, но для педагога они
являются еще и профессионально значимыми.
Путь к этому идеалу проходит через постоянную
самооценку, преодоление своих слабостей
и недостатков.
Вопрос 2.