Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 01:34, контрольная работа
Педагогика как наука (понятие предмета, объект, принципы и методы)
Основные понятия в педагогике (обучение, воспитание, образование, развитие, самообразование)
1.Педагогика как наука (понятие предмета, объект, принципы и методы)
Педагогика – это наука о закономерностях и методах обучения, развития и воспитания людей. Предметом науки педагогики является педагогический процесс, т.е. процесс обучение и воспитание человека как особой функции общества. Объектом педагогики могут быть: ученики, учителя, воспитатели, педагогические коллективы, различные педагогические явления и функции, другие педагогические понятия, целенаправленная деятельность общества, педагогические учреждения и все, что связано с обучением и воспитанием. Принципы:
Сознательность и активность; Наглядность; Системность и последовательность; Доступности; Прочности; Научности; Связи теории с практикой
Методы:
Методы изучения: теоретическое, эмпирическое.
Методы воспитания: воспитания-усвоения, воспитания-воспроизведения, воспроизведения-выражения.
Методы обучения
2. Основные понятия в педагогике (обучение, воспитание, образование, развитие, самообразование)
Обучение – это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения развитие ума, дарований учеников в соответствии с поставленными целями. Воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. Образование – это единые процесс физического и духовного формирования личности, процесс ее социализации, сознательно ориентированный на идеальный образ, который исторически обусловлен, более или менее четко зафиксированы в общественном сознании в виде соц. эталона. Развитие – это объективный процесс внутреннего, последовательного, количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека, освоение внутренних и внешних возможностей.
Самообразование — это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.
3. Свойства современного образования (4-5)
Гуманизация образования – это развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав человека, сохранения и укрепления их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала.
Диверсификация образования – это ориентирование образовательной системы на широкое многообразие учебных заведений и учебных программ.
Дифференциация образования – это ориентирование учебного процесса на учет удовлетворение и развитие интересов, склонностей и способностей учащихся.
Индивидуализация образования – это обучение и создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.
Фундаментализация образования – это усиление взаимосвязи теоритической и практической подготовки молодого человека к жизнедеятельности, глубокое и системное освоение знаний.
5. Основные направления в педагогике (как система наук 5-7)
1. Общая педагогика исследует
основные закономерности
2. История педагогики изучает
развитие идей и идей
3. Сравнительная педагогика изучает развитие педагогики в различных странах.
4. Возрастная педагогика
изучает особенности
5. Специальная педагогика
разрабатывает методологию
6.Профессиональная педагогика развивает методологию и технологию, ориентированные на профессиональную деятельность.
6. Понятие образования
Образование – это единые
процесс физического и
7. Система образования России
Цель образования - создание условий для формирования и развития человека как полноценного субъекта общественно-значимой деятельности, ответственного за результаты своего труда.
Государственная политика в
области образования
1) гуманистический характер
образования, приоритет
2) единство федерального
культурного и
3) общедоступность образования,
адаптивность системы
4) светский характер образования
в государственных и
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический,
Система образования в Российской
Федерации представляет собой совокупность
следующих взаимодействующих
- преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
- сети реализующих их
образовательных учреждений
- органов управления
10. Теория воспитания
Воспитание – одна из основных категорий в педагогике.
«Воспитание есть педагогическое управление процессом развития личности»
Воспитание – целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, становление его социальности.
Воспитание – процесс воздействия на личность, процесс изменения личности.
Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности, специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, ориентированное на достижение цели воспитания.
На содержание воспитания влияют исторические, культурные и психологические факторы.
Исторические факторы: развитие экономики и политики (развитие государственности)
Культурные факторы: особенности менталитета (культурные особенности, присущие той или иной этнической группе, нации, народности)
Психологические факторы: индивидуальные
особенности субъектов
11. Типология воспитания
Первобытный тип: воспитание происходило в конкретных ситуациях.
С разделением труда: формирование человека в социальной группе.
Современные типы воспитания:
Дальневосточная цивилизация (Китай, Япония, Корея) на базе синкретического единства – фуцианства, даосизма и буддизма. В основе лежит почитания предков, уважение старших, нравственное начало, самовоспитание
Ближневосточная цивилизация (Иран) на основе религиозности и соблюдения норм Корана. Главные черты воспитания – послушание и предписанные нормы поведения.
Южно-азиатская цивилизация
(Индия) главная тенденция – единство
3-х обязательств: перед Богом, предками
и мудрецами. В основе воспитания
слияния с «Я» и
Афинская модель – всестороннее, гармоничное развитие личности через творческое самовыражение в искусстве, науках, в форме соревнований.
Спартанская модель – общественное и военно-физическое воспитание, стойкость духа и физическая выносливость.
Япония – безнаказанность в воспитании до 7 лет, важность коллективных ценностей
США – индивидуалистическая парадигма свобода личности
Россия – проявление всех
современных тенденций
12. Виды воспитания
В сфере развития личности:
Мировоззренческое воспитание – формирование представления о мире и месте человека в нем, о смысле жизни, о легкости и трудности жизненного пути.
Нравственное воспитание – развитие моральных и нравственных социальных норм, понятие о критериях зла, представление о хороших и плохих поступках.
Трудовое воспитание – формирование отношения к труду, как к самоценности, воспитание желания трудиться, уважения к своему и чужому труду.
Эстетическое воспитание – отношение к прекрасному, умение видеть и создавать красоту вокруг себя, потребность к красоте.
Физическое воспитание – воспитание физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, отношения к здоровому образу жизни.
Экологическое воспитание – бережное отношение человека к природе, к животному миру, природному богатству.
Другие виды воспитания: патриотическое, правовое, экономическое, религиозное.
Любое воспитание всегда целенаправленно и выражает историческую потребность общества.
Виды воспитания по месту осуществления:
Семейное – получение
первого представления о
Дошкольное – во многом зависит от тех кто окружает ребенка.
Школьное – формируется умение общаться с окружающими, школьник принимает или отвергает правила и нормы, получает обратную связь. Выбирает близкие для него ценности, или испытывает проблемы и потерю жизненных ориентиров.
Конфессиональные – в
рамках религиозных традиций, ценностей,
запретов, смысла жизни. Атеистическое
воспитание – разновидность
Внешкольные – воспитание в кружках, секциях, различных специальных школах, где развиваются разнообразные эталоны поведения.
Воспитание по месту жительства – там ребенок также усваивает определенные нормы поведения.
13. Методы воспитания
Метод – способ достижения какой-либо цели, способ воздействия на воспитанника.
Классификация методов воспитания:
Методы формирования: упражнение, поручение, пример, требование, ситуация, задания и др.
Методы побуждения: беседа, рассказ, дискуссия, обсуждение ситуации, лекции.
Методы стимулирования и коррекции: похвала, соревнование, поощрение, наказание, создание определенных условий.
14. Стили воспитания
Авторитарный – в основе
непререкаемый авторитет
Авторитетный –
Либерально-попустительский стиль – невмешательство в жизнь ребенка, возможное безразличие к его судьбе. Безграничная свобода негативно влияет на развитие ребенка, может привести к отстраненности от родителей, к чувству одиночества, к неумению строить жизненные планы.
Гиперопека – может привести к полному подчинению родителей ребенку, его повышенной агрессивности, к неспособности преодолевать жизненные трудности.
15. Соотношение обучения и развития (понятия и как влияют друг на друга)
Развитие – это процесс
количественного и
Обучение – процесс целенаправленной передачи общественно исторического опыта организации освоения ЗУН.
Обе науки рассматривают личность человека как единство в нем физических, биологических, социальных компонентов.
Обучение и развитие – два независимых друг от друга процесса; два равноправных процесса дополняющих друг друга.
4. Краткая характеристика труда. Великая дидактика Каменского.
8. Система обучения в высшей школе
9. Теория обучения (понятия, подходы, методы)