Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 01:34, контрольная работа

Описание работы

Педагогика как наука (понятие предмета, объект, принципы и методы)
Основные понятия в педагогике (обучение, воспитание, образование, развитие, самообразование)

Файлы: 1 файл

педагогика ответы на кр.docx

— 21.74 Кб (Скачать файл)

1.Педагогика как наука (понятие предмета, объект, принципы и методы)

Педагогика – это наука  о закономерностях и методах  обучения, развития и воспитания людей. Предметом науки педагогики является педагогический процесс, т.е. процесс обучение и воспитание человека как особой функции общества. Объектом педагогики могут быть: ученики, учителя, воспитатели, педагогические коллективы, различные педагогические явления и функции, другие педагогические понятия, целенаправленная деятельность общества, педагогические учреждения и все, что связано с обучением и воспитанием. Принципы:

Сознательность и активность; Наглядность; Системность и последовательность; Доступности; Прочности; Научности; Связи теории с практикой

Методы:

Методы изучения: теоретическое, эмпирическое.

Методы воспитания: воспитания-усвоения, воспитания-воспроизведения, воспроизведения-выражения.

Методы обучения

 

2. Основные понятия в педагогике (обучение, воспитание, образование, развитие, самообразование)

Обучение – это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения развитие ума, дарований учеников в соответствии с поставленными целями. Воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. Образование – это единые процесс физического и духовного формирования личности, процесс ее социализации, сознательно ориентированный на идеальный образ, который исторически обусловлен, более или менее четко зафиксированы в общественном сознании в виде соц. эталона. Развитие – это объективный процесс внутреннего, последовательного, количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека, освоение внутренних и внешних возможностей.

Самообразование — это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.

 

3. Свойства современного образования (4-5)

Гуманизация образования – это развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав человека, сохранения и укрепления их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала.

Диверсификация образования  – это ориентирование образовательной  системы на широкое многообразие учебных заведений и учебных  программ.

Дифференциация образования – это ориентирование учебного процесса на учет удовлетворение и развитие интересов, склонностей и способностей учащихся.

Индивидуализация образования  – это обучение и создание оптимальных  условий для реализации потенциальных  возможностей каждого ученика.

Фундаментализация образования – это усиление взаимосвязи теоритической и практической подготовки молодого человека к жизнедеятельности, глубокое и системное освоение знаний.

 

5. Основные направления в педагогике (как система наук 5-7)

1. Общая педагогика исследует  основные закономерности образования.

2. История педагогики изучает  развитие идей и идей различных  исторических эпох.

3. Сравнительная педагогика  изучает развитие педагогики  в различных странах.

4. Возрастная педагогика  изучает особенности воспитания  человека на разных возрастных  этапах.

5. Специальная педагогика  разрабатывает методологию воспитания  и образования человека, имеющего  отклонения физического здоровья.

6.Профессиональная педагогика развивает методологию и технологию, ориентированные на профессиональную деятельность.

 

 

6. Понятие образования

Образование – это единые процесс физического и духовного  формирования личности, процесс ее социализации, сознательно ориентированный  на идеальный образ, который исторически  обусловлен, более или менее четко  зафиксированы в общественном сознании в виде соц. эталона.

7. Система образования России

Цель образования - создание условий для формирования и развития человека как полноценного субъекта общественно-значимой деятельности, ответственного за результаты своего труда.

Государственная политика в  области образования основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер  образования, приоритет общечеловеческих  ценностей, жизни и здоровья  человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам  человека, любви к окружающей  природе, Родине, семье;

2) единство федерального  культурного и образовательного  пространства. Защита и развитие  системой образования национальных  культур, региональных культурных  традиций и особенностей в  условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования,  адаптивность системы образования  к уровням и особенностям развития  и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования  в государственных и муниципальных  образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм  в образовании;

6) демократический, государственно-общественный  характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Система образо­вания в Российской Федерации представляет собой совокупность следующих взаимодействующих компонентов:

- преемственных образовательных  программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

- сети реализующих их  образовательных учреждений незави­симо  от их организационно-правовых  форм, типов, видов;

- органов управления образованием  и подведомственных им учреждений  и организаций.

10. Теория воспитания

Воспитание – одна из основных категорий в педагогике.

«Воспитание есть педагогическое управление процессом развития личности»

Воспитание – целенаправленное создание условий для разностороннего  развития и саморазвития человека, становление его социальности.

Воспитание – процесс  воздействия на личность, процесс  изменения личности.

Воспитание – это процесс  целенаправленного формирования личности, специально организованное, управляемое  и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, ориентированное на достижение цели воспитания.

На содержание воспитания влияют исторические, культурные и  психологические факторы.

Исторические факторы: развитие экономики и политики (развитие государственности)

Культурные факторы: особенности  менталитета (культурные особенности, присущие той или иной этнической группе, нации, народности)

Психологические факторы: индивидуальные особенности субъектов воспитания (темперамент, характер, интеллект и  др.)

11. Типология воспитания

Первобытный тип: воспитание происходило в конкретных ситуациях.

С разделением труда: формирование человека в социальной группе.

Современные типы воспитания:

  1. Восточный тип

Дальневосточная цивилизация (Китай, Япония, Корея) на базе синкретического  единства – фуцианства, даосизма и буддизма. В основе лежит почитания предков, уважение старших, нравственное начало, самовоспитание

Ближневосточная цивилизация (Иран) на основе религиозности и  соблюдения норм Корана. Главные черты  воспитания – послушание и предписанные нормы поведения.

Южно-азиатская цивилизация (Индия) главная тенденция – единство 3-х обязательств: перед Богом, предками и мудрецами. В основе воспитания слияния с «Я» и самовоспитание, разделение на касты.

  1. Западный тип

Афинская модель – всестороннее, гармоничное развитие личности через  творческое самовыражение в искусстве, науках, в форме соревнований.

Спартанская модель – общественное и военно-физическое воспитание, стойкость  духа и физическая выносливость.

  1. Современные тенденции

Япония – безнаказанность  в воспитании до 7 лет, важность коллективных ценностей

США – индивидуалистическая парадигма свобода личности

Россия – проявление всех современных тенденций воспитания личности.

12. Виды воспитания

В сфере развития личности:

Мировоззренческое воспитание – формирование представления о  мире и месте человека в нем, о  смысле жизни, о легкости и трудности  жизненного пути.

Нравственное воспитание – развитие моральных и нравственных социальных норм, понятие о критериях  зла, представление о хороших  и плохих поступках.

Трудовое воспитание –  формирование отношения к труду, как к самоценности, воспитание желания трудиться, уважения к своему и чужому труду.

Эстетическое воспитание – отношение к прекрасному, умение видеть и создавать красоту вокруг себя, потребность к красоте.

Физическое воспитание –  воспитание физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, отношения к здоровому образу жизни.

Экологическое воспитание –  бережное отношение человека к природе, к животному миру, природному богатству.

Другие виды воспитания: патриотическое, правовое, экономическое, религиозное.

Любое воспитание всегда целенаправленно  и выражает историческую потребность  общества.

Виды воспитания по месту осуществления:

Семейное – получение  первого представления о поведении, начальное обучение и развитие качеств  личности ребенка.

Дошкольное – во многом зависит от тех кто окружает ребенка.

Школьное – формируется  умение  общаться с окружающими, школьник принимает или отвергает правила и нормы, получает обратную связь. Выбирает близкие для него ценности, или испытывает проблемы и потерю жизненных ориентиров.

Конфессиональные – в  рамках религиозных традиций, ценностей, запретов, смысла жизни. Атеистическое  воспитание – разновидность конфессионального.

Внешкольные – воспитание в кружках, секциях, различных специальных  школах, где развиваются разнообразные  эталоны поведения.

Воспитание по месту жительства – там ребенок также усваивает  определенные нормы поведения.

 

13. Методы воспитания

Метод – способ достижения какой-либо цели, способ воздействия  на воспитанника.

Классификация методов воспитания:

Методы формирования: упражнение, поручение, пример, требование, ситуация, задания и др.

Методы побуждения: беседа, рассказ, дискуссия, обсуждение ситуации, лекции.

Методы стимулирования и  коррекции: похвала, соревнование, поощрение, наказание, создание определенных условий.

 

14. Стили воспитания

Авторитарный – в основе непререкаемый авторитет родителей, полный контроль и невнимание к потребностям и нуждам ребенка, которые не приемлют родители. Результат: заниженная самооценка, неуверенность в собственных  силах.

Авторитетный – демократические  взаимоотношения, желание родителей понять ребенка, неприемлемость жесткой дисциплины и силовых решений проблем. Позитивный стиль воспитания.

Либерально-попустительский  стиль – невмешательство в  жизнь ребенка, возможное безразличие  к его судьбе. Безграничная свобода  негативно влияет на развитие ребенка, может привести к отстраненности от родителей, к чувству одиночества, к неумению строить жизненные  планы.

Гиперопека – может привести к полному подчинению родителей ребенку, его повышенной агрессивности, к неспособности преодолевать жизненные трудности.

 

15. Соотношение обучения и развития (понятия и как влияют друг на друга)

Развитие – это процесс  количественного и качественного  изменения организма, нервной системы, психики, личности.

Обучение – процесс  целенаправленной передачи общественно исторического опыта организации освоения ЗУН.

Обе науки рассматривают  личность человека как единство в  нем физических, биологических, социальных компонентов.

Обучение и развитие –  два независимых друг от друга  процесса; два равноправных процесса дополняющих друг друга.

 

4. Краткая характеристика труда. Великая дидактика Каменского.

8. Система обучения в высшей школе

9. Теория обучения (понятия, подходы, методы)

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"