Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 09:19, контрольная работа

Описание работы

1. Раскройте понятие «формы воспитания» Раскройте с вашей точки зрения содержание наиболее эффективных форм воспитания.2. Разработайте мероприятие по 3. Приведите оценку телефильма «Кадетство» и дайте оценку актуальности и значимости этого фильма для воспитания учащихся.семейному воспитанию

Файлы: 1 файл

мвр контрольная.docx

— 31.17 Кб (Скачать файл)
  1. Раскройте понятие «формы воспитания» Раскройте с вашей точки зрения содержание наиболее эффективных форм воспитания.

 

Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.

Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих факторов:

  1. Цель воспитания.
  2. Содержание и направленности воспитательных задач.
  3. Возраст учащихся.
  4. Уровень их воспитанности и личного социального опыта.
  5. Особенности детского коллектива и его традиций.
  6. Особенности и традиции региона.
  7. Технические и материальные возможности школы.
  8. Уровень профессионализма учителя.

Форм воспитательной работы существует огромное множество. Составить  их исчерпывающий перечень невозможно, он всегда будет неполным. Поэтому  возникает вопрос, как ориентироваться  во всем этом многообразии. Есть лишь один эффективный путь - это классификация.

Из всего многообразия форм можно выделить несколько типов, которые различаются между собой  по определенным признакам. Эти типы объединяют в себе различные виды форм, каждый из которых имеет бесконечное  множество различных вариаций конкретных форм.

Выделяют три основных типа: мероприятия, дела, игры. Они различаются  по следующим признакам:

  1. по целевой направленности;
  2. по позиции участников воспитательного процесса;
  3. по объективным воспитательным возможностям.

Мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Характерные признаки: созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Виды форм: беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия и т.п.

Как определенный тип формы  работы мероприятие можно выбирать:

  1. когда нужно решить просветительские задачи;
  2. когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующей высокой компетентности;
  3. когда организаторские функции слишком сложны для детей;
  4. когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо;
  5. когда необходимы меры по укреплению здоровья детей, их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка.

Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Характерные признаки: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. Виды форм: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.

По характеру реализации форм-дел различают три их подтипа:

  1. дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально;
  2. творческие дела, отличающиеся, прежде всего организаторским творчеством какой-либо части коллектива, которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение;
  3. коллективные творческие дела (КТД), в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.

Среди всех форм воспитательной работы КТД обладают объективными наибольшими  воспитательными возможностями, так  как они:

  1. предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества;
  2. обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;
  3. способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразию и мобильности внутриколлективных связей и отношений;
  4. эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса.

Игры - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. Виды форм: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.

Для перечисленных типов  форм можно привести следующие отличия: мероприятия проводятся кем-то для кого-то с целью воздействия. Дела делаются для кого-то или для чего-то, в них имеет место продуктивная деятельность. Игры же самоценны, как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.

В практике воспитательной работы имеет место такое явление, как  «перерождение форм» из одного типа в другой при их реализации.

Переход форм из одного вида в другой «по лесенке»: Мероприятия -> Игры -> Дела наиболее благоприятен с точки зрения возрастания воспитательных возможностей форм. Переход в обратном направлении неблагоприятен и нежелателен.

Имея достаточный запас  тех или иных видов форм работы можно каждый раз находить новые  их вариации. Надо лишь определить, по каким параметрам можно варьировать. Назовем некоторые из них.

По времени подготовки и проведения:

  1. экспромт;
  2. относительно длительная предварительная подготовка.

По способу организации:

  1. организуемые одним человеком;
  2. организуемые группой участников;
  3. организуемые коллективно.

По характеру включения в  деятельность:

  1. обязательное участие;
  2. добровольное участие.

По взаимодействию коллектива с  другими коллективами и людьми:

  1. «открытые» (для других, совместно с другими);
  2. «закрытые» (для своего коллектива).

По методам воспитания:

  1. словесные (конференции);
  2. практические (походы);
  3. наглядные (выставки).

По направлению воспитательной работы или видам деятельности:

  1. организация познавательно-развивающей деятельности;
  2. нравственное воспитание;
  3. эстетическое воспитание;
  4. физическое воспитание.

Таким образом, различные  вариации форм воспитательной работы позволяют полнее использовать их потенциал и целенаправленно выбирать соответствующие варианты форм, учитывая их достоинства и недостатки.

В заключение можно сделать  следующий вывод. Все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них по-своему ценен  в процессе воспитания. Каждому типу форм присущи свои специфические воспитательные возможности, и они должны быть полностью реализованы. Воспитательный процесс - это объективно сложное и разноплановое явление, поэтому эффективная воспитательная деятельность может быть организована только путем комплексного использования различных форм организации педагогического процесса.

 

  1. Разработайте мероприятие по семейному воспитанию.

 

В современной отечественной  педагогической литературе семейное воспитание рассматривается как процесс педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми с целью создания необходимых социальных и педагогических условий для гармоничного развития личности ребенка, формирования у него жизненно важных качеств и свойств личности. Одновременно семейное воспитание рассматривается как составная часть социализации человека в современном цивилизованном обществе.

Разработанное мероприятие  направлено на семейное воспитание детей.

Игра «Семейная викторина»

Цель: Формирование у воспитанников представлений о семье как о базовой ценности общества.

Задачи:

  1. Воспитание чувства любви и уважения к старшим, своим родителям, гордости за свою семью.
  2. Сплочение детского и взрослого коллективов.
  3. Создание дружелюбной атмосферы в общении детей и родителей.

Предполагаемый результат:

  1. Повышение заинтересованности у воспитанников к семье и семейным отношениям;
  2. Сплочение детского коллектива;
  3. Наличие эмоционально положительной основы для развития чувства заботы, взаимопонимания;

Участники: Учащиеся 10 – 18лет, родители.

Форма: Викторина

Ход мероприятия.

Перед началом игры с детьми организуется предварительная беседа о том, что такое идеальная  семья.

Скажите, пожалуйста, какая, по – вашему, идеальная семья?

( Примерные ответы детей)

Дети. Где все понимают друг друга.

Дети. Где все друг к  другу относятся с уважением, не кричат, не ругаются

Дети. Проводят вместе много  времени, и всем хорошо и комфортно

Дети. Где каждый старается помочь другому.

Дети .Где родители учувствуют в делах своих детей.

Дети Семья – это когда каждый заботится, о другом.

Далее педагог предлагает поиграть в игру «Семейная викторина» и объясняет правила игры:

  1. В игре участвуют 2 команды родителей и детей;
  2. Оценка за правильный ответ 5 баллов.

Вопросы викторины.

  1. Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры? (Выносить сор из избы.)
  2. Вот русская пословица: «Жить для себя – тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа – светить». Назовите пропущенный глагол. (Гореть.)
  3. На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой. Что символизировал этот новогодний обычай? (Это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться.)
  4. Назовите совсем неподходящий месяц для женитьбы. (Май, потом придётся всю жизнь маяться.)
  5. Первый, старший ребёнок в семье – первенец. А как на Руси назывался третий ребёнок в семье? А последний? (Третьяк, поскрёбыш.)
  6. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери? («Яблоко от яблони недалеко падает».)
  7. Это дорогое всем слово есть практически во всех славянских языках. В сербском и словенском языках оно имеет значение «хороший урожай». В чешском, словацком и польском оно означает «семья». Что это за слово? (Родина.)
  8. Как называется обряд церковного бракосочетания? (Венчание.)
  9. Какой свадебный подарок преподнёс немецкий композитор Феликс Мендельсон своей возлюбленной, выходившей замуж за другого?(Знаменитый Марш Мендельсона.)
  10. Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась «птицей Геры»? (Аист.)

 

Подведение итогов викторины. Награждение победителей.

Заключение.

Настоящая жизнь каждого  из вас будет складываться по-разному, но, в сущности, любая теория основана на опыте человечества, а опыт семейных взаимоотношений самый внушительный и, несмотря на это, каждый проходит через пробы и ошибки, набивая себе шишки, получая душевные раны, но и накапливая свой жизненный опыт. Надеюсь, о чем мы сегодня говорили, поможет вам в жизни.

 

 

 

  1. Приведите оценку телефильма «Кадетство» и дайте оценку актуальности и значимости этого фильма для воспитания учащихся.

 

Военно-патриотический сериал для молодежи "Кадетство" ориентирован на воспитание и включает в себя эмоционально-нравственный компонент. Он развивает педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  1. Элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
  2. Представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  3. Элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
  4. Элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
  5. Интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
  6. Любовь к образовательному учреждению
  7. Уважение к защитникам Родины;
  8. Умение отвечать за свои поступки;
  9. Негативное отношение к нарушениям порядка в классе, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Формирование  ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  1. Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  2. Элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
  3. Элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
  4. Понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  5. Знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
  6. Интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
  7. Первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
  8. Первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
  9. Отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"