Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 09:19, контрольная работа
1. Раскройте понятие «формы воспитания» Раскройте с вашей точки зрения содержание наиболее эффективных форм воспитания.2. Разработайте мероприятие по 3. Приведите оценку телефильма «Кадетство» и дайте оценку актуальности и значимости этого фильма для воспитания учащихся.семейному воспитанию
Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.
Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих факторов:
Форм воспитательной работы существует огромное множество. Составить их исчерпывающий перечень невозможно, он всегда будет неполным. Поэтому возникает вопрос, как ориентироваться во всем этом многообразии. Есть лишь один эффективный путь - это классификация.
Из всего многообразия
форм можно выделить несколько типов,
которые различаются между
Выделяют три основных типа: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам:
Мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Характерные признаки: созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Виды форм: беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия и т.п.
Как определенный тип формы работы мероприятие можно выбирать:
Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Характерные признаки: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. Виды форм: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.
По характеру реализации форм-дел различают три их подтипа:
Среди всех форм воспитательной работы КТД обладают объективными наибольшими воспитательными возможностями, так как они:
Игры - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. Виды форм: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.
Для перечисленных типов форм можно привести следующие отличия: мероприятия проводятся кем-то для кого-то с целью воздействия. Дела делаются для кого-то или для чего-то, в них имеет место продуктивная деятельность. Игры же самоценны, как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.
В практике воспитательной работы имеет место такое явление, как «перерождение форм» из одного типа в другой при их реализации.
Переход форм из одного вида в другой «по лесенке»: Мероприятия -> Игры -> Дела наиболее благоприятен с точки зрения возрастания воспитательных возможностей форм. Переход в обратном направлении неблагоприятен и нежелателен.
Имея достаточный запас тех или иных видов форм работы можно каждый раз находить новые их вариации. Надо лишь определить, по каким параметрам можно варьировать. Назовем некоторые из них.
По времени подготовки и проведения:
По способу организации:
По характеру включения в деятельность:
По взаимодействию коллектива с другими коллективами и людьми:
По методам воспитания:
По направлению воспитательной работы или видам деятельности:
Таким образом, различные вариации форм воспитательной работы позволяют полнее использовать их потенциал и целенаправленно выбирать соответствующие варианты форм, учитывая их достоинства и недостатки.
В заключение можно сделать следующий вывод. Все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них по-своему ценен в процессе воспитания. Каждому типу форм присущи свои специфические воспитательные возможности, и они должны быть полностью реализованы. Воспитательный процесс - это объективно сложное и разноплановое явление, поэтому эффективная воспитательная деятельность может быть организована только путем комплексного использования различных форм организации педагогического процесса.
В современной отечественной педагогической литературе семейное воспитание рассматривается как процесс педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми с целью создания необходимых социальных и педагогических условий для гармоничного развития личности ребенка, формирования у него жизненно важных качеств и свойств личности. Одновременно семейное воспитание рассматривается как составная часть социализации человека в современном цивилизованном обществе.
Разработанное мероприятие направлено на семейное воспитание детей.
Игра «Семейная викторина»
Цель: Формирование у воспитанников представлений о семье как о базовой ценности общества.
Задачи:
Предполагаемый результат:
Участники: Учащиеся 10 – 18лет, родители.
Форма: Викторина
Ход мероприятия.
Перед началом игры с детьми организуется предварительная беседа о том, что такое идеальная семья.
Скажите, пожалуйста, какая, по – вашему, идеальная семья?
( Примерные ответы детей)
Дети. Где все понимают друг друга.
Дети. Где все друг к другу относятся с уважением, не кричат, не ругаются
Дети. Проводят вместе много времени, и всем хорошо и комфортно
Дети. Где каждый старается помочь другому.
Дети .Где родители учувствуют в делах своих детей.
Дети Семья – это когда каждый заботится, о другом.
Далее педагог предлагает поиграть в игру «Семейная викторина» и объясняет правила игры:
Вопросы викторины.
Подведение итогов викторины. Награждение победителей.
Заключение.
Настоящая жизнь каждого из вас будет складываться по-разному, но, в сущности, любая теория основана на опыте человечества, а опыт семейных взаимоотношений самый внушительный и, несмотря на это, каждый проходит через пробы и ошибки, набивая себе шишки, получая душевные раны, но и накапливая свой жизненный опыт. Надеюсь, о чем мы сегодня говорили, поможет вам в жизни.
Военно-патриотический сериал для молодежи "Кадетство" ориентирован на воспитание и включает в себя эмоционально-нравственный компонент. Он развивает педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
Формирование
ценностного отношения к