Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2012 в 23:08, контрольная работа
Социальный патронаж - вид социального обслуживания (преимущественно по месту проживания) индивидуальных клиентов и групп риска, который состоит в постоянном социальном надзоре, регулярной посещаемости их жилья социальными и другими работниками, предоставлении им необходимой экономической, материально-бытовой, лечебно-профилактической помощи.
1. Раскройте суть понятий «форма социального патронажа» и «метод социального патронажа»………………………………………………………….1
2. Дайте общую характеристику методам организации деятельности (поведения) и методам исследования социальном патронаже………………...2
3. Охарактеризуйте основные цели, и методы социальной индивидуальной работы со случаем……………………………………………………………...…5
4. Дайте характеристику методу эмоционального стимулирования (романтика, поощрение, наказание)……………………………………………………………9
5. Раскройте специфику работы социальных служб в сельском местности…....15
Список использованной литературы…………………………………………...18
Социальный патронаж - вид социального обслуживания (преимущественно по месту проживания) индивидуальных клиентов и групп риска, который состоит в постоянном социальном надзоре, регулярной посещаемости их жилья социальными и другими работниками, предоставлении им необходимой экономической, материально-бытовой, лечебно-профилактической помощи.
Форма социального патронажа (лат. forma - форма, вид, образ) социального патронажа – это внешнее выражение содержания, сути определённого явления в деятельности социального работника при осуществлении социального патронажа (например, индивидуальная форма социального патронажа).
Метод - (греч. methodos - путь к чему-либо, прослеживание, исследование) - способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом.
Метод в науке – это также и заданный поставленной гипотезой путь ученого к постижению предмета изучения.
Методы социального патронажа – это способы, приёмы, пути достижения поставленной цели патронажа (например, метод наблюдения или метод «скульптурной группы»). Следование определённому методу обеспечивает регуляцию и контроль при осуществлении патронажа, задает его логику.
Все методы этой группы основаны на практической деятельности воспитанников. Управлять этой деятельностью педагоги могут благодаря тому, что ее удается разбить на составные части - конкретные действия и поступки, а иногда и на более мелкие части - операции. Воспитательный процесс заключается в том, что педагог совершает переход от управления операциями к управлению действиями, а затем - к управлению деятельностью воспитанников.
Упражнение - это организация жизни, разумной, целеустремленной и разносторонней деятельности детей в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами. Упражнение включает в себя многократное повторение определенных действий и поступков. Упражнение не следует понимать только как механическое повторение одних и тех же действий, хотя без него нельзя выработать привычку. Упражнение для ребенка - сознательный', творческий процесс. В результате упражнений вырабатываются умения и навыки, привычки, новые знания, развиваются умственные способности.
Задача воспитания - формирование характера, а характер складывается из прирожденных наклонностей и приобретенных в жизни убеждений и привычек. Привычка -тот процесс, посредством которого убеждения делаются наклонностями и мысль переходит в дело. Привычка - вторая природа, но природа, послушная искусству воспитания.
Правила в организации упражнении для формирования прочных навыков и привычек: учащиеся должны понимать сущность и значение того качества, которое мы хотим воспитать; знать, что следует сделать и как делать; для выработки навыков и привычек требуется определенное время, которое зависит от индивидуально-типологических особенностей детей.
Приучение состоит из ряда последовательных действий, которые должен усвоить ученик: показ, как выполняется то или иное действие (убрать со стола, дежурить в классе), закрепление правильных действий под непосредственным наблюдением учителя или родителей.
Функцию упражнения и приучения выполняет режим дня ребенка в школе и дома, а также специально организованные педагогические ситуации.
Требование - один из основных
методов педагогического
Максимальной силой - воздействия обладают референтная группа и авторитетный педагог. Задача воспитателя: добиться того, чтобы предъявляемые учащемуся требования стали его собственными требованиями к самому себе.
Система требований учителя к учащимся: прямое непосредственное требование, косвенное требование (требование - совет; требование в игровом оформлении; требование доверием; требовании выражением недоверия; требование-просьба; требование-намек; требование-одобрение; требование-осуждение; условное требование). Эффективность предъявляемых требований зависит от того, насколько учитель учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка, ситуацию, в которой он оказался, цель, которой добивается учитель, и др.
Поручения помогают сформировать
у ребенка ответственное
Воспитывающие ситуации - метод организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях. Эти ситуации не должны быть надуманными. Они отражают жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями. Воспитатель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации, а сама ситуация должна быть естественной.
Общественное мнение (как метод воспитания) - 3совокупность суждений и оценок различных социальных групп по вопросам, представляющим для них интерес. Объект общественного мнения - любые актуальные проблемы, факты, события, мероприятия и намерения, вызывающие общественный интерес, Общественное мнение - форма социального контроля. Задача воспитателя - формирование такого общественного мнения классного коллектива, которое основывается на эстетических ценностях и способствует достижению воспитательных целей.
Метод индивидуальной социальной работы, или социальная работа с индивидуальным случаем, осуществляется в ситуации «один на один», когда социальный работник совместно с клиентом решает его личностные и социальные проблемы. Типичными индивидуальными проблемами в практике социальной работы являются эмоциональные проблемы, семейные и личностные кризисы, семейные конфликты, проблемы на производстве и в школе, потеря работы и т.п.
Ситуация «один на один» предполагает определенные отношения между социальным работником и клиентом. В процессе индивидуальной помощи не только планируется соответствующая процедура взаимодействий, но и выдвигаются специфические требования к ролям социального работника, необходимым знаниям о клиенте, обеспечивающие условия для работы в системе «один на один».
Согласно концепции Л.Джонсон, способствующий успеху контекст работы можно представить в виде активной системы, представленной социальным работником и клиентом, обладающими каждый своими специфическими качествами и свойствами. На схеме представлены условия субъект-субъектного взаимодействия в процессе индивидуальной работы со случаем.
Взаимодействие в
Общая модель действий социального работника в индивидуальной работе со случаем может быть представлена в следующем виде:
На этой стадии социальный работник может столкнуться с тем, что клиент не осознает, в чем состоит его проблема, и не желает прикладывать усилий для необходимых изменений. Социальный работник может обратить внимание клиента на то, почему он отрицает существование проблемы и в ходе обсуждения тактично демонстрировать клиенту ее наличие. Клиент должен быть поставлен перед этим доказательством. В том случае, если и после этого клиент не осознает необходимости изменений, социальный работник оставляет возможность клиенту вернуться к его проблеме в будущем, когда клиент сочтет нужным ее обсудить.
2. Исследование и разъяснение проблемы.
Следующая стадия процесса начинается, когда клиент осознает, что социальный работник действительно может быть ему полезен в сложившейся ситуации. На этом этапе происходит установление между социальным работником и клиентом отношений, позволяющих определить подходы к решению проблемы.
3. Мотивация
Оценка социальным работником совместно с клиентом его ситуации. Установление социального диагноза. Работа над мотивацией клиента, поскольку если клиент не осознает мотивации к изменению, конструктивных изменений не произойдет.
4. Концептуализация проблемы
Социальный работник и клиент согласовывают определение цели, которой нужно достигнуть, методы, которые нужно использовать, и задачи, которые предстоит решить для достижения цели. Они совместно оценивают различные варианты решения проблемы, определяют объективно необходимые изменения и вмешательства. Часто клиент изначально склонен видеть в своей проблеме проявление своей личной неполноценности, поэтому его поведение может быть беспокойным и эмоциональным. В этой ситуации он не способен видеть, что его проблема имеет ряд компонентов, которые можно изменять в ту или иную сторону.
5. Исследование стратегий решения
Привлечение клиента к соответствующей деятельности, чтобы помочь ему сформировать объективные воздействия, направленные на желаемые изменения. В процессе рекомендаций между клиентом и социальным работником вырабатываются совместные стратегии решений проблемы. Каждый клиент так же уникален, как и его проблемы. Что имеет значение для одного клиента, может не представлять интереса для другого.
6. Выбор стратегии
Оценка процесса и результатов совместной работы социального работника с клиентом, обобщение происходящих изменений и стабилизация ситуации. Если клиент нерешителен или внутренне противостоит изменению ситуации, только имитирует действие, то конструктивных изменений не произойдет.
7. Реализация стратегии
Взаимодействия будут успешными, если клиент выполняет взятые им на себя обязательства.
8. Эволюция
При конструктивном изменении, которое должно быть длительным и постоянным, клиент должен достигнуть необходимых перемен, и отношения между ним и социальным работником должны быть прекращены.
В процессе индивидуальной работы социальный работник должен исходить из того, что клиент имеет не только свои нужды, но и права. Основываясь на профессиональной этике социальной работы, в процессе взаимодействия с клиентом профессионалы руководствуются следующими принципами:
- клиент индивидуален;
- клиент имеет право на выражение своих чувств;
- социальный работник должен проявлять контролируемое эмоциональное участие;
- клиент не должен чувствовать со стороны социального работника отторжения, он должен быть «принят»;
- он не должен чувствовать со стороны социального работника, что его «оценивают»;
- клиент имеет право делать самостоятельный выбор и принимать самостоятельные решения;
- клиент имеет право на конфиденциальность.
Надо сказать, что, помимо перечисленных принципов, в практике индивидуальной работы формируются дополнительные принципы, запрещающие социальному работнику в определенных случаях следовать за клиентом, поскольку это будет ограничивать степень самостоятельности самого социального работника. Среди этих принципов можно выделить следующие:
- никогда не следует помогать «третьему лицу» — тому, кого вы не видели и с кем не обсуждали его ситуацию;
- никогда не верьте, что человек совершенно беспомощен (за исключением тех случаев, когда он без сознания);
- не пытайтесь заставить другого человека во что бы то ни стало чувствовать себя лучше;
- не принимайте решения за другого человека и не пытайтесь его убедить сделать, с вашей точки зрения, правильный выбор.
Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. С мотивацией деятельности теснейшим образом связанно ее стимулирование. Стимулировать – значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, \