Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 17:22, контрольная работа
Вопрос № 1. Какие основные этапы можно выделить в истории становления теории и методике экологического образования дошкольников?
Особое значение работы по экологическому образованию имеет на базовых уровнях онтогенеза, - в раннем и дошкольном детстве, когда «закладывается» фундамент личности. Именно природа на этом возрастном уровне по праву является одним из эффективнейших средств комплексного развития ребенка.
Вопрос № 1. Какие основные этапы можно выделить в истории становления теории и методике экологического образования дошкольников?
Особое значение работы по экологическому образованию имеет на базовых уровнях онтогенеза, - в раннем и дошкольном детстве, когда «закладывается» фундамент личности. Именно природа на этом возрастном уровне по праву является одним из эффективнейших средств комплексного развития ребенка. У детей дошкольного возраста, в силу их возрастной специфики, не только возможно, но и достаточно легко сформировать и систему представлений о природном окружении, и необходимые умения и навыки гуманного, ответственного взаимодействия с природой, воспитать основы ценностного отношения к ней, привычку позитивного поведения и деятельности, субъективное и природное отношение.
Опираясь на работы Серебряковой Т.А. и обращаясь к краткой истории становления экологического образования дошкольников, следует отметить, что в этом процессе представляется возможным выделить три этапа.
Первый этап связан, в первую очередь, с накоплением теоретических положений, касающихся роли природы в развитии личности. Еще в трудах классиков зарубежной прогрессивной педагогики высказываются идеи о влиянии природы на всестороннее развитие подрастающего поколения. Так, по мнению Руссо до 12-ти летнего возраста дети должны развиваться исключительно на природе. Основой же этого развития автор считает наблюдение природных объектов и явлений.
Богатейший материал для построения системы работы по ознакомлению детей с миром природы накоплен представлениями отечественной прогрессивной педагогики конца 19 – начало 20 столетий – К.Д. Ушинский рассматривает как важнейшее средство воспитания у подрастающего поколения высоких чувств и душевного благородства. Как источник умственного развития рассматривает природу ученица и последователь Ушинского – Водовозова. Как элемент среды, в которой « дети живут своей естественной детской жизнью» рассматривает мир природы Тихеева. В природе она видит неиссякаемый источник, из которого дети могут черпать свои наблюдения.
Следует отметить, что уже на данном этапе становления системы экологического образования не просто была обозначена роль природы в развитии личности. Были определены методы, средства и формы организации работы по ознакомлению с природой, а так же осуществлен отбор знаний о природе, которые должны быть усвоены детьми.
Второй этап становления системы экологического образования уже ориентирован на разработку теории и практики методике ознакомления детей дошкольного возраста с миром природы. Большое значение приобретают работы таких ученых как Гецова, Куликова, Маневцева, Саморукова и др. Учеными тщательно исследуются частные вопросы, касающиеся исследования природы как средства всестороннего развития. Так работы Гецовой ориентированы на разработку проблемы нравственного воспитания детей средствами природы. Гецова обращает внимание на рассогласование имеющихся у детей знаний о правилах поведения в природе и реальных поведенческих проявлений по отношению к природным объектам. Не случайно целью всего научного исследования ученых определяет разработку содержания таких знаний о мире природы, которые бы выполняли не только образовательную, но и воспитательную функцию. По мнению исследователя, знания о природе, ее объектах и явлениях призваны решать задачу формирования у детей положительного отношения к миру природы, «деятельностной любви» к нему. Проведенное исследование показало, что большое значение при реализации данных целевых установок имеет создание условий для осознания детьми информации о мире природы, а так же осмысленность производимых ими в природе действий. Под такими условиями автор понимает комплексное использование наглядных, словесных и практических методов в процессе ознакомления детей с природой. Такие ученые как Виноградова, Никитина и Ташина изучают вопросы, связанные с эстетическим развитием дошкольников средствами природы. Так, Виноградова в своих исследованиях ставит и решает задачу развития у детей дошкольного возраста способности видеть, замечать и понимать красоту природы. Эстетические чувства по отношению к природным объектам исследователь рассматривает как важнейшую составляющую положительного отношения к природному окружению. Основным средством реализации поставленных задач, Виноградова определяет обеспечения детям условий для полноценного общения, взаимодействия с природными объектами.
Третий этап. Он характеризуется тем, что накопленный
учеными информационный теоретико-практический
материал по вопросам ознакомления детей
с природным окружением позволяет обратится
непосредственно к разработки теории
и методики экологического образования
дошкольников. Так, в 1996 году была опубликована
«концепция экологического воспитания»
Николаевой, которая длительное время
рассматривалась как практически единственный
нормативно-регулятивный документ в области
экологического образования детей дошкольного
возраста. Основной целью экологической
работы с детьми автор определяет формирование
основ экологической культуры.
Приоритетной задачей дошкольного экологического
образования в настоящее время должно
стать формирование основ ценностного
отношения к миру природы, предполагающее
не только накопления определенного диапазона
знаний, информации о природе, но и развитие
эмоций и чувств детей в процессе познания
природных объектов, а так же их трансформация
в позитивно ориентировочные поступки,
действия детей в природе.
Вопрос №2. Выберите форму предъявления (схема, таблица, рисунок и д.р.) и постройте проект межнаучных связей теории и методике экологического образования дошкольников. В каждом модуле проекта предъявите краткое доказательство связи.
Название |
Цель |
Результат |
Дидактические единицы |
Модуль 1.Экологическое образование дошкольников как процесс формирования знаний, отношения, поведения. |
Сформировать представления о содержании, формах ,методах работы педагога по экологическоу образованию дошкольников. |
1. Знать основные
технологии экологического |
|
Модуль 2. Критерии сформированности экологической воспитанности. |
Формирование у студентов представлений о диагностике усвоения детьми природоведческих знаний, умений, навыков и отношений. |
1.Понимать значение
педагогической диагностики в
совершенствовании |
|
Модуль 3. Методическое руководство экологическим воспитанием в дошкольных образовательных учреждениях. |
Формирование у студентов понятий об основных направлениях и формах руководства работой по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в ДОУ. |
1. Знать основные
направления и формы руководств |
|
Вопрос №2. Выберите форму предъявления (схема, таблица, рисунок и д.р.) и постройте проект межнаучных связей теории и методике экологического образования дошкольников. В каждом модуле проекта предъявите краткое доказательство связи.
Проект направлен на работу с родителями воспитанников, посещающих дошкольное учреждение и позволяет сочетать интересы всех участников образовательного процесса: родителей, детей и педагогов.
Цели проекта: формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей.
Актуальность:
- сохранность окружающей природы: улиц, леса, парка;
- экологическое воспитание детей и родителей, создание позитивного образа чистого города.
Задачи проекта:
1. Подвести к пониманию
важности проблемы
2. Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.
3. Повысить уровень
4. Побудить интерес к
созданию благоприятной
5. Формировать детско-
6. Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.
Ожидаемые результаты:
- посильное участие родителей в экологическом образовании детей;
- непосредственное участие
родителей и детей в
- повышение уровня знаний
у родителей и детей об
Участники проекта: родители и дети, педагоги.
Октябрь
1. Провести родительское
собрание с целью привлечения
родителей к участию в проекте.
Провести беседу с родителями
с предварительным
2. Создать семейные архивы «Отдыхаем, не вредя!» (семейные фотографии – отдых на природе: парк, лес, на даче).
3. Групповые экскурсии с детьми и родителями по городу «Клуб выходного дня».
4. Оформить фотостенд
в группе «Природа нашего
5. Привлечь родителей к созданию стенгазеты, посвященной охране природы.
Ноябрь
1. Провести консультацию
«Мусор-проблема №1». С помощью
этой темы мы хотим донести
до родителей, насколько важна
эта проблема в нашем городе.
Рассказать о способах
2. Создать совместно с родителями рекламные листовки для мусорных урн типа: «Пусть город будет чистым!» «Отдай мне мусор!» и т.п.
3. «Клуб выходного дня» – провести совместно с детьми и родителями экологические экскурсии по городу.
4. Привлечь родителей к пополнению уголка природы в группе.
5. Создать буклет для родителей: «Куда деть мусор?» – информировать взрослых о том, куда можно сдать в нашем городе промышленные отходы для переработки.
Декабрь
1. Разработать совместно
с родителями статью для
2. «Экологический десант»
– провести совместно с
3. Домашнее задание для
родителей «Отходы как ресурс»
(привлечение к сбору
Январь
1. Подготовить информационную страничку для родительского уголка: «Вода – источник жизни!» В сообщении мы хотим напомнить взрослым о том, как важна проблема сбережения наших водных ресурсов. Мало того, что в некоторых населенных пунктах остро стоит проблема с питьевой водой (ее не хватает, либо очень низкое качество), но она еще и является местом обитания множества растений и живых организмов.
2. Изготовить совместно
с детьми памятки для
3. «Экологический десант» – привлечь родителей к сбору пластиковых отходов.
4. Конкурс для родителей на лучшую листовку на тему «Сделаем наш город чище».
Февраль
1. Провести консультацию
для родителей «Играя, познаем
природу». Мы хотим рассказать, как
с помощью игр экологической
направленности учить детей
2. Провести конкурс для родителей на лучшую экологическую игру для детей.
3. Оформить передвижную
папку для родительского
4. Изготовить фотоальбом из семейных архивов «Как мы отдыхаем на природе (даче, в лесу и пр.).
Март
1. «Клуб выходного дня» – выступление родителей на тему «Дом, в котором мы живем». С помощью этой беседы мы хотели бы выяснить у родителей, как выглядит их придомовая территория, как выглядят их подъезды, что они делают для того, чтобы улучшить их внешний вид, и делают ли вообще? Что могли бы или хотели бы сделать для улучшения придомовых территорий?
2. «Экологический десант» « привлечь родителей к сбору пластиковых отходов.
3. «Клуб выходного дня»
– провести совместно с
4. Домашнее задание – придумать сказки, частушки, речевки на экологические темы.
5. Конкурс рисунков для родителей и детей на тему «Мой красивый, чистый город!»
Апрель
1. Прогулка-наблюдение на тему «Весна пришла. А город чистый?»
2. Провести беседу с родителями на тему «Животные в городе». У многих из нас есть домашние животные, и весной, на газонах, мы видим остатки их жизнедеятельности. Все это выглядит ужасно. Мы бы хотели поинтересоваться у родителей, как они относятся к этой проблеме, и что, по их мнению, можно было бы сделать.
3. «Экологический десант»
– совместно с родителями
4. Подготовка буклета «А знаете ли вы, что...» (Как долго разлагается различный мусор: бумага, стекло, пластик).
Май
1. «Клуб выходного дня» – провести беседу с родителями на тему «Огонь – беда для леса!» Скоро начнется лето, и все мы поедем отдыхать за город. Но все ли мы знаем, как правильно вести себя в лесу? С помощью этого сообщения мы бы хотим предупредить родителей о том, какой вред может нанести природе случайно забытый костер, брошенная сигарета и т.д.
2. «Экологический десант»
– провести субботник с
3. Изготовить фотостенд из фотографий о субботнике «Вот как стало зелено!».
4. Подготовить и провести
экологический праздник для
1. Консультации и сообщения
экологической направленности