Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 17:22, контрольная работа

Описание работы

Вопрос № 1. Какие основные этапы можно выделить в истории становления теории и методике экологического образования дошкольников?

Особое значение работы по экологическому образованию имеет на базовых уровнях онтогенеза, - в раннем и дошкольном детстве, когда «закладывается» фундамент личности. Именно природа на этом возрастном уровне по праву является одним из эффективнейших средств комплексного развития ребенка.

Файлы: 1 файл

Вопрос.doc

— 73.50 Кб (Скачать файл)

Вопрос № 1. Какие основные этапы  можно выделить в истории становления теории и методике экологического образования дошкольников?

 

Особое значение работы по экологическому образованию имеет на базовых уровнях онтогенеза, - в раннем и дошкольном детстве, когда «закладывается» фундамент личности. Именно природа на этом возрастном уровне по праву является одним из эффективнейших средств комплексного развития ребенка. У детей дошкольного возраста, в силу их возрастной специфики, не только возможно, но и достаточно легко сформировать и систему представлений о природном окружении, и необходимые умения и навыки гуманного, ответственного взаимодействия с природой, воспитать основы ценностного отношения к ней, привычку позитивного поведения и деятельности, субъективное и природное отношение.

Опираясь на работы Серебряковой Т.А. и обращаясь к краткой истории становления экологического образования дошкольников, следует отметить, что в этом процессе представляется возможным выделить три этапа.

Первый этап связан, в первую очередь, с накоплением теоретических положений, касающихся роли природы в развитии личности. Еще в трудах классиков зарубежной прогрессивной педагогики высказываются идеи о влиянии природы на всестороннее развитие подрастающего поколения. Так, по мнению Руссо до 12-ти летнего возраста дети должны развиваться исключительно на природе. Основой же этого развития автор считает наблюдение природных объектов и явлений.

Богатейший материал для построения системы работы по ознакомлению детей с миром природы накоплен представлениями отечественной прогрессивной педагогики конца 19 – начало 20 столетий – К.Д. Ушинский рассматривает как важнейшее средство воспитания у подрастающего поколения высоких чувств и душевного благородства. Как источник умственного развития рассматривает природу ученица и последователь Ушинского – Водовозова. Как элемент среды, в которой « дети живут своей естественной детской жизнью» рассматривает мир природы Тихеева. В природе она видит неиссякаемый источник, из которого дети могут черпать свои наблюдения.

Следует отметить, что уже на данном этапе становления системы экологического образования не просто была обозначена роль природы в развитии личности. Были определены методы, средства и формы организации работы по ознакомлению с природой, а так же осуществлен отбор знаний о природе, которые должны быть усвоены детьми.

Второй этап становления системы экологического образования уже ориентирован на разработку теории и практики методике ознакомления детей дошкольного возраста с миром природы. Большое значение приобретают работы таких ученых как Гецова, Куликова, Маневцева, Саморукова и др. Учеными тщательно исследуются частные вопросы, касающиеся исследования природы как средства всестороннего развития. Так работы Гецовой ориентированы на разработку проблемы нравственного воспитания детей средствами природы. Гецова обращает внимание на рассогласование имеющихся у детей знаний о правилах поведения в природе и реальных поведенческих проявлений по отношению к природным объектам. Не случайно целью всего научного исследования ученых определяет разработку содержания таких знаний о мире природы, которые бы выполняли не только образовательную, но и воспитательную функцию. По мнению исследователя, знания о природе, ее объектах и явлениях призваны решать задачу формирования у детей положительного отношения  к миру природы, «деятельностной любви» к нему. Проведенное исследование показало, что большое значение при реализации данных целевых установок имеет создание условий для осознания детьми информации о мире природы, а так же осмысленность производимых ими в природе действий. Под такими условиями автор понимает комплексное использование наглядных, словесных и практических методов в процессе ознакомления детей с природой. Такие ученые как Виноградова, Никитина и Ташина изучают вопросы, связанные с эстетическим развитием дошкольников средствами природы. Так, Виноградова в своих исследованиях ставит и решает задачу развития у детей дошкольного возраста способности видеть, замечать и понимать красоту природы. Эстетические чувства по отношению к природным объектам исследователь рассматривает как важнейшую составляющую положительного отношения к природному окружению. Основным средством реализации поставленных задач, Виноградова определяет обеспечения детям условий для полноценного общения, взаимодействия с природными объектами.

Третий этап. Он характеризуется тем, что накопленный учеными информационный теоретико-практический материал по вопросам ознакомления детей с природным окружением позволяет обратится непосредственно к разработки теории и методики экологического образования дошкольников. Так, в 1996 году была опубликована «концепция экологического воспитания» Николаевой, которая длительное время рассматривалась как практически единственный нормативно-регулятивный документ в области экологического образования детей дошкольного возраста. Основной целью экологической работы с детьми автор определяет формирование основ экологической культуры. 
Приоритетной задачей дошкольного экологического образования в настоящее время должно стать формирование основ ценностного отношения к миру природы, предполагающее не только накопления определенного диапазона знаний, информации о природе, но и развитие эмоций и чувств детей в процессе познания природных объектов, а так же их трансформация в позитивно ориентировочные поступки, действия детей в природе.

 

Вопрос №2. Выберите форму предъявления (схема, таблица, рисунок и д.р.) и постройте проект межнаучных связей теории и методике экологического образования дошкольников. В каждом модуле проекта предъявите краткое доказательство связи.

 

Название

Цель

Результат

Дидактические единицы

Модуль 1.Экологическое образование дошкольников как процесс формирования знаний, отношения, поведения.

Сформировать представления о содержании, формах ,методах работы педагога по экологическоу образованию дошкольников.

1. Знать основные  технологии экологического образования  детей дошкольного возраста на  современном этапе. 2. Отбирать и  комбинировать формы, методы и  приемы экологического воспитания  в зависимости от конкретных задач, содержания знаний, умений и навыков, особенностей познавательной деятельности детей дошкольного возраста. 3. Проектировать педагогический процесс, направленный на формирование экологической культуры дошкольников.

  • Формы организации экологической работы в ДОУ
  • Методы экологического образования дошкольников

Модуль 2. Критерии сформированности экологической воспитанности.

Формирование у студентов представлений о диагностике усвоения детьми природоведческих знаний, умений, навыков и отношений.

1.Понимать значение  педагогической диагностики в  совершенствовании образовательного  процесса экологического образования  дошкольников. 2.Знать принципы и  методы изучения уровня экологической  воспитанности детей дошкольного  возраста. 3. Проводить мониторинг состояния экологической ситуации дошкольного образовательного учреждения.

  • Диагностика сформированности представлений о природных объектах, стратегий взаимодействия с природой и экологического отношения детей к природе

Модуль 3. Методическое руководство экологическим воспитанием в дошкольных образовательных учреждениях.

Формирование у студентов понятий об основных направлениях и формах руководства работой по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в ДОУ.

1. Знать основные  направления и формы руководства работой по экологическому воспитанию детей. 2. Знать специфику и виды планирования работы по экологическому воспитанию дошкольников. 3. Знать содержание и формы сотрудничества ДОУ с семьей.

  • Организационно-методическое руководство экологическим воспитанием в ДОУ
  • Планирование работы по экологическому воспитанию
  • Взаимодействие ДОУ с семьей воспитанников по экологическому воспитанию дошкольников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №2. Выберите форму предъявления (схема, таблица, рисунок и д.р.) и постройте проект межнаучных связей теории и методике экологического образования дошкольников. В каждом модуле проекта предъявите краткое доказательство связи.

Проект работы с родителями в экологическом воспитании дошкольников

Проект направлен на работу с родителями воспитанников, посещающих дошкольное учреждение и позволяет сочетать интересы всех участников образовательного процесса: родителей, детей и педагогов.

Цели проекта: формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей.

Актуальность:

- сохранность окружающей  природы: улиц, леса, парка;

- экологическое воспитание  детей и родителей, создание позитивного  образа чистого города.

Задачи проекта:

1. Подвести к пониманию  важности проблемы взаимоотношения  человека с природой и последствий  деятельности человека в ней.

2. Расширить представления  родителей о том, что в природе  ничто не исчезает бесследно  и очень важно научить ребенка  защищать природу, любить ее и уметь охранять.

3. Повысить уровень экологической  культуры и информированности  родителей о проблеме обращения  с отходами с помощью информационных  сообщений.

4. Побудить интерес к  созданию благоприятной окружающей  среды города и микрорайона.

5. Формировать детско-родительские  отношения в духе воспитания  интереса и экологически правильного  поведения в природе.

6. Учить родителей на  личном примере относиться к  природе бережно, охранять и защищать  ее.

Ожидаемые результаты:

- посильное участие родителей в экологическом образовании детей;

- непосредственное участие  родителей и детей в организации  различных экологических мероприятий;

- повышение уровня знаний  у родителей и детей об экологии  родного города, охране природы.

Участники проекта: родители и дети, педагоги.

Перспективный план проекта.

Октябрь

1. Провести родительское  собрание с целью привлечения  родителей к участию в проекте. Провести беседу с родителями  с предварительным анкетированием  на тему «Берегите природу».

2. Создать семейные архивы «Отдыхаем, не вредя!» (семейные фотографии – отдых на природе: парк, лес, на даче).

3. Групповые экскурсии  с детьми и родителями по  городу «Клуб выходного дня».

4. Оформить фотостенд  в группе «Природа нашего города».

5. Привлечь родителей  к созданию стенгазеты, посвященной охране природы.

Ноябрь

1. Провести консультацию  «Мусор-проблема №1». С помощью  этой темы мы хотим донести  до родителей, насколько важна  эта проблема в нашем городе. Рассказать о способах переработки  мусора, о возможностях его вторичного использования. Показать на примерах, какой ущерб наносят отходы городу.

2. Создать совместно с  родителями рекламные листовки  для мусорных урн типа: «Пусть  город будет чистым!» «Отдай  мне мусор!» и т.п.

3. «Клуб выходного дня»  – провести совместно с детьми и родителями экологические экскурсии по городу.

4. Привлечь родителей  к пополнению уголка природы  в группе.

5. Создать буклет для  родителей: «Куда деть мусор?»  – информировать взрослых о  том, куда можно сдать в нашем  городе промышленные отходы для переработки.

Декабрь

1. Разработать совместно  с родителями статью для журнала  «Десяточка», выпускаемого в дошкольном  учреждении, на тему «Как научить  ребенка защищать природу».

2. «Экологический десант»  – провести совместно с родителями  и детьми прогулки по городу с целью сбора пластика.

3. Домашнее задание для  родителей «Отходы как ресурс» (привлечение к сбору пластиковых  отходов).

Январь

1. Подготовить информационную  страничку для родительского  уголка: «Вода – источник жизни!»  В сообщении мы хотим напомнить взрослым о том, как важна проблема сбережения наших водных ресурсов. Мало того, что в некоторых населенных пунктах остро стоит проблема с питьевой водой (ее не хватает, либо очень низкое качество), но она еще и является местом обитания множества растений и живых организмов.

2. Изготовить совместно  с детьми памятки для родителей  «Долой мусор!», «Не бросайте мусор, где попало!»

3. «Экологический десант»  – привлечь родителей к сбору  пластиковых отходов.

4. Конкурс для родителей  на лучшую листовку на тему  «Сделаем наш город чище».

Февраль

1. Провести консультацию  для родителей «Играя, познаем  природу». Мы хотим рассказать, как  с помощью игр экологической  направленности учить детей беречь  и охранять природу, дать несколько  примеров игр.

2. Провести конкурс для родителей на лучшую экологическую игру для детей.

3. Оформить передвижную  папку для родительского уголка«Люби  и охраняй окружающую природу».

4. Изготовить фотоальбом  из семейных архивов «Как мы  отдыхаем на природе (даче, в лесу  и пр.).

Март

1. «Клуб выходного дня» – выступление родителей на тему «Дом, в котором мы живем». С помощью этой беседы мы хотели бы выяснить у родителей, как выглядит их придомовая территория, как выглядят их подъезды, что они делают для того, чтобы улучшить их внешний вид, и делают ли вообще? Что могли бы или хотели бы сделать для улучшения придомовых территорий?

2. «Экологический десант»  « привлечь родителей к сбору  пластиковых отходов.

3. «Клуб выходного дня»  – провести совместно с родителями  экологические прогулки по городу.

4. Домашнее задание – придумать сказки, частушки, речевки на экологические темы.

5. Конкурс рисунков для  родителей и детей на тему  «Мой красивый, чистый город!»

Апрель

1. Прогулка-наблюдение на  тему «Весна пришла. А город  чистый?»

2. Провести беседу с  родителями на тему «Животные в городе». У многих из нас есть домашние животные, и весной, на газонах, мы видим остатки их жизнедеятельности. Все это выглядит ужасно. Мы бы хотели поинтересоваться у родителей, как они относятся к этой проблеме, и что, по их мнению, можно было бы сделать.

3. «Экологический десант»  – совместно с родителями провести  субботник по уборке территории  детского сада.

4. Подготовка буклета  «А знаете ли вы, что...» (Как  долго разлагается различный  мусор: бумага, стекло, пластик).

Май

1. «Клуб выходного дня» – провести беседу с родителями на тему «Огонь – беда для леса!» Скоро начнется лето, и все мы поедем отдыхать за город. Но все ли мы знаем, как правильно вести себя в лесу? С помощью этого сообщения мы бы хотим предупредить родителей о том, какой вред может нанести природе случайно забытый костер, брошенная сигарета и т.д.

2. «Экологический десант»  – провести субботник с родителями  по озеленению территории детского  сада.

3. Изготовить фотостенд  из фотографий о субботнике  «Вот как стало зелено!».

4. Подготовить и провести  экологический праздник для детей  с участием родителей.

Формы и методы работы с родителями:

1. Консультации и сообщения  экологической направленности для  родительского уголка. Беседы с  родителями о важности данной  проблемы.

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"