Контрольная работа по психологии и педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 20:15, контрольная работа

Описание работы

Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т.д. В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения: мотивационно-побудительное, эмоционально-оценочное и активационно-энергетическое (определяющим выступает первое измерение).

Содержание работы

Оглавление
1. Определение психических состояний

2. Вопрос 1. Охарактеризуйте типичные положительные психические состояния человека

3. Вопрос 2. Рассмотрите отрицательные психические состояния

4. Вопрос 3. Тест

Список литературы

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 27.54 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

Федеральное агентство по образованию

 

ГОУ ВПО

 

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

 

Кафедра философии, истории  и права

Контрольная работа

 

По психологии и педагогике

 

Вариант №18

Работа выполнена: Семеновой  Дарьей Андреевной

Барнаул 2010

 

 

Оглавление

1. Определение психических  состояний

 

2. Вопрос 1. Охарактеризуйте  типичные положительные психические  состояния человека

 

3. Вопрос 2. Рассмотрите отрицательные  психические состояния

 

4. Вопрос 3. Тест

 

Список литературы

 

 

 

 

1. Определение психических  состояний

Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т.д. В  любом психическом состоянии  можно выделить три общих измерения: мотивационно-побудительное, эмоционально-оценочное  и активационно-энергетическое (определяющим выступает первое измерение).

 

Наряду с психическими состояниями отдельного человека существуют и «массовидные» состояния, то есть психические состояния отдельных общностей людей (микро- и макрогрупп, народов, обществ). В социологической и социально-психологической литературе специально рассматриваются два вида таких состояний ─ общественное мнение и общественное настроение.

 

Психические состояния человеческих общностей характеризуются целым  рядом признаков, не свойственных вообще или свойственных в меньшей степени  состояниям индивида; массовидность; ярко выраженный социальный характер; большая политическая значимость в жизни общества; «заразительность», то есть способность к быстрой иррадиации (распространению); «эффект группы», то есть увеличение силы и значения состояний людской общности; информативность, тенденция к закреплению.

 

Психические состояния человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним  многообразием, полярностью.

 

Каждому психическому состоянию  человека соответствует противоположное  состояние (уверенность ─ неуверенность, активность ─ пассивность, фрустрация ─ толерантность и т. д.).

 

В зависимости от влияния  на личность, психические состояния  человека делятся на: положительные и отрицательные, стенические и астенические.

 

Возникновение и протекание психических состояний человека зависят от его индивидуальных психических  и нейрофизиологических качеств, предшествующих психических состояний, жизненного опыта, (в том числе профессионального), возраста, физического состояния, конкретной ситуации и т.д.

 

Однако можно выделить типичные положительные и отрицательные  психические состояния, свойственные большинству людей, как в повседневной жизни (любовь, счастье, горе и т.д.), так и в профессиональной деятельности. Сюда следует отнести психические  состояния профессиональной пригодности, осознания значимости своей профессии, состояние радости от успехов  в работе, состояние волевой активности и т. д. [Психология и педагогика (Радугин  А.А.) стр.110-112]

Вопрос 1. Охарактеризуйте  типичные положительные психические  состояния человека

Типично положительными состояниями  повседневной жизни являются радость, счастье, любовь и многие другие состояния, имеющие яркую положительную  окраску. Они характеризуются улыбкой  на лице, удовольствием от общения  с другими людьми, ощущением принятия окружающими, уверенностью в себе и  спокойствием, ощущением способности  справиться с жизненными проблемами. Аргайл и др. выделили 3 группы факторов положительных эмоциональных состояний, такие как полнота переживаний и их глубина; успех; чувство привязанности к людям. Полнота переживаний имеет много общего с "пиковыми переживаниями" или "моментами наиболее полного ощущения счастья и самореализации" (Маслоу). Это состояние характеризуется как полная вовлеченность, погруженность в какую-либо деятельность - трудовую или досуговую. Источником этой вовлеченности является равновесие между сложностью деятельности и умениями человека. Если проблема, которую предстоит решить, слишком сложна, появляется чувство беспокойства, если слишком проста, то чувство скуки.

 

Положительно окрашенное эмоциональное состояние влияет на протекание практически всех психических  процессов и поведение человека. Так, если в момент заучивания испытуемые находились в состоянии удовольствия, радости, то доля последующего воспроизведения  заученных слов составляла 78%, если же в состоянии подавленности, депрессии, то только 34%. Известно, что успех  в решении интеллектуального  теста положительно влияет на успешность решения последующих заданий, неуспех - отрицательно. Стимулирование положительных  эмоций приводит к оригинальным и  разнообразным словесным ассоциациям, способствует творческой отдаче и благоприятно влияет на решение задач. Многие эксперименты показали, что счастливые люди проявляют  большую готовность прийти на помощь другим. Так, в одном из экспериментов 47% испытуемых, положительно окрашенные, эмоциональные состояния которых были вызваны воспоминаниями о счастливых эпизодах их жизни, с готовностью согласились сдать свою кровь, в то время как в контрольной группе на это согласились лишь 17%. Многие исследования свидетельствуют о том, что люди, находящиеся в хорошем расположении духа, склонны более положительно оценивать свое окружение (Аргайл).

 

Радость — одна из основных положительных эмоций человека, внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия и счастья. Является положительной  внутренней мотивацией человека. Радость  считается противоположной грусти, печали. Радость может отделяться от удовлетворения и удовольствия и даже противопоставляться им. Радость, как более «высокое» чувство, в противопоставлении «душа» — «тело» связывается с душой, а удовольствие, как всего лишь «ощущение, реакция» — с телом.

 

Счастье — психологическое  состояние, при котором человек  испытывает удовлетворенность собственным  бытием, внутренняя гармония. Разделяются: эпизодическая удовлетворенность  по случаю конкретных событий жизни  и интегральная характеристика того, насколько удовлетворение данной актуализированной  потребности не противоречит возможности  удовлетворить другие потребности. [Каретко М.А. О счастье. 1992. №1. С. 186]

 

Любовь — чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная  привязанность к другому человеку или объекту.

 

Способность к любви у  высших животных может проявляться  в форме привязанности, сложных  взаимоотношений социального типа внутри группы, но в полной мере она  спорна и пока не подтверждена.

 

Любовь — одна из фундаментальных  и общих тем в мировой культуре и искусстве. Рассуждения о любви  и её анализ как явления восходят к древнейшим философским системам и литературным памятникам, известным  человеку.

 

Любовь рассматривается  также как философская категория, в виде субъектного отношения, интимного  избирательного чувства, направленного  на предмет любви.

 

В учебной и профессиональной деятельности положительными психическими состояниями являются: профессиональная заинтересованность, творческое вдохновение  и решительность.

 

Профессиональная заинтересованность − психическое состояние, для  которого характерны: осознание значимости профессиональной деятельности; стремление больше узнать о ней и активно  действовать в ее области; концентрация внимания на круге объектов, связанных  с данной областью, и при этом указанные объекты начинают занимать господствующее положение в сознании специалиста.

 

Творческое вдохновение  − психическое состояние, выражающееся в творческом подъеме; обострении восприятия; повышении способности воспроизведения  ранее запечатленного; возрастания  мощи воображения; возникновении целого ряда комбинаций оригинальных впечатлений  и т. [http://5ballov.qip.ru]

 

Решительность − психическое  состояние готовности быстро принять  решение и привести его в исполнение. Однако решительность − это ни в коем случае не спешка, торопливость, необдуманность, излишняя самоуверенность. Необходимыми условиями решительности  являются широта мышления, проницательность, мужество, большой жизненный и  профессиональный опыт, знания, планомерность  работы. Поспешная же «решительность», как и нерешительность, то есть психическое  состояние, характеризуемое недостатком  психологической готовности принять  решение и ведущее к необоснованной отсрочке или невыполнению действий, чреваты неблагоприятными последствиями  и не раз приводили к жизненным, в том числе и профессиональным, ошибкам. [Психология и педагогика (Радугин  А.А.) стр.114]

 

Таким образом, мы видим, что  стенические психические состояния  сопровождаются положительными эмоциями, характеризуются повышением жизнедеятельности (возникает состояние возбуждения, радостного волнения, подъёма, бодрости). При переживании дыхание становится глубоким и лёгким, сердце работает энергичнее, в глазах появляется блеск, корпус выпрямляется, организм мобилизуется для выполнения действий, требующих  затраты большей, чем обычно энергии. Они активны, переживаются с положительным  эмоциональным тоном, уверенностью и хорошим расположением духа. Человек полон сил и готов  прийти на помощь другому.

 

 

 

 

Вопрос 2. Рассмотрите отрицательные  психические состояния

Наряду с положительными (стеническими) состояниями у человека в процессе его жизнедеятельности  могут возникать и отрицательные (астенические). Например, нерешительность  появляется не только при отсутствии самостоятельности, уверенности в  себе, но и из-за новизны, неясности, запутанности той или иной жизненной  ситуации. Экстремальные условия  приводят к состояниям психической  напряженности.

 

Психологи также говорят  о состоянии сугубо операционной (операторной, деловой) напряженности, которая возникает в результате сложности выполняемой деятельности (это трудности сенсорного различения, состояния бдительности, сложность  зрительно-двигательной координации, интеллектуальная нагрузка и т. д.), и эмоциональной напряженности, вызванной эмоциональными экстремальными условиями (работой с людьми, в  том числе с больными, правонарушителями  и т. д.).

 

Необходимо также отметить, что решение сложных мыслительных задач вообще невозможно без определённого  эмоционального напряжения. Эмоциональное  напряжение является необходимым условием продуктивной интеллектуальной деятельности т. к. сознательной оценке всегда предшествует эмоциональная, выполняющая функцию предварительного отбора гипотез. «Эмоциональное решение» значительно опережает интеллектуальное решение, выступая как эмоциональное предвосхищение нахождения основного принципа решения задач.

 

Выступая против ошибочных  вербальных (словесных) оценок, эмоции могут выполнять положительную  функцию «коррекции» поисковой  деятельности, приводящей к объективно верным результатам.

 

Предварительное эмоциональное  переживание ситуации позволяет  человеку:

 

а) почувствовать, что выполняемая  им деятельность является «его деятельностью»;

 

б) как бы дистанционно оценивать  условия протекания планируемой  деятельности, т.е. осуществлять так  называемое предварительное «эмоциональное планирование».

 

Здесь даже отрицательные  эмоции могут выполнять положительную  роль в связи с тем, что происходит взаимодействие «интеллектуальных» (эмоциональная  активизация, являющаяся продуктом  интеллектуального процесса) и «ситуативных» (эмоциональная активация, порождаемая  общей ситуацией, в которой протекает  интеллектуальный процесс) эмоции.

 

Стресс − неспецифический  ответ организма на любое предъявленное  ему требование (Селье). По физиологической сути стресс понимается как адаптационный процесс, целью которого является сохранение морфофункционального единства организма и обеспечение оптимальных возможностей для удовлетворения имеющихся потребностей. Под неспецифическим ответом Селье понимал стереотипный ответ организма, независимый от природы раздражителя. Лазарус разводит понятия физиологического и психологического стресса. Они отличаются по особенностям стимула, механизму возникновения и характеру ответной реакции. Физиологический стресс характеризуется нарушением гомеостаза, он вызывается непосредственным действием неблагоприятного фактора на организм (например, погружение в ледяную воду, перегрев организма и пр.). Восстановление гомеостатических функций обеспечивается висцеральными и нейрогуморальными механизмами, которые обусловливают стереотипный характер реакций, однозначно обусловленных характером стрессора. Поэтому при физиологическом стрессе реакции стереотипны и предсказуемы. Иначе обстоит дело при психологическом стрессе. Анализ психологического стресса требует учета таких факторов, как значимость ситуации для субъекта, интеллектуальные процессы, личностные особенности. Поэтому при психологическом стрессе реакции индивидуальны и не всегда предсказуемы. "...Решающим фактором, определяющим механизмы формирования психических состояний, отражающим процесс адаптации к сложным условиям у человека, является не столько объективная сущность "опасности", "сложности", "трудности" ситуации, сколько ее субъективная, личная оценка человеком" (Немчин).

 

Любая нормальная деятельность человека может вызвать значительный стресс, не причинив при этом вреда  организму. Более того, умеренный  стресс (состояния нервно-психического напряжения I, II и отчасти III уровня) мобилизуют защитные силы организма  и, как было показано в ряде исследований, оказывают тренирующий эффект, переводя организм на новый уровень адаптации. Вредоносным является дистресс, или вредный стресс, по терминологии Селье. Состояние психоэмоциональной напряженности, психоэмоционального стресса, фрустрации, аффекта можно отнести к дистрессовым состояниям.

 

Фрустрация – психическое  состояние, возникающее в случае, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с препятствиями, которые реально непреодолимы или  воспринимаются им как непреодолимые. В ситуациях фрустрации происходит резкое повышение активации подкорковых  образований, возникает сильный  эмоциональный дискомфорт. При высокой  толерантности (устойчивости) по отношению  к фрустраторам поведение человека остается в пределах адаптивной нормы, человек демонстрирует конструктивное, разрешающее ситуацию поведение. При низкой толерантности могут проявляться различные формы неконструктивного поведения. Наиболее частой реакцией является агрессия, которая имеет разное направление. Агрессия, направленная на внешние объекты: словесный отпор, обвинения, оскорбление, физические нападки на человека, который вызвал фрустрацию. Агрессия, направленная на себя: самообвинение, самобичевание, чувство вины. Может происходить смещение агрессии на других лиц или на неодушевленные предметы, тогда человек "выливает свой гнев" на ни в чем не повинных членов семьи или бьет посуду.

Информация о работе Контрольная работа по психологии и педагогике