Контрольная работа по "Социальной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:04, контрольная работа

Описание работы

Этапы становления социальной работы в России: III этап – вторая половина XIX в. – 1917 г. Дискуссии по вопросу взаимоотношений государства и общества в системе призрения. Детские учреждения. Призрение взрослых.

Файлы: 1 файл

учитель.doc

— 54.00 Кб (Скачать файл)

Вариант 4.

 

  1. Этапы становления социальной работы в России:  III этап – вторая половина XIX в. – 1917 г. Дискуссии по вопросу взаимоотношений государства и общества в системе призрения. Детские учреждения. Призрение взрослых.

 

В России долго дебатировался вопрос: кому должна быть предоставлена организация призрения – государству или самоуправляющимся союзам?

К середине XIX в. теоретики и практики социальной работы в Российской империи пришли к выводу о необходимости децентрализации в деле призрения, превращения его в подлинно общественное. Это могло обеспечить самый важный принцип благотворительности – индивидуализацию помощи. Местные органы призрения находились «близко к нужде», они более внимательно и экономично расходовали средства, обходились без формализма и проволочек в работе.

Серьезные изменения в организации  всей социальной политики были связаны с созданием выборных представительных учреждений местного административного хозяйствования: земского (1864) и городского (1870) самоуправления. По «положению», органами местного самоуправления в уездах провозглашались уездные земские собрания, состоявшие из земских гласных, избираемых на три года по трем куриям избирателей (помещики, крестьянские общества, владельцы недвижимости и торгово-промышленных предприятий). Исполнительным органом была земская управа во главе с председателем – уездным предводителем дворянства.

В компетенцию земств входили дела благотворительные, попечение о  народном здравии, образовании, строительстве  церквей, школ и т. д.

Земствам удалось создать новый тип школ, работавших по четырехгодичной программе. Впервые за всю историю страны медицинские учреждения стали обычным явлением сельской жизни. Врачи придавали большое значение профилактике заболеваний, боролись с эпидемиями. Земства оказывали экономическое содействие сельскому хозяйству, организовывали выставки, опытно-показательные станции, опытные скотные дворы, готовили специалистов-агрономов. Земства решали и вопросы призрения, развивали открытые его формы. Особо можно выделить деятельность земских психиатров, которым удалось в начале XX в. создать несколько поселков для семей, где имелись душевнобольные родственники. Создавались приюты для слепых, глухонемых, парализованных. Земцам принадлежала идея воспитания сирот у приемных родителей.

Российская империя — страна крестьянская, поэтому сельское и волостное призрение играло существенную роль. Однако законодательство, по сути, закрепило архаические способы помощи. Престарелые, дряхлые, увечные призревались родственниками, а если их не было, то крестьянским обществом.

В практике крестьянского призрения  преобладали следующие виды крестьянской помощи:

  • поочередное кормление по домам,
  • выдача хлебных и денежных пособий,
  • организация яслей-приютов для детей,
  • освобождение от платежей,
  • помощь в полевых работах,
  • добровольное подаяние деньгами, хлебом, одеждой (милостыня).

Городская система помощи в пореформенный  период приобретает новые черты. Рост урбанизации нес в себе не только позитивное, но и негативное начало. Намечаются различные формы социальной патологии: профессиональное нищенство, проституция, детская безнадзорность.

Органы городского самоуправления ценой неимоверных усилий добивались чистоты и порядка, благоустраивали быт горожан, проводя водопровод и канализацию, ремонтируя дороги и тротуары, рыночные площади. В городах появилась конка, а затем трамвай. Работали санитарно-врачебные службы, поэтому реже вспыхивали эпидемии и инфекционные заболевания, снизилась смертность населения. Кроме больниц, было организовано амбулаторное лечение населения, родовспоможение, семейное призрение больных. Работали лаборатории, рентгеновские кабинеты, водо- и светолечебницы, специализированные санатории. Лечение в них было бесплатное, как и снабжение медикаментами. Впервые в мире было введено медицинское страхование, развивался патронаж больных.

Городские управления огромные средства тратили на нужды образования, полностью  обеспечивая муниципальные учебные  заведения и частично всевозможные воскресные, вечерние, ремесленные и прочие курсы. Школьников обеспечивали бесплатными учебниками, медобслуживанием, питанием (бедных учеников).

Города занимались призрением детей  и взрослых. Детские учреждения делились на три группы:

1) заведения для призрения и воспитания малолетних и несовершеннолетних;

2) заведения дешевого и бесплатного образования;

3) заведения лечебной помощи  для детей.

Призрением  взрослых занимались пять групп учреждений:

1) заведения для призрения престарелых,  убогих и неспособных к труду; 

2) заведения дешевого и бесплатного пропитания;

3) заведения дешевого и бесплатного  проживания;

4) заведения трудовой помощи;

5) заведения лечебной помощи.

Содержались они на средства казны, на проценты с капитала и недвижимости, доходы от производства, добровольные пожертвования граждан, средства от благотворительных акций и различные мелкие сборы.

Органы и учреждения городского и местного самоуправления находились в ведении Министерства внутренних дел. Местные органы социального призрения подчинялись ведомствам (Ведомство учреждений императрицы Марии, Человеколюбивое общество, Российское общество Красного Креста и т.д.).

 

 

 

  1. Покажите на примере из художественной литературы, кинофильма, собственного опыта сущность такого социального явления, как акцентуация характера подростка.

 

Акцентуация характера – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми.

Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20-50% людей некоторые черты характера столь акцентуированы (заострены), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Выраженность акцентуации может быть различной – от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни – психопатии. Психопатия — болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми, психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.

Но в отличие от психопатии акцентуации  характера проявляются не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме.

Леонгард выделяет 12 типов акцентуации, каждый из них предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам:

  • гипертимический (гиперактивный) — чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного, отсутствует самокритичность;
  • дистимичный — постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится. В конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной;
  • циклоидный — общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности);
  • эмотивный (эмоциональный) — чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение;
  • демонстративный — выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках;
  • возбудимый — повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует;
  • застревающий — «застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, «сводит счеты», служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывают, активной стороной;
  • педантичный — выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью;
  • тревожный (психастенический) — пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях;
  • экзальтированный (лабильный) — очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость;
  • интровертированный (шизоидный, аутистический) — малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно холодно относится к другим людям, даже к близким;
  • экстравертированный (конформный) — высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не самостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться.

А. Е. Личко выделяет следующие типы акцентуаций:

    • гипертимный;
    • циклоидный;
    • лабильный;
    • астено-невротический;
    • сензитивный;
    • психастенический;
    • шизоидный;
    • эпилептоидный;
    • истероидный;
    • неустойчивый и конформный.

В период адаптации к школе общение  с одноклассниками, как правило, отступает у первоклассников на второй план перед обилием новых школьных впечатлений.

Наблюдения за первоклассниками показывают, что вначале дети как будто  даже избегают непосредственных контактов  друг с другом, каждый из них пока еще сам по себе, Контакт между собой дети осуществляют посредством педагога. Хрестоматийным является эпизод из школьной жизни первоклассников, приведенный Я.Л. Коломинским:

«Один из учащихся забыл принести в класс ручку, а на уроке нужно писать, он не обращается к товарищам с просьбой дать ему лишнюю ручку. Ученик сидит и молчит, иногда плачет, надеясь, что учительница заметит его бедственное положение. Учительница, узнав, в чем дело, обращается к классу, спрашивая, нет ли у кого лишней ручки. Школьник, у которого есть свободная ручка, не отдает ее товарищу сам. Он подает ручку учительнице, которая и передает ее ученику».

Изучив сущность такого социального  явления, как акцентуация характера  подростка, на основании вышеизложенного, попробую определить тип акцентуации  школьников в данном эпизоде:

  • ученик, который забыл ручку, – имеет эмотивный (эмоциональный) тип акцентуации характера;
  • ученик, у которого есть лишняя ручка, – педантичный тип акцентуации.

Акцентуации характера часто встречаются  у подростков и юношей (50-80%). Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например тест Леонгарда – Шмишека. Как и в случае психопатий, различные типы могут сочетаться, или смешиваться, в одном человеке, хотя сочетания эти не любые.

 

 

 

 

Список литературы:

 

 

  1. Левитов Н. Д. Психология характера, изд. 3. М., «Просвещение», 1969
  2. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981.
  3. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: Медицина, 1983.
  4. Лозовская Е.Г., Новак Е.С., Краснова Е.Г. История социальной работы в России:  Учебно-методическое пособие для студентов по специальности «Социальная работа». – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001.
  5. Юнг К.Г. Психологические типы. М., 1995.
  6. Акцентуации характера. Краткий словарь-справочник. Под редакцией В. А. Попова, С. А. Завражина. Владимир, 1994.
  7. Краткий психологический словарь. – М., 1985.
  8. Теория социальной работы. Под общей редакцией Кузиной И.Г. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2006.

 


Информация о работе Контрольная работа по "Социальной педагогике"