Контрольная работа по "Теория и методика математического развития"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 20:33, контрольная работа

Описание работы

Понятие величины предмета имеет очень большое значение для обучения детей математике. Невозможно развить математические представления без представления о величине. Величина, наряду с другими определениями имеет, главным образом цифровое обозначение. Она может уменьшаться, увеличиваться, выстраиваться в сериационный ряд. С нею можно производить различные математические действия. А понятие о величине предмета закладывается именно в дошкольном возрасте, когда психика ребенка активно развивается. Это делает тему данной работы актуальной, теоретически и практически значимой.

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 33.99 Кб (Скачать файл)

Уточнять представления об изменениях предметов по длине, ширине, высоте, толщине, приучая правильно отражать это в речи ("Стало длиннее", "Это тоньше" и т.д.). Развивать глазомер детей, учить на глаз определять длину или толщину палки, ширину полоски, ленты, высоту забора, дерева, оценивая воспринимаемые размеры путем сопоставления с величиной известных предметов и действий (толщиной в палец, высотой с человека, длиной в два шага и т.д.) [8:54].

Дети подготовительной к школе группы. На занятиях по математике закреплять навыки прямого и обратного счета в пределах десяти, счет на слух, по осязанию, отсчитывание предметов в соответствии с указанным числом из большего количества (с открытыми глазами и с закрытыми).

Называть смежные числа к названному числу, называть последующее и предыдущее число, понимать выражения "до" и "после". Закреплять навыки порядкового счета в пределах 10, умение правильно отвечать на вопросы: "Сколько?", "Который?".

Учить определять количественный состав числа из отдельных единиц на конкретных предметах в пределах 10 (8 - это 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1 и еще 1); считать количество однородных и разнородных предметов в любом расположении (по кругу, в квадрате, в ряд). Учить разлагать число на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять одно число (на конкретном материале) в пределах 5.

Учить делить предмет на 2, 4 равные части (например, разрезать яблоко, булку, лист бумаги и т.д.); на конкретном материале устанавливать, что целое больше части, а часть меньше целого.

Учить составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание на наглядном материале. При решении задачи учить детей рассуждать, развивать их логическое мышление.

Учить измерять длину, ширину, высоту окружающих предметов с помощью условной мерки, определять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки (например, измерять чашкой количество воды в графине, измерять кружкой количество крупы в пакете и др.).

Продолжая развивать глазомер, учить проверять свои определения на глаз измерением с помощью условных мерок.

Таким образом, обучая детей разных возрастных дошкольных групп понятию величины и использованию величины в своих действиях с предметами, необходимо учитывать особенности психологического развития детей в разные возрастные периоды, и постепенно усложнять учебно-дидактические формы занятий.

3. ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА УПОРЯДОЧИВАНИЮ ПРЕДМЕТОВ  ПО ВЕЛИЧИНЕ.

Обучение детей дошкольного возраста упорядочиванию предметов по величине имеет очень большое значение, т.к. четкое представление о величинах есть основа многих математических представлений.

Сериационный ряд представляет собой последовательный ряд предметов, который обладает общими признаками и общим назначением. Примером может послужить набор посуды (сервиз), где представлены тарелки или ложки для первых блюд, для второго, для десерта. Набор матрешек, состоящий из 3-7 матрешек разного размера, но одинаково оформленных. Набор слоников, столь популярный в 40-50-е годы как украшение для камина, комода.

В каждом возрасте ребенок способен усвоить только определенный объем информации. Поэтому обучение будет строиться в зависимости от возраста ребенка. Так, в средней группе ребенку можно показать матрешку из трех предметов и предложить выбрать самую маленькую из них и спрятать в матрешку среднего размера. Затем эти две матрешки поместить в самую большую матрешку.

Малыши этого возраста любят собирать пирамидку из цветных колец. Воспитатель просит взять самое большое кольцо и одеть на стержень. Затем взять кольцо немного поменьше и тоже одеть на стержень. И так до тех пор, пока все кольца не будут нанизаны на стержень. Ребенка надо похвалить за успешную работу, т.к. в этом возрасте ребенок еще плохо ориентируется в размерах предметов и ему трудно выстроить правильно сериационный ряд из цветных колец.

Дети старшего дошкольного возраста уже научились выстраивать сериационный ряд из колец. Поэтому задание можно усложнить. С той же матрёшкой. Для сборки - разборки можно взять матрешку уже не из 3-х, а из пяти-семи предметов. Пирамидку также можно увеличить с пяти до 7-9 колец. Можно дать задание усадить кукол по их росту, т.е. сначала маленькую, затем побольше, затем еще больше. Можно построить детей по росту и каждый пусть определит свое место.

Дети подготовительной группы детского сада уже могут мыслить более абстрактно. Им не надо видеть предметный ряд. Они уже научились представлять действия с предметами в уме. Поэтому для построения сериационного ряда с ними можно использовать художественные произведения. Очень хорошо сделать разбор сказок "Три медведя", "Репка".

В "Трех медведях" сериационный ряд постоянно повторяет цифру три. Три медведя разной величины, но одинаковых свойств, три стула, три миски, три постели. В сказке этот ряд выстроен от большого к малому. Детям надо задать вопрос: "А чем же отличается миска папы-медведя от миски мамы-медведицы и от миски маленького Мишутки?" Если дети правильно ответили, то надо их похвалить и подтвердить: "Правильно, величиной, а во всем остальном они одинаковые. Поэтому, их можно поставить в один предметный ряд". Можно усложнить задание и предложить детям самим найти в сказке одинаковые по свойствам , но разные по величине предметы.

В сказке "Репка" также наблюдается сериационный ряд. Объединяет всех то, что они живые люди или животные, что они живут в этом доме. Самый большой - это дедка, поменьше - бабка, еще меньше - внучка, еще меньше - собака Жучка, еще меньше - кошка, и самая маленькая - мышка. Объединяет их то, что они все вместе тянут большую-пребольшую репку.

Таким образом, дети получают представление о сериационном ряде величин, а также учатся строить свои сериационные ряды.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понятие величины имеет довольно распространенное значение и в математике и в обычной жизни. С величиной человек сталкивается сплошь и рядом. Она присутствует и в бытовых предметах, и в окружающем мире человека. Размер может быть малым, большим, очень малым и очень большим, средним, огромным. К понятию величины относятся также такие определения, как минимум, максимум, супер, гипер, мега, мини.

Величина предметов имеет свойства увеличения или уменьшения. С понятием величины ребенок сталкивается уже в первые дни своей жизни. обучая детей разных возрастных дошкольных групп понятию величины и использованию величины в своих действиях с предметами, необходимо учитывать особенности психологического развития детей в разные возрастные периоды, и постепенно усложнять учебно-дидактические формы занятий. дидактический величина сериационный ряд дошкольник

Обучение детей дошкольного возраста упорядочиванию предметов по величине имеет очень большое значение, т.к. четкое представление о величинах есть основа многих математических представлений. Сериационный ряд представляет собой последовательный ряд предметов, который обладает общими признаками и общим назначением. А для правильного построения сериационного ряда большое значение имеет наличие развитого глазомера ребенка.

Таким образом, понятие величины является одним из самых главных в развитии математических представлений детей дошкольного возраста. От того, насколько прочно и последовательно отложатся у них эти представления, зависит их дальнейший успех в познании законов математики и жизни.

 Дидактический  материал и задания для детей  средней группы детского сада  по развитию математических представлений  величины предмета

Ленточки

Игровой материал: полоски бумаги разной длины - модели лент. Набор карандашей.

1. Самую длинную "ленточку" закрась синим карандашом, "ленточку" покороче закрась красным карандашом  и т.д.

2. Уравнять все "ленточки" по длине.

Разложи карандаши

На ощупь разложить карандаши разной длины в порядке возрастания или убывания.

Разложи коврики

Разложить "коврики" в возрастающем и убывающем порядке по ширине.

Игра с палочками Кюизенера

Игры и упражнения с цветными счетными палочками Кюизенера наиболее успешно способствуют познанию величинных и числовых отношений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глаголева, Л.В. Сравнение величин предметов в нулевых группах школ [Текст] / Л.В. Глаголева. - М.: Просвещение, 1990. - 234 с.

2. Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст] / Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 2004. - 246 с.

3. Носова, Е.А. Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений [Текст] / Е.А. Носова. - Л.: Педагогика, 2000. - 235 с.

4. Носова, Е.А. Формирование  умения решать логические задачи  в дошкольном возрасте. Совершенствование  процесса формирования элементарных  математических представлений в  детском саду [Текст] / Е.А. Носова. - Л.: Просвещение, 1999. - 278 с.

5. Обухова, Л.Ф. Этапы развития  детского мышления [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М.: МГУ, 2002. - 289 с.

6. Ожегов, С.И. Толковый словарь  русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: ООО "ИТИ Технологии", 2008. - 944 с.

7. Программа воспитания  в детском саду [Текст] / Ред. Е.А. Данилова. - 9-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1999. - 160 с.

8. Радуга: программа и  руководство для воспитателей  сред. группы дет. сада [Текст] / Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.; сост. Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 1999. - 208 с.


Информация о работе Контрольная работа по "Теория и методика математического развития"