Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2015 в 16:39, контрольная работа
Изучить педагогические основы коррекционной деятельности в ДУ.
Заполнить структурно-логическую схему коррекционной работы педагога (см. Приложение 4).
* Разработать систему мероприятий, обеспечивающих щадящий режим для детей часто и длительно болеющих.
* Сделать наброски перспективного плана по одному из направлений коррекционной работы.
* Дополнить таблицу, указав причины отклонений в физическом состоянии детей и методы коррекции (см. Приложение 5).
Министерство образования Республики Беларусь
УО «Могилевский государственный педагогический университет
им. А.А. Кулешова»
Факультет педагогики и психологии детства
Контрольная работа
По курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста»
Могилев, 2014
Тема 23: Коррекционная работа с детьми в процессе физического воспитания .
Коррекционная работа включает три основные составляющие: деятельность педагога; специальные мероприятия, проводимые руководителем физического воспитания и медицинскими работниками; рекомендации для родителей. Направления коррекционной работы определяются результатами диагностики. При диагностике физического состояния детей в начале каждого учебного года в коррекционных программах специальными знаками, например красной точки, отмечаются индивидуальные отклонения, что является сигналом педагогу для организации коррекционной работы с этим ребенком. Если удается исправить отклонения в развитии ребенка, то напротив его фамилии в коррекционной программе ставится другой условный знак (например, зеленая точка). Если исправление неполное, ставится желтая точка. Такие зрительные ориентиры психологически настраивают педагога на определенную деятельность, экономят время.
В особой заботе нуждаются часто и долго болеющие дети. Здесь необходим тщательный медико-педагогический анализ причин каждого случая заболевания. В течение дня особого внимания требуют психоэмоциональное состояние детей и их двигательная активность. Для таких детей предусматривается индивидуальный щадящий распорядок дня: во-первых, более продолжительный дневной сон (при необходимости), уделение особого внимания во время прогулки; во-вторых, во избежание переутомления – укороченные занятия. Недопустимы переохлаждения и перегревы. Если ребенок вспотел, его немедленно переодевают в запасное чистое белье. Закаливающие мероприятия ни в коем случае не отменяются, но проводятся более тщательно и обязательно индивидуально. Для этих детей назначаются специальные лечебно-профилактические процедуры, которые обязательны для исполнения и в дошкольном учреждении, и в семье.
Дети, имеющие нарушения физического развития, должны находиться в поле зрения педагога в течение всего дня. Необходим тесный контакт с руководителем физического воспитания, медицинскими работниками и родителями. Все мероприятия, предусмотренные программой коррекции, должны выполняться в обязательном порядке. [4 с. 71-72]
Коррекционная работа по улучшению состояния здоровья и физического развития направлена на совершенствование функциональных возможностей растущего организма, адаптацию организма ребенка к физическим нагрузкам, профилактику функциональной недостаточности различных систем организма. Коррекция физической подготовленности заключается в расширении диапазона двигательных умений, воспитании физических качеств детей.
Общеизвестно, что сниженная двигательная активность -источник заболеваний, поэтому коррекция в этом направлении предполагает создание условий для удовлетворения биологической потребности детей в движениях. Такими условиями являются предметно-развивающая среда, организованная и самостоятельная двигательная деятельность дошкольников. Предметно-развивающая среда обеспечивает двигательную активность, определяет развитие личности ребенка и является своеобразной формой его самообразования. Роль взрослого состоит в том, чтобы открыть перед детьми возможности среды и направить усилия дошкольников на использование отдельных ее элементов в самостоятельной и организованной двигательной деятельности. Создавая предметно-развивающую среду, следует учитывать индивидуальные социально-психологические особенности детей, их эмоционально-личностное развитие, интересы, предпочтения и потребности, любознательность, исследовательский интерес и творческие способности каждого дошкольника, а также возраст и пол.
Важно обеспечить оптимальный баланс совместных и самостоятельных действий дошкольников на основе индивидуальных социально-психологических особенностей. С этой целью в каждой возрастной группе, в спортивном зале и на спортивной площадке следует создать условия для подгрупповых и индивидуальных движений детей: обеспечить места физкультурным оборудованием и инвентарем, спортивными комплексами, тренажерами и др.
Чтобы создать условия для эмоционально-личностного раз-вития дошкольников в группах, следует проектировать индивидуальные зоны, в которых каждый сможет хранить свое личное имущество для любимого вида деятельности, в том числе и для двигательной.
Для развития любознательности, исследовательского интереса и творческих способностей каждого дошкольника следует создавать условия для моделирования, поиска и экспериментирования.
Коррекционная работа по всем трем направлениям должна быть индивидуальной и направленной на получение хороших конечных результатов, т. е. положительной динамики всех показателей у каждого ребенка в конце года. Ее осуществляют руководитель физического воспитания и (или) педагог с подгруппами детей при наличии единых медицинских показаний и противопоказаний и (или) индивидуально. Она проводится с дошкольниками, имеющими незначительные функциональные нарушения, которые поддаются коррекции средствами физического воспитания, и не заменяет лечебной физической культуры, не может проводиться взамен физкультурных занятий.
Коррекционная работа проводится с детьми, имеющими избыточную массу тела, ее дефицит, малую окружность грудной клетки, низкий рост, нарушения осанки и др. В каждом случае ее содержание будет различным.
При осуществлении коррекционной работы необходимо участие всего коллектива дошкольного учреждения во главе с заведующей, заместителем заведующей по основной деятельности, но особую важность имеет медицинское обеспечение этого процесса. Оно включает наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием детей, организацией двигательного режима, коррекционных и физкультурных занятий, методикой их проведения, за осуществлением системы закаливания и санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий, физкультурного оборудования и инвентаря. Медицинские работники анализируют влияние объема и интенсивности нагрузок на состояние здоровья детей; оказывают первичную медико-санитарную помощь, проводят консультации по вопросам формирования коррекционных групп в соответствии с диагнозом детей, особенностей их развития, участвуют в разработке рекомендаций по медико-педагогическому сопровождению ребенка. Медицинские работники проводят мероприятия, рекомендуемые в рамках коррекционной работы.
Помимо коррекционных занятий, исправление состояния ребенка может осуществляться при реализации разнообразных форм физического воспитания. К ним относятся физкультурные паузы, включающиеся в занятия по развитию речи, математике, музыке и др., на которых проводятся сеансы по развитию мелкой моторики руки и т. п. Уместно использовать точечный массаж и упражнения для стопы во время про-ведения утренней гимнастики; элементы психогимнастики и дыхательные упражнения после дневного сна; коррекционные подвижные игры на прогулках; коррекционные соревновательные упражнения на Дне здоровья.
Коррекционные занятия строятся так же, как и традиционные по физическому воспитанию, и имеют сходные с ними черты. Сходство проявляется в одинаковой структуре, в использовании основного средства физического воспитания. Каждое такое занятие проводится в соответствии с поставленными задачами.
В структуре коррекционного занятия выделяют три части: подготовительную, основную и заключительную.
Назначение первой части – подготовить организм ребенка к предстоящей работе (настроить центральную нервную систему; разогреть мышцы, связки, суставы к выполнению предстоящих упражнений в основной части) с помощью строевых упражнений, ходьбы и бега, танцевальных упражнений, подвижных игр, упражнений на восстановление дыхания.
В подготовительной части коррекционного занятия рационально строить детей в шеренгу или в колонну по одному вдоль зеркала. Такое построение не займет много времени и позволит педагогу видеть каждого ребенка, а занимающимся — контролировать свою осанку. После построения сообщаются задачи, которые будут решаться на занятии. Сообщать их следует в доступных детям словесных выражениях, например: «Сегодня мы будем выполнять с вами полезные упражнения для спины, чтобы она была ровной, для ног, чтобы сделать их сильными, а также будем учиться дышать под счет». Затем следуют передвижения (в ходьбе, беге, ползании) и упражнения в глубоком дыхании и на расслабление.
Содержание основной части — реализация поставленных задач. Особенностью коррекционного занятия является то, что доминирующее значение в нем приобретают оздоровительные задачи. На одном занятии можно ставить 2-3 такие задачи и одну образовательную. Оздоровительные задачи могут быть общими и специальными. К общим относятся укрепление организма, профилактика нарушений осанки, профилактика плоскостопия, улучшение приспособляемости организма ребенка к физическим нагрузкам, профилактика нарушения зрения, воспитание выносливости, содействие физическому развитию детей. К специальным задачам относятся: укрепление связочно-суставного аппарата; увеличение амплитуды движений в суставах и позвоночнике; повышение силовой выносливости мышц конечностей и туловища; укрепление мышц, сохраняющих свод стопы; обучение правильному дыхательному акту; улучшение дренажной функции бронхов; обучение расслаблению мышц брюшной стенки и др.
Не исключается решение и воспитательных задач, содержанием которых является умственное, нравственное и трудовое воспитание; развитие интереса к физическим упражнениям.
Как и в традиционном, в основной части коррекционного занятия используются общеразвивающие и прикладные упражнения (ползание, лазание, движения в равновесии), подвижные игры. Они могут выполняться с предметами и без них- Однако содержание основной части коррекционного занятия имеет свои отличия, заключающиеся в направленности и разнообразии применяемых средств. Например, в нем используются специальные упражнения на растягивание мышц; для профилактики и коррекции плоскостопия и др., чего не следует давать в основной части на физкультурных занятиях.
В заключительной части решаются задачи постепенного снижения физической, психологической нагрузки и подводятся итоги занятия. Для этого рекомендуется использовать успокаивающие и отвлекающие упражнения. К успокаивающим упражнениям относятся умеренный бег, ходьба, упражнения на расслабление, к отвлекающим - упражнения на внимание, на координацию, спокойные игры, задания, выполняемые под музыкальное сопровождение. В коррекционном занятии время, отведенное на заключительную часть, следует использовать не только для восстановления организма, но и максимально для исправления конкретных нарушений. В силу этого в нее следует включать точечный массаж, упражнения для глаз, для развития мелкой моторики рук, артикуляционную гимнастику, элементы психогимнастики и др. В заключительную часть традиционного физкультурного занятия указанные средства, как правило, не включаются.
При подведении итогов педагог напоминает детям, чем они занимались на занятии и с какой целью выполняли упражнения.[2 с 7]
2. Структурно-логическая схема коррекционной работы педагога.
3. Система мероприятий, обеспечивающих щадящий режим для детей часто и длительно болеющих.
1. Мероприятия, обязательные для выполнения: