Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 16:31, реферат
Проблема: Мы и сами грешны, отбили немало поклонов. Сами вместе с другими много раз повторяли декларативные лозунги: «Все лучшее – детям», «Дети – наше будущее!». Как же будущее? Они – наше настоящее. Наша радость и сегодняшняя боль, наша не радость, наше несовершенство, наш тупик и наша надежда. Дети во многом доверены… государству. А какому? Государство – это участковый педиатр, взмыленный, как конь, от перегонов по участку, равному почти что Швейцарии. Государство – это воспитатель в детском саду, работающий за копейки, постоянно думающий о том, как дотянуть до зарплаты. Что же он может дать в таких обстоятельствах 20 малышам? Или государство – это учитель, для которого шариковая ручка с красной пастой – привычный кнут, рассыпающий свои резолюции в дневнике, обращенные 5 раз на неделе к родительскому ремню?
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Аленушка», Тукаевского муниципального района село Бетьки
Статья
«Коротко о дошкольном образовании за рубежом»
Бетьки 2011год
Коротко о дошкольном воспитании за рубежом
Проблема: Мы и сами грешны, отбили немало поклонов. Сами вместе с другими много раз повторяли декларативные лозунги: «Все лучшее – детям», «Дети – наше будущее!». Как же будущее? Они – наше настоящее. Наша радость и сегодняшняя боль, наша не радость, наше несовершенство, наш тупик и наша надежда. Дети во многом доверены… государству. А какому? Государство – это участковый педиатр, взмыленный, как конь, от перегонов по участку, равному почти что Швейцарии. Государство – это воспитатель в детском саду, работающий за копейки, постоянно думающий о том, как дотянуть до зарплаты. Что же он может дать в таких обстоятельствах 20 малышам? Или государство – это учитель, для которого шариковая ручка с красной пастой – привычный кнут, рассыпающий свои резолюции в дневнике, обращенные 5 раз на неделе к родительскому ремню? Сколько раз, отданный на поруки государству, да нередко и в семьях малыш с первых дошкольных лет слышит отрицательно-запретительное «не», «нет», «нельзя», «не надо», «не выдумывай», «не сочиняй» и, наконец, «не мешай». Мы с вами в этих условиях еще хотим сформировать у дошкольников самостоятельность поступков, мышления, инициативность, элементы принципиальности, достоинство, любознательность, раскованность в интеллигентном значении этого слова. Хотим, но не всегда можем. Государственная атмосфера не позволяет. А есть ли педагогическая альтернатива?
Решение проблемы: Есть. Она в дальнем зарубежье. Нам много твердили, что у нас хорошо воспитывают, а там – плохо. И мы верили. Верили – потому что так нас воспитывали. Верили потому, что не знали, не могли знать, как же на самом деле обстоит дело с воспитанием и образованием в данном случае детей дошкольного возраста. Даже профессиональный журнал «Дошкольное воспитание», имеющий постоянную рубрику «За рубежом», в до перестроечный период преподносил нам крайне скудные сведения в этой связи: это были или чисто научные статьи, или информации о детских садах в развивающихся странах, или публикации о дошкольном воспитании в Восточной Европе. Почти ничего интересного. После 1985 года на страницах журнала появляются информации об общественном и семейном воспитании в Америке и некоторых странах Европы. Целый ряд дошкольных работников весьма скептически относятся к зарубежному опыту. Дескать, мы живем намного ниже их (имеется в виду материальный уровень) и нечего смотреть туда. Глубокое заблуждение. Не будем мы сравнивать (к нашему горькому сожалению), мебель, игрушки, книжки. До этого нам, действительно, далеко. А вот содержание образования не только нужно, но и должно сравнивать для последующих выводов. Ведь принята нами (наверное, в каждом государстве СНГ, но уж в России точно) достаточно обоснованная «Концепция дошкольного воспитания», в основе которой лежит гуманизация педагогического процесса, обеспечения деятельности, сориентированной на личность каждого ребенка. Раз принята, то не грех и поучиться у стран, в которых гуманность – давно внедренное в стенах образовательных учреждений понятие. Гуманизм, доброта, понимание каждого ребенка, любовь к детям – вот те вехи, на которых базируются программно-методические документы (не один, а их много, можно выбирать).
Детский сад в США: история и современность
В Америке, как
и в большинстве крупных
Центральное место
в системе американского
Где-то с 4-5 лет в группах ежедневно работают 10 дежурных. Первый отвечает за порядок в книжном уголке, второй – за подготовку к прогулке, третий – звонит в колокольчик, приглашает на занятия, четвертый – закрывает вместе с воспитателем дверь группы, пятый – носит ключ от группы на прогулке (это вырабатывает чувство ответственности), шестой – помогает воспитателю с больными детьми, седьмой – дежурит по столовой, восьмой – отвечает за игрушки, девятый – отвечает за спальную комнату, десятый – сообщает, к кому пришли родители. На табличке под десятью картинками – 10 фотографий. Ежедневно воспитатель выносит благодарность каждому дежурному.
И еще один пример. У нас принято добиваться от ребенка результата своего труда: сделать лодочку или домик. Дошкольникам всегда нравится сам процесс делания чего-либо, а не его результат. И эта психологическая особенность учтена в детских садах Америки. На вопрос: «Что ты делаешь?» - ребенок отвечает: «Забиваю гвозди», «Режу огурцы»…
По нашему мнению,
такой подход к трудовому воспитанию
детей развивает те личностные качества,
о которых так много
СОВРЕМЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В ГЕРМАНИИ
20% системы дошкольного
воспитания существует за счет
государства, 80% - за счет организаций.
Единой программы нет. И это
замечательно. Ведь до недавнего
времени у нас была единая
«Программа воспитания в детско
- беседы с пожилыми людьми;
- игровые полдники с семьями;
- праздники с бабушками и дедушками.
Как видите, большое внимание уделяется семье, в том числе бабушкам и дедушкам.
Не обходит вниманием немецкий детский сад игры и занятия по развитию рук (не случайно говорят, что немцы – мастеровой народ). Для этого в том числе проводятся пальчиковые игры: инсценировки рифмованных историй, сказок, шуток, образных движений при помощи пальцев.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЯПОНИИ
В японском обществе образованию всегда придавалось большое значение. Престижной считалась и считается профессия учителя. Однако до 70-х годов детей до 6-ти лет принято было воспитывать дома: замужние женщины тогда, как правило, не работали. Ситуация изменилась в конце 70-х годов. Женщины стали наниматься на работу. Многие родители стали отдавать своих детей в детские сады с целью подготовки их к школе. Кроме традиционного дошкольного образования (основы письма, счета, чтения, музыки, ручного труда), японцы уделяют огромное, если не первостепенное, внимание психологической адаптации детей к предстоящей школьной жизни, к процессу обучения как форме коллективного взаимодействия. Можно многое было бы отметить, так как вышла книжка «Детский сад в Японии». Но, думается, семьям будет интересно следующее:
- в детских
садах практикуется
- огромное значение
придается трудовому
- утром прикрепить себе значок дежурного;
- проверить численность детей в группе;
- раздать материал для занятий;
- при подготовке к приему пищи вытереть столы, накрыть их, обслужить сидящих за столом, убрать посуду после еды;
- перед возвращением домой снять значок дежурного и передать его следующему (без напоминания воспитателя). Так воспитывается организованность. А дети 5 лет убирают двор детского сада. Причем каждый ребенок занят этой работой в общей сложности 30 мин. В неделю;
- в японских детских
садах ценится красота,
В заключение отметим, что
группа японского детского сада рассматривается
как модель демократического общества.
Поэтому детский коллектив
Таким образом, на немногочисленных примерах убеждаемся в том, что за рубежом в системе дошкольного воспитания действует непреложный закон – ЛЮБИТЬ И ПОНИМАТЬ РЕБЕНКА, ВСЕЛЯТЬ В НЕГО УВЕРЕННОСТЬ В СВОИХ СИЛАХ. Этот закон на деле готовит детей не только к школе, но и ко всей последующей жизни.
Используемая литература:
Фесюкова Л.Б. От трех до семи. ООО «Издательство АТС», 2000
Информация о работе Коротко о дошкольном воспитании за рубежом