Коротко о дошкольном воспитании за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 16:31, реферат

Описание работы

Проблема: Мы и сами грешны, отбили немало поклонов. Сами вместе с другими много раз повторяли декларативные лозунги: «Все лучшее – детям», «Дети – наше будущее!». Как же будущее? Они – наше настоящее. Наша радость и сегодняшняя боль, наша не радость, наше несовершенство, наш тупик и наша надежда. Дети во многом доверены… государству. А какому? Государство – это участковый педиатр, взмыленный, как конь, от перегонов по участку, равному почти что Швейцарии. Государство – это воспитатель в детском саду, работающий за копейки, постоянно думающий о том, как дотянуть до зарплаты. Что же он может дать в таких обстоятельствах 20 малышам? Или государство – это учитель, для которого шариковая ручка с красной пастой – привычный кнут, рассыпающий свои резолюции в дневнике, обращенные 5 раз на неделе к родительскому ремню?

Файлы: 1 файл

korotko_o_doshkolnom_vospitani1.doc

— 50.50 Кб (Скачать файл)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Аленушка», Тукаевского муниципального района село Бетьки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Статья

 

      «Коротко  о дошкольном образовании за  рубежом» 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               Подготовила

                                                                Воспитатель

                                                                Смирнова Елена

                                                                Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Бетьки 2011год

        Коротко о дошкольном воспитании за рубежом

 

 

Проблема: Мы и сами грешны, отбили немало поклонов. Сами вместе с другими много раз повторяли декларативные лозунги: «Все лучшее – детям», «Дети – наше будущее!». Как же будущее? Они – наше настоящее. Наша радость и сегодняшняя боль, наша не радость, наше несовершенство, наш тупик и наша надежда. Дети во многом доверены… государству. А какому? Государство – это участковый педиатр, взмыленный, как конь, от перегонов по участку, равному почти что Швейцарии. Государство – это воспитатель в детском саду, работающий за копейки, постоянно думающий о том, как дотянуть до зарплаты. Что же он может дать в таких обстоятельствах 20 малышам? Или государство – это учитель, для которого шариковая ручка с красной пастой – привычный кнут, рассыпающий свои резолюции в дневнике, обращенные 5 раз на неделе к родительскому ремню? Сколько раз, отданный на поруки государству, да нередко и в семьях малыш с первых дошкольных лет слышит отрицательно-запретительное «не», «нет», «нельзя», «не надо», «не выдумывай», «не сочиняй» и, наконец, «не мешай». Мы с вами в этих условиях еще хотим сформировать у дошкольников самостоятельность поступков, мышления, инициативность, элементы принципиальности, достоинство, любознательность, раскованность в интеллигентном значении этого слова. Хотим, но не всегда можем. Государственная атмосфера не позволяет. А есть ли педагогическая альтернатива?

 

Решение проблемы: Есть. Она в дальнем зарубежье. Нам много твердили, что у нас хорошо воспитывают, а там – плохо. И мы верили. Верили – потому что так нас воспитывали. Верили потому, что не знали, не могли знать, как же на самом деле обстоит дело с воспитанием и образованием в данном случае детей дошкольного возраста. Даже профессиональный журнал «Дошкольное воспитание», имеющий постоянную рубрику «За рубежом», в до перестроечный период преподносил нам крайне скудные сведения в этой связи: это были или чисто научные статьи, или информации о детских садах в развивающихся странах, или публикации о дошкольном воспитании в Восточной Европе. Почти ничего интересного. После 1985 года на страницах журнала появляются информации об общественном и семейном воспитании в Америке и некоторых странах Европы. Целый ряд дошкольных работников весьма скептически относятся к зарубежному опыту. Дескать, мы живем намного ниже их (имеется в виду материальный уровень) и нечего смотреть туда. Глубокое заблуждение. Не будем мы сравнивать (к нашему горькому сожалению), мебель, игрушки, книжки. До этого нам, действительно, далеко. А вот содержание образования не только нужно, но и должно сравнивать для последующих выводов. Ведь принята нами (наверное, в каждом государстве СНГ, но уж в России точно) достаточно обоснованная «Концепция дошкольного воспитания», в основе которой лежит гуманизация педагогического процесса, обеспечения деятельности, сориентированной на личность каждого ребенка. Раз принята, то не грех и поучиться у стран, в которых гуманность – давно внедренное в стенах образовательных учреждений понятие. Гуманизм, доброта, понимание каждого ребенка, любовь к детям – вот те вехи, на которых базируются программно-методические документы (не один, а их много, можно выбирать).

 

        Детский сад в США: история  и современность

 

В Америке, как  и в большинстве крупных развитых капиталистических стран, каждый детский  сад вправе иметь свою программу. Интерес типичный подход к обучению грамоте. Здесь уместно будет  сравнить буквари и азбуки отечественные и зарубежные. И опять мы будем говорить не о полиграфии, не о художественном уровне учебных изданий, а о содержании. Первые страницы наших азбук малоинтересны детям. Разве интересно детям читать, что «Мама мыла раму». Ведь наряду с изучением букв мы должны решить с вами не менее, а более важную задачу – воспитать интерес к книге, к чтению. А начальные страницы американских букварей отражают следующие темы, к примеру: «Продаю мороженое», «Налаживаю детскую железную дорогу», «Преподносят подарок», «Дети веселятся, бегают, прыгают». Авторы азбук – педагоги и психологи полагают, что полезнее во всех отношениях дошкольникам научиться читать слова «бегать», «прыгать». А для подростковой детворы, к слову сказать, в книге для чтения имеет место тема нищеты, убожества (наряду с другими). И опять считается, что ребенок должен знать все стороны жизни, в том числе горькую правду.

Центральное место  в системе американского дошкольного  воспитания занимает формирование трудолюбия. Начинается воспитание трудолюбия с широкой темы: «Как трудятся взрослые». И, конечно, с этой целью проводятся целевые экскурсии. Во время таких экскурсий воспитатель фотографирует ее отдельные моменты. Кроме того, сама экскурсия организуется таким образом, что в ее ходе вопросы задают и профессионалы (продавцы, библиотекари, птичники), и дети. В стране существует неписаный ритуал: если пришел в гости детский сад – значит, дети получают подарки – результаты труда взрослых. Последним этапом экскурсии обязательно является совместное составление самодельной книжки (фото + рисунки + рассказы).

Где-то с 4-5 лет  в группах ежедневно работают 10 дежурных. Первый отвечает за порядок  в книжном уголке, второй – за подготовку к прогулке, третий –  звонит в колокольчик, приглашает на занятия, четвертый – закрывает вместе с воспитателем дверь группы, пятый – носит ключ от группы на прогулке (это вырабатывает чувство ответственности), шестой – помогает воспитателю с больными детьми, седьмой – дежурит по столовой, восьмой – отвечает за игрушки, девятый – отвечает за спальную комнату, десятый – сообщает, к кому пришли родители. На табличке под десятью картинками – 10 фотографий. Ежедневно воспитатель выносит благодарность каждому дежурному.

И еще один пример. У нас принято добиваться от ребенка  результата своего труда: сделать лодочку или домик. Дошкольникам всегда нравится сам процесс делания чего-либо, а не его результат. И эта психологическая особенность учтена в детских садах Америки. На вопрос: «Что ты делаешь?» - ребенок отвечает: «Забиваю гвозди», «Режу огурцы»…

По нашему мнению, такой подход к трудовому воспитанию детей развивает те личностные качества, о которых так много декларировала  советская педагогика, но из-за административно-командного стиля взаимоотношений это не выполнялось.

 

 

 

СОВРЕМЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 В ГЕРМАНИИ

 

20% системы дошкольного  воспитания существует за счет  государства, 80% - за счет организаций.  Единой программы нет. И это  замечательно. Ведь до недавнего  времени у нас была единая  «Программа воспитания в детском саду». Она была так называемой «типовой», а бывшие республики, не меняя в ней ничего принципиального, вносили свои незначительные изменения культурно-национального плана. И получалось, что дети села и города, дети Армении и Прибалтики воспитывались по одной программе. Это вело к единомыслию, отсутствию инициативности и поиска со стороны педагогов. Более того, были наложены запреты на изменение подачи художественной литературы, музыкального репертуара. Конечно, имели место исключения. Но настолько редкие, что ориентироваться на них нельзя. В детских садах ФРГ каждый волен избрать свою систему и программу педагогических действий. Преобладают разновозрастные группы (дети 3-6 лет могут воспитываться в одной группе). Превалирует интегративная система комплектования дошкольников. Во-первых, дети разных национальностей воспитываются вместе (в то время как у нас все больше открывается украинских, белорусских, молдавских, армянских… групп). Во-вторых, здоровые и неполноценные дети живут в группе вместе – ведь им жить и дальше на одной земле. А у нас до недавнего времени действовало (а возможно, и сейчас действует) постановление, согласно которому запрещалось вместе соединять детей здоровых и детей с патологией. Для таких ребят строились специализированные детские сады. И это считалось гуманным. А почему? Может быть, потому, что ущербные, обездоленные в чем-то дети, собравшись вместе, каждый день глядели друг на друга. Или потому, что их строили только в городах (а что делать сельским ребятишкам). Или потому, что их просто не хватало. Да, они были бесплатны для семей. Но ведь родители все отдадут за ребенка, лишь бы он жил, играл, учился вместе со всеми, не оградившись высокими стенами и заборами от реальных условий существования на нашей планете. Наверное, будет излишним, но все же отметим глубочайшую гуманность зарубежных детских садов в этой связи. Ведь такой поход полезен не только для больных детей. В такой же степени он полезен и для здоровых: они учатся азбуке доброты не на словах, а на деле – помогают няне ухаживать за нездоровыми малышами. И, конечно, перенесут эту доброту в будущем и на своих престарелых родителей. Перед каждым воспитателем немецкого детского сада лежит задача раскрытия социальных задатков ребенка – дошкольнику помогают понять и проявить свое «Я». Обращается достаточное внимание на своевременное формирование таких качеств, как самодоверие, уверенность в себе и воспитание самооценки. Считается, что, имея такие качества, ребенок будет легче переносить свои неудачи. Хочется добавить еще те важные мероприятия, которые систематически проводятся:

- беседы с  пожилыми людьми;

- игровые полдники  с семьями;

- праздники  с бабушками и дедушками.

Как видите, большое  внимание уделяется семье, в том  числе бабушкам и дедушкам.

Не обходит  вниманием немецкий детский сад игры и занятия по развитию рук (не случайно говорят, что немцы – мастеровой народ). Для этого в том числе проводятся пальчиковые игры: инсценировки рифмованных историй, сказок, шуток, образных движений при помощи пальцев.

 

 

 СОЦИАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  И  ТЕНДЕНЦИИ  РАЗВИТИЯ СФЕРЫ   ДОШКОЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  В  ЯПОНИИ

 

 

В японском обществе образованию всегда придавалось  большое значение. Престижной считалась  и считается профессия учителя. Однако до 70 годов детей до 6-ти лет принято было воспитывать дома: замужние женщины тогда, как правило, не работали. Ситуация изменилась в конце 70 годов. Женщины стали наниматься на работу. Многие родители стали отдавать своих детей в детские сады с целью подготовки их к школе. Кроме традиционного дошкольного образования (основы письма, счета, чтения, музыки, ручного труда), японцы уделяют огромное, если не первостепенное, внимание психологической адаптации детей к предстоящей школьной жизни, к процессу обучения как форме коллективного взаимодействия. Можно многое было бы отметить, так как вышла книжка «Детский сад в Японии». Но, думается, семьям будет интересно следующее:

- в детских  садах практикуется целенаправленное  воспитание лидеров. Каждый ребенок  неоднократно становится лидером.  За него голосуют, о нем все высказывают свое мнение прямо и открыто;

- огромное значение  придается трудовому воспитанию. Вот что, к примеру, обязан  делать ребенок 4-х лет:

- утром прикрепить  себе значок дежурного;

- проверить  численность детей в группе;

- раздать материал  для занятий;

- при подготовке  к приему пищи вытереть столы,  накрыть их, обслужить сидящих  за столом, убрать посуду после  еды;

- перед возвращением  домой снять значок дежурного  и передать его следующему (без  напоминания воспитателя). Так воспитывается  организованность. А дети 5 лет убирают двор детского сада. Причем каждый ребенок занят этой работой в общей сложности 30 мин. В неделю;

- в японских детских  садах ценится красота, художественное  воспитание детей. Обращает на  себя внимание декоративное убранство: стены часто драпируют паласами или цветными тканями, на которых легко прикрепляется детский рисунок. В оформлении преобладает сочетание глины, камня, дерева, сухостоя, пенопласта. В помещениях и на площадках с потолков свисают и покачиваются бумажные или пластиковые фонари, рыбы, драконы. На этом фоне идет разнообразная изобразительная деятельность. Занятия рисованием проводятся не только за столами. Нередко они переносятся в песочницы. Дети рисуют на песке иероглифы и изображения, а затем разворачивают вокруг этого драматизации. Крайне редко пользуются педагоги в изобразительном искусстве образцом (как это очень часто делается у нас). Вместо него превалируют описания, игры-загадки, игрушки, движения детей, предметы искусства и другой иллюстративный материал.

В заключение отметим, что  группа японского детского сада рассматривается  как модель демократического общества. Поэтому детский коллектив используется таким образом, чтобы не только индивидуальные способности каждого ребенка  получили наиболее полное воплощение, но и для того, чтобы каждый ребенок, независимо от уровня его развития, приобрел опыт исполнения любой роли в коллективе его сверстников.

    Таким образом, на немногочисленных примерах убеждаемся в том, что за рубежом в системе дошкольного воспитания действует непреложный закон – ЛЮБИТЬ И ПОНИМАТЬ РЕБЕНКА, ВСЕЛЯТЬ В НЕГО УВЕРЕННОСТЬ В СВОИХ СИЛАХ. Этот закон на деле готовит детей не только к школе, но и ко всей последующей жизни.

 

 

 

Используемая литература:

 

Фесюкова Л.Б. От трех до семи. ООО «Издательство АТС», 2000

 

 


Информация о работе Коротко о дошкольном воспитании за рубежом