Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 05:38, доклад
В настоящее время возросло количество детей с нарушениями речи. Одно из наиболее часто встречающихся в детском возрасте речевых расстройств – дизартрия, при которой ведущим дефектом является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системы.
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение для последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.
Раздел: Организация психолого-педагогического сопровождения и образования детей с ОВЗ.
Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Трегубова А.В., 2 курс, ЛЗ(у)-11-01, фДиКПиП
Глазкова Н.В., ассистент кафедры СПП и ТОО
ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия», г. Новокузнецк
В настоящее время возросло количество детей с нарушениями речи. Одно из наиболее часто встречающихся в детском возрасте речевых расстройств – дизартрия, при которой ведущим дефектом является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системы.
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение для последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.
Актуальность и необходимость поиска условий повышения эффективности логопедической работы по формированию звукопроизношения определили цель исследования – разработка и апробация серии занятий, направленных на коррекцию нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Эффективность коррекционной работы во многом зависит от системы работы по преодолению нарушений в произношении детей.
После проведения комплекса диагностических методик, были получены данные, касающиеся уровня развития звукопроизношения детей. Выявилось, что нарушения произношения звуков носят полиморфный характер и выражаются в антропофонических (искажение, пропуски) и фонологических (замены) дефектах.
Результаты диагностики легли в основу коррекционной работы, которая была проведена с целью преодоления нарушения звукопроизноше- ния у дошкольников.
Экспериментальная работа проводилась комплексно, систематически и целенаправленно. Была разработана и апробирована серия занятий, направленных на коррекцию нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Логопедическая работа осуществлялась поэтапно:
1.Подготовительный.
Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука.
2. Этап постановки звука.
Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука.
3. Этап автоматизации звука.
Цель данного этапа - добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной.
4.Этап дифференциации звуков.
Цель данного этапа – научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
Причиной недостатков произношения детей при дизартрии является полная или частичная неподвижность органов речевого аппарата, поэтому основное внимание в своей работе мы уделили развитию подвижности артикуляционного аппарата.
На первом этапе коррекционная работа проводилась одновременно по нескольким направлениям:
Недостатки в развитии лицевой и речевой моторики проявляются в невыразительности мимики, в затруднениях или полной невозможности произношения некоторых согласных звуков, в общей нечеткости, невнятности, смазанности речи. Для того чтобы сгладить эти недостатки мы использовали в работе приемы самомассажа лицевой мускулатуры.
Так же особое внимание следует уделить артикуляционной гимнастике, цель которой – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умения объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений, мы стремились выполнять их в игровой форме, включая в работу различные анализаторы и используя многообразие вспомогательного материала.
Одновременно с артикуляционной гимнастикой проводилась работа, направленная на выработку направленной воздушной струи.
Так же мы включили проведение упражнений для развития мелкой моторики рук, так как их выполнение индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков в работе с детьми использовали игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.
Далее нами была проведена работа по постановке, автоматизации и дифференциации звуков.
На этапах автоматизации и дифференциации звуков мы реализовывали комплексный метод, так как одновременно велась работа над развитием слухоречевой памяти, фонематического восприятия, мимики и просодической стороны речи. Закрепление поставленного звука в словах сочетали с развитием познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, а также овладением навыков звукослогового анализа и синтеза.
Структура, разработанных нами занятий, включает следующие этапы:
4. Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях.
Основной задачей является развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации). Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности речи и мимики. Слоговые сочетания произносятся персонажем занятия.
5. Произношение звуков в словах.
На этом этапе занятия решаются следующие задачи:
Она тесно связана с темой занятия и является как бы переходным мостиком к следующей части занятия. Основные задачи физминутки:
7. Работа над предложением. .
На данном этапе занятий решаются следующие задачи:
• установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;
• актуализация накопленного словаря;
• формирование связности и четкости высказываний;
• работа над предложением как средство развития мыслительных процессов, в частности – умозаключений;
• анализ и синтез словесного состава предложения как средство предупреждения нарушений письменной речи (дисграфии, дислексии).
8.Произношение звука в связной речи.
Основная часть этапа — совершенствование навыка правильного произношения звуков в связных текстах, т.е. доведение произношения звуков до автоматизма. Попутно решаются следующие задачи:
9.Итог занятия.
На заключительной стадии подводятся итоги, т.е. определяется результативность. Обязательное условие - передача положительных эмоций.[7, 75с.]
Данная структура занятий основана на специфических и дидактических принципах, принятых в логопедии.
Работа по направлениям, отраженным в гипотезе велась комплексно. Нами были разработаны занятия с использованием сказочных сюжетов, воображаемых путешествий, известных и придуманных игр. Занимательная форма занятий, игровые приемы, смена видов заданий, помогали удержать внимание детей на протяжении всего занятия и формировать интерес к продолжению работы с логопедом.
По окончанию коррекционной работы был проведен анализ изменения уровня развития звукопроизношения дошкольников, с целью получения достоверных сведений об эффективности применения разработанной и апробированной нами серии занятий.
Как показало исследование дети стали четко произносить изолированные звуки, которые с трудом удавались на первом этапе исследования, также наблюдается значительное улучшение в произнесении звуков в слогах, в словах и предложениях
Таким образом, мы можем говорить об эффективности проведенной нами работы.
Библиографический список:
| |
| |
Информация о работе Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией