Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 16:27, доклад
принцип соответствия внешнего образовательного продукта учащегося его внутренним потребностям;принцип индивидуальной образовательной траектории учащегося в образовательном пространстве;принцип интерактивности занятий, осуществляемый при помощи телекоммуникаций;принцип открытой коммуникации по отношению к создаваемой учащимся образовательной продукции.Креативное обучение предполагает развитие творческого мышления, воображения, интуиции.Для развития креативных способностей необходимы специальные условия: благоприятнаяатмосфера, знающие свою работу преподаватели, вовремя замеченные особенности развития ребенка и т.д.
Креативные методы обучения
Особенности креативного обучения
Креативное обучение базируется на следующих принципах:
принцип соответствия внешнего образовательного продукта учащегося его внутренним потребностям;принцип индивидуальной образовательной траектории учащегося в образовательном пространстве;принцип интерактивности занятий, осуществляемый при помощи телекоммуникаций;принцип открытой коммуникации по отношению к создаваемой учащимся образовательной продукции.Креативное обучение предполагает развитие творческого мышления, воображения, интуиции.Для развития креативных способностей необходимы специальные условия: благоприятнаяатмосфера, знающие свою работу преподаватели, вовремя замеченные особенности развития ребенка и т.д.
Креативные методы обучения ориентированы на создание обучаемых личного образовательного продукта. Познание при этом возможно, но оно происходит «по ходу» собственно творческой деятельности. Главным результатом является получение нового продукта
Метод случайных ассоциаций. Метод применяется для генерации новых идей, связанных с изменением объекта, с улучшением его свойств, решением проблем. Суть метода состоит в опоре на случайные ассоциации, возникающие по отношению к названию объекта, его функциям. Например, со словом «алгоритм» могут быть связаны следующие рождающиеся ассоциации: «рецепт», «инструкция», «схема», «робот», «станок», «команда», «компьютер», «исполнитель», «результат»
Метод разнонаучного видения. Изучение объекта с позиций разных наук и социальных практик позволяет найти новые грани проблемы и способы ее решения. Например, организуется одновременная работа с разными способами исследования одного и того же объекта, для этого применяются методы разных наук – естественнонаучные, гуманитарные, социологические. Разнонаучные способы деятельности и полученные результаты создают объемное пространство, внутри которого обнаруживается много нового. Задания, с помощью которых реализуется данный метод: «Выясните, что есть общего в цвете и музыке»; «Дайте определение термина вирус с точки зрения биолога, врача, программиста, школьника и т.д.».
Метод рефлексии (осознание деятельности). Это, пожалуй, главный метод обучения творчеству. Дело в том, что действительно образовательным результатом обучения является только тот, который осознан учеником. Если же обучаемый не понимает, что он делал и чему научился, не может вразумительно сформулировать способы своей деятельности, возникающие проблемы, пути их решения и полученные результаты, то его образовательный результат находится в скрытом, неявном виде, что не позволяет использовать его в целях дальнейшего образования.
«Мозговой штурм» (А.Ф.Осборн). Основная задача метода — сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов. Начинается штурм с разминки – быстрого поиска ответов на вопросы тренировочного характера. Затем еще раз уточняется поставленная задача, напоминаются правила обсуждения, и – старт.
Каждый может высказать
свои идеи, дополнять и уточнять.
К группам прикрепляется
Работа ведётся в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контр-идей. Генерация идей происходит в группах по определённым правилам. На этапе генерации идей любая критика запрещена. Всячески поощряются реплики, шутки, непринуждённая обстановка. Затем, полученные в группах идеи систематизируются, объединяются по общим принципам и подходам. Далее рассматриваются всевозможные препятствия к реализации отобранных идей. Оцениваются сделанные критические замечания. Окончательно отбираются только те идеи, которые не были отвергнуты критическими замечаниями и контридеями.
Метод синектики (Дж. Гордон) базируется на методе мозгового штурма, различного вида аналогий (словесной, образной, личной), инверсии, ассоциаций и др. Вначале обсуждаются общие признаки проблемы, выдвигаются и отсеиваются первые решения, генерируются и развиваются аналогии, использование аналогий для понимания проблемы, выбираются альтернативы, ищутся новые аналогии, возвращаются к проблеме. В синектике широко используются аналогии — прямые, субъективные, символические, фантастические
Метод придумывания – это способ создания неизвестного обучаемым ранее продукта в результате их определённых умственных действий. Метод «Что будет, если ...».предлагается составить описание о том, что произойдёт, если в мире что-либо изменится, например: исчезнет понятие интеллектуальной собственности, в компьютере не будет оперативной памяти; человек научиться выполнять вычислительные операции с такой же скоростью как компьютер и т.д. Выполнение подобных заданий не только развивает их способность воображения, но и позволяет лучше понять взаимосвязь объектов реального мира, фундаментальные основы различных наук.