Критическое мышление педагога-музыканта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 17:39, доклад

Описание работы

В разные эпохи лучшие умы человечества осознавали значимость мышления как сути знаний в действии, считали источником всякого познания способность личности развивать и совершенствовать собственную мысль, способность анализировать, рассуждать, то есть, мыслить творчески, аналитически и конструктивно.
Мысль другой личности может стать источником развития собственных размышлений, если осуществляется процесс её внимательного углублённого анализа, оценки - т.е. критического осмысления. Это могут быть рассуждение друга, лекция педагога, чтение литературы, посещение театров, концертов.

Файлы: 1 файл

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ПЕДАГОГА.docx

— 23.17 Кб (Скачать файл)

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

 

   В разные эпохи лучшие умы человечества осознавали значимость мышления как сути знаний в действии, считали источником всякого познания способность личности развивать и совершенствовать собственную мысль, способность анализировать, рассуждать, то есть, мыслить творчески, аналитически и конструктивно.

Мысль другой личности может стать источником развития собственных размышлений, если осуществляется процесс её внимательного углублённого анализа, оценки - т.е. критического осмысления. Это могут быть рассуждение друга, лекция педагога, чтение литературы, посещение театров, концертов.

   Одним из актуальных направлений, разрабатываемых современной педагогической наукой, является проблема критического мышления. Она обусловлена, прежде всего, тем, что огромный поток информации самого разного свойства и качества необходимо самому осмыслить и принять решение.

   К сожалению, можно констатировать, что традиционная образовательная модель не обладает достаточно широкими возможностями в формировании навыков мышления и рассуждения, так как в большей степени связана с запоминанием определённой информации, а не рассуждением и ее критическим осмыслением. Хотя нам приятно, что наши педагоги, преподающие специальные дисциплины, постоянно ведут с нами диалог, который становится импульсом к размышлению.

   Привычное понимание термина "образованный человек" в смысле "обученного" и "знающего" несёт на себе знак устаревшей информационной модели образования. Однако до сих пор интеллектуальность и образованность личности часто отождествляют с количеством знания.

   Другими словами, целью современного образования является создание таких педагогических технологий, которые позволяют студенту мыслить свободно, в творческой, а следовательно критической манере.

   Главным условием успешного развития критического мышления, является собственное понимание и принятие учителем идеи необходимости развития критического мышления. Чтобы научить студентов критически мыслить, учитель должен уметь задавать провокационные вопросы, призывая не только к диалогу, но и спору по поводу осмысления драматургии произведения, трактовки образов, сценических ситуаций, исполнительной интерпретации произведения и т.д.

   К примеру, проходя на уроках народного творчества народные сцены оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка», подсознательно возникают иные вопросы:

– кто она такая –  главная героиня произведения?

– «девочка-сосулька»?

– поэтическое создание?

– существо, пытающееся постичь реальный мир берендеев?

   Отвечая на них, мы снова попадем в «ловушку» новых вопросов, связанных с пониманием завершения оперы:

– Это трагедия личности?

– Это отражение общего закона природы?

– Это великое счастье  – познать любовь?

   Вероятно, ответив на эти вопросы уже в дальнейшем, в курсе музыкальной литературы, мы сможем осознать всю многозначность этого образа в поэтичнейшем создании художника-философа Н.А.Римского-Корсакова.   

   Критическое мышление  является сущностью самостоятельного предмета – музыкальной критики. Уже сейчас мы понимаем, критика требует куда больше культуры, чем само творчество. Вспомним жесткую критику «о формализме в искусстве» постановления 1948 г., тяжело отразившегося в творческих биографиях Д.Д.Шостаковича, С.С.Прокофьева. Вместе с тем колоссальна роль и позитивной критики: вспомним статьи И.И.Соллертинского, Б.В.Асафьева. Не случайно Дж. Шоу говорил: «Музыкальные критики – сторожевые псы музыки».

   Актуальность проблемы развития критического мышления педагога-музыканта напрямую связана с ролью критического мышления в музыкальном исполнительстве. Основанием этому научному выводу служит то, что суть любого исполнительского процесса заключается в реализации необходимой триады действий: исполнение - слуховой контроль - самооценка. Говоря словами П.Казальса, весь исполнительский процесс протекает по формуле: "Я играю, я слушаю, я сужу себя", а, следовательно: «Я себя выражаю», т.е. являюсь интерпретатором – «соавтором» произведения. 
   В процессе работы педагога со студентом в фортепианном классе значительная роль принадлежит музыкально-теоретическому анализу. Без анализа невозможен профессиональный подход к оценке художественных достоинств музыкального произведения, его интерпретации. Великая пианистка М.В.Юдина говорила своим ученикам, что «в исполнении музыки важна не только интуиция, но и эрудиция». самом существе педагогической и исполнительской работы содержатся элементы критики, так как, высказывая суждения, мы даём оценку, оценивая - критикуем.

   В процессе музыкального обучения часто приходится констатировать, как у студентов-музыкантов при очевидных успехах и достигаемых результатах появляются сомнения, колебания, неуверенность в своих силах. Причина такого явления в том, что чем больше знаешь и умеешь, тем больше сомневаешься, начинаешь предъявлять к себе больше требований, относиться к себе критически, понимая, «мог лучше что-то сделать».

Нельзя успокаиваться  на достигнутом, необходимо быть истинно  взыскательными, так как взыскательность  к себе есть движение к совершенству.

   Постепенно совершенствуясь в течение всего периода обучения, эта способность приобретает особую сложность на стадии завершения среднего и далее высшего профессионального образования, так как прибавляется способность критически осознавать себя как будущего педагога, поэтому столь важно знакомиться с методиками других педагогов, быть в курсе новых педагогических систем. Мы надеемся узнать это в курсе методики и практики и на сегодняшнем семинаре.

   Критическое мышление есть непременный атрибут научного исследования.

   Практика показывает, что тем раньше музыкант подключает и активизирует собственное самостоятельное и осознанное критическое мышление, тем интенсивнее и эффективнее оно прогрессирует в процессе его дальнейшего обучения, тем меньше наблюдается несостоятельность, затруднения, тем больше опыта сознательных умений, навыков работы с литературой, новым музыкальным материальном, подготовке к выступлениям на конференциям и т.д.

   В процессе профессионального становления личности педагога-музыканта и формирования его критического мышления, самооценки, подвергается его и творческая, и личностная позиции. Нельзя формировать критическое мышление как собственное осознание и оценку музыкально-творческого или музыкально-педагогического потенциала, оставляя без внимания процесс личного самосовершенствования, представителя одной из самых гуманных человеческих профессий – учителя.

   Чтобы включить активные методы обучения в арсенал своих собственных форм деятельности, их надо, прежде всего, испытать на себе, "прожить" их в качестве ученика. Поэтому человеку необходимо активно включаться в процесс "добывания" знаний, развития собственного мышления, изучая литературу широкого спектра (аналитическую, историческую, художественную), посещая театры, концерты, смотря интересные фильмы и т.д.

   Наиболее подходящими при этом являются информационные технологии, такие формы обучения, как работа в группе, учебный диалог, дискуссия, ролевые и деловые игры, проблемное обучение. Учёные-педагоги изначально исходили из необходимости научить людей сотрудничать, работать на равных и, в то же время уметь проявлять инициативу, проводя в жизнь свои идеи, уметь увязывать основополагающие, "вечные" принципы с быстроменяющимися ситуациями, т. е. концентрировали внимание на тех "надпредметных" умениях, которые необходимы каждому человеку не просто в обучении, но и в жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Критическое мышление педагога-музыканта