Кризис 3-х лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 15:29, творческая работа

Описание работы

Особенности развития ребенка
3 – 4,5 лет

Физическое развитие – бурный физический рост.
Потребность в движении.
Стремление к самостоятельности.

Файлы: 1 файл

педагогика. Кризис трёх лет..pptx

— 744.61 Кб (Скачать файл)

Кризис  трёх лет.

Особенности развития ребенка  
3 – 4,5 лет

 

    •  Физическое развитие – бурный физический рост.
    • Потребность в движении.
    • Стремление к самостоятельности.
    • Ребенок начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице.
    • Ребенок осознает себя как отдельного человека со своими желаниями и особенностями.

 

Кризис  –  
движущая сила развития

 

Послушный ребёнок

 

упрямство

 

раздражительность

 

требовательность

 

Капризы

 

Любой кризис  - это внутреннее противоречие

 между   «хочу» и «могу».

То есть, с одной стороны, многие желания  ребенка не соответствуют  его  реальным возможностям (внутренний конфликт), а с другой стороны, он сталкивается с постоянной опекой взрослых (внешний  конфликт).

Негативизм 

 

Ребенок поступает вопреки не только 

родителям, но порой даже своему

собственному  желанию. Малыш 

отказывается  выполнять просьбы 

не потому, что ему не хочется, а 

только  потому, что его об этом

попросили.

 

Выход из этой ситуации

 

Нужно ставить ребёнка перед выбором. Например, вместо указа, «Иди спать», задайте вопрос: «Ты сразу ляжешь спать, или уберёшь игрушки и затем ляжешь?»

Задача  взрослых в этой ситуации.

 

НЕГАТИВИЗМ

НЕПОСЛУШАНИЕ

Ребенок поступает  наперекор своему желанию.

Ребенок следует  своему желанию, которое идет вразрез  с намерениями взрослого.

Избирателен: ребенок отказывается выполнять просьбы определенных людей, например, только мамы или папы. С остальными окружающими он может быть послушным и покладистым.

Не избирательно.

Мотив: сделать  как угодно, лишь бы не так!

 

 

  • поддержать ребенка;
  • превратить негативизм в игру;
  • обучать ребенка правильно выражать свои желания и намерения.

Упрямство

 

Ребенок упрямится,

он настаивает на

чем-то не потому,

что ему  этого

сильно  хочется, а 

потому, что он это 

потребовал: «Я так

решил!».

 

Выход из этой ситуации  

 

Просто  подождите несколько минут.

Малыш сам  созреет, и сам примет

решение

 

Упрямство порождает

 

Нервозы

 

Расстройство нервной  системы

 

Лживость

 

Раздражительность

Это действия, которые  лишены разумного основания, т.е. «Я так хочу и все!!!»

 

ПРОЯВЛЕНИЯ КАПРИЗОВ

 

 

Продолжить

 начатое дело

 

Двигательное перевозбуждение

 

Недовольство, раздражительность

 

Плач

 

Капризность

Переутомление

 

Некомфортная  обстановка

 

Плохое  самочувствие

 

Повышенная  эмоциональная возбудимость

 

Чувствительность

 

Условия возникновения  капризов:

Истерика

 

    •  Яркость, гротескность.
    • «Игра на публику».
    • Наличие зрителей
    • Громогласный плач.
    • Крики.
    • Битье головой о стену или пол.
    • Расцарапывание лица.

 

 

Возникают в ответ на обиду или  неприятное

известие, усиливаются при повышенном внимании

окружающих и могут прекратиться после того,

как это внимание иссякнет.

Действия в этой ситуации:

 

  • не стоит в момент истерики пускаться в длинные объяснения, пытаться достучаться до сознания и совести малыша;
  • постарайтесь отвлечь малыша.
  • твердо и простыми словами объясните ребенку, почему вы не будете выполнять его требование;
  • постарайтесь не реагировать на советы посторонних;
  • не поддавайтесь на провокации.
  • научите ребенка извиняться за свои поступки, и в следующий раз ему будет легче управлять собой.
  • выработайте всем семейством единую линию запретов и поощрений.
  • прежде всего не раздражаться, взять себя в руки;

Симптом обесценивания

 

Изменяется  отношение ребенка к любимым вещам и игрушкам (он может бросать их, ломать) и к людям (малыш может стукнуть

или обозвать маму грубыми словами).

 

Это следующий  этап исследовательской деятельности ребенка (не путайте с агрессией).

Потом он поймет, что такое его поведение  может быть неприятно другим людям. А пока… Пока он подражает взрослым, ему интересно смотреть на их реакцию (а что  будет, если…)

 

 Что делать? 

 

Направляйте энергию ребенка в мирное русло.  Например, если малыш рвет книжку, предложите

ему рвать  старые журналы.

Подключите  свою фантазию, обыграйте неприятный момент с  использованием игрушек. Например, если малыш  отказывается одеваться  на прогулку, то предложите ему одеть  куклу 

или медведя, пусть он поиграет роль взрослого. В  конце концов ребенок согласится одеться и сам тоже.

 

В заключении

 

1. Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5-4 года.

  2.  Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.

  3.  Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по возможности) в дела ребенка, если он не просит. Дочь, пыхтя, натягивает кофточку, так хочется ей помочь, но малышка не оценит Вашего стремления, скорее всего, она

    будет громко сопротивляться.

 4.  Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по несколько раз в день, действительно ли то, что было запрещено утром, запретят и вечером. Проявите твердость. Установите четкие запреты (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту и т.д.) Запретов не должно быть слишком много. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи (или хотя бы папа с мамой).

  5.  Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой .

 6. При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что-нибудь нейтральное.

 

7. Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, когда малыш успокоится. Пока же можно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное место.

8. Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается есть, не настаивайте, посадите мишку за стол и пусть малыш его кормит, но мишка хочет есть по очереди – ложка ему, ложка Коле. Обыграть можно многое: поездку в машине, умывание, одевание,…

 

9. Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.

10. Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.

Спасибо за внимание!

 

1


Информация о работе Кризис 3-х лет