Кубанский танец как средство воспитания детей в хореографическом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 12:35, доклад

Описание работы

Кубань, в силу особенностей своего исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении веков взаимодействовали, формировались в одно целое элементы культур южнорусских, украинских и местных народов.
Казачество – это образование древнее, уникальное во всей мировой истории, это одно из древнейших установлений русской государственной жизни. Казачество как социальная общность естественно образовалось в силу геополитических причин и природного положения России, зародилось в самых глубинах русской жизни, в окраинных районах России и Украины.

Файлы: 1 файл

конференция 8 листов.doc

— 56.50 Кб (Скачать файл)

Кубанский танец как средство воспитания детей в хореографическом коллективе

 

Кубань, в силу особенностей своего исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении веков взаимодействовали, формировались в одно целое элементы культур южнорусских, украинских и местных народов.

Казачество – это образование древнее, уникальное во всей мировой истории, это одно из древнейших установлений русской государственной жизни. Казачество как социальная общность естественно образовалось в силу геополитических причин и природного положения  России, зародилось в самых глубинах русской жизни, в окраинных районах России и Украины.

Обрядово-праздничная культура казаков синкретична, она включает в себя  различные виды и жанры искусства, среди которых наиболее развитым был песенно-музыкальный фольклор, в нём заключены щедрость и красота широкого поля, шелест пшеницы, отвага и мужество сынов кубанской земли.

В целом на протяжении XIX - XX столетия фольклор и, в частности хореография славянского населения Кубани под воздействием социально - экономических и природных условий претерпевает значительные изменения. Формируется общекубанский фольклорный фонд, укрепляются культурные связи между русской, украинской и горской этническими группами.

Особенности жизни казаков отражались на их одежде, в которой соединились черты, характерные для многих народов Северного Кавказа и Закавказья.     В XIX веке на Кубани был введен форменный казачий костюм, внешне сходный с одеждой кавказских народов. Он имел свои особенности: отличительные знаки, нашивки каждого округа. Основой кубанского казачьего костюма была черкеска — одежда, удобная в повседневной жизни и в боевых условиях. Необходимым атрибутом черкески был кавказский пояс, часто украшенный серебром. А также  форменный казачий костюм включал в себя бешмет. Шили его из ткани ярких цветов (белый, красный, синий, розовый), сочетался он по цвету с черкеской. Традиционным головным убором был башлык (баш — по-татарски — голова) — головной убор, необходимый в ненастную погоду. Из обуви в станицах края в ходу были сафьяновые, хромовые, юфтевые сапоги, чувяки, ноговицы, постолы — гнущиеся из сырой кожи либо шкуры шерстью наружу.

     В женском казачьем костюме можно выделить три основных типа, сложившихся под влиянием украинского (I тип), южнорусского (II тип) и среднерусского костюмов (III тип). Первый тип костюма состоял из кофты — «кирасы», плотно облегавшей торс, а также юбки с оборкой, называемой «брызжей», головного убора — называемого колпак, в большом употреблении были фартуки. Будничный фартук «запон» шили из холста (розовый, синий), а праздничный — из более дорогих тканей, украшали его оборками, кружевами, лентами.

     Второй тип состоял из кофты — «матене» — свободного покроя, на 10—12 см ниже талии, фартука — «завеска» — с грудиной или до талии в два полотнища. Будничные завески синие, коричневые, белые. Украшались мережками и отделочными полосками. Праздничные шились из более дорогой ткани (кашемира), украшались по низу лентами, прошвами, кружевом. Под фартуком замужние женщины носили карман из крепкой ткани.

     Третий тип костюма был оригинальной смесью среднерусского и горского костюмов (терский казачий костюм). Состоял из верхнего платья, которое называли по-разному: по-русски — балахон, по-татарски — «кубелек». Шили это платье из бархата, шелка, парчи. Из-под низа рукавов и платья была видна рубаха. Головной убор напоминал кичку, с которой спускался легкий шарф. На лоб и на шею свисали нити бисера или жемчуга с монетками на концах. На висках также были висюльки — чикилеки.

На Кубани девушки очень любили наряжаться, поэтому костюм для них имел большое значение. Не было ни  одной казачки, которая не умела бы ткать, кроить одежду, шить, вязать, вышивать, плести кружева, каждый костюм который шила для себя девушка, он был по своему красочен и своеобразен.

     Создание кубанского  казачьего  костюма по мотивам народной одежды, передает ее образный характер, сохраняя национальный колорит и способствует, эстетическому и нравственному воспитанию человека в лучших народных традициях.

На протяжении веков казачий жизненный уклад формировал в одном человеке не только лихого наездника, воина и охотника, но и человека  обладавшего духовной культурой. Танец являлся одним из проявлений духовной культуры народа. У каждого народа есть свои традиционные танцы, особенности которых, связаны прежде всего с его этническим характером, системой духовно-нравственных ценностей и образов-идеалов.  В народных танцах отражается определённая пластика, свойственная представителям того или иного этноса. В ней содержится многообразная информация о жизненных особенностях народа в преобладающих видах трудовой деятельности.

Сильны на Кубани, как и на всей русской земле, боевые, героические традиции, они сложились ввиду постоянной угрозы русским землям со стороны разноплеменных завоевателей – татаро-монгольских ханов, польской шляхты, турецких пашей и других противников. Однако, на Кубани под влиянием военно-казачьего быта, иных социально – бытовых условий эти традиции обрели своеобразие, оформились в песенно-танцевальные обряды.

      Танец с саблями имеет культурное и историческое значение. По известным всем данным, казаки, в частности, использовали танец с саблями перед боем, чтобы разогреть себя, распалить боевой дух собственного войска, уничтожить страх. Невзирая на возможную гибель от шальной пули, казаки, считали высшей доблестью исполнить танец с саблями на глазах у врага. В таком, своего рода, поведении присутствует тонкий психологический момент.

      Казачий пляс был тесно связан не только с войсками, но и с бытовой жизнью народа, а так же он бурно проявлялся как в станичных, так и в военных праздниках. Любое движение, исполненное с мастерством, применимо в боевом искусстве.

      Казачьи танцы («казачок», «гопак») и игры занимали важное место в системе традиционной физической культуры, так как в них заложены основные базовые движения для овладения двигательной культурой. Создавались они совсем не как развлечение, а как специфическая система игровой тренировки, помогающая вырабатывать боевые двигательные навыки, выносливость развить ловкость и силу.

      Кубанские народные танцы, возникнув в древности, остаются актуальными и в наши дни. В этом есть потребность, поскольку они доставляют радость людям. Новые наиболее удавшиеся пляски часто повторялись и завоевали право на долгую жизнь. Передаваясь от поколения к поколению, они меняли место жительства и, чем глубже и острее передавали национальный характер, тем дольше сохраняли чистоту первоисточников.

Танцы кубанских казаков имеют свои канонические положения, движения и ходы, отстоявшиеся в бытовой и сценической практике. Строгость форменного костюма способствовала сдержанности и подтянутости в исполнении украинского или русского танца, многие движения украинского танца («Падебак», «вихилясники, «упадание», «галоп» и др.) исполняются в «сочетании» с русской «дробью», «притопами». «Дроби» на Кубани исполняются мужчинами и женщинами и используются в разнообразных движениях и действиях, имитирующих скачку на коне, в «ходах», но в основном несложные простые дробные сочетания.

   Кубанские танцы имеют много общего с украинскими, русскими и кавказскими танцами. Но наряду с этим сходством имеют свои особые черты, которые отличают их, прежде всего, синтезом танцевальных движений, характером и манерой исполнения. Они имеют разные формы и содержание. Это воинские игровые, сюжетно-смысловые, бытовые мужские, женские и смешанные танцы. Военные строевые элементы, характеризующие все мужские пляски, встречаются и в парно-массовых казачьих танцах. Синтез элементов различных традиционных культур просматривается и в женском танце.

      В женские танцы проникли медленные, плавные ходы на полупальцах и движения рук женского кавказского танца. Современный женский танец усложняется и украшается сложными по технике исполнения движениями, которые служат для наиболее полного раскрытия художественного образа.

      Кубанский народный танец в основе имеет шаг, содержащий множество мелких составных элементов, среди которых, главным является приседание со сгибанием одной ноги в колене, подъем на полупальцах и поступательность. Наиболее популярным является «тройной шаг», «бигунец».      

Вторым наиболее распространенным приемом является «верчение», которое имеет несколько вариантов:

а) для соблюдения равновесия исполнитель опирается равномерно на обе ноги при вытянутых в сторону руках;

б) опираясь на край ступни или на пятку ноги, в то же время беспрерывно отталкивается другой;

в) исполнитель оттолкнувшись всего один раз ногой, начинает безостановочно вращаться на полупальцах другой, приподняв в то же время толчковую ногу присогнутую в колене.

С верчением часто исполняют технически сложные движения «трюки»: вращение с носка на колени и с колен опять на носок, «бочонок», «мельница», «револьтад» на месте и по кругу, «пистолет» внизу в повороте, «ползунок» в повороте на голове, «колесо» на одну руку, «волчок» и т.д.

      Третьим приемом являются «присядки» разных видов. Плясовые «присядки» представляют оригинальные и порой необычайно сложные комбинации из различных трюковых приемов: выбрасывание обеих ног вперед и в стороны, одновременно или по очереди, всевозможные закладки, «скачки» внизу, «подсечка», присядка на каблук, «присядка» с вскакиванием на носки, «мячик» и т.д. Присядки всех видов принадлежат только мужской пляске.

      Четвертым приемом является «прыжок» - стремление отделиться от земли с различными целями - например, как бы, взявшись за седло перебросить свое тело через воображаемую лошадь («бедуинский»), «прыжок» через клинок или через ногу и т.д.

      Весь учебно-воспитательный процесс при помощи кубанского народного танца в детском хореографическом коллективе должен строиться так, чтобы повышать эффективность детского танца, улучшать исполнительскую культуру детей, обогащать их духовный мир. Вся работа с детьми должна строиться на интересе, увлеченности и творчестве. Одним из существенных моментов является доступность: руководитель детского коллектива должен всегда помнить, что очень вредно для ребят делать те упражнения, которые для них непонятны и не под силу. Ребенок должен получать удовольствие от того, что у него получаются движения. Средством воспитания участников хореографического коллектива может стать только высококвалифицированная деятельность в сочетании с нравственным, эстетическим и другими направлениями воспитания. Воспитательная цель отражает объективную потребность общества в человеке, соответствующем современному этапу общественного развития.

      При обучении хореографии воспитательная деятельность педагога имеет свою специфику. Если обучение ориентировано на овладение учащимися танцевальными знаниями, умениями, навыками, то воспитание – это формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения и общения внутри танцевального коллектива и вне его – в местах отдыха, в школе, в быту, в работе. Решая специфические задачи воспитания средствами танца, педагог рассматривает их как составную часть комплексного воспитательного процесса, который ведется в нашем обществе.                      

В настоящее время воспитание Кубанским народным танцем превратилось в массовую форму самодеятельного творчества, продолжая быть душой каждого народного праздника.

Духовная культура кубанского казачества золотой нитью вплетена в творчество многих танцевальных ансамблей, занимающихся сохранением исконно кубанских традиций.

      На фестивалях и концертах исключительно красочным зрелищем зрителей одаривают замечательные танцевальные коллективы Кубани: «Кубанушка», «Станица», «Танок», «Родничок», «Ковылёк» и другие. В репертуаре этих коллективов бережно хранятся танцевальные номера, являющиеся  визитными карточками кубанской танцевальной культуры.

. Спасение наших детей от нравственного и духовного угасания требует постоянного акцента на национальных традициях народа, на воспитании национального самосознания, через репертуар хореографического коллектива.

      На своих занятиях ребята с удовольствием слушают об истории создания Кубанского танцевального искусства, при помощи красочного костюма, богатейшего фольклора и других особенностях края, оказавшие влияние на формирование самобытного танцевального творчества. Эти беседы оказывают большую значимость на рост самосознания и развитие патриотических чувств у воспитанников. Изучение кубанского танцевального народного творчества – одно из самых важных направлений в воспитании подрастающего поколения, потому что оно помогает становлению личности каждого ребенка. С помощью образов танец выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы.

      Воспитание детей в коллективе, основанное на традициях народной культуры, считается истинно патриотическим, так как оно формирует гражданское самосознание, любовь к Родине, знание культуры своего народа, воспитывает преданность к Отечеству, в том числе к своей Родине.

Кубанские танцы являются не только приятным времяпрепровождением, но и выполняют функцию эстетического и морального воспитания, раскрывают человеку мир реально существующей красоты, что особенно важно при формировании нравственно-этических ценностей подрастающего поколения. Воспитание детей в хореографических коллективах средствами  танцевального искусства помогает всестороннему развитию личности ребенка, учит его находить в танце эстетическое наслаждение. Поэтому работа в этом направлении представляется важным звеном в общепедагогическом процессе.

       Я как будущий  педагог – хореограф, несомненно рада, что творческая совместная работа в детских хореографических коллективах, а так же сами выступления, создают атмосферу увлеченности искусством, что, в свою очередь, развивает чувство дружбы у детей, понимание ответственности, воспитание коллективизма. Участие в ансамбле позволяет каждому ребенку рассказать о том прекрасном, что живет в его сердце, это прекрасное донести до слушателей, заразить их эстетическими чувствами, мыслями, вдохновить их патриотическое отношение к Родине, к своему народу, родной природе, увлечь их красотой великих идеалов.

Информация о работе Кубанский танец как средство воспитания детей в хореографическом коллективе