Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 05:56, реферат
Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античной культуре. Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская цивилизации. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и то же время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом и которые заложили основы таких наиважнейших сфер жизни как образование и воспитание.
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................... 3
КУЛЬТУРА БЫТА ДРЕВНЕГО РИМА И ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ……….4
ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ АНТИЧНОСТИ:
ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ………………………………………………………...6
ДРЕВНЕГО РИМА…………………………………………………………13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..16
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………17
Министерство образования и
Оренбургский Государственный Педагогический Университет
Реферат по дисциплине «Генезис античной культуры » на тему: «Культура быта, образования и воспитания греков и римлян»
Выполнила: Кожевникова Диана Владимировна Факультет иностранных языков 101-ф группа Проверила: Калиева Алтынай Туритаевна
г. Оренбург, 2013 |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ....................
ВВЕДЕНИЕ......................
КУЛЬТУРА БЫТА ДРЕВНЕГО РИМА И ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ……….4
ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ АНТИЧНОСТИ:
ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ………………………………………………………...
ДРЕВНЕГО РИМА……………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
Введение
Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античной культуре.
Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская цивилизации. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и то же время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом и которые заложили основы таких наиважнейших сфер жизни как образование и воспитание.
Культура быта древнего Рима и древней Греции
Несмотря на то, что между разными греческими городами – государствами существовало немало различий, были явления общие для всей Эллады. Практически повсюду утвердился патриархат. За отцом признавалась неограниченная власть над детьми. Они же были обязаны ему беспрекословным повиновением. Безбрачие осуждалось. Многожёнство не допускалось. Кровное родство не являлось препятствием для супружества: иногда браки заключались между детьми одного отца. Заключению брака предшествовало формальное обручение. Брак заключался посредством договора между женихом и главой семьи невесты. Жених был обязан уплатить за невесту, приданое же невесте давалось не во всех случаях. После замужества женщина находилась и под властью отца, и под властью мужа. Положение её было приниженным. Развод для мужчины был свободен, для женщины затруднён. Со временем нравы в Греции смягчились. Девушки, выходя замуж, из-под власти отца поступала под власть свёкра.
Уже в древнейшие времена семья была в Риме прочной и сплочённой ячейкой общества, в которой нераздельно властвовал отец семейства. Понятие семьи было иным, она включала в себя не только отца, мать, незамужних дочерей, но и замужних, не переданных формально под власть мужа, наконец, сыновья, их жёны и дети. Фамилия включала в себя и рабов и домашнее имущество. В ранние времена отец обладал в отношении своих детей «правом жизни и смерти». Он определял судьбу всех, кто от него зависел, он мог убить своего ребёнка, рождённого в законном браке, или бросить его без всякой помощи. Что же касается рабов, то над ними отец семейства имел полную и ничем неограниченную власть. Мать семейства ведала всем домашним хозяйством и занималась воспитанием детей. Ни в Греции, ни в Риме женщина не имела гражданских прав и была отстранена от участия в государственных делах. Однако в сфере частной семейной жизни она пользовалась ещё большей свободой, чем женщина классической Греции. Мужа для дочери выбирал отец. Возрастной барьер для вступления в брак был очень низким. Никакое торжество, будь оно частное или государственное, не могло состояться в Риме без жертвоприношений богам.
Римское право разрешало две формы развода - расторжения брака по настоянию одной из сторон или по взаимному согласию. Как и в Греции, муж мог просто отослать жену в дом её родителей или опекунов, вернув ей её личную собственность. Когда супруги расставались, возникало немало споров о разделе имущества. Однако не было и не могло быть споров о том, кто осуществлял опеку над детьми – это всегда делал отец. Регистрировать новорожденного при появлении на свет вначале было не обязательно. Впервые регистрацию ввёл в Риме Октавиан Август. В течение 30 дней с момента появления младенца отец был обязан оповестить власти о появлении нового римлянина. При этом составлялся письменный акт, подтверждавший полное имя ребёнка и дающий ему гражданские права.
В древнем Риме существовала детская медицина – педиатрия. Римляне охотно отдавали детей рабыням - гречанкам, так как с ними дети рано овладевали греческим языком, а знание его в Риме очень ценилось.
Намного больше значения, чем греки, римляне придавали фамилии – родовым символам, переходящим из поколения в поколение. Первоначально они обходились двумя именами – личным и родовым. В эпоху республики добавились «семейное» имя. Греки при рождении получали только одно имя - фамилией в современном смысле этого слова, объединяющей весь род и переходящей по наследству от отца к сыну. Детям давали имена произвольно, часто придумывая новое, связанное с каким-либо обстоятельством или характерной чертой. В дальнейшей, подрастая, почти каждый грек получал ещё и прозвище благодаря каким-либо особенностям своего характера или внешности.
Воспитание и образование в древней Греции
В 3 - 2 тысячелетиях до н. э. в Греции, на Крите и некоторых других островах Эгейского моря возникла самобытная культура со своей письменностью. От пиктографии к клинописи и до слогового письма - такова эволюция этой письменности. Ею владели жрецы, царская свита, вельможи и состоятельные граждане.
Центры обучения писцов возникали при дворцах и храмах. Крито-микенской (эгейской) культурой была заложена определенная традиция письма, принятая последующими цивилизациями. С этой традицией, например, связаны правила писать строки слева направо, сверху вниз, выделение красных строк и заглавных букв.
Следующим этапом генезиса воспитания и обучения в этом регионе стали времена т. н. архаической Греции (X -VIII вв. до н. э.). Ярко и образно нарисовал картину воспитания и обучения в эту эпоху легендарный Гомер в поэмах "Илиада" и "Одиссея". Герои Гомера получали воспитание под присмотром наставников-старцев. Они красноречивы, хорошо знакомы с деяниями предков и богов, владеют музыкальными инструментами и письмом, физически крепки, искусные воины.
Принятые в архаической Греции формы воспитания описаны также в поэме Гесиода "Труды и дни", где говорится о быте и жизненных установлениях той древней эпохи. Ведущим мотивом этой поэмы является мысль о трудолюбии как важнейшем качестве человека.
Дальнейшее развитие воспитания и зарождение педагогической мысли в Древней Греции связаны с культурой городов-полисов (государств) (VI -IV вв. до н. э.), когда воспитание заняло особое место в обществе. Государство начинает брать на себя обучение имущих слоев. Известно, например, что на Крите юные свободные граждане имели возможность получать образование за счет государства. Образованность почиталась как необходимое и неотъемлемое свойство достойного гражданина полиса. Если хотели сказать дурно о человеке, говорили, например: "Он не умеет ни читать, ни плавать".
Лишиться права и возможности получить образование рассматривалось как одно из наихудших зол. Именно поэтому, как утверждает древнегреческий историк Плутарх, победители из города Милет наказали детей побежденных запретом учиться грамоте и музыке.
По свидетельству Плутарха, ввиду понимания сугубой важности образования города-полисы зачастую не прерывали учебы юных граждан даже в трудные дни войн. Когда умирал философ Анаксагор (500 - 428 до и, э.) и горожане спросили, чем почтить его память, он сказал: "Пусть в день моей смерти у школьников не будет занятий".
В школе закладывалось все великое и прекрасное, что оставила нам Древняя Греция.
Школы были небольшими - 20 - 50 учеников на одного учителя. Размещались ученики в доме учителя либо просто на улице города. Учитель сидел на высоком стуле, дети располагались вокруг на низеньких складных табуретах. Писали на коленях. Занимались одновременно дети всех возрастов: пока одни отвечали учителю, остальные выполняли задание. Занятия шли весь день с большим перерывом на обед. Каникул не было - выходные выпадали на городские и семейные праздники.
Платили учителям немного - примерно столько же, сколько зарабатывали средней руки мастеровые. Социальный статус учителя, особенно в учебных заведениях начального уровня, был весьма низким. Хорошо иллюстрирует такой факт ходившая в Афинах поговорка: "Он умер или стал учителем".
Книг было чрезвычайно мало. Образование усваивалось с голоса учителя.
На начальное обучение тратилось 6 - 8 лет, примерно до 14-летнего возраста. Учили начаткам чтения, письма и пения.
Читать учились по слогам, перебирая множество сочетаний, пока не узнавали их с первого взгляда. Затем читали первые слова - имена богов и героев. Затем читали первые фразы, обычно поучительные стихотворные строчки: "Прекрасен тот, кто вправду человек во всем", "Приятно, если умный сын в дому растет", "Пусть все несут совместно бремя общее" и т. д. Читали только вслух. Очень много запоминали наизусть.
Писать учились на вощеных дощечках величиной в ладонь. Дощечки скреплялись шнурками в книжечку. Писали палочки - стило, - заостренной с одного конца: острым концом оцарапывали буквы, тупым стирали написанное.
Для упражнений в счете служила доска - абака, разделенная на клетки для единиц, десятков, сотен и т. д. На клетки клали камешки - от одного до девяти. С помощью абаки учились четырем арифметическим действиям.
Пению учили только в унисон, с голоса, поскольку нот не было. Пение сопровождали игрой на семиструнной кифаре.
Среди государств-полисов Эллады особо выделялись республиканские Афины и авторитарная Спарта. Эти государства не только представляли различные политические системы, но и во Многом олицетворяли противоположные принципы воспитания обучения.
По словам древнегреческого мыслителя Аристотеля, воспитаниеe спартиатов - полноправных граждан Лакедемона - передавало по преимуществу цель подготовить члена военной общины. По утверждению римского историка Плутарха, новорожденных спартиатов осматривали старейшины (эфоры). Судьба болезненных младенцев неясна. Плутарх уверяет, будто их лишали жизни. Во всяком случае, такие дети росли вне системы военного воспитания. До семи лет спартиаты воспитывались в семье, поступая в распоряжение нянек-кормилиц, которые славились своим уменьем на всю Элладу.
Затем наступало время, когда полис брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов. Сроки такого воспитания были весьма продолжительны и делились на три этапа: с 7 до 15 лет, с 15 до 20 лет, с 20 до 30 лет.
На первом этапе дети поступали под начало воспитателя - пайдонома. Они вместе жили и учились, приобретали минимальные навыки чтения и письма, без которых, по словам Плутарха, никак нельзя было обойтись. Зато физическая подготовка, закаливание были чрезвычайно насыщенными. Воспитанники всегда ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках. В 12-летнем возрасте суровость воспитания еще более ужесточалась. Во все времена года подросткам верхней одеждой служил легкий плащ. Их приучали к немногословию. Любой намек на красноречие презирался. В ходу были и наказания, но они носили, скорее, символический смысл. Например, провинившегося кусали за большой палец.
Мальчиков 14-летнего возраста посвящали в эйрены - члены общины, получавшие определенные гражданские права. Во время инициации подростка подвергали болезненным испытаниям, в частности публичной порке, которую следовало выдержать без стонов и слез. Эйрены являлись помощниками пайдономов в физической и военной муштре остальных подростков. В течение года эйрены проходили испытания в военных отрядах спартиатов.
На втором этапе воспитания к минимальному обучению грамоте добавляли занятия музыкой и пением, которые преподавались несколько более тщательно. Приемы воспитания становились еще более суровыми. Подростки и юноши должны были, например, сами добывать еду. Попавшегося на воровстве жестоко били плетьми, но не за то, что украл, а потому, что потерпел неудачу.
К 20 годам эйрены получали полное вооружение воина и затем еще в течение десяти лет постепенно приобретали статус полноправного члена военной общины. Все это время не прекращались военная подготовка, воспитание немногословного, без дурных наклонностей, воина. К порокам, однако, не относили, например, никак и ничем не ограниченную половую жизнь. Зато резко осуждалось и пресекалось пьянство. Легендарный законодатель Ликург, чтобы уберечь спартиатов от пьянства, устраивал своеобразные "уроки трезвости", когда рабов заставляли напиваться, чтобы спартиаты могли воочию убедиться, сколь непригляден и отвратителен пьяница.
Воспитание девочек и девушек - спартиаток мало отличалось от мужского. Это были по преимуществу физические и военные упражнения с диском, копьем, дротиком, мечом. В столь же малом объеме давалась общеобразовательная подготовка. Таким же вольным, что и у юношей, было сексуальное поведение.
Воспитательная традиция Спарты в итоге оказалась весьма скудной. Гипертрофированная военная подготовка, фактическое невежество молодого поколения - таким выглядел результат одного из первых в истории опытов государственного воспитания. На древе человеческой цивилизации спартанские культура и воспитание оказались малоплодородной ветвью. Не случайно Спарта не дала ни одного сколько-нибудь крупного и яркого мыслителя или художника. Впрочем, не весь педагогический опыт Спарты оказался забыт Традиции физического воспитания, закаливания подрастающего поколения стали предметом подражания в последующие эпохи.
Иначе, чем в Спарте, строилось воспитание и обучение в Афинах. Идеал афинского воспитания сводился к многозначному понятию - совокупности добродетелей. По сути, речь шла о всестороннем формировании личности, прежде всего с развитыми интеллектом и культурой тела. Считалось, что стремиться к достижению подобного идеала был вправе лишь свободный и имущий гражданин Афин.
Информация о работе Культура быта, образования и воспитания греков и римлян