Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 14:23, реферат
Тема моего реферата — культурологическая концепция в образовании. Она касается гуманизма как феномена в культуре. Именно в рамках этого подхода формируется понятие гуманистической культуры, противостоящей теоцентризму и социоцентризму, отстаивающей приоритет человека в мире. Гуманизм делает акцент не на человека вообще, а на творческую личность.
Томский Государственный Университет
Институт Искусств и Культуры
Реферат на тему:
Культурологическая концепция в образовании
Выполнила: Климченко Наталья Валентиновна
Проверила: Долгих Надежда Николаевна
Томск, 2013
Тема моего реферата — культурологическая концепция в образовании. Она касается гуманизма как феномена в культуре. Именно в рамках этого подхода формируется понятие гуманистической культуры, противостоящей теоцентризму и социоцентризму, отстаивающей приоритет человека в мире. Гуманизм делает акцент не на человека вообще, а на творческую личность. На современном этапе гуманистическая культурология дополняет антропоцентризм положениями о ценности всего живого, о связи человека с доступной социальной и природной средой. Одной из ее главных тем становится проблема гуманизации социальных отношений и утверждение принципов экологического гуманизма.
Для того чтобы полнее раскрыть эту идею, требуется подробный разбор сути и связи слов «образование» и «культура» а также места в истории данной концепции.
Культура. От латинского от глагола colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание. Все, что нас окружает в большей или меньшей степени отражает культуру. Также и то, как мы видим все вокруг свидетельствует о нашей культуре. На мой взгляд емким определением является: вся совокупность внебиологических проявлений человека1.
В латинских источниках впервые слово встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (234—149 до н.э) De Agri Cultura(ок. 160 г. до н. э.) — самом раннем памятнике латинской прозы. Этот трактат посвящен не просто обработке земли, а уходу за полем, что предполагает не только возделывание земли, но и особое душевное отношение к ней. Например, Катон дает такой совет по приобретению земельного участка: нужно не лениться и обойти покупаемый участок земли несколько раз; если участок хорош, чем чаще его осматривать, тем больше он будет нравиться. Вот это самое «нравиться» должно быть непременно. Если его не будет, то не будет и хорошего ухода, то есть не будет культуры.2
К 20 веку термин обрел множество
значений и трактовок. Это и отнесение
данного термина только к сфере искусства,
и признание основой цивилизации: понятие
„культура“ отличается необыкновенной
сложностью; легче определить понятие
„наука“, „искусство“, „быт“; культура —
цельность, органическое соединение многих
сторон человеческой деятельности; проблемы
культуры в собственном смысле возникают
уже тогда, когда сорганизованы: быт, искусство,
Из определения термина «образо
Еще глубже проникает в этот термин Гегель, выделяя несколько «уровней» его значений: Во-первых, речь идет об образовании отдельного человека (здесь Bildung используется как синоним «воспитания»). В этом смысле образование делится на «формальное» и «материальное», «теоретическое» и «практическое», может институализироваться в гимназиях и университетах. С другой стороны «образование» отдельного человека может пониматься в онтологическом или даже чисто биологическом смысле, как образование органического существа (как у Гердера). Со значением «образования» человека как индивида непосредственно корреспондирует значение Bildung как «образованности» нации или эпохи, зависящей в свою очередь от «образованности» индивидов и определяющая последнюю. В этом значении Bildung в русскоязычных переводах часто переводится как «культура», хотя иногда используется и широко распространенный в XIX веке термин «образованность».
Во-вторых, речь идет о глобальном духовном, историческом и метаисторическом процессе «образования». Мировой процесс осмысляется Гегелем как «образование мирового духа )». Содержание и смысл диалектического процесса развития именно в образовании , в частности «образовании форм» или «формообразовании» духа. В переводах советского периода это значение почти всегда передавалось как «развитие», что мешает пониманию довольно тонкого различия между образования и развития.
«Раз-витие» есть собственно «раз-вертывание» исходных принципов или задатков. В этом смысле оно соотносимо например с понятием «прогресса», как пошагового движения вперед, «развитие» отражает скорее внешнюю структуру процесса, например, его стадии или этапы, тогда как «образование» больше обращено на смысл самого «образа» (Bild) в его совершенстве.
В-третьих, речь идет об «образовании»
различных институтов, языка, образовании
права как такового или государственного
устройства. Особое значение имеет
для Гегеля «образование науки» являющееся
содержанием «научного
Наконец, речь идет об «образовании государства» (например, [Hegel 1969-12, 68]).
В рамках диалектического процесса между всеми этими значениями у Гегеля устанавливаются тончайшие «органические» связи. Например, в «Феноменологии духа» Гегель устанавливает связь между образованием отдельного индивида и мирового духа: в педагогических успехах мы узнаем набросанную как бы в сжатом очерке историю образованности всего мира ... Наука воспроизводит это образовательное движение в его полноте и необходимости, а также то, что уже низведено до момента и достояния духа в процессе формирования последнего». Образование индивида (традиционно воспринимаемое в «педагогическом» контексте) и образование семьи, нации и государства также оказываются тесно связаны.
Развитие неразрывно связано с образованием не только этимологически, но и исторически. В рамках образовательных парадигм возникают различные модели образования. В мировом образовательном процессе в настоящее время действуют четыре основных модели образования: традиционная, рационалистическая, гуманистическая (феноменологическая), неинституциональная.
Традиционная модель образования - это модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры прошлого и настоящего. Прежде всего под этим подразумевается совокупность базовых знаний, умений и навыков в рамках сложившейся культурно-образовательной традиции, позволяющих индивиду перейти к самостоятельному усвоению знаний, ценностей и умений более высокого порядка.
Обучающийся рассматривается как объект, которому нужно передать систему обобщенных знаний, умений и навыков. Обучение преследует, в первую очередь, воздействие на механизмы памяти, а не мышления обучающихся. Целью такого образования является формирование личности с заранее заданными свойствами. Результаты выражаются в уровне обученности и социализованности личности.
Рационалистическая модель образования во главу ставит не содержание образования, а эффективные способы усвоения, обучающимися знаний. В основе идеологии современной рационалистической модели образования лежит бихевиористическая концепция.4 Эта модель отводит обучающимся сравнительно пассивную роль. Они, получая определенные знания, умения и навыки, приобретают адаптивный «поведенческий репертуар», необходимый для адекватного жизнеустройства в соответствии с социальными нормами, требованиями и ожиданиями общества. В рационалистической модели нет места таким явлениям, как творчество, самостоятельность, ответственность, индивидуальность.
Таким образом, поведенческие цели вносят в образование дух узкого утилитаризма и навязывают учителю механический, нетворческий образ действий. Учитель должен следовать предписанному шаблону, а его деятельность превращается в натаскивание обучающихся на решение задач, выполнение тестов и т.д. Основными методами такого обучения выступают научение, тренинг, тестовый контроль, индивидуальные занятия, коррекция.
Рационалистическая модель образования предполагает такую его организацию, которая, прежде всего, обеспечивает практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу и производству.
Гуманистическая (феноменологическая) модель образования в центр образовательного процесса ставит личность обучающегося и его развитие как субъекта жизнедеятельности. Она ориентирована на развитие внутреннего мира обучающегося, на межличностное общение, диалог, на психолого-педагогическую поддержку в личностном росте.
Эта модель предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, уважительное отношение к их интересам и потребностям. Его представители отрицают взгляд на школу как на «образовательный конвейер». По их мнению, образование должно наиболее полно и адекватно соответствовать подлинной природе человека, помогать ему проявлять и развивать то, что заложено природой, а не формировать личность с заранее заданными свойствами. Гуманистическое направление предполагает свободу и творчество как учащихся (студентов), так и педагогов, а также право индивида на автономию развития и собственную траекторию образования.
Представители гуманистической модели образования не отличаются единством взглядов. В рамках этой модели существуют многие концепции образования: гуманитарно-образовательная, личностно ориентированная, аксиологическая, проективная, педагогической поддержки, культурологическая и др. Но их объединяет то, что они признают приоритет развития личности над обучением, а знания, умения и навыки считают не целью обучения, а средством развития обучающихся.
Неинституциональная модель образования ориентированная на его организацию вне социальных институтов, в частности образовательных институтов. Это образование на «природе», в условиях параллельных школ, с помощью системы Internet, дистанционное обучение, «открытые школы», «открытые университеты» и др.
Гуманистические взгляды свойственны постиндустриальному обществу. Основное — это отказ от понимания образования
как получения готового
носителе готового знания. На смену приходит понимание образования как достояния личности, как средства ее самореализации в
жизни, как
средство построения личной
цели обучения и воспитания, и его мотивы, нормы, и формы и
методы, и роль педагога.
Большой вклад в гуманистическую модель образования внесла Бондаревская Евгения Васильевна. Ее основные положения изложены в учебном пособии «Педагогика: личность в гуманистически ориентированных теориях и системах воспитания», изданном в Москве и Ростове-на-Дону в 1999 году, и в статье «Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания», опубликованной в 2001 году в первом номере журнала «Педагогика».
В фундамент построения концепции воспитания человека культуры положен постулат: «Век техники уступает место веку человека, и человечество ведет творческий поиск путей перехода от техногенной цивилизации XX века к антропогенной цивилизации будущего».
Другим концептуальным ориентиром для автора является образ российского общества XXI века как общества открытого, демократического, правового, с развитой структурой общественного самоуправления, населенного образованными, воспитанными, культурными людьми.
Отношение к ребенку как к субъекту, носителю активности, для проявления которой ему необходимо пространство свободы, где он имел бы возможность автономизироваться, выбирать, оценивать, совершать поступки, является основным признаком гуманистического личностно-ориентированного воспитания вообще, а культурологического в особенности. В этом признаке реализуется гуманизм воспитания как ценностное, бережное отношение к природе ребенка, а также достигается степень свободы как необходимого и исходного условия становления субъектных свойств личности. Вместе с тем автор концепции воспитания ребенка как человека культуры значительно расширяет утвердившиеся в педагогике представления о содержании субъектности как необходимом атрибуте личностного развития. Опираясь на психологическую концепцию детства В.В. Зеньковского5, она утверждает необходимость становления ребенка как субъекта собственной душевной жизни.
Используя понятие идеальной формы, автор обращается к известной мысли В.В. Зеньковского о том, что каждая детская личность имеет свой, заданный при рождении, путь индивидуального развития, и поэтому «всякая личность должна найти свой путь, свою идеальную форму». Вместе с тем академик Е.В. Бондаревская реализует классическое положение психологии личности о том, что личностный смысл развития состоит в поиске индивидуального пути. Этот поиск осуществляется на жизненном пути личности. Воспитание помогает личности прожить свою жизнь, свою историю с уникальным набором событий, дел, поступков, переживаний. Однако жизненный путь личности — это не только и не столько события, дела, поступки и переживания, сколько личностное отношение к ним, смыслы индивидуальные, необщие, окрашенные жизненным опытом, приобретенным на жизненном пути.
К базовым воспитательным процессам, способствующим становлению ребенка как субъекта жизни, истории, культуры, относятся:
— жизнетворчество — включение детей в решение реальных проблем собственной жизни, обучение технологиям изменения собственной жизни, создание среды жизни;
— социализация — вхождение ребенка в жизнь общества, его взросление, освоение различных способов жизнедеятельности, развитие его духовных и практических потребностей, осуществление жизненного самоопределения;
— культурная идентификация — востребованность культурных способностей и свойств личности, актуализация чувства принадлежности ребенка к определенной культуре и оказание ему помощи в обретении черт человека культуры;
Информация о работе Культурологическая концепция в образовании