Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 01:46, курс лекций
Рассматриваются основные направления педагогической деятельности: сущность, основные виды деятельности, структуру и функции.
Характерная черта внимания в этом возрасте – специфическая избирательность: интересные уроки или интересные дела очень увлекают подростков и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении. Однако повышенная возбудимость часто становится причиной непроизвольного переключения внимания.
Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Мышление подростка приобретает новую черту – критичность: он уже не опирается слепо на авторитет учителя или учебника, а стремится иметь свое мнение, склонен к спорам и возражениям.
Средний школьный возраст наиболее благоприятен для развития творческого мышления. Чтобы не упустить возможности этого сензитивного периода, необходимо постоянно предлагать ученикам решать проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные и отличительные черты предметов и явлений, выявлять причинно-следственные зависимости.
В речи подростка заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуждениям. Чаще встречаются предложения со сложной синтаксической структурой, речь становится образной и выразительной.
Интенсивно идет нравственное
и социальное формирование личности подростк
Юношеский возраст – это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения, время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд, мечтаний. Ведущая деятельность – учебно-профессиональная. У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях – одна их самых характерных черт сегодняшнего старшеклассника. Это определяет развитие и функционирование психических процессов.
Восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание
Юность – период расцвета всей умственной деятельности. Старшеклассники стремятся проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, объяснить их взаимосвязи и взаимозависимости. Почти всегда этому сопутствует стремление выработать собственную точку зрения, дать свою оценку происходящим событиям. Самостоятельность характера в этом возрасте приобретает определяющий характер.
Нравственные и социальные качества формируются ускоренными темпами. Этому способствует не только сензитивный период нравственной зрелости, но и новая обстановка: изменение характера деятельности, положения в обществе и коллективе, интенсивность общения. Появляется стремление выразить свою индивидуальность, у некоторых молодых людей это стремление приобретает гипертрофированные размеры.
Усиливаются сознательные мотивы поведения. Важное значение имеют статус (положение) личности в коллективе, характер общения и отношений между его членами. Характерная черта этого возраста – формирование жизненных планов.
В этот период воспитание осуществляется по следующим направлениям:
1) воспитание положительного отношения к труду, усвоение определенных трудовых навыков и выбор профессии;
2) формирование нравственной личности и соответствующего стиля морального поведения;
3) сексуальное поведение, половое просвещение.
Образовательный процесс
Образовательный процесс (ОП) – это целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованных учебно-воспитательных и учебно-познавательных процессов в единстве с самообразованием этой личности, обеспечивающая усвоение знаний, умений и навыков на уровне не ниже государственного образовательного стандарта.
Образовательный процесс необходимо рассматривать как целостную динамическую систему, системообразующим фактором которой является цель педагогической деятельности – образование человека. Данная система имеет специфические процессуальные компоненты. Наиболее значимыми из них являются процессы обучения и воспитания, которые ведут к внутренним процессам изменения образованности, воспитанности и развитости личности. Процессы обучения и воспитания также состоят из определенных процессов. Например, процесс обучения состоит из взаимосвязанных процессов преподавания и учения, воспитания – из процесса воспитательных воздействий, процесса принятия их личностью и возникающего при этом процесса самовоспитания.
Образовательный процесс как система функционирует в определенных внешних условиях: природно-географиче-ских, общественных, производственных, культурных, среды школы и ее микрорайона. К внутришкольным условиям относятся учебно-материальные, школьно-гигиенические, морально-психологические и эстетические.
Внутренней движущей силой ОП является разрешение противоречия между выдвинутыми требованиями и реальными возможностями воспитанников по их реализации. Это противоречие становится источником развития, если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей учеников, и наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию системы, если задачи окажутся чрезмерно трудными или легкими.
Динамичность ОП достигается за счет взаимодействия трех его структур: 1) педагогической; 2) методической; 3) психологической.
Педагогическая структура ОП представляет собой систему из четырех элементов: а) целевого; б) содержательного; в) опе-рационно-деятельностного; г) аналитико-результативного. Целевой компонент предполагает определение педагогами и учащимися целей своей учебной и внеучебной деятельности, содержательный – определение содержания образовательного процесса на основе поставленных целей, операционно-деятель-ностный – организацию совместной деятельности педагогов и учащихся. Аналитико-результативный компонент включает в себя анализ результатов и коррекцию педагогических задач.
Методическая структура ОП включает следующие элементы: а) задачи обучения (воспитания); б) последовательные этапы деятельности педагога; в) последовательные этапы деятельности учащихся.
Психологическая структура ОП представлена совокупностью трех элементов: 1) процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации; 2) проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, динамика эмоционального настроя; 3) подъемы и спады физического и нервно-психического напряжения, динамика активности.
Среди целей ОП выделяют нормативные государственные, общественные и инициативные. Нормативные государственные цели – это наиболее общие цели, определяющиеся в нормативных правовых актах и государственных стандартах образования. Общественные цели – цели различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке.Инициативные цели – это непосредственные цели, разрабатываемые самими педагогами-практиками и их учениками с учетом типа учебного заведения, профиля специализации и учебного предмета, а также уровня развития учащихся и подготовленности педагогов.
В системе «образовательный процесс» происходит взаимодействие определенных субъектов. С одной стороны, в качестве педагогических субъектов выступают руководство школы, преподаватели, воспитатели, коллектив педагогов, родители, с другой – в роли как субъектов, так и объектов – выступают учащиеся, коллектив, определенные группы школьников, занятые тем или иным видом деятельности, а также отдельные ученики.
Сущность ОП состоит в передаче социального опыта старшими и усвоении его подрастающими поколениями посредством их взаимодействия.
Главной характеристикой ОП является подчинение трех его составляющих (учебно-воспитательного, учебно-познавательного, самообразовательного процессов) единой цели.
Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается: 1) в единстве и самостоятельности процессов, его образующих; 2) соподчиненности входящих в него обособленных систем; 3) наличии общего и сохранении специфичного.
Использованная литература
Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М., 1983.
Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов н/Д, 1999.
Бордовская Н.В. Педагогика. СПб., 2000.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
Грехнев В.С. Культура педагогического общения. М., 1987.
Грицевский И.М. От учебника – к творческому замыслу урока. М., 1990.
Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. М., 1986.
Ерофеева М.А., Смотрова Л.Н. Общие основы педагогики. Балашов, 2003.
Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М., 1982.
Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.
Ильин Е.Н. Искусство общения. М., 1988.
Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.,1987.
Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.
Основы педагогического мастерства / Под ред. А.И. Зязюна. М., 1989.
Педагогика: педагогические теории, системы и технологии / Под ред. С.А. Смирнова. М., 2001.
Педагогическое мастерство и педагогические технологии / Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. М., 2000.
Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2000.
ПодымоваЛ.С. Подготовка учителя к инновационной деятельности. М., 1995.
Раченко И.П. НОТ учителя. М., 1989.
Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993.
Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991.
Ситаров В.А. Дидактика. М.: Академия, 2002.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. М., 2002.
Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. М., 2001.
Смирнов В.И. Общая педагогика. М., 2003.
Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. М., 1991.
Харламов И.Ф. Педагогика. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2000.
Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Основы педагогической деятельности"