Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 22:25, курс лекций
Педагогическая система специального обучения и воспитания детей с нарушениями слуха
3.2. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями зрения
3.3. Система воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
3.4. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями речи
3.5. Педагогическая система воспитания и обучения детей с задержкой психического развития
Наибольшими возможностями для организации интегрированного обучения обладают дошкольные учреждения комбинированного вида. Возможны следующие формы интеграции:
– временная интеграция, при которой все воспитанники специальной группы вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со слышащими детьми не реже двух раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера;
– частичная интеграция, при которой дети, еще не способные наравне со слышащими сверстниками овладеть образовательным стандартом, вливаются по 1–2 человека лишь на часть дня в массовые группы;
– комбинированная интеграции, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим возрастной норме или близким к ней, по 1–2 человека наравне со слышащими воспитываются в массовых группах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы;
– при полной интеграции ребенок с нарушенным слухом воспитывается в массовом дошкольном учреждении, не получая повседневной помощи специалиста непосредственно в детском саду;
– смешанные дошкольные группы, где вместе воспитываются дети с нормальным и нарушенным слухом (это уже не 1–2 неслышащих ребенка, а группа из 4–5 детей). В смешанной группе работают не только два воспитателя, но и учитель-дефектолог.
Организация коррекционного обучения и воспитания в специальных школах для детей с нарушениями слуха
Неслышащие (глухие) дети могут обучаться в специальных (коррекционных) школах I вида, которая осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
1 ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения 5–6 лет, в зависимости от учебных предметов, или 6–7 лет, с учетом подготовительного класса);
2 ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения 5–6 лет)
3 ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года).
В первый класс, как правило, принимаются дети с 7 лет. Для детей, не прошедших дошкольной подготовки, организуется подготовительный класс.
Наполняемость классов 6 человек.
В составе школ 1 вида организуются классы для глухих детей с комплексными нарушениями (умственной отсталостью, ЗПР), работа в которых организуется по специальным учебным планам и программам. Наполняемость таких классов 5 человек.
В современной сурдопедагогике, как отечественной, так и зарубежной, применяются две системы обучения глухих:
• на основе билингвистического подхода;
• на основе словесной речи.
Перед отечественной сурдопедагогикой в настоящее время стоит проблема разработки новой концепции специального образования детей с недостатками слуха, основанной (по определению А.А. Комаровой) на множественности подходов, на сотрудничестве и взаимообогащении всех существующих направлений в обучении и воспитании.
Билингвистический подход основан на том, что равноправными и равноценными средствами специального образовательного процесса являются: словесная речь и жестовая речь, что стало основополагающим принципом билингвистического подхода.
Жестовая речь – способ межличностного общения, лишенных слуха людей, посредством системы жестов. Лексические и грамматические закономерности жестовой речи обусловлены своеобразием ее основной семантической единицы – жеста, а также его функциональным назначением. Использование жестовой речи в обучении глухих способствует:
• устранению коммуникативных барьеров между педагогами и учащимися;
• созданию доверительных отношений между детьми и взрослыми;
• эмоциональной окрашенности учебно-воспитательного процесса;
• увеличению объема учебной информации, ускорению ее передачи;
• коррекция процесса восприятия учащимися;
• усвоению программы общеобразовательной школы в полном объеме.
Билингвистическая система обучения глухих функционирует в странах Скандинавии, в Великобритании, Швейцарии, Канаде, США и др.
В России
билингвистическая школа
Коммуникационная система обучения глухих на основе словесной речи была разработана в 1950-х гг. XX в. отечественными учеными-сурдопедагогами под руководством проф. С.А. Зыкова. Ее основные принципы:
• потребность в общении возникает и развивается в связи с широким использованием различных видов педагогически организованной деятельности;
• в целях активизации речевого общения эффективна дактилъная речь (своеобразный вид словесной речи, когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев руки) в сочетании с устной и письменной речью.
Л.П. Носкова обосновала структурно-семантический принцип специального изучения языка, в основе которого использование предложения как материала для системного овладения языком.
В соответствии
с генетическим принципом сурдопедагог
соотносит речевые достижения глухого
ребенка с нормой в целях языковой
компенсации и программирования
Деятельностный принцип отражает предметно-практическую деятельность учащихся, в процессе которой словесная речь и освоение языка становятся потребностью.
При работе с глухими учащимися по системе их обучения на основе словесной речи происходит практическое овладение языком с последующим изучением языковых явлений и закономерностей.
Предметно-практическая деятельность учащихся рассматривается как база для формирования у них понятий; развития речи как средства коммуникации; воспитания у детей активности, самостоятельности, умения планировать свою деятельность.
Развитие технических возможностей слухопротезирования значительно повысило эффективность обучения глухих детей на основе словесной речи и максимальной опоры на остаточный слух.
С конца 1950-х гг. в западноевропейских странах и в США стала постепенно развиваться система ранней диагностики и ранней педагогической помощи, которая включала и раннее слухопротезирование детей.
В Хорватии разработана верботональная методика обучения неслышащих для развития их слухового восприятия и речи (оригинальная педагогическая технология с применением сурдотехнических достижений).
Проблемы раннего слухоречевого развития активно разрабатывали в НИИ дефектологии Т.А. Власова, Е.П. Кузьмичева Э.И. Леонгард, Ф.Ф. Pay, А.Д. Салахова, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская и др.
Коррекционные учреждения II вида создаются для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей.
Цензовый уровень общеобразовательной подготовки выпускников специальной школы II вида отвечает нормативным требованиям государственного общеобразовательного стандарта.
Для обеспечения дифференцированного подхода в обучении слабослышащих и позднооглохших детей создаются два отделения:
1 отделение – для воспитанников с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, наполняемость классов – 10 человек;
2-е отделение – для воспитанников с глубоким недоразвитием речи, наполняемость классов – 8 человек.
Образовательный процесс осуществляется также в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования: начального, основного и среднего (полного) общего образования.
В первый класс 1-го и 2-го отделений зачисляются дети с 7 лет, во 2 отделении может быть организован подготовительный класс.
Педагогический процесс, основа которого – коррекционно-развивающий принцип обучения, имеет особую содержательную и методическую направленность.
Своеобразие содержания специального образования детей с частичным нарушением слуха обусловлено педагогически адаптированной к особым образовательным потребностям данной категории учащихся системой знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности.
Образование слабослышащих детей строится на полисенсорной основе, которая обеспечивается системой специальных занятий, в процессе которых происходит:
• формирование навыков чтения с губ;
• овладение техникой речи (формирование двигательной, кинетической базы речи в единстве с развитием оптико-акустических речевых представлений);
• использование и развитие остаточного слуха.
Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л.С. Выготским, Б.Г. Ананьевым, СЛ. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером и др. Согласно этим теориям, ощущения и восприятия представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Развивать анализаторы ребенка – значит обучать его перцептивным действиям, с помощью которых ребенок исследует предмет и воспринимает в нем новые качества и свойства.
Обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования у ребенка с нарушенным слухом операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных операций.
Обучение языку построено таким образом, чтобы преодолеть имеющиеся отклонения, вызванные дефектам слуха. Первостепенными являются задачи:
• накопление словаря;
• уточнение звукового состава речи;
• усвоение грамматической системы языка;
• овладение разными видами и формами речевой деятельности.
Письмо и чтение – основные средства овладения языком в процессе специального обучения слабослышащих.
Важная роль в этом процессе отводится средствам наглядности, применение которых должно решать прежде всего задачи, связанные с освоением содержания учебного материала, а не только с его иллюстрированием.
Развитию представлений и понятий (от конкретных до абстрактных и переносных) способствуют такие наглядно-образные средства и приемы, как инсценировка, драматизация, пантомима и др.
Даже
незначительная степень понижения
слуха может служить
• в процессе усвоения чтения и письма;
• при написании диктанта и выполнении самостоятельных письменных работ;
• в понимании объяснений учителя;
• при чтении учебного и художественного текста (из-за его недостаточного понимания).
У слабослышащих детей наблюдаются характерные ошибки в письменных работах:
• смешение сходных по звучанию и месту образования звуков;
• отсутствие смягчений;
• пропуски согласных при сложных стечениях;
• пропуски безударных частей слова.
Профессиональное образованиеи социальная адаптация лиц с нарушенным слухом
Юноши
и девушки с нарушенным слухом
приобретают различные
• на учебно-производственных предприятиях Всероссийского общества глухих;
• в профессионально-технических училищах, колледжах, вузах;
• непосредственно на предприятиях, как государственных, так и частных.
Преобладающими
профессиями для лиц с
Острой, во многом нерешенной, является сегодня проблема трудоустройства глухих и слабослышащих, особенно в регионах.
В развитых странах данная категория лиц имеет социальные гарантии качественного профессионального образования и трудоустройства.
В решении проблем социальной адаптации лиц с нарушенным слухом должны оказывать помощь социальные и социально-педагогические службы.
Вопросы и задания
1. Как влияет нарушение слуха на развитие речи в детском возрасте?
2. Дайте определение понятий «глухие», «слабослышащие», «позднооглохшие».
3. Какие факторы учитывают при определении вида образовательного учреждения для ребенка с нарушенным слухом?
4. Какие средства обучения используются в коррекционно-педагогической работе с детьми?
5. Каковы возможности лиц с нарушениями слуха в получении профессионального образования, социальной адаптации?
Клинико-психолого-
Нарушения зрения выражаются как в тотальной (слепота), так и неполной (слабовидение) потере зрения, причем число слабовидящих значительно больше, чем тотально слепых. Слепые (незрячие) – подкатегория лиц с нарушениями зрения, у которых либо полностью отсутствуют зрительные ощущения, либо есть светоощущение или остаточное зрение (до 0,04 с коррекцией очками), а также с прогредиентными заболеваниями и сужением поля зрения.