Лекции по "педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 22:25, курс лекций

Описание работы

Педагогическая система специального обучения и воспитания детей с нарушениями слуха
3.2. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями зрения
3.3. Система воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
3.4. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями речи
3.5. Педагогическая система воспитания и обучения детей с задержкой психического развития

Файлы: 1 файл

Педагогическая система специального обучения и воспитания детей с отклонениями.doc

— 563.50 Кб (Скачать файл)

Наибольшими возможностями для организации  интегрированного обучения обладают дошкольные учреждения комбинированного вида. Возможны следующие формы интеграции:

– временная интеграция, при которой все воспитанники специальной группы вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со слышащими детьми не реже двух раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера;

– частичная интеграция, при которой дети, еще не способные наравне со слышащими сверстниками овладеть образовательным стандартом, вливаются по 1–2 человека лишь на часть дня в массовые группы;

– комбинированная интеграции, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим возрастной норме или близким к ней, по 1–2 человека наравне со слышащими воспитываются в массовых группах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы;

– при полной интеграции ребенок с нарушенным слухом воспитывается в массовом дошкольном учреждении, не получая повседневной помощи специалиста непосредственно в детском саду;

– смешанные дошкольные группы, где вместе воспитываются дети с нормальным и нарушенным слухом (это уже не 1–2 неслышащих ребенка, а группа из 4–5 детей). В смешанной группе работают не только два воспитателя, но и учитель-дефектолог.

Организация коррекционного обучения и воспитания в специальных  школах для детей с нарушениями  слуха

Неслышащие (глухие) дети могут обучаться в  специальных (коррекционных) школах I вида, которая осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

1 ступень  – начальное общее образование  (нормативный срок освоения 5–6  лет, в зависимости от учебных  предметов, или 6–7 лет, с  учетом подготовительного класса);

2 ступень  – основное общее образование  (нормативный срок освоения 5–6  лет)

3 ступень  – среднее (полное) общее образование  (нормативный срок освоения 2 года).

В первый класс, как правило, принимаются  дети с 7 лет. Для детей, не прошедших дошкольной подготовки, организуется подготовительный класс.

Наполняемость классов 6 человек.

В составе  школ 1 вида организуются классы для  глухих детей с комплексными нарушениями (умственной отсталостью, ЗПР), работа в которых организуется по специальным учебным планам и программам. Наполняемость таких классов 5 человек.

В современной сурдопедагогике, как отечественной, так и зарубежной, применяются две системы обучения глухих:

• на основе билингвистического подхода;

• на основе словесной речи.

Перед отечественной сурдопедагогикой в настоящее время стоит проблема разработки новой концепции специального образования детей с недостатками слуха, основанной (по определению А.А. Комаровой) на множественности подходов, на сотрудничестве и взаимообогащении всех существующих направлений в обучении и воспитании.

Билингвистический подход основан на том, что равноправными и равноценными средствами специального образовательного процесса являются: словесная речь и жестовая речь, что стало основополагающим принципом билингвистического подхода.

Жестовая речь – способ межличностного общения, лишенных слуха людей, посредством системы жестов. Лексические и грамматические закономерности жестовой речи обусловлены своеобразием ее основной семантической единицы – жеста, а также его функциональным назначением. Использование жестовой речи в обучении глухих способствует:

• устранению коммуникативных барьеров между педагогами и учащимися;

• созданию доверительных отношений между детьми и взрослыми;

• эмоциональной окрашенности учебно-воспитательного процесса;

• увеличению объема учебной информации, ускорению ее передачи;

• коррекция процесса восприятия учащимися;

• усвоению программы общеобразовательной школы в полном объеме.

Билингвистическая система обучения глухих функционирует  в странах Скандинавии, в Великобритании, Швейцарии, Канаде, США и др.

В России билингвистическая школа создана  профессором Г.Л. Зайцевой.

Коммуникационная система  обучения глухих на основе словесной речи была разработана в 1950-х гг. XX в. отечественными учеными-сурдопедагогами под руководством проф. С.А. Зыкова. Ее основные принципы:

• потребность в общении возникает и развивается в связи с широким использованием различных видов педагогически организованной деятельности;

• в целях активизации речевого общения эффективна дактилъная речь (своеобразный вид словесной речи, когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев руки) в сочетании с устной и письменной речью.

Л.П. Носкова  обосновала структурно-семантический принцип специального изучения языка, в основе которого использование предложения как материала для системного овладения языком.

В соответствии с генетическим принципом сурдопедагог соотносит речевые достижения глухого  ребенка с нормой в целях языковой компенсации и программирования.

Деятельностный  принцип отражает предметно-практическую деятельность учащихся, в процессе которой словесная речь и освоение языка становятся потребностью.

При работе с глухими учащимися  по системе их обучения на основе словесной  речи происходит практическое овладение языком с последующим изучением языковых явлений и закономерностей.

Предметно-практическая деятельность учащихся рассматривается  как база для формирования у них  понятий; развития речи как средства коммуникации; воспитания у детей  активности, самостоятельности, умения планировать свою деятельность.

Развитие  технических возможностей слухопротезирования значительно повысило эффективность обучения глухих детей на основе словесной речи и максимальной опоры на остаточный слух.

С конца 1950-х гг. в западноевропейских странах и в США стала постепенно развиваться система ранней диагностики и ранней педагогической помощи, которая включала и раннее слухопротезирование детей.

В Хорватии разработана верботональная методика обучения неслышащих для развития их слухового восприятия и речи (оригинальная педагогическая технология с применением сурдотехнических достижений).

Проблемы  раннего слухоречевого развития активно разрабатывали в НИИ  дефектологии Т.А. Власова, Е.П. Кузьмичева Э.И. Леонгард, Ф.Ф. Pay, А.Д. Салахова, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская и др.

Коррекционные учреждения II вида создаются для  обучения и воспитания слабослышащих  детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень  недоразвития речи) и позднооглохших детей.

Цензовый  уровень общеобразовательной подготовки выпускников специальной школы II вида отвечает нормативным требованиям государственного общеобразовательного стандарта.

Для обеспечения  дифференцированного подхода в  обучении слабослышащих и позднооглохших детей создаются два отделения:

1 отделение – для воспитанников с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, наполняемость классов – 10 человек;

2-е  отделение – для воспитанников  с глубоким недоразвитием речи, наполняемость классов – 8 человек.

Образовательный процесс осуществляется также в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования: начального, основного и среднего (полного) общего образования.

В первый класс 1-го и 2-го отделений зачисляются  дети с 7 лет, во 2 отделении может  быть организован подготовительный класс.

Педагогический  процесс, основа которого – коррекционно-развивающий  принцип обучения, имеет особую содержательную и методическую направленность.

Своеобразие содержания специального образования детей с частичным  нарушением слуха обусловлено педагогически адаптированной к особым образовательным потребностям данной категории учащихся системой знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности.

Образование слабослышащих детей строится на полисенсорной основе, которая обеспечивается системой специальных занятий, в процессе которых происходит:

• формирование навыков чтения с губ;

• овладение техникой речи (формирование двигательной, кинетической базы речи в единстве с развитием оптико-акустических речевых представлений);

• использование и развитие остаточного слуха.

Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л.С. Выготским, Б.Г. Ананьевым, СЛ. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером и др. Согласно этим теориям, ощущения и восприятия представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Развивать анализаторы ребенка – значит обучать его перцептивным действиям, с помощью которых ребенок исследует предмет и воспринимает в нем новые качества и свойства.

Обобщенные  способы обследования предметов  имеют важное значение для формирования у ребенка с нарушенным слухом операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных операций.

Обучение языку построено таким образом, чтобы преодолеть имеющиеся отклонения, вызванные дефектам слуха. Первостепенными являются задачи:

• накопление словаря;

• уточнение звукового состава речи;

• усвоение грамматической системы языка;

• овладение разными видами и формами речевой деятельности.

Письмо  и чтение – основные средства овладения  языком в процессе специального обучения слабослышащих.

Важная  роль в этом процессе отводится средствам наглядности, применение которых должно решать прежде всего задачи, связанные с освоением содержания учебного материала, а не только с его иллюстрированием.

Развитию  представлений и понятий (от конкретных до абстрактных и переносных) способствуют такие наглядно-образные средства и приемы, как инсценировка, драматизация, пантомима и др.

Даже  незначительная степень понижения  слуха может служить препятствием к усвоению чтения и письма в обычных  условиях обучения. Слабослышащему ребенку, обучающемуся в массовой школе, должна быть предоставлена педагогическая помощь специалиста-сурдопедагога, поскольку такие дети испытывают затруднения:

• в процессе усвоения чтения и письма;

• при написании диктанта и выполнении самостоятельных письменных работ;

• в понимании объяснений учителя;

• при чтении учебного и художественного текста (из-за его недостаточного понимания).

У слабослышащих  детей наблюдаются характерные ошибки в письменных работах:

• смешение сходных по звучанию и месту образования звуков;

• отсутствие смягчений;

• пропуски согласных при сложных стечениях;

• пропуски безударных частей слова.

Профессиональное образованиеи социальная адаптация лиц с нарушенным слухом

Юноши и девушки с нарушенным слухом приобретают различные специальности:

• на учебно-производственных предприятиях Всероссийского общества глухих;

• в профессионально-технических училищах, колледжах, вузах;

• непосредственно на предприятиях, как государственных, так и частных.

Преобладающими  профессиями для лиц с нарушениями  слуха остаются инженерно-технические.

Острой, во многом нерешенной, является сегодня  проблема трудоустройства глухих и  слабослышащих, особенно в регионах.

В развитых странах данная категория лиц  имеет социальные гарантии качественного  профессионального образования  и трудоустройства.

В решении проблем социальной адаптации лиц с нарушенным слухом должны оказывать помощь социальные и социально-педагогические службы.

Вопросы и задания

1. Как влияет нарушение слуха на развитие речи в детском возрасте?

2. Дайте определение понятий «глухие», «слабослышащие», «позднооглохшие».

3. Какие факторы учитывают при определении вида образовательного учреждения для ребенка с нарушенным слухом?

4. Какие средства обучения используются в коррекционно-педагогической работе с детьми?

5. Каковы возможности лиц с нарушениями слуха в получении профессионального образования, социальной адаптации?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями зрения

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения

Нарушения зрения выражаются как в  тотальной (слепота), так и неполной (слабовидение) потере зрения, причем число  слабовидящих значительно больше, чем  тотально слепых. Слепые (незрячие) – подкатегория лиц с нарушениями зрения, у которых либо полностью отсутствуют зрительные ощущения, либо есть светоощущение или остаточное зрение (до 0,04 с коррекцией очками), а также с прогредиентными заболеваниями и сужением поля зрения.

Информация о работе Лекции по "педагогике"