Лекция – основная организационная форма в ВУЗе.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 20:44, реферат

Описание работы

Среди перечисленных форм работы в университетском образовании важнейшая роль отводится лекции, которая одновременно является самым сложным видом работы и поэтому поручается наиболее квалифицированным и опытным преподавателям (как правило, профессорам и доцентам). В учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой. Лекция выполняет следующие функции:
· информационную (излагает необходимые сведения),
· стимулирующую (пробуждает интерес к теме),
· воспитывающую,

Файлы: 1 файл

Лекция как основная орг.форма.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

Лекция – основная организационная форма в ВУЗе.

 

     Среди перечисленных форм работы в университетском образовании важнейшая роль отводится лекции, которая одновременно является самым сложным видом работы и поэтому поручается наиболее квалифицированным и опытным преподавателям (как правило, профессорам и доцентам).  В учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой.   Лекция выполняет следующие функции:

 · информационную (излагает необходимые сведения),

 · стимулирующую (пробуждает интерес к теме),

 · воспитывающую,

 · развивающую (дает оценку явлениям, развивает мышление), 
 
· ориентирующую (в проблеме, в литературе),

 · разъясняющую (направленная прежде всего на формирование основных понятий науки),

 · убеждающую (с акцентом на системе доказательств).

     Незаменима лекция и в функции систематизации и структурирования всего массива знаний по данной дисциплине. Можно выделить следующие виды лекций.

Таблица 3.1. Виды лекций.

Виды лекций

Функции

По общим целям

Учебные, агитационные, воспитывающие, просветительные, развивающие.

По научному уровню

Академические и популярные.

По дидактическим задачам

Вводные, текущие, заключительно-обобщающие, установочные, обзорные, лекции-консультации, лекции-визуализации (с усиленным элементом наглядности).

По способу изложения материала

Бинарные или лекции-дискуссии (диалог двух преподавателей, защищающих разные позиции), проблемные, лекции-конференции.


     В настоящее  время наряду со сторонниками  существуют противники лекционного изложения учебного материала. Мнение «противников» лекций, как основной формы обучения в вузе:  

·  Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление. Чем лучше лекция, тем эта вероятность больше.

·  Лекция отбивает вкус к самостоятельным занятиям. 
 
·  Лекции нужны, если нет учебников или их мало.

·  Одни слушатели успевают осмыслить, другие - только механически записать слова лектора.  

      Однако опыт показывает, что отказ от лекций снижает научный уровень подготовки слушателей. Поэтому лекция по-прежнему продолжает оставаться ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Указанные выше недостатки в значительной мере могут быть преодолены правильной методикой и рациональным построением материала. 
      Нетрадиционные формы проведения  лекций. Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от не проблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, то есть, готовой схемы решения в прошлом опыте нет. С помощью проблемной лекции обеспечивается достижение трех основных дидактических целей:

1.  усвоение студентами теоретических знаний;

2.  развитие теоретического мышления;

3. формирование познавательного  интереса к содержанию учебного  предмета и профессиональной  мотивации будущего специалиста. 

     Успешность достижения цели проблемной лекции обеспечивается взаимодействием преподавателя и слушателей. Основная задача преподавателя состоит не только в передаче информации, а в приобщении слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Это формирует мышление слушателей, вызывает их познавательную активность. В сотрудничестве с преподавателем слушатели узнаю новые знания, постигаю теоретические особенности своей профессии. Педагог должен использовать во время лекции такие средства общения, которые обеспечивают наиболее эффективную передачу самой личности педагога. Так как, чем ближе педагог к некоторому образцу профессионала, тем больше влияние преподавателя на слушателей и тем легче достигаются результаты обучения. На проблемной лекции в совместной деятельности преподавателя и слушателей достигается цель общего и профессионального развития личности специалиста. В отличие от содержания информационной лекции, которое предлагается преподавателем в виде известного, подлежащего лишь запоминанию материала, на проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное для слушателей. Полученная информация усваивается как личностное открытие еще не известного для себя знания. Что позволяет создать у слушателей иллюзию "открытия" уже известного в науке. Проблемная лекция строится таким образом, что познания слушателя приближаются к поисковой, исследовательской деятельности. Здесь участвуют мышление слушателя и его личностное отношение к усваиваемому материалу. В течение лекции мышление студентов происходит  с помощью создания преподавателем проблемной ситуации  до того, как  они получат всю необходимую информацию, составляющую для них новое знание. В традиционном обучении поступают наоборот - вначале дают знания, способ или алгоритм решения, а затем примеры, на которых можно поупражняться в применении этого способа. Таким образом, слушатели самостоятельно пробуют найти решение проблемной ситуации. Компонентами проблемной ситуации являются объект познания (материал лекции) и субъект познания (слушатель), процесс мыслительного взаимодействия субъекта с объектом и будет познавательной деятельностью, усвоение нового, неизвестного еще для студента знания, содержащееся в учебной проблеме. Лекция строится таким образом, чтобы обусловить появление вопроса в сознании студента. Учебный материал представляется в форме учебной проблемы. Она имеет логическую форму познавательной задачи, отмечающей некоторые противоречия в ее условиях и завершающейся вопросами, которые это противоречие объективирует. Проблемная ситуация возникает после обнаружения противоречий в исходных данных учебной проблемы. Для проблемного изложения отбираются важнейшие разделы курса, которые составляют основное концептуальное содержание учебной дисциплины, являются наиболее важными для профессиональной деятельности и наиболее сложными для усвоения слушателей. Учебные проблемы должны быть доступными по своей трудности для слушателей, они должны учитывать познавательные возможности обучаемых, исходить из изучаемого предмета и быть значимыми для усвоения нового материала и развития личности - общего и профессионального. Учебная проблема и система соподчиненных подпроблем, составленных преподавателем до лекции, разворачиваются на лекции в живой речи преподавателя. В условиях проблемной лекции происходит устное изложение материала диалогического характера. С помощью соответствующих методических приемов (постановка проблемных и информационных вопросов, выдвижение гипотез и их подтверждение или опровержение, обращение к студентам за помощью и др.) преподаватель побуждает слушателей к совместному размышлению, дискуссии, которая может начаться непосредственно на лекции или на следующем семинаре. Чем выше степь диалогичности лекции, тем больше она приближается к проблемной и тем выше ее ориентирующий, обучающий и воспитывающий эффекты. И, наоборот, чем ближе лекция к монологическому изложению, тем в большей мере она приближается к информационной. Итак, лекция становится проблемной в том случае, когда в ней реализуется принцип проблемности. При этом необходимо выполнение двух взаимосвязанных условий:

1.Реализация принципа проблемности при отборе и дидактической обработке содержания учебного курса до лекции;

2. Реализация принципа проблемности при развертывании этого содержания непосредственно на лекции.

      Первое достигается разработкой преподавателем системы познавательных задач - учебных проблем, отражающих основное содержание учебного предмета; второе - построением лекции как диалогического общения преподавателя со слушателями. Диалогическое общение может строиться как живой диалог преподавателя со слушателями по ходу лекции на тех этапах, где это целесообразно, либо как внутренний диалог (самостоятельное мышление), что наиболее типично для лекции проблемного характера. Во внутреннем диалоге слушатели вместе с преподавателем ставят вопросы и отвечают на них или фиксируют вопросы в конспекте для последующего выяснения в ходе самостоятельных заданий, индивидуальной консультации с преподавателем или же обсуждения с другими слушателями, а также на семинаре. Диалогическое общение является необходимым условием для развития мышления слушателей, поскольку по способу своего возникновения мышление диалогично. Стиль общения преподавателя на проблемной лекции:  

1. Преподаватель входит в контакт со слушателями не как "законодатель", а как собеседник, пришедший на лекцию "поделиться" с ними своим личностным содержанием;

2. Преподаватель не только признает право слушателя на собственное суждение, но и заинтересован в нем;

3. Новое знание выглядит истинным не только в силу авторитета преподавателя, ученого или автора учебника, но и в силу доказательства его истинности системой рассуждений;

4. Материал лекции включает обсуждение различных точек зрения на решение учебных проблем, воспроизводит логику развития науки, ее содержания, показывает способы разрешения объективных противоречий в истории науки;

5. Общение со слушателями строится таким образом, чтобы подвести их к самостоятельным выводам, сделать соучастниками процесса подготовки, поиска и нахождения путей разрешения противоречий, созданных самим же преподавателем;

6. Преподаватель строит вопросы к вводимому материалу и отвечает на них, вызывает вопросы у слушателей и стимулирует самостоятельный поиск ответов на них по ходу лекции, добивается того, что слушатель думает совместно с ним.

      Способность к самостоятельному мышлению формируется у слушателей в активном участии различных формах живого речевого общения. Для этого лекции проблемного характера необходимо дополнять семинарскими занятиями, организуемых в виде дискуссии и диалогическими формами самостоятельной совместной работы слушателей. Для управления мышлением слушателей на проблемной диалогической лекции используются заранее составленные преподавателем проблемные и информационные вопросы. С помощью сочетания проблемных и информационных вопросов преподаватель может учитывать и развивать индивидуальные особенности каждого слушателя. Требования к вопросам на проблемной лекции:

1. В вопросе отражается результат предшествующего мыслительного анализа условий решения задачи, отделения понятного от непонятного, известного от неизвестного;

2. Указывает на искомое задачи и область поиска неизвестного проблемной ситуации (например, неизвестный пока слушателем способ анализа условий, решения задачи и т.п.); 3. ставит это неизвестное на структурное место цели познавательной деятельности слушателей и тем самым оказывается фактором управления этой деятельностью;

4. Является средством вовлечения слушателей в диалогическое общение, в совместную с преподавателем мыслительную деятельность по нахождению решения познавательной задачи.

      Проблемные лекции обеспечивают творческое усвоение в процессе повышения квалификации специалистов принципов и закономерностей изучаемой науки, активизирует учебно-познавательную деятельность слушателей, их самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу, усвоение знаний и применение их на практике. 
     Лекция – визуализация. Данный вид лекции является результатом нового использования принципа наглядности, содержание данного принципа меняется под влиянием данных психолого-педагогической науки, форм и методов активного обучения. Психологические и педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет активизировать умственную деятельность, глубже проникать в сущность изучаемы явлений ( Е.Ю. Артьемьева, В.И. Якиманская и др.) показывает его связь с творческими процессами принятия решений, подтверждает регулирующую роль образа в деятельности человека. Лекция - визуализация учит слушателей преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения. Этот процесс визуализации является свертыванием мыслительных содержаний, включая разные виды информации, в наглядный образ; будучи воспринят, этот образ, может быть, развернут и служить опорой для мыслительных и практических действий. 
 
     Любая форма наглядной информации содержит элементы проблемности. Поэтому лекция - визуализация способствует созданию проблемной ситуации, разрешение которой в отличие от проблемной лекции, где используются вопросы, происходит на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания информации, т.е. с включением активной мыслительной деятельности. Задача преподавателя использовать такие формы наглядности, которые на только дополняли  бы словесную информацию, но и сами являлись носителями информации. 
Чем больше проблемности в наглядной информации, тем выше степень мыслительной активности слушателя. Подготовка данной лекции преподавателем состоит в том, чтобы изменить, переконструировать учебную информацию по теме лекционного занятия в визуальную форму для представления студентам через технические средства обучения или вручную (схемы, рисунки, чертежи и т.п.). Чтение лекции сводится к связному, развернутому комментированию преподавателем подготовленных наглядных материалов, полностью раскрывающему тему данной лекции. Представленная таким образом информация должна обеспечить систематизацию имеющихся у слушателей знаний, создание проблемных ситуаций и возможности их разрешения; демонстрировать разные способы наглядности, что является важным в познавательной и профессиональной деятельности. Лучше всего использовать разные виды визуализации - натуральные, изобразительные, символические, - каждый из которых или их сочетание выбирается в зависимости от содержания учебного материала. При переходе от текста к зрительной форме или от одного вида наглядности к другому может теряться некоторое количество информации. Но это является преимуществом, т.к. позволяет сконцентрировать внимание на наиболее важных аспектах и особенностях содержания лекции, способствовать его пониманию и усвоению. В лекции-визуализации важна определенная наглядная логика и ритм подачи учебного материала. Для этого можно использовать комплекс технических средств обучения, рисунок, в том числе с использованием гротескных форм, а также цвет, графику, сочетание словесной и наглядной информации. Важны дозировка использования материала, мастерство и стиль общения преподавателя со слушателями. 
     Этот вид лекции лучше всего использовать на этапе введения слушателей в новый раздел, тему, дисциплину. Возникающая при этом проблемная ситуация создает психологическую установку на изучение материала, развитие навыков наглядной информации в других видах обучения. Основная трудность лекции-визуализации состоит в выборе и подготовке системы средств наглядности, дидактически обоснованной подготовке процесса ее чтения с учетом психофизиологических особенностей слушателей и уровня их знаний.

     Лекция вдвоем или бинарная. В этой лекции учебный материал проблемного содержания дается слушателям в живом диалогическом общении двух преподавателей между собой. Здесь моделируются реальные профессиональные ситуации, обсуждаются теоретические вопросы с разных позиций двумя специалистами, например теоретиком и практиком, сторонником или противником той или иной точки зрения и т. 
п. При этом нужно стремиться к тому, чтобы диалог преподавателей между собой демонстрировал культуру совместного поиска решения разыгрываемой проблемной ситуации, с привлечением в общение слушателей, которые задают вопросы, высказывают свою позицию, формируют свое отношение к обсуждаемому материалу лекции, показывают свой эмоциональный отклик на происходящее. В процессе лекции вдвоем происходит использование имеющихся у слушателей знаний, необходимых для понимания учебной проблемы и участия в совместной работе, создается проблемная ситуация или несколько таких ситуаций, выдвигаются гипотезы по их разрешению, развертывается система доказательств или опровержений, обосновывается конечный вариант совместного решения. Лекция вдвоем заставляет слушателей активно включаться в мыслительный процесс. С представлением двух источников информации задача слушателей сравнить разные точки зрения и сделать выбор, присоединиться к той или иной из них или выработать свою. 
     Высокая активность преподавателей на лекции вдвоем вызывает мыслительный и поведенческий отклик слушателей, что является одним их характерных признаков активного обучения: уровень вовлеченности в познавательную деятельность слушателей сопоставим с активностью преподавателей. Помимо всего этого, слушатели получают наглядное представление о культуре дискуссии, способах ведения диалога, совместного поиска и принятия решений. Специальной задачей этого вида лекции является демонстрация отношений преподавателей к объекту высказываний. Показывает личностные качества преподавателя как профессионала в своей предметной области и как педагога более ярче и глубже, нежели любая другая форма лекции. Подготовка и чтение лекции вдвоем предъявляет повышенные требования к подбору преподавателей. Они должны быть интеллектуально и личностно совместимы, обладать развитыми коммуникативными умениями, способностями к импровизации, быстрый темп реакции, показывать высокий уровень владения предметным материалом, помимо содержания рассматриваемой темы. Если эти требования при проведении лекции вдвоем будут соблюдены, у слушателей будет сформировано доверительное отношение к такой форме работы. 
 
     Одной из трудностей проведения лекции вдвоем является привычная для слушателей  ситуация, когда лекцию проводит один преподаватель, что характерно для описанных выше видов лекций, информация поступает только от одного источника. Две позиции, предлагаемые лекторами, иногда вызывают неприятие самой формы обучения. Т.к. требует от слушателей самостоятельного решения, какой точки зрения придерживаться и обосновать свою позицию. 
 
     Применение лекции вдвоем эффективно для формирования теоретического мышления, воспитания убеждений слушателей, а также как и в проблемной лекции развивается умение вести диалог, и как уже отмечалось, слушатели учатся культуре ведения дискуссии.

Информация о работе Лекция – основная организационная форма в ВУЗе.