Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 19:40, реферат
К шестому году жизни дети накопили известный опыт лепки, их изделия стали разнообразнее как по содержанию, так и по способу изображения. Начался процесс окостенения кисти руки, окрепли мелкие и крупные мышцы рук, и благодаря этому появилась возможность для более точных и сложных действий с глиной. Произошли перемены и в психике: более устойчивым стало внимание, улучшилась память. У детей появляется умение сначала представить себе предмет, а потом его лепить. Движения детей во время лепки стали более точными, так как повысился зрительный контроль за действиями пальцев.
ЛЕПКА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Особенности пластической
формы, создаваемой детьми старшей
группы.
К шестому году жизни дети накопили известный
опыт лепки, их изделия стали разнообразнее
как по содержанию, так и по способу изображения.
Начался процесс окостенения кисти руки,
окрепли мелкие и крупные мышцы рук, и
благодаря этому появилась возможность
для более точных и сложных действий с
глиной. Произошли перемены и в психике:
более устойчивым стало внимание, улучшилась
память. У детей появляется умение сначала
представить себе предмет, а потом его
лепить. Движения детей во время лепки
стали более точными, так как повысился
зрительный контроль за действиями пальцев.
Вместе с тем дети старшей группы, создавая
предмет, мало работают над уточнением
формы. Объяснить это можно тем, что для
них важно наличие частей предмета и чисто
внешние признаки его формы: круглая голова,
цилиндрические ноги и т. д. Углубления,
которые остаются при оттягивании мелких
деталей на поверхности отдельных частей,
дети не исправляют. Не стремясь к тщательности
изображения формы, оставшееся от занятия
время дети употребляют на лепку других
предметов. Например, при изображении
собаки ребенок может вылепить миску для
корма или щенка.
На основе сформированных зрительных
образов дети старшей группы чаще, чем
в средней, лепят предметы в динамике,
но действие, как правило, заранее не задумывается,
а следует после изображения предмета
путем чисто механического изменения
положения конечностей у фигурок человека
или животных.
Задачи обучения
Обучение лепке в старшей группе направляется
на то, чтобы научить детей выявлять во
время изображения основной характер
формы, пропорции, строение предмета, наиболее
характерные детали и движение. Так, при
изображении любого зверя дети должны
вылепить характерную форму туловища
в обобщенном виде, круглую голову с немного
оттянутой мордой, уши, форма которых будет
зависеть от характера образа, ноги в виде
столбиков, вылепить или наметить стекой
глаза и рот.
Повышаются требования к техническим
умениям: вводится пластический способ
— лепка из целого куска, уделяется внимание
обработке поверхности посуды. Обучение
способам и средствам лепки идет постепенно
и должно привести к более точному изображению
формы.
Методы и приемы обучения на
занятиях
При обучении лепке детей старшей группы
воспитатель применяет многие методы
и приемы, которые определяются конкретной
темой и общими задачами. С первых этапов
обучения используется натура, что для
детей довольно сложно, так как ребенку
приходится все время сравнивать с ней
свое изделие. Лепка с натуры требует предварительного
знакомства с предметами. Для этого лучше
объединить детей маленькими группами
и каждому предложить взять предмет в
руки и, ощупав его форму, рассказать о
ней. На занятии натуру следует рассмотреть
еще раз.
Воспитатель определяет пропорции и уверенным
движением руки подчеркивает характер
формы предмета, затем задает детям вопросы,
направляющие их внимание на выявление
характерных особенностей формы и на ее
решение. В том случае если дети знают,
как лепить, то они приступают к изображению,
а если нет, то воспитатель частично показывает
необходимые способы.
Полный показ приемов детям старшей группы
почти не применяется, так как они знакомы
с изображением исходных форм и показа
требуют лишь те способы изображения,
которые детям еще не встречались. Например,
дети лепят уточку-свистульку по типу
архангельской народной игрушки. Способ
изображения исходной формы знаком детям,
поэтому воспитатель показывает лишь,
как из овала вытягивается шея, голова
и хвост.
Дети лепят по представлению. Основная
задача этих занятий — развитие самостоятельности
в решении образа, воспринятого ранее,
и творческой активности в использовании
способов лепки. Для создания отчетливых
представлений нужно, чтобы у детей накапливался
опыт.
Воспитатель должен проводить с детьми
наблюдения за живыми объектами, читать
художественную литературу и рассматривать
иллюстрации, а также скульптуру малой
формы, народные игрушки, муляжи и т. д.
Важно, чтобы дети не просто рассматривали
предметы, иллюстрации, а делали это с
расчетом на последующее изображение.
Воспитатель, например, говорит: «Дети,
мы скоро будем лепить по сказке «Колобок»
— про то, как колобок встречал разных
зверей. Я вам прочту сказку и покажу картинки,
а вы будьте внимательными, старайтесь
запомнить, с кем встречался колобок, —
иначе вам будет трудно лепить. Сюжетная
лепка также требует особых приемов обучения.
Как правило, сюжет, который дают детям
для лепки, включает знакомые ребенку
предметы. В связи с этим показ способов
лепки и объяснение последовательности
изображения отпадает, а предварительная
подготовка к занятию может заключаться
в рассматривании предметов, чтении художественной
литературы, рассматривании иллюстраций,
картин. Внимание детей обращается на
форму предметов.
Во время беседы в начале занятий уточняется
композиционное решение. Например, дети
будут лепить кошку с котятами. Нужно решить,
какой должна быть подставка, в каком положении
могут быть котята и кошка. Следует поощрять
интересные композиционные решения. В
процессе занятия воспитатель следит
за каждым ребенком, за тем, как создается
форма предмета, как передаются пропорции,
действия, композиция. Вопросами и советами
воспитатель направляет детей на правильное
интересное решение темы. Так, увидев,
что ребенок, решивший лепить играющих
котят, вылепил их в статичном положении,
воспитатель говорит: «Подумай, что нужно
сделать с фигурками, чтобы они были похожи
на играющих котят».
Если ребенок затрудняется, то взрослый
уточняет свой вопрос: «Подумай, в каком
положении могут быть лапы у котят, когда
они играют друг с другом». Подобные вопросы
не дают прямых советов, но приучают детей
думать во время занятий над образами.
В том случае, когда дети затрудняются
в правильной передаче формы, пропорций,
можно прибегнуть к индивидуальной работе:
показать ребёнку игрушку, картинку, уточнить
его представления; в крайнем случае показать
способ лепки на отдельном куске глины.
Большое влияние на результаты лепки оказывают
ситуации, которые создаются воспитателем.
Например, перед занятием детям говорят,
что вылепленную посуду они смогут использовать
для игры. Воспитатель добавляет, что обожженная
в муфельной печи посуда очень украсит
кукольную столовую, а следовательно,
каждый должен постараться и вылепить
красивый сосуд, который можно украсить
рельефом или расписать красками.
Для игры дети используют также вылепленных
птиц, зверей, делая для них из картона
загоны и клетки.
Ситуации могут быть и другого характера.
Детям говорят, что они будут лепить фигурки
для предстоящей выставки или сделают
броши, бусы для мам к празднику 8 Марта.
Для того чтобы заинтересовать детей,
воспитатель в начале занятия может прочитать
четверостишие, загадать загадку. Делается
это для того, чтобы создать у детей хорошее
настроение и направить их внимание с
начала занятия на обдумывание образа.
Стихи и загадки должны давать яркую характеристику
образа в очень краткой, лаконичной форме
и отмечать лишь те особенности, которые
касаются формы частей и деталей предмета.
Большое значение для детей старшей группы
приобретает анализ работ в конце занятия,
который организуется в виде беседы. Воспитатель
задает вопросы о форме и пропорциях изображенных
предметов. Если дети лепили по представлению,
то воспитатель предлагает рассказать,
что изображено, хорошо ли передана форма,
какими способами лепили. Иногда оценку
работам дают не сами авторы, а другие
дети. В таком случае воспитатель следит
за тем, чтобы оценка была справедливой,
тактичной, не обижала тех, кто выполнил
работу. Если ребята лепили с натуры, воспитатель
при анализе направляет их внимание на
изображение формы, пропорций, просит
сравнить вылепленную работу с натурой.
Работы, выполненные по замыслу детей,
анализируются несколько иначе: сначала
рассматривается замысел в целом, а потом
разбирается форма, пропорции, изображение
движения, способы лепки.
Организация анализа возможна в разных
формах: дети сидят на своих местах, и воспитатель
задает им вопросы; воспитатель вызывает
к себе отдельных детей, и они анализируют
чью-то работу; все изделия размещаются
на специальном столе, воспитатель и дети
стоят около стола, рассматривают их и
беседуют о качестве работ. Формы анализа
могут быть и другие: они зависят от творчества
воспитателя, от условий и обстановки,
в которой он работает с детьми.