Личность, которую воспитывает современное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 16:05, реферат

Описание работы

Цель работы: Рассмотреть личность, которое воспитывает современное образование.
Задачи:
1) Раскрыть современные технологии образования.
2) Рассмотреть формирование личности студента.
3) Изучить принципы, методы образования, обучения и воспитания.

Содержание работы

Введение 2
Основные термины и понятия 3
1 Современные технологии воспитания 4
2 Формирование личности студента 7
3 Принципы, методы образования, обучения и воспитания 9
Заключение 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 13

Файлы: 1 файл

Федеральное государственное автономное.docx

— 37.35 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине:

 «Введение в профессионально-педагогическую деятельность»

 

Тема: Личность, которую воспитывает современное образование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Трансформация Российского общества в 90-е годы привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде. На фоне обострения межнациональных конфликтов, в результате распада единого многонационального государства СССР, когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последние десятилетия мы практически потеряли целые поколения, представители которых в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

Цель работы: Рассмотреть личность, которое воспитывает современное образование.

Задачи:

  1. Раскрыть современные технологии образования.
  2. Рассмотреть формирование личности студента.
  3. Изучить принципы, методы образования, обучения и воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

Основные термины и понятия

 

Принципы воспитания − это общие исходные положения, в которых выражаются основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.

Методы воспитания − путь достижения цели воспитания, способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. 

Педагогика − наука об образовании, обучении и воспитании молодого подрастающего поколения и взрослых людей с помощью определённой системы воздействия.

Воспитание − процесс подготовки к жизни и выбору профессии.

Образование − процесс приобретения знаний, умений и навыков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Современные технологии воспитания

 

Российская педагогика в настоящее время находится на распутье: с одной стороны хотелось бы уйти от авторитарного воспитания и использовать демократические технологии, с другой стороны – отечественное воспитание с трудом перестраивается на демократический лад. Это можно объяснить и менталитетом, и традициями, и невозможностью в одночасье сменить парадигму, и нашим желанием торопить события. Сегодня практическая педагогика модернизует авторитарную систему: осознаются демократические принципы воспитания; учитываются рыночные условия, подвигающие к новой организации и качеству воспитательного процесса. В результате:

  • Лучше учитываются интересы воспитанников;
  • Поощряется их самостоятельность;
  • Полнее учитывается рыночные запросы к воспитанию;
  • Осуществляется переход педагогов и администрации к равноправному партнерству со всеми участниками педагогического процесса;
  • Постепенно складываются паритетные отношения вместо административно – командных;
  • Осуществляется переход педагогов и администрации к равноправному партнерству со всеми участниками педагогического процесса;
  • Развивается телерантность, способность к переговорам, соглашениям и догоорам интересах дела;
  • Воспитатели начинают больше заботиться о создании воспитывающей среды;
  • Появляются новые школьные традиции;
  • Повышается удовлетворенность участников педагогического процесса;
  • Используются современные цивилизованные способы преодоления конфликтов;
  • Достижения каждого воспитанника замечаются и своевременно поддерживаются;
  • Программы воспитания согласовываются со всеми участниками воспитательного процесса;
  • Создаются условия, в том числе финансовые и материальные, для успешного выполнения намеченных дел;
  • Формируется положительная эмоциональная среда.

Это совсем немало, если принять во внимание, что всего каких-нибудь десять лет назад ученик, вливаясь в школьный коллектив, становился «винтиком» в общей системе, которая деформировала его личность под жестким прессом. Вместе с тем критика, высказанная в адрес принудительной технологии, не означает, что эту технологию не следует применять в свободном демократическом обществе. Такой вывод будет неправильным. Проводимые социологические и педагогические исследования подтверждают, что часть людей в нашем обществе по-прежнему тяготеют к авторитарной власти. Немало людей требуют «порядка» и в воспитании. Около 40% родителей, записывающих детей в первый класс, хотят, чтобы их воспитывали «в строгости», «не давали слишком большой свободы». Объясняется это российским менталитетом, тяготеющих к суровому, но справедливому воспитанию. Люди понимают опасность абсолютной свободы для несозревшего  ума. В наших традициях общинное, коллективное воспитание. Не следует ломать их сразу и целиком, нужно постепенно, оставляя все лучшее, что в принудительной технологии, трансформировать ее в демократическое воспитание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Формирование личности студента

 

     Процесс происходящих по разным причинам изменений в личности студента, приводящий со временем к качественным изменениям, оформляющимся в его особенности, качества, их совокупности, свойства, сопоставимые с моделью выпускника юридического образовательного учреждения. Это процесс, определяемый личным свободным выбором и самоопределением студента с оказанием ему помощи в оценке приоритетов профессионального образования, установленных Законом «Об образовании». Помощь осуществляется путем создания в образовательном учреждении системы социально-педагогических условий и влияний, позволяющей студентам сделать правильный в профессиональном отношении выбор в своем становлении в качестве профессионального юриста и способствовать его реализация. Целенаправленность помощи выражается в специальных усилиях персонала образовательного учреждения по полному использованию возможностей для этого в интересах самого студента, а также общества и государства. 
1)   Быть знакомым с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способным научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, уметь использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности; 
 
2) Знать Конституцию Российской Федерации, этические и 
правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку и 
обществу, окружающей среде, уметь учитывать их при разработке 
экологических и социальных проектов;

3) Иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимать возможности современных научных методов познания природы и владеть имя на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при выполнении профессиональных функций;

4) Быть методически и психологически готовым к изменению 
вида и характера своей профессиональной деятельности. 

Образовательное учреждение создает условия для учения - активной деятельности студентов, приводящей их к нужным профессиональным изменениям в их собственной личности. Но решающей является активность самого учения, характеристики этой активности. Два студента могут просидеть рядом все годы учебы, слушать одних и тех же преподавателей, изучать одни и те же дисциплины, но получить разные импульсы к изменениям и разные итоговые изменения в личности. Так происходит, например, если один студент проявляет пытливость, интерес, добросове-стность, пытается вникнуть в глубину знаний, докапывается до 
сути, старается хорошо все запомнить, упорно преодолевает трудности и отвлекающие от учебы соблазны и пр., а второй ─ усердствует в списывании у соседа, использовании подсказок, шпаргалок, делает все, чтобы получить высокую оценку у преподавателя или как минимум душеспасительную тройку при отсутствии знаний, но активен в развлечениях. Второй тоже изменяется и что-то приобретает, но совсем иное, чем первый. Обманывая преподавателей, он обманывает прежде всего себя, ущербно и деформированно изменяя свою личность, что вероятнее всего аукнется в последующей, более значимой и длительной жизни и деятельности 
как профессионала-юриста. Задача преподавателей помочь студентам сделать правильный выбор и активизировать их так, чтобы происходили изменения, отвечающие их интересами и интересам государства и общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Принципы, методы образования, обучения и воспитания

 

Педагог И.П. Подласый выделяет следующие принципы и методы воспитания. 
Принципы воспитания - это общие исходные положения, в которых выражаются основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. 
Методы воспитания - путь достижения цели воспитания, способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. 

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему современной отечественной системы воспитания, руководствуясь следующими принципами:

  • Общественная направленность воспитания;
  • Связь воспитания с жизнью, трудом;
  • Гуманизация воспитания.

Реализация общепедагогических принципов в системе специального образования имеет качественное своеобразие. Собственные принципы специальной педагогики отражают важнейшие, концептуальные положения специального образования лиц с особыми образовательными потребностями. Эти принципы являются специфическими для специальной педагогики.

  1.     Общие дидактические принципы: 
    Принцип научности предполагает научный характер знаний, которые преподносятся детям, даже если эти знания адаптируются с учетом познавательных возможностей учащихся и носят элементарный характер.
  2.     Принцип связи теории с практикой. Первые сведения об окружающем мире ребенок получает в процессе предметно практической деятельности, в дальнейшем педагог обобщает и систематизирует этот опыт, сообщает новые сведения о предметах и явлениях. Приобретенные знания ребенок может использовать как в процессе усвоения новых знаний, так и на практике, за счет чего его деятельность поднимается на новый уровень.
  3.     Принцип активности и сознательности в обучении. Обучение и воспитание представляют собой двусторонние процессы. С одной стороны – объект обучающего и воспитывающего воздействия – ребенок, которого обучают и воспитывают, а с другой стороны – ребенок сам активно участвует в процессе обучения, и чем выше его субъективная активность, тем лучше результат. Снижение уровня субъективной активности, слабость познавательных интересов, несформированность учебной мотивации существенно влияют на успешность освоения учебной программы детьми с отклонениями в развитии. Педагоги специального образования должны знать об этих особенностях и строить воспитательную и образовательную работу, применяя соответствующие методы и приемы, активизирующие и стимулирующие субъективную активность учащихся. 
              4) Принцип доступности предполагает учет возрастных и психофизиологических особенностей детей, а также учет уровня актуального развития и потенциальных возможностей каждого из них. Все обучение проблемного ребенка должно строиться с опорой на «зону ближайшего развития» и предполагает выбор образовательного содержания посильной трудности, при этом в равной мере нежелательно облегчать или чрезмерно повышать трудность учебной информации. 
    Принцип последовательности и систематичности.Учет этого принципа позволяет сформировать у детей целостную систему знаний, умений, навыков.

Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамента и соответственно характера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности знаний и навыков, работоспособность, умение учиться, мотивацию, уровень развития эмоционально волевой сферы и др.), так и типологические особенности, свойственные данной категории детей.

Дифференцированный подход к детям и подросткам с особыми образовательными потребностями в условиях коллективного учебного процесса обусловлен наличием вариативных типологических особенностей даже в рамках одной категории нарушений. Так, в одном и том же классе или группе могут обучаться умственно отсталые дети с различными особенностями проявления этого нарушения, с возможными дополнительными отклонениями в развитии. Они будут отличаться между собой по учебно познавательным возможностям, степени познавательной активности, особенностям поведения. Исходя из наличия в классе однородных по своим характеристикам микрогрупп, педагог должен дифференцировать для каждой из них содержание и организацию учебно коррекционной работы, ее темп, объем, сложность, методы и приемы работы, формы и способы контроля и мотивации учения 
Несмотря на необходимость индивидуально дифференцированного подхода к обучению детей с особыми образовательными потребностями, не следует забывать о принципе коллективного характера обучения, так как только в едином учебном коллективе удается максимально реализовать задачи личностного развития детей и их успешной социальной адаптации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, интеграция знаний о сущности гуманизации образования позволила выделить основные ее закономерности и систему взаимосвязанных с ними принципов. Теоретическое осмысление закономерностей и принципов гуманизации образования позволяет не только определить стратегическое направление образовательного процесса, но и наметить тактическую программу реализации его гуманистических целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений/ С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов; под ред. С. А. Смирнова. – 8-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 512 с.
  2. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; под ред. Н. М. Борытко. – М. : Издатльский центр «Академия», 2007. – 496 с.
  3. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Сластенин, В. П. Каширин. – 6-е изд., стер. – М. : Издательский центр "Академия", 2007. – 480 с.
  4. Педагогика: Учебник. – М. / И. П. Подласый: ООО «Высшее образование», 2006. – 540 с.
  5. Теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений / [С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.]; под ред. С. А. Смирнова. −8-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 512с.

Информация о работе Личность, которую воспитывает современное образование