ЛИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
И ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ
Личность
педагога всегда играла важную роль в
жизни нашего общества. Ведь именно ему
предоставляется возможность стать наставником
для будущего поколения, определить направление
развития личности.
Но время
не стоит на месте, и личность педагога
также. Она должна корректироваться современным
темпом жизни, постоянно изменяющимися
условиями образования, особенно в период
глобализации.
Мы наблюдаем,
как с появлением новых компьютерных технологий,
современный педагог находится в постоянном
саморазвитии и самоусовершенствовании
своих навыков и умений.
Целью
данного исследования является необходимость
доказать, насколько личность педагога
является влиятельной, поскольку наше
будущее напрямую зависит от воспитания
последующих поколений.
Изучению
этого вопроса в своих работах посвятили
такие величайшие педагоги, как А. С. Макаренко,
В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский. Каждый
из них сделал весомый вклад в определение
целостной картины профессиональной компетентности
педагога. А. С. Макаренко стоял у истоков
определения понятия «педагогическое
мастерство», и на основе накопленного
опыта он теоретизировал свои умения для
последующих поколений. В его понимании,
основными составляющими личности педагога
являются способности организатора и
воспитателя, и главной задачей любого
педагога считается умелое сочетание
этих компонентов.
К настоящему
времени мы накопили богатый опыт в определении
требований к личности педагога, на основе
которого можно выделить два основных
компонента - личностные и профессиональные
качества педагога.
Профессиональные
качества педагога играют важную роль,
так как являются основным показателем
уровня педагогического мастерства. Педагог,
в первую очередь должен владеть знаниями и умениями, необходимыми
для осуществления профессиональной деятельности.
Его профессиональные качества должны
отвечать требованиям и стандартам, общепринятыми
для его области знаний.
Беликов
В. А. утверждает, что высокий профессионализм
основывается на умении решать педагогические
задачи, находить выход из сложившихся
обстоятельств, педагогическое призвание.
Личностные
качества педагога должны дополнять профессиональные
и составлять общую картину педагога.
Эти качества охватывают как отношение
педагога к ученикам, так и к самому себе.
Одним из педагогов, кто неоднократно
подчеркивал необходимость в гуманистической
направленности был В. А. Сухомлинский.
Эта направленность формируется на базе
общечеловеческих ценностей и подразумевает
комплексное восприятие личности, с учетом
положительных и отрицательных качеств;
формирование и развитие разносторонней
личности; укрепление веры человека в
собственные силы и значимость.
Н. М.
Борытко в своей работе «Педагог в пространствах
современного воспитания» много внимания
уделил саморазвитию педагога. По его
мнению, личность, способная к саморазвитию, достигает значительного
успеха в области деятельности, ответственно
подходит к решению педагогических задач
и открыт к новому жизненному опыту.
Педагог,
который способен к саморазвитию и самостановлению,
может легко приспособиться к изменениям
и инновациям в окружающем мире, применять
новые знания и технологии, необходимые
для осуществления педагогической деятельности.
Другой
неотъемлемый компонент личности современного
педагога - это творчество. Медяник Г. А.
отметила, что «обществу сегодня нужен
специалист, не только имеющий функциональную
готовность к профессиональной деятельности,
но и сформированный как творческая личность».
Как
уже было сказано, личность педагога -
это сложное сочетание не только знаний
своего предмета, но и общечеловеческих
качеств и умений.
Синтез
личностных и профессиональных качеств
педагога способствует высокой эффективности
педагогического процесса, воспитанию
развитого духовно и морально подрастающего
поколения. Каждый педагог должен стремиться
достижению педагогического мастерства
и гармонии в личностных и профессиональных
качествах.
Личность педагога
Эффективная деятельность преподавателя
ВУЗа связана с его глубокими и разнообразными
профессиональными знаниями, владением
методикой преподавания, учётом психологических
основ своего труда.
В решении этих задач особое
значение придаётся личности педагога.
Главные требования к личности преподавателя
направлены на его высокую квалификацию.
Преподаватель ВУЗа также должен отвечать
требованиям, которые делают его личностью,
способной на высоком уровне организовывать
формирование будущего специалиста.
Главными требованиями к личности
педагога являются:
умение правильно оценить
тенденции политического, социального
и экономического развития
общества;
владение стандартом формирования
будущего специалиста, необходимого обществу
на данном конкретном этапе
развития;
любовь к педагогической деятельности;
наличие специальных знаний
в своей области;
высокоразвитый интеллект;
высокий уровень общей культуры
и нравственности;
профессиональное владение
педагогическими технологиями.
Перечисленные свойства
личности педагога не являются врожденными,
они приобретаются систематическим и упорным
трудом, огромной работой педагога над
собой. Одним из важнейших структурных
качеств личности преподавателя должна
быть всесторонняя педагогическая вооруженность,
которая предполагает, по мнению ряда авторов:
совершенное знание преподавателем
общих положений педагогической и психологической наук;
ясное представление сущности
и закономерностей учебного
и воспитательного процесса,
взаимосвязей обучения, воспитания и развития личности на каждом возрастном этапе;
свободное владение методами
изучения личности школьника (студента),
умение проектировать развитие каждого
учащегося как индивидуальности;
основательную методическую
вооруженность;
глубокую убежденность в необходимости и большой значимости психолого-педагогических
знаний, профессиональных умений и навыков;
личную воспитанность, тактичность,
высокую требовательность к себе.
Личность преподавателя
в учебном процессе
Социальная значимость педагогической
деятельности предъявляет особые требования
к личности педагога (учителя,
преподавателя), его интеллектуальному
потенциалу и моральному облику. Исторически
каждая теория обучения и воспитания выдвигает
свои собственные требования к личности
и деятельности педагога. Так, для современного
этапа образования важно не только и не
столько научить известному (определенному)
количеству знаний, сколько воспитать
желание и умение приобретать эти знания
и пользоваться ими. Это актуальное требование
кардинально меняет роль педагога. От
преподавателя вуза сегодня требуется
больше, чем быть носителем и «передатчиком»
научной информации («предметником»).
Целесообразно стать организатором по
знавательной активности студентов, их
самостоятельной работы, научного творчества.
Если педагогический процесс
– это прежде всего взаимодействие личностей,
то и основным средством воздействия педагога
становится он сам как личность, а не только
как специалист, владеющий необходимыми
знаниями и умениями. Человеческие качества
педагога, требовательность к себе и окружающим
играют решающую роль в его деятельности
и профессиональных качествах.
Педагогическая профессия относится
к профессиям типа «человек – человек»
со свойственными этой профессиональной
схеме характеристиками человека. Структура
профессионально необходимых качеств
педагога может быть представлена блоками объективных (профессиональные
знания, профессиональные умения, психологические
и педагогические знания) и субъективных характеристик (психологические
позиции, установки, личностные особенности).
Психологический портрет педагога любой
учебной дисциплины включает следующие
структурные компоненты:
1)индивидуальные качества человека, т. е. его особенности
как индивида (темперамент, задатки и т. п.);
2) личностные качества, т. е. его особенности
как личности (социальной сущности человека);
3) коммуникативные (интерактивные) качества;
4) статусно-позиционные, т. е. особенности
положения, роли, отношений в коллективе;
5) деятельностные (профессионально-предметные);
6) внешнеповеденческие показатели.
В структуре общих педагогических
способностей выделяют три группы:
1) личностные способности, связанные с осуществлением
воспитательной функции учителя (перцептивные
способности, педагогическое воображение,
способность саморегуляции психических
процессов, эмоциональной сферы и поведения);
2) организационно-коммуникативные способности, связанные с осуществлением
организаторской функции и общением (коммуникативные
способности, педагогический такт, организаторские,
суггестивные способности);
3) дидактические способности, связанные с передачей
информации обучаемым, формированием
у них активного, самостоятельного, творческого
мышления (способность передавать информацию
детям, экспрессивно-речевые способности,
академические (познавательные) способности,
распределение внимания).
В основе определенных педагогических
действий педагог активизирует не одну,
а группу способностей.
Педагогическая культура. Под
педагогической культурой понимают часть
общей культуры человека, которую можно
рассматривать как динамическую систему
педагогических ценностей, способов деятельности
и профессионального поведения педагога.
Это тот уровень образованности, с помощью
которого передают профессиональные знания.
Выделяют четыре группы компонентов педагогической
культуры.
1. Педагогическая
позиция и профессионально-личностные
качества педагога – это личное отношение
к определенным сторонам действительности,
проявляющейся в соответствующем поведении.
Педагогическая позиция – это определенный
моральный выбор, который делает преподаватель.
Для нее характерны две стороны: мировоззренческая
(осознание педагогом общественной значимости
профессии, убежденность в правильности
выбора, ориентация на гуманистические
принципы) и поведенческая (способности
педагога нести ответственность за принятые
решения, создавать условия для самореализации
личности обучаемого). Педагогическая
позиция реализуется через личностно-профессиональные
качества педагога, его интересы и духовные
потребности. Она включает в себя направленность
личности, нравственные качества, отношение
к педагогическому труду.
2. Педагогические
знания и отношение к ним, а также
мышление. Знания бывают методологические,
теоретические, общепедагогические, прикладные
(т. е. знания в отдельных областях педагогического
процесса), частно-прикладные (знания по
отдельным дисциплинам). Отношение к знаниям
определяется уровнем мышления. Педагогическое
мышление включает в себя критическое
мышление (необходимость анализировать
свое взаимодействие с обучаемым); творческую
созидательную направленность мышления;
проблемно-вариативное мышление.
3. Профессиональные
умения и творческий характер педагогической
деятельности. Выделяют такие группы умений,
как информационные умения (умение отобрать
и структурировать информацию); умения
ставить цели и планировать учебно-воспитательную
деятельность; организаторские умения;
коммуникативные умения; умения проводить
анализ и самоанализ; владение педагогической
техникой и др.
Показателями опыта творческой
деятельности являются, во-первых, ярко
выраженное умение анализировать ситуацию
с позиции учащегося и, во-вторых, умение
создавать новые элементы педагогических
знаний и идей, разрабатывать метод и средства,
отличные от традиционных.
4. Саморегуляция
личности и культура профессионального
поведения (в первую очередь педагогический
такт). Саморегуляция – это поведение
в соответствии с педагогическими требованиями,
активность в направлении удовлетворения
потребностей и интересов обучаемых. Она
реализуется через нормативные (совокупность
знаний, понятий и требований к личности
педагога), регулятивные (чувства, отношения,
убеждения, реализуемые педагогом в своем
поведении) и деятельностно-поведенческие
компоненты (реализация волевых процессов
в направлении контроля и коррекции своего
поведения).
Степень сформированности компонентов
педагогической культуры характеризуют
три вида ее уровней: высокий
(профессионально-творческий), профессионально-адаптивный
и низкий (репродуктивно-профессиональный).