Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 12:41, реферат
Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает новые 9 личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых (личностных) качеств.
1.1 Понятия личность, человек, индивид,
индивидуальность и их соотношение
Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает новые 9 личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых (личностных) качеств.
Поскольку личность чаще всего
определяют как человека в совокупности
его социальных, приобретенных качеств,
это значит, что к числу личностных
не относятся такие особенности
человека, которые природно обусловлены
и не зависят от его жизни в
обществе. К числу личностных не
относятся психологические
По определению Р.С. Немова, личность – это человек, взятый в системе его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Наряду с понятием «личность»
употребляются термины «
Человек – это родовое
понятие, указывающее на отнесенность
существа к высшей степени развития
живой природы – к
Индивид – это единичный представитель вида «homo sapiens» . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).
Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).
Соотношение индивидуальности
и личности определяется тем, что
это два способа бытия
Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.
Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация – это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.
В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.
1.2 Структура личности
Различают статистическую и
динамическую структуры личности. Под
статистической структурой понимается
отвлеченная от реально функционирующей
личности абстрактная модель, характеризующая
основные компоненты психики индивида.
Основанием для выделения параметров
личности в ее статистической модели
является различие всех компонентов
психики человека по степени их представленности
в структуре личности. Выделяются
следующие составляющие:
В отличие от статистической модели структуры личности модель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое так или иначе отражается в сиюминутном поведении индивида. Если мы начинаем рассматривать основные компоненты статистической структуры личности в их движении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то тем самым совершаем переход от статистической к динамической структуре личности. Наиболее распространенной является предложенная К.Платоновым концепция динамической функциональной структуры личности. Которая выделяет детерминанты, определяющие те или иные свойства и особенности психики человека, обусловленные социальным, биологическим и индивидуальным жизненным опытом
Динамическая структура личности по К. Платонову
Название подструктуры |
Подструктуры подструктур |
Соотношение социального и биологи-ческого |
Уровень анализа |
Виды формирова- ния |
Направление личности Опыт Особенности психических процессов Биопсихичес-кие свойства |
Убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания Привычки, умения, навыки, знания,воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память Темперамент, половые, возрастные свойства |
Биологичес- кого почти нет Значительно больше социального Чаще больше социального Социального почти нет |
Социально-психологический Психолого- педагоги- ческий Индивидуально- психологический Психофи-зиологический Нейропси- хологичес-кий |
Воспитание Обучение Упражнения Тренировка |
1.3 Свойства и индивидуально-типологические
особенности личности. Темперамент
Темпераментом называют индивидуально своеобразную, природно обусловленную совокупность динамических проявлений психики – интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.
Поведение зависит не только
от социальных условий, но и от особенностей
природной организации
Рассмотрим характеристики четырех типов темперамента.
Холерик. Представители этого типа отличаются повышенной возбудимостью, а вследствие этого и неуравновешенностью поведения. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, энергичен в деятельности. Для холериков характерна цикличность в работе. Они со всей страстью отдаваться делу, увлечься им. Но вот истощились силы, упала вера в свои возможности, наступило подавленное настроение, и они нечего не делают. Такая цикличность есть одно из следствий неуравновешенности их нервной деятельности.
Сангвиник. Человек с сильной,
уравновешенной, подвижной нервной
системой. Он обладает быстрой скоростью
реакции, его поступки обдуманны. Сангвиник
жизнерадостен, благодаря чему ему
свойственна высокая
Флегматик. Он солиден, не тратит понапрасну сил: рассчитав их, он доводит дело до конца. Он ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Недостатками флегматика являются его инертность, малоподвижность. Ему нужно время для раскачки, для сосредоточения внимания, для переключения его на другой объект и т.п.
Меланхолик. Человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям. Он часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен; у него могут возникнуть невротические расстройства.
От темперамента зависят такие свойства, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.
1.4 Характер
Характер – это своеобразие склада психической деятельности, проявляющегося в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, к самой себе. Характер формируется, как правило, постепенно в процессе познания и практической деятельности.
Большинство исследователей
выделяет в структуре сложившегося
характера прежде всего две стороны:
содержание и форму. Они неотделимы
друг от друга и составляют органическое
единство. Содержание характера составляет
жизненную направленность личности,
т.е. ее материальные и духовные потребности,
интересы, идеалы и социальные установки.
Содержание характера проявляется
в виде определенных индивидуально-своеобразных
отношений, которые говорят об избирательной
активности человека. В разных же формах
характера выражаются различные
способы проявления отношений, темперамента,
закрепившиеся эмоционально-
Кроме содержания и формы
в отечественной психологии в
структуре характера
Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда. В науке четко разделяют понятия «задатки» и «способности». Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей. Люди от природы наделены различными задатками, они лежат в основе развития способностей. Не развитые вовремя задатки исчезают.
Способности – это формирующиеся
в деятельности на основе задатков
индивидуально-психологические
Имеется такая структуризация способностей, как выделение общих и специальных. Общие способности – это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. К ним можно отнести, например, уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность. Память, воображение, речь, ручные движения, работоспособность.
Специальные – это способности к определенным видам деятельности, таким, как музыкальные, лингвистические, математические.
1.5 Чувства и эмоции
Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями.
Чувства и эмоции – взаимосвязанные,
но различные явления
Чувство – это наиболее сложной, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей. Чувство характеризуется устойчивостью и длительностью, измеряемой месяцами и годами жизни их субъекта.
Чувства обычно классифицируются по содержанию. Принято выделять следующие виды чувств: моральные, интеллектуальные и эстетические.
Моральные, или нравственные, чувства – это чувства, в которых проявляется отношение человека в поведению людей и своему собственному. Они переживаются людьми в связи с выполнением или нарушением принятых в данном обществе принципов морали, которые определяют, что нудно считать во взаимоотношениях людей хорошим и дурным, справедливым и несправедливым.
Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами. Они отражают и выражают отношение человека к своим мыслям, к процессу познания, его успешности и неуспешности, к результатам интеллектуальной деятельности. К интеллектуальным чувствам относят любопытство, любознательность, удивление, уверенность, неуверенность, сомнение, недоумение, чувство нового.