Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 16:46, курсовая работа
Цель – разработать листы рабочей тетради по электромеханике на примере темы «Регулирование скорости асинхронных машин».
Задачи:
1. Обосновать роль рабочих тетрадей в методическом обеспечении учебной деятельности.
2. Представить теорию листов рабочих тетрадей.
3. Разработать модель рабочей тетради по электромеханике.
Введение……….....…………………………………………………………....
3
1. Рабочие тетради в методическом обеспечении учебной деятельности…
4
1.1 Роль рабочих тетрадей в методическом обеспечении учебной деятельности.......……………………………………………………….
4
1.2 Функции и структура рабочей тетради……….........…………………
5
2. Разработка листов рабочей тетради……………..………………………...
11
2.1 Теоретический материал для разработки листов рабочей тетради....
11
2.2 Структурно-логический анализ учебного материала..........................
2.3 Модель листа рабочей тетради….................………………………….
17
18
2.4 Листы рабочей тетради…......…………………………………….……
22
Заключение…………………….………………………………………………
28
Список использованных источников………………….……...……………...
29
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально – педагогический
университет»
Филиал в г. Первоуральске
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина: «Методика профессионального обучения»
на тему: «Листы рабочей тетради по теме «Регулирование скорости асинхронных машин» при изучении дисциплины «Электромеханика»
Выполнил студент
группы: ПУ-412СЭС
Павлов В.Г.
Проверил:
Первоуральск
2013
Введение……….....…………………………………… |
3 |
1. Рабочие тетради
в методическом обеспечении |
4 |
1.1 Роль рабочих тетрадей
в методическом обеспечении |
4 |
1.2 Функции и структура
рабочей тетради……….........……… |
5 |
2. Разработка листов рабочей тетради……………..………………………... |
11 |
2.1 Теоретический материал для разработки листов рабочей тетради.... |
11 |
2.2 Структурно-логический
анализ учебного материала..................... 2.3 Модель листа рабочей тетради….................…………… |
17 18 |
2.4 Листы рабочей тетради…......…………………………………….… |
22 |
Заключение…………………….…………………………… |
28 |
Список использованных
источников………………….……...…………….. |
29 |
Введение
Применение листов рабочей
тетради в обучении улучшает качество
образования, повышает эффективность
учебного процесса на основе его индивидуализации,
появляется возможность реализации
перспективных методов
Тема: Листы рабочей тетради по теме «Регулирование скорости асинхронных машин».
Цель – разработать листы рабочей тетради по электромеханике на примере темы «Регулирование скорости асинхронных машин».
Задачи:
1. Обосновать роль
рабочих тетрадей в
2. Представить теорию листов рабочих тетрадей.
3. Разработать модель
рабочей тетради по электромеха
4. Разработать листы рабочей тетради по теме «Регулирование скорости асинхронных машин».
1. Рабочие тетради в методическом обеспечении учебной деятельности
1.1 Роль рабочих
тетрадей в методическом
Одним из важных предметно-знаковых средств обучения, получивших в последнее время общее признание у преподавателей и учащихся, является рабочая тетрадь. Но следует признать, что широкого применения этот вид средств обучения в профессиональной подготовке специалистов пока не нашел.
С опорными конспектами рабочие тетради объединяет знаковая форма представления учебной информации. Рабочая тетрадь — особый жанр учебной литературы, призванный активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Существенное отличие ее заключается в том, что в опорных конспектах учебная деятельность отражается в определенной логике, а в рабочей тетради она специально конструируется. Суть конструкта обеспечить пооперационное формирование мыслительных процессов. Операции можно представить в виде «кирпичиков» мыслительной деятельности. Чтобы сознательно и целенаправленно их формировать у педагога и учащихся, необходимо надежное средство.
В настоящее время у преподавателей и мастеров производственного обучения такого эффективного средства нет. Объясняя новый материал, решая с учащимися задачи, он не может быть уверен в том, что все учащиеся производят именно те операции, которые нужны, и так, как это необходимо, и что эти операции складываются у них в ту систему, которая требуется. Говоря иначе, сегодня педагог профессионального обучения не имеет возможности достаточно полно управлять формированием мыслительной деятельности учащихся.
Цель применения рабочей тетради в профессиональном обучении — обеспечить пооперационное формирование технических понятий, способствовать активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках теоретического и производственного обучения. Однако обеспечить успешное пооперационное формирование мыслительных процессов невозможно без разработки средств пооперационного контроля этих процессов.
Основными источниками знаний педагога о ходе усвоения учащимися технических знаний и умений являются опрос и различного рода проверочные работы. Но опрос требует значительных затрат времени, и по отношению к каждому ученику такой опрос носит эпизодический характер. Делая проверку контрольных работ, педагог имеет дело главным образом с результатами мыслительной деятельности учащегося и не имеет возможности проникнуть в самый процесс этой деятельности. Одним из средств управления мыслительной деятельностью являются листы рабочей тетради, или сами рабочие тетради. В настоящее время рабочие тетради решают следующие образовательные задачи:
Для реализации образовательных
задач для рабочей тетради
разрабатываются специальные
1.2 Структура и функции рабочей тетради
Функции рабочей тетради в учебном процессе следующие.
Обучающая. Предполагается формирование у учащихся необходимых знаний и умений.
Развивающая. Рабочая тетрадь способствует развитию устойчивого внимания на уроке. Благодаря рабочей тетради учебный материал легче воспринимается. Рабочая тетрадь может быть инструментом в развитии мышления через специально разработанные задания и упражнения творческого характера.
Воспитывающая. Воспитание аккуратности в ведении конспекта.
Формирующая. Рабочая тетрадь формирует у обучаемых навыки самоконтроля при условии систематического заполнения листов рабочей тетради.
Рационализирующая. Рациональная организация учебного времени и учебной работы обучаемых. При работе с листами рабочей тетради основное время учащихся затрачивается на познание смысла изучаемых понятий, описывающих технические объекты и принципы их работы, технологические процессы, основы технологии производства продукции.
Контролирующая. Рабочая тетрадь может быть использована для контроля знаний и умений учащихся. Лист рабочей тетради представляет собой тест второго уровня усвоения понятий. При этом у преподавателя появляется возможность осуществлять этот контроль постоянно, на определенных этапах урока, так как учебный материала в листах рабочей тетради разбит на блоки.
Различают три вида рабочей тетради: информационный, контролирующий, смешанный.
Информационный вид рабочей тетради несет в себе информацию только о содержании учебного материала. Учебная информация в рабочей тетради задает учащимся ориентацию в содержании рассматриваемой темы. Данный вид рабочей тетради широко распространен в профессиональной школе, так как по многим учебным предметам нет учебного материала ни в одном учебнике или учебная информация рассредоточена по нескольким учебникам. Вследствие этого преподаватель вынужден конструировать учебную информацию в рабочей тетради. Контролирующая рабочая тетрадь используется после изучения темы урока. Преподаватель с помощью листов рабочей тетради может не только установить факт знания или незнания, но и определить, на какой операции учащийся допускает ошибку, и на этапе формирования понятия устранить ее. Смешанный вид рабочей тетради включает в себя информационный и контролирующий блоки. В информационный блок включают новый учебный материал, в контролирующий помещают задания и тесты для контроля полученных знаний и умений, задания для самостоятельной работы.
В настоящее время рабочие тетради, применяемые в профессиональном обучении, классифицируются по типам:
Тетради для упражнений предназначены для самостоятельной работы учащихся, они способствуют формированию умений и навыков решения типовых задач и упражнений. Этот тип рабочих тетрадей может быть широко использован в методике обучения по общетехническим дисциплинам. Для формирования профессиональных знаний и умений в системе профессиональной подготовки персонала может широко применяться второй тип тетради — тетради по графическому моделированию. Профессиональная деятельность чертежников, закройщиков, электромонтажников немыслима без конструирования и графического моделирования. Листы рабочей тетради с системой специальных практических заданий позволят будущему профессионалу развить воображение, память, мышление и другие познавательные процессы. Семиотико-семантические рабочие тетради основаны на сочетании чертежей, схем, графических моделей со смысловыми интеллектуальными задачами творческого уровня. Листы рабочей тетради такого типа могут быть разработаны для развития диагностических и проектировочных умений и навыков будущего специалиста. Для этого необходимо специальным образом конструировать задачи и упражнения с опорой на содержательную основу профессиональной деятельности специалиста определенного профиля.
К структуре рабочей тетради предъявляются определенные требования. Рабочая тетрадь должна иметь предисловие, поясняющее обращение к учащимся. Система вопросов и заданий должна быть построена в соответствии со структурой и логикой формирования соответствующих технических понятий. Между заданиями должна быть определена соподчиненность, касающаяся как содержания предмета, так и надпредметных умений. Задача автора — вести учащегося от темы к теме, от решения простых проблем к более сложным заданиям. Иллюстрации в рабочей тетради должны быть рабочими, т.е. обучающими. К ним могут ставиться вопросы, требующие объяснения. Рисунок можно дополнить или предложить свой вариант. Там, где это возможно и оправдано, имеет смысл предложить начертить или дополнить схему. Композиционное построение рабочей тетради зависит от замысла автора, от характера и содержания учебного материала, его объема характера вопросов и заданий. Однако в любом случае должны быть предусмотрены достаточное место для ответов учащихся возможность исправления допущенных ошибок, неточностей. В конце каждой темы внутри тетради желательна серия контрольных вопросов, что позволяет лишний раз систематизировать знания учащихся. Завершает тетрадь заключение, ориентирующее учащихся на содержание учебного материала, который будет изучаться впоследствии.
При работе учащихся с
листами рабочей тетради по электротехнике
обучаемый, в определениях электротехнических
понятий вставляет пропущенные
ключевые слова, т.е. названия изучаемых
понятий или технических
Для того чтобы листы
рабочей тетради могли
Полнота — наличие задач на освоение всех изучаемых понятий, фактов, методов профессиональной деятельности. Группировка системы задач, обобщенные способы решения которых переносятся в решения задач широкого спектра профессиональной деятельности. Связность всех блоков информации на листах рабочей тетради. Возрастание трудности решения задач и планируемых результатов обучения. Целевая ориентация — для каждой задачи определено место на листах рабочей тетради. Целевая достаточность — достаточно задач закрепления методов решения, если они обладают свойством переноса на другие предметные области. Психологическая комфортность обучаемых при работе с листом рабочей тетради. Учащиеся имеют возможность формировать понятия в индивидуальном темпе усвоения содержания учебной информации, проводить самоконтроль и контроль деятельности своего товарища.