Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 19:56, лекция
В ФГТ сформулированы новые принципы, которым должно соответствовать планирование образовательного процесса: среди них интеграция образовательных областей и комплексно-тематический подход к построению образовательного процесса.
Само название «комплексно-тематический подход» определяет его особенности.
Комплекс - совокупность, сочетание предметов, действий, явлений или свойств, составляющих одно целое.
Логика планирования образовательного процесса в соответствии с ФГТ
В ФГТ сформулированы новые принципы, которым должно соответствовать планирование образовательного процесса: среди них интеграция образовательных областей и комплексно-тематический подход к построению образовательного процесса.
Само название «комплексно-тематический подход» определяет его особенности.
Комплекс - совокупность, сочетание предметов, действий, явлений или свойств, составляющих одно целое.
Все воздействия педагога на детей в образовательном процессе должны представлять собой некое единство, находиться в системе, в противовес существующему подходу, когда доминирует такая организационная форма, как занятие.*
К.Д. Ушинский: «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов и явлений, дает нам полную власть над нашими знаниями.
Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет»
Сегодня педагогам предлагается сделать содержание работы с детьми более целостным, осмысленным, логичным с точки зрения детского восприятия, сохранив при этом специфические задачи каждого направления развития. И наиболее очевидное решение – сортировка содержания по определенным познавательным темам.
Тема (греч. thema, буквально «то, что положено в основу») – предмет, суть какого-либо рассуждения или изложения, разговора, авторский замысел.
Именно тема может сделать многоаспектное содержание дошкольного образования целостным, объединив информацию из разных областей действительности, способы и средства различных видов деятельности ребенка – все компоненты, что входят в понятие «содержание образования» [Парамонова Л.А.]
Каждая неделя (или две) в системе планирования ОП посвящается определенной теме. Такое время дает возможность детям не только получить информацию, но и успеть осмыслить ее, рассмотреть с разных точек зрения, «прожить» практически.
Откуда берутся темы? 1 шаг планирования.
Из жизни: времена года, общественные события, государственные и национальные праздники. В той последовательности и логике, в которой ребенок встречается с ними в своей жизни.
Пример: в сентябре дети возвращаются в детский сад, полные впечатлений о летнем отдыхе с желанием поделиться ими, поэтому содержательной темой начала сентября могут быть воспоминания о лете, поездках, путешествиях с родителями. В это время в группу приходят новые дети, и воспитатель представляет их друг другу, предложив каждому рассказать о себе, своих увлечениях. Вырабатываются правила общежития в группе и т. д.
Обсудить вариант оформления
комплексно-тематического
Программа «От рождения до школы»
Месяц |
Возраст, лет | ||||||
3-4 |
4-5 |
5-6 |
6-7 | ||||
Сентябрь |
До свидания, лето, здравствуй детский сад! 20 августа-10 сентября |
День знаний 20 августа-10 сентября |
День знаний 15 августа-1 сентября, 10 сентября | ||||
Осень 11-30 сентября |
Осень 11-30 сентября |
Осень 1 сентября, 11-30 сентября | |||||
Октябрь |
Я и моя семья 1-15 октября |
Я в мире человек (ЗОЖ) 1-20 октября |
Я вырасту здоровым 1-15 октября |
Мой город, моя страна, моя планета 1-15 ноября | |||
Мой дом, мой город 16 октября-4 ноября |
Мой город, моя страна 21 октября- 4 ноября |
День народного единства 16 октября – 4 ноября |
День народного единства 16 октября – 4 ноября | ||||
Ноябрь |
Мониторинг 5-14 ноября |
Мониторинг 5-15 ноября |
Мониторинг 5-15 ноября |
Мониторинг 5-14 ноября | |||
Декабрь |
Новогодний праздник 15 ноября – 31 декабря |
Новогодний праздник 15 ноября – 31 декабря |
Новый год 16 ноября – 31 декабря |
Новый год 15 ноября – 31 декабря | |||
Январь |
Зима 1-31 января
|
Зима 1-31 января
|
Зима 1-31 января |
Зима 1-31 января | |||
Февраль |
День защитника отечества 1-23 февраля |
День защитника отечества 1-23 февраля |
День защитника отечества 1-23 февраля |
День защитника отечества 1-23 февраля | |||
Март |
8 марта 24 февраля -8 марта |
8 марта 24 февраля -8 марта |
Международный женский день 24 февраля -8 марта |
Международный женский день 24 февраля -8 марта | |||
Знакомство с народной культурой и традициям (фольклорный праздник) 9-31 марта |
Знакомство с народной культурой и традициями 9-20 марта |
Народная культура и традиции 9-20 марта |
Народная культура и традиции 9-21 марта | ||||
Мониторинг 21-31 марта |
Мониторинг 21 марта – 1 апреля |
Мониторинг 22-31 марта | |||||
Апрель |
Весна 1-20 апреля |
Весна 1-20 апреля |
Весна (праздник «Весна -красна». День Земли – 22 апреля ) 1-15 апреля |
Весна 1-15 апреля | |||
Мониторинг 21 апреля-1 мая | |||||||
Май |
Лето 2 -31 мая |
День Победы 21 апреля-9 мая |
День Победы 16 апреля-9 мая |
День Победы 16 апреля-9 мая | |||
Лето 10-31 мая |
Лето 10-31 мая |
До свидания, детский сад! Здравствуй, школа! 10-31 мая | |||||
1 июня -20 августа Каникулярный режим |
1 июня -20 августа Каникулярный режим |
Содержание каждой темы осваивается поэтапно:
- вначале воспитателю
- что еще можно узнать, чтобы
получить более полное
- завершающий этап – обобщение, закрепление, систематизация представлений. Этот этап кульминационный – интересное итоговое событие (демонстрация того, чему научились, что узнали). По форме организации это может быть праздник, викторина, конкурс, защита проекта, игра-драматизация, выставка детских работ и т.д.
Намеченные виды деятельности и
формы работы выстраиваются в
цепочку взаимосвязанных
Каждое выполняет свои
Тема «проживается» в:
Эта структура образовательного процесса (общий объем программы) задает форму календарного планирования.
Второй принцип планирования и реализации образовательного процесса – принцип интеграции образовательных областей.
Интеграция – (от лат. Integration – восстановление, восполнение) – объединение каких-либо элементов в целое, процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей.
Содержание образования
Каждая образовательная
Пример:
Содержание образовательной области «Социализация»
направлено на достижение целей
освоения первоначальных представлений
социального характера и
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным
общепринятым нормам и правилам
взаимоотношения со
- формирование гендерной,
Примерные виды интеграции области Социализация
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы |
По средствам организации |
Физическая культура (развитие игровой ДЕ в части подвижных игр с правилами и др. видов совместной двигательной ДЕ с детьми и взрослыми) |
Физическая культура (использование подвижных игр и физических упражнений для реализации образовательной области «Социализация») |
Безопасность (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира) Коммуникация (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, о себе, семье, обществе, государстве, соблюдение элементарных правил поведения) |
Безопасность, Коммуникация (использование сюжетно-ролевых, режиссерских игр и игр с правилами как средства реализации указанных образовательных областей) |
Труд (формирование представлений о труде, профессиях. Людях труда, желания трудится, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой ДЕ) |
Чтение художественной литературы (использование
ЧХЛ для формирования |
Познание (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, окружающем мире, гендерной принадлежности) |
Познание (использование дидактической игры как средства реализации образовательной области «Познание») |
Художественное творчество (использование продуктивных видов ДЕ для обогащения содержания, закрепления результатов освоения области «Социализация») |
Формы реализации принципа интеграции
Интеграция – горизонтальная и вертикальная
Анализируем пример …
Практикуемся в интеграции
Расписание НОД
Анализируем формы календарного плана
Вырабатываем свою форму календарного плана образовательной работы…
Информация о работе Логика планирования образовательной деятельности в соответствии с ФГТ