Логика планирования образовательной деятельности в соответствии с ФГТ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 19:56, лекция

Описание работы

В ФГТ сформулированы новые принципы, которым должно соответствовать планирование образовательного процесса: среди них интеграция образовательных областей и комплексно-тематический подход к построению образовательного процесса.
Само название «комплексно-тематический подход» определяет его особенности.
Комплекс - совокупность, сочетание предметов, действий, явлений или свойств, составляющих одно целое.

Файлы: 1 файл

логика плпнирования 1.docx

— 28.73 Кб (Скачать файл)

Логика планирования образовательного процесса в соответствии с ФГТ

В ФГТ  сформулированы новые принципы, которым должно соответствовать планирование образовательного процесса: среди них интеграция образовательных областей и комплексно-тематический подход к построению образовательного процесса.

Само  название «комплексно-тематический подход» определяет его особенности.

Комплекс - совокупность, сочетание предметов, действий, явлений или свойств, составляющих одно целое.

Все воздействия педагога на детей  в образовательном процессе должны представлять собой некое единство, находиться в системе, в противовес существующему подходу, когда доминирует такая организационная форма, как  занятие.*

 

К.Д. Ушинский: «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов и явлений, дает нам полную власть над нашими знаниями.

 Голова, наполненная отрывочными,  бессвязными  знаниями, похожа  на кладовую, в которой все  в беспорядке и где сам хозяин  ничего не отыщет»

Сегодня педагогам предлагается сделать  содержание работы с детьми более  целостным, осмысленным, логичным с  точки зрения детского восприятия, сохранив при этом специфические  задачи каждого направления развития. И наиболее очевидное решение  – сортировка содержания по определенным познавательным темам.

 

Тема (греч. thema, буквально «то, что положено в основу») – предмет, суть какого-либо рассуждения или изложения, разговора, авторский замысел.

Именно тема может сделать многоаспектное содержание дошкольного образования  целостным, объединив информацию из разных областей действительности, способы  и средства различных видов деятельности ребенка – все компоненты, что  входят в понятие «содержание  образования» [Парамонова Л.А.]

Каждая неделя (или две) в системе  планирования ОП посвящается определенной теме. Такое время дает возможность  детям не только получить информацию, но и успеть осмыслить ее, рассмотреть  с разных точек зрения, «прожить»  практически.

 

Откуда берутся темы?  1 шаг планирования.

Из жизни: времена года, общественные события, государственные и национальные праздники. В той последовательности и логике, в которой ребенок встречается с ними в своей жизни.

Пример: в сентябре дети возвращаются в детский сад, полные впечатлений о летнем отдыхе с желанием поделиться ими, поэтому содержательной темой начала сентября могут быть воспоминания о лете, поездках, путешествиях с родителями. В это время в группу приходят новые дети, и воспитатель представляет их друг другу, предложив каждому рассказать о себе, своих увлечениях. Вырабатываются правила общежития в группе и т. д.

 

Обсудить вариант оформления комплексно-тематического плана!

 

 Программа «От рождения до школы»

 

Месяц

 

Возраст, лет

3-4

4-5

5-6

6-7

Сентябрь

До свидания, лето, здравствуй детский  сад!

20 августа-10 сентября

День знаний

20 августа-10 сентября

День знаний

15 августа-1 сентября, 10 сентября

Осень

11-30 сентября

Осень

11-30 сентября

Осень

1 сентября, 11-30 сентября

Октябрь

Я и моя семья

1-15 октября

Я в мире человек (ЗОЖ)

1-20 октября

Я вырасту здоровым

1-15 октября

Мой город, моя страна, моя планета

1-15 ноября

Мой дом, мой город

16 октября-4 ноября

Мой город, моя страна

21 октября- 4 ноября

День народного единства

16 октября – 4 ноября

День народного единства

16 октября – 4 ноября

Ноябрь

Мониторинг 5-14 ноября

Мониторинг 5-15 ноября

Мониторинг 5-15 ноября

Мониторинг 5-14 ноября

Декабрь

Новогодний праздник

15 ноября – 31 декабря

Новогодний праздник

15 ноября – 31 декабря

Новый год

16 ноября – 31 декабря

Новый год

15 ноября – 31 декабря

Январь

Зима

1-31 января

 

Зима

1-31 января

 

Зима

1-31 января

Зима

1-31 января

Февраль

День защитника отечества

1-23 февраля

День защитника отечества

1-23 февраля

День защитника отечества

1-23 февраля

День защитника отечества

1-23 февраля

Март

8 марта

24 февраля -8 марта

8 марта

24 февраля -8 марта

Международный женский день

24 февраля -8 марта

Международный женский день

24 февраля -8 марта

Знакомство  с народной культурой  и традициям (фольклорный праздник)

9-31 марта

Знакомство  с народной культурой  и традициями

9-20 марта

Народная культура и традиции

9-20 марта

Народная культура и традиции

9-21 марта

Мониторинг 21-31 марта

Мониторинг 21 марта – 1 апреля

Мониторинг 22-31 марта

Апрель

Весна

1-20 апреля

Весна

1-20 апреля

Весна (праздник «Весна -красна». День Земли – 22 апреля )

1-15 апреля

Весна

1-15 апреля

Мониторинг 21 апреля-1 мая

Май

Лето

2 -31 мая

День Победы

21 апреля-9 мая

День Победы

16 апреля-9 мая

День Победы

16 апреля-9 мая

Лето

10-31 мая

Лето

10-31 мая

До свидания, детский сад!

Здравствуй, школа!

10-31 мая

     

1 июня -20 августа Каникулярный режим

1 июня -20 августа Каникулярный режим


 

 

 

Содержание каждой темы осваивается поэтапно:

- вначале воспитателю необходимо  выяснить имеющиеся представления  и опыт детей по данной теме, т.е. что они знают, как это  понимают (личностно-ориентированные  технологии: технология трех вопросов, утренний сбор…);

- что еще можно узнать, чтобы  получить более полное представление  о каком-либо явлении – этап  расширения, обогащения имеющихся  представлений детей. Воспитатель  подбирает наиболее адекватные  формы работы и виды детской  деятельности, позволяющие детям  получить новые знания или  самим «открыть их», убедиться  в чем-либо на практике. Задействовать  разные каналы восприятия информации, что позволит по разному осваивать полученную информацию, видеть ее с разных сторон, передавать свое отношение к ней;

- завершающий этап – обобщение, закрепление, систематизация представлений. Этот этап  кульминационный – интересное итоговое событие (демонстрация того, чему научились, что узнали). По форме организации это может быть праздник, викторина, конкурс, защита проекта, игра-драматизация, выставка детских работ и т.д.

Намеченные виды деятельности и  формы работы выстраиваются в  цепочку взаимосвязанных событий, совместных действий.

 Каждое выполняет свои функции:  одни мотивируют, вводят в содержание  темы. Другие обобщают имеющиеся  представления, третьи создают  условия для использования полученных  представлений в самостоятельной  деятельности.

Тема «проживается»  в:

  • образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
  • образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
  • самостоятельной деятельности детей;
  • во взаимодействии с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

 

Эта структура образовательного процесса (общий объем программы) задает форму  календарного планирования.

 

Второй принцип планирования и  реализации образовательного процесса – принцип интеграции образовательных областей.

Интеграция – (от лат. Integration –  восстановление, восполнение) – объединение каких-либо элементов в целое, процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей.

 

Содержание образования распределяется по 10 образовательным областям. См презентацию…

Каждая образовательная область  имеет свои, присущие только ей, задачи. Вместе с тем рад задач, относящихся к разным образовательным областям, имеет прямую зависимость или способны интегрироваться на общем содержании.

 

Пример:

Содержание образовательной  области «Социализация»

направлено на достижение целей  освоения первоначальных представлений  социального характера и включения  детей в систему социальных отношений  через решение следующих задач:

-     развитие игровой деятельности детей;

- приобщение к элементарным  общепринятым  нормам и правилам  взаимоотношения со сверстниками  и взрослыми (в том числе  моральным);

- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических  чувств, чувства принадлежности  к мировому сообществу.

 

Примерные виды интеграции области Социализация

 

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По средствам организации образовательного процесса

Физическая культура (развитие игровой ДЕ в части подвижных игр с правилами и др. видов совместной двигательной ДЕ с детьми и взрослыми)

Физическая культура (использование подвижных игр и физических упражнений для реализации образовательной области «Социализация»)

Безопасность (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира)

Коммуникация (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, о себе, семье, обществе, государстве, соблюдение элементарных правил поведения)

Безопасность, Коммуникация (использование сюжетно-ролевых, режиссерских игр и игр с правилами как средства реализации указанных образовательных областей)


 

Труд   (формирование представлений о труде, профессиях. Людях труда, желания трудится, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой ДЕ)

Чтение художественной литературы

(использование  ЧХЛ для формирования первичных  ценностных представлений, представлений  о себе, семье, обществе и т.д.)

Познание (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, окружающем мире, гендерной принадлежности)

Познание (использование дидактической игры как средства реализации образовательной области «Познание»)

 

Художественное творчество (использование продуктивных видов ДЕ для обогащения содержания, закрепления результатов освоения области «Социализация»)


 

 

Формы реализации принципа интеграции

  1. Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы
  2. Интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса
  3. Интеграция детских деятельностей

 

Интеграция – горизонтальная и вертикальная

 

Анализируем пример …

 

Практикуемся в интеграции

 

 

Расписание НОД

 

 

 

Анализируем формы календарного плана 

 

Вырабатываем свою форму  календарного плана образовательной  работы…


Информация о работе Логика планирования образовательной деятельности в соответствии с ФГТ