Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 16:40, контрольная работа
Как известно, в лагере сосуществуют множество различных групп: дети и взрослые, отряды детей и вожатые (как отдельный отряд), отряды детей между собой, и самое, пожалуй, непростое – дети и дети…Детей объединяют в группы, которые в различных лагерях называют по-разному (отряды, конечно, самое распространенное, но есть и племена, команды, компании, студии и др.) Как ни назови, все эти группы попадают под категорию, для которой существует общее название – ВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ. Или просто ВДК.
Тема «Логика развития временного детского коллектива».
Как известно, в лагере сосуществуют множество различных групп: дети и взрослые, отряды детей и вожатые (как отдельный отряд), отряды детей между собой, и самое, пожалуй, непростое – дети и дети…Детей объединяют в группы, которые в различных лагерях называют по-разному (отряды, конечно, самое распространенное, но есть и племена, команды, компании, студии и др.) Как ни назови, все эти группы попадают под категорию, для которой существует общее название – ВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ. Или просто ВДК. И этот коллектив, как и любой другой, сталкивается с различными трудностями, развивается и изменяется. Отмечено, что развитие коллектива подчинено определенной логике, т.е. в нем прослеживаются некоторые закономерности. Каждый коллектив проходит те или иные стадии развития, только какой-то раньше, какой-то позже. Какие-то коллективы и вовсе выпускают некоторые стадии…
Вам, как вожатому, конечно же, важно знать, какова логика развития отряда, в чем специфика отдельных стадий (что меняется, как диагностировать изменение) и что делать вам для благополучного развития отряда.
Итак, несколько умных вещей…
По Лутошкину коллектив в процессе своего развития проходит следующие стадии:
Дети не знакомы друг с другом, у каждого – мысли о своем. У каждого свои ценности, представления, ожидания. Каждый сам по себе, но все движутся в одном направлении.
В группе возникают знакомства и поверхностные отношения. Каждый заявляет о себе, даже невольно, складывается первая оценка друг друга, завязываются дружеские отношения между отдельными ребятами.
Группа-ассоциация, у которой появляется самосознание, вырабатываются цели. Появляются лидеры-организаторы, генераторы идей, «душа отряда».
Важно «лепить», создавать нечто из группы.
Группа-кооперация, для которой главный объединяющий фактор – совместная деятельность. Одновременно с активным формированием межличностных отношений наступает пора конфликтов. Однако для всего отряда должна была путеводная звезда.
Группа-автономия, получившая внутреннее единство. Высокая степень взаимопомощи, выручки. Группа чувствует себя уверенно, но ориентирована пока сама на себя.
Заключительная стадия имеет два варианта. Если группа замыкается в себе, противопоставляет себя всему окружающему миру, стремится лишь к внутреннему развитию, то ее можно назвать «Мафией», схожей с корпорацией. А если дела группы выходят за ее рамки, устремляются к общей пользе (лагеря, других отрядов, общества), то такую группу можно назвать «Горящим факелом», коллективом в полном смысле этого слова.
Дмитриев предлагает следующие этапы развития коллектива:
И то, и другое описание развития коллектива соответствует действительности. Однако мы – вожатые – люди, нуждающиеся в практических рекомендациях, поэтому, вслед за С.А. Васильевой отметим следующее:
Период развития |
Дети (состояние, доминирующая потребность) |
Вожатый (задачи, деятельность) |
Оргпериод |
Эмоциональное, нравственное напряжение, связанное с потоком новой информации, но дефицитом полезной… Потребность в адаптации к новым условиям. |
|
Период делового сотрудничества |
Деловитое, деятельное. Потребность в самореализации. |
|
Период скрытых внутренних конфликтов |
Возможные состояния:
В целом же ребята либо адаптируются к новым условиям, либо нет. Последние либо «тихо страдают», либо ищут альтернативу (стремясь нарушить правила отряда и лагеря). Доминирующей потребности нет. |
|
Период морально-волевого напряжения. |
Морально-волевое напряжение, направленное на преодоление противоречий. Стремление преодолеть разногласия. |
Например, походы, костры, отрядные мероприятия и мероприятия, организованные отрядом для всего лагеря. |
Период творческого союза. |
Радостное, творческое. Желание успеха в творчестве, поиск своего места в общем творческом процессе. |
|
Период межколлективных связей. |
Информационный голод. Интерес к широкому общению, в том числе за пределами отряда. |
|
И еще один вариант логики развития ВДК в вопросах, предложенный Н. Коняхиной:
Динамика развития группы.
Все это, конечно, не просто…Но при упорной работе и при уверенности в своих силах – все получится!
Все вышесказанное можно уместить в следующую схему работы с ВДК:
Совместная деятельность |
Рефлексия («обратная связь», обсуждение, подведение итогов) |
ПОЗНАКОМИТЬ
l
l
ОБЕСПЕЧИТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗНЫХ ГРУПП
(мальчиков и девочек,
лидеров и аутсайдеров,
рэпа и группы «Руки вверх» и т.п.)
l
l
СПЛОТИТЬ
l
l
ПОДДЕРЖИВАТЬ ДРУЖЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
l
l
ОБЕСПЕЧИТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЛИЧНОСТНОГО И ОТРЯДНОГО РОСТА
l
l
ОТКРЫТЬ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ С ДРУГИМИ ОТРЯДАМИ
l
l
ПРОВЕСТИ АНАЛИЗ СМЕНЫ
А вся недостающая информация, т.е. та самая разнообразная деятельность – в разделе «Практика»! J
Информация о работе Логика развития временного детского коллектива