Магжан Жумабаев о цели воспитания и роли в значении родного языка в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 15:30, реферат

Описание работы

В 1923 году работал в издательстве литературы восточных народов в Москве и одновременно учился в литературном институте. Писать стихи Магжан начал с 14 лет.. С этих пор имя молодого поэта стало известно не только казахам, но и татарам, башкирам, другим представителям тюркоязычных народов. Личная жизнь поэта трагична. Магжан выбрал сам себе спутницу жизни, чем огорчил своего отца, у которого были свои планы. Зулейха сыграла большую роль в трудной жизни и сложной судьбе поэта. Ей довелось испить чашу гораздо горше, чем в свое время женам декабристов. За семь лет. прожитых с Магжаном в Карельских лагерях, она 14 раз ездила на свидание к нему. Добиралась в глухие места Карелии всегда с огромным риском. Все друзья удивлялись самоотверженности Зулейхи.

Содержание работы

1. Биография М.Жумабаева
2. Неоценимый вклад М.Жумабаева в развитие педагогической мысли Казахстана
3.Творческая деятельность М.Жумабаева

Файлы: 1 файл

Реферат Магжан.docx

— 36.13 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

«Магжан Жумабаев о цели воспитания и роли в значении родного языка в школе»

 

 

Выполнила : Леваш Ю.А

Проверила: Сбитнева А.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План 

1. Биография М.Жумабаева

2.  Неоценимый вклад  М.Жумабаева в развитие  педагогической мысли Казахстана

3.Творческая деятельность  М.Жумабаева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         

 

Магжа́н Жумаба́ев (25 июня 1893, урочище Сасыккуль, Сарыайгырская волость, Петропавловский уезд, Акмолинская область, Российская империя — 19 марта 1938, Алма-Ата, Казахская ССР) — казахский советский писатель, публицист, педагог, один из основателей новой казахской литературыМагжан Жумабаев родился и вырос в зажиточной многодетной казахской семье. В семье Бекена и Гульсум было 7 мальчиков и 2 девочки: Мусилим, Кахарман, Магжан, Мухаметжан, Салтай, Галижан, Сабыржан, Гуляндан, Гульбарам. 
Предки М.Жумабаева - выходцы из ветви Есентанрык рода Атыгай Среднего жуза. У прадеда Магжана-Шоная-было три сына. Последний из них, будущий дед Магжана - Жумабай родился в 1827 году в ауле на берегу озера Сасыкколь. Он был авторитетным человеком среди аульчан.Он занимался разведением скота и торговлей. Накопив денег, совершил паломничество в Мекку и Медину-священные для мусульман города и получил звание қажы. Дед Жумабай предрекал ему большое будущее. "Именно этот внук прославит мое мое имя", - говорил он близким, лаская малыша. Его пророческие слова сбылись. М.Жумабаев, став замечательным поэтом, прославил не только имя деда, "весь род Жумабаевых", но и весь казахский народ. Старшие сыновья-Абумуслим, Кахарман, Магжан - стали жертвами сталинских репрессий, остальные также не избежали тюрем и ссылок, но вернулись живыми. Последним ушел из жизни Мухаметжан. От Магжана, к сожалению, прямых потомков нет. Но многочисленные потомки его братьев и сестер глубоко чтят своего выдающегося предка и гордятся им.. Магжан получил хорошее образование, особый интерес проявил к гуманитарным наукам. С четырех лет он начинает изучать восточные языки (тюркский, арабский, персидский) и русский язык. В 1905 году поступил поступил в медресе Галия (Уфа), высшее мусульманское заведение. Учится у великого писателя Татарстана Ибрагимова. Именно в эти годы при наставничестве М. Дулатова и А. Байтурсынова он изучал русский язык, знакомился с русской и европейской культурой и образованием. Вопреки воле упрямого отца он поступил в 1913 г. в Омскую учительскую семинарию, лишившись в медресе в Кызыл-Жаре (г. Петропавловск), затем в 1910 г. материальной поддержки родителей, он испытал голод и холод. Несмотря на это, он заканчивает учебу

В 1923 году работал в издательстве литературы восточных народов в  Москве и одновременно учился в литературном институте. Писать стихи Магжан начал с 14 лет.. С этих пор имя молодого поэта стало известно не только казахам, но и татарам, башкирам, другим представителям тюркоязычных народов.

Личная жизнь поэта  трагична. Магжан выбрал сам себе спутницу жизни, чем огорчил своего отца, у которого были свои планы.

Зулейха сыграла большую роль в трудной жизни и сложной судьбе поэта. Ей довелось испить чашу гораздо горше, чем в свое время женам декабристов. За семь лет. прожитых с Магжаном в Карельских лагерях, она 14 раз ездила на свидание к нему. Добиралась в глухие места Карелии всегда с огромным риском. Все друзья удивлялись самоотверженности Зулейхи.

.

В 1918 году открывает в Омске и Петропавловске курсы казахских учителей и становится их директором.

В 1922 году приглашен председателем Совнаркома Туркестанского края Тураром Рыскуловым преподавать в Казахско-кыргызском институте просвещения в Ташкенте. Активно сотрудничает в газетах и журналах («Акжол», «Сана», «Шолпан» и др.), публикует множество стихов и поэм, а также ряд исследовательских литературных работ. Выпускает второй сборник стихов и поэм в Ташкенте и издаёт в Оренбурге фундаментальный научный труд «Педагогика».

В 1923 году по приглашению наркома просвещения РСФСР Анатолия Луначарского преподает восточные языки в Коммунистическом университете трудящихся Востока.

Одновременно в 1923-26 годах учится в Московском литературно-художественном институте, возглавляемом В.Брюсовым. В Москве переводит на казахский произведения Лермонтова, Кольцова, Бальмонта, Мережковского, Вс. Иванова, Мамина-Сибиряка, Горького, Блока, а также стихи и поэмы Гете, Гейне и др. зарубежных поэтов.

«Его называли казахским  Пушкиным, сравнивали с Байроном и  Шекспиром, говорили, что внешне он чем-то, даже, похож на Сергея Есенина — то ли волнами вьющихся волос, только не русых, а черных, как смоль, то ли открытой, как североказахстанская степь, и распахнутой навстречу самой жизни искренностью в глазах, только не синих и озорных, а темных, как степная ночь, и кажется, чуть подернутых дымкой печали, что по утрам таяла над войлоком юрт его родного аула, то ли по-есенински пронзительными до слез, полными глубочайшего лиризма стихами, музыка которых понятна душе» (В.Шестериков).

В 1927 году, завершив учёбу, возвращается в Казахстан,               

познакомился с деятельностью  писательских объединений и, в частности, Союза поэтов. И им было задумано создание литературного объединения  казахских писателей, которое он назвал «Алка́» («Коллегия») и написал программу организации. Она была направлена по почте для ознакомления литераторам, живущим в разных городах, и находила сторонников. Программа.

Жумабаева, как алашординца, пантюркиста и японского шпиона, арестовали в Петропавловске, а затем осудили на 10 лет лишения свободы. До суда он сидел в Москве, в Бутырке, а срок отбывал в Карелии и Архангельской области, в частности, в печально знаменитом СЛОН. В 1934 году он пишет письмо М.Горькому  В1936 году благодаря их ходатайству Жумабаев был досрочно освобожден из Свирского лагеря политзаключенных. Но через полтора года, 30 декабря 1937 года был снова арестован в Алма-Ате и расстрелян НКВД 19 марта1938 года

Научная и практическая педагогическая деятельность М. Жумабаева  Время формирования его педагогических взглядов совпало с периодом коренной ломки в жизненном укладе и сознании казахов. Активно участвовал в общественно-политической жизни: работал над организацией казахских школ, занимался подготовкой учительских кадров, составлением учебников, учебных пособий, учебных планов и программ, методических рекомендаций. Научная и практическая педагогическая деятельность М. Жумабаева была вызвана необходимость научного определения принципов, содержания и направления образования, разработки теории и методики воспитания и обучения в Казахстане. В 1922 г. в Оренбурге им разработана первая теоретическая работа по педагогике на казахском языке – «Педагогика», положившая начало формированию национальной педагогической науки и являющейся единственным и уникальным педагогическим сочинением созвучным с запросами наших дней. Глубоко осознавая роль языка в обществе и считая изучение его одной из главных задач учебно - воспитательного процесса, Жумабаев, как педагог-практик, принимал непосредственное участие в разработке методики преподавания его в национальной школе. Развитием идей, положенных в основу «Педагогики», явилась вышедшая в 1923 г. «Родная речь в начальной школе». Основные положения педагогических воззрений М. Жумабаева: * Одним из оснований педагогического процесса он считает его психологическое обоснование. Ведущими факторами, определяющими цели, задачи, содержание, принципы воспитания и обучения, являются идеи этнопедагогики, этнопсихологии: «Так как дети каждой нации будут жить и трудиться среди своего народа, воспитатель обязан воспитывать их в духе национальных традиций». Факторы нравственного воспитания: семья и школа, личность воспитателя. Идея интегрирования языка и литературы, определение в связи с этим средств, форм, принципов, этапов и последовательности обучения языку. «Основой национальной школы является родной язык. Каждая нация создает для себя свойственную ей школу. Поэтому национальный язык в казахской школе должен быть родным».

 «…Для улучшения преподавания  родного языка в начальной  школе необходимо:

1.Учить читать и писать.

2. Прививать орфографию.

3. Развивать устную и  письменную речь.

4. Знакомить детей с  удобными для их восприятия  устными и письменными видами  литературы.

5. Приучать к осмысленному  чтению». 

«Педагогика» построена, по свидетельству автора, на материале  лекций, прочитанных на краткосрочных  учительских курсах, организатором  и директором которых был он сам. Слушатели имели двухклассное образование. Значительное место в работе педагога занимают вопросы воспитания. Придавая большое значение физическому воспитанию подрастающего поколения, особенно до двухлетнего возраста, считал, что  формирование гармонической, всесторонне  развитой личности невозможно без прочного нравственного стержня. Цель нравственного  воспитания педагог видит в выработке  способности к нравственно –  ориентированному мышлению и деятельности. Способность сделать правильный выбор, утверждает педагог, требует  наличие нравственных принципов  и твердых моральных убеждений, которые могут сформироваться у  человека в процессе сознательного  стремления к самосовершенствованию, закалки воли и характера, поисков  своего идеала. Другим, не менее важным средством решения проблем нравственного  воспитания казахский педагог считает  эстетическое воспитание, призванное пробудить эстетическую потребность, и воспитать – художественный вкус, развить в ребенке способность  и стремление к самовыражению  в искусстве, в художественном творчестве. Будучи глубоко религиозным человеком, придавал большое значение воспитанию в ребенке религиозных чувств, считая эти чувства основой духовности, побуждающей к нравственному  самосовершенствованию. Значительное место в работе занимают вопросы  семейного воспитания. М. Жумабаев утверждает, что на ребенка больше влияют не слова, а действия близких ему людей и в связи с этим в воспитании детей большое значение имеет благополучная обстановка в семье, высокие моральные качества родителей. Он придавал большое значение роли педагога в учебно - воспитательном процессе школы.

Жумабаев разработал основные требования к воспитателю: они заключаются  в профессионализме, любви к детям, отличном владении языком и хорошей  речью, уважении к личности ребенка.

 Особую роль в «Педагогике»  отводит обучению подрастающего  поколения на родном языке.  Он как педагог-практик, принимает  непосредственное участие в разработке  вопросов преподавания родного  языка в национальной школе,  которые находят свое отражение  в «Методическом руководстве  к учебнику «Родной язык в  начальной школе». В методическом  пособии им выявлены и отобраны  средства, формы, методы, определены  этапа и последовательность обучения  родному языку (обучение чтению  и письму, правописание, развитие  устной и письменной речи, обогащение  словарного запаса, знакомство с  произведениями народного творчества). Говоря об этапах обучения  чтению и письму, педагог определяет 4 источника познания мира, без  которых, по его убеждению,  невозможно формирование полноценного  человека: природа, жизнь и быт  людей, искусство, литература. Обобщив  передовой опыт мировой и народной  педагогики своего времени, внес  немало собственных трактовок  и идей, которые положили начало  глубокой разработке наиболее  практически значимых педагогических  проблем. Первый мыслитель, рассматривавший  педагогику в неразрывной связи  с психологией. Психолого-педагогический  трактат «Педагогика» - уникальное  сочинение, которое представляет  собой единственное и своеобразное  отражение педагогических идей  в отечественной педагогике. Определяя  язык как важнейшее средство  воспитания и обучения подрастающего  поколения, внес определенный  вклад в решение проблем родного  языка. Он был одним из первых  авторов научных трудов на  родном языка, стоял у истоков создания национальной терминологии. Изучение и обобщение основных направлений педагогической деятельности, прогрессивных педагогических взглядов позволяют заключить, что казахский поэт и педагог, мыслитель нового времени и должен занять достойное место в ряду педагогов мирового уровня – Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого.

 

Переходя к чисто художественной оценке творчества Жумабаева,

Аймауытов говорит: "Легкости, прозрачности стиха, его гармоничного

воздействия на слух, изящества  в оборотах, умения одним словом нарисовать

картину стремился добиться и Абай, но никому не удавалось достичь  такого

словесного совершенства, какого достиг Магжан". И далее продолжает: "Какие

ценности вечны, необманчивы, чисты в своей сути? Это природа. Природа,

любовь, красота - вот нетленные  ценности, которые поэты с незапамятных

времен воспевают, перед чем они преклоняются, в чем находят отраду. Этому

закону поэтического творчества следует и Магжан". В общем, Аймауытов

характеризует Магжана как великого национального поэта. Его сила в том, что

он ведет за собой подражателей, учеников, создал целое направление, школы

Среди современных поэтов большинство не могут уже писать, не заимствуя

формы или внутреннего  стихотворного строя Магжана. Кто бы ни писал, не

может избежать того, чтобы  не взять чего-нибудь из словесного массива

Магжана. Даже не хочет сознательно взять, как бы против своей воли берет у

него. Почему? Красивое, ладное, сильное, готовое слово само как  бы

подготовлено к тому, чтобы  попасть на язык. Поэтому поэты, которые  не

возлюбили Магжана, все-таки следуют стилю Магжана, технике выражения. Если

посмотреть, критически оценить  тех поэтов, которые выступают  прямо против

Магжана, то можно увидеть, что они пользуются уже выработанными им формами.

Те, которые раньше были наставниками Магжана, ныне, когда пишут, испытывают

влияние своего ученика. Другими  словами, на ниве поэтики после Абая внес

новые формы, повел за собой  учеников, создал школу как поэт вне сомнения

Магжан. Именно он разнообразил после Абая размеры стиха".

В целом же, как поэт Жумабаев - мастер интимной лирики. Он боготворит дар

любви как неземное счастье  и радость. Он живописует саму страсть, ее яркую

вспышку и бурное течение. Такие его стихотворения как "Мое  желание", "И

меня ты, смерть, убаюкай", "Люблю", "Эй, Сарсембай", "Темная буревая ночь"

составили сокровищницу казахской  поэзии. Отдавая дань символизму, Магжан

подобно другим представителям этого направления сделал много  полезного для

Информация о работе Магжан Жумабаев о цели воспитания и роли в значении родного языка в школе