Мастерство педагогического взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 00:03, лекция

Описание работы

Культура общения учителя и учащихся.
Педагогическое общение, его функции и структура.

Файлы: 1 файл

Мастерство педагогического взаимодействия.docx

— 21.94 Кб (Скачать файл)

Мастерство педагогического взаимодействия

Культура общения учителя и учащихся

Педагогическое общение, его функции и структура

Общение – это главное условие и способ существования и развития людей, личности.

Общение – это взаимоотношения, контакты между людьми, которые:

  • Воспринимают друг друга
  • Познают друг друга
  • Обмениваются информацией и эмоциями (переживаниями с целью взаимоотношения и взаиморегуляции поведения)

Условия общения:

  • Если не общие, то хотя бы сопоставимые цели
  • Соизмерные уровни
  • Не одинаковые, но взаимные ожидания
  • Эмоциональная настроенность

Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленного на создание благоприятного психологического климата. (по Леонтьеву)

Педагогическое общение – это социально-педагогическое взаимодействие учителя и учащегося с целью:

  • Организации взаимоотношений
  • Оказания воспитательного взаимодействия
  • Обмена информации с помощью коммуникативных средств (по Малиновской)

Основные трудности:

  • Не умение наладить контакт
  • Не понимание внутренней психологической позиции детей
  • Сложности в управлении общением на уроке (30 чел)
  • Не умение выстраивать взаимоотношения и  перестраивать их в зависимости от педагогических задач
  • Трудности в речевом общении и передачи собственного эмоционального отношения к материалу
  • Сложности в управлении собственным психическим состоянием в общении

Функции педагогического общения:

  1. Сообщение информации
  2. Познание человека в процессе общения (подход человека с точки зрения его личных качеств)
  3. Организация своей деятельности и учащихся
  4. Организация взаимоотношения людей в ходе межличностных взаимодействий и взаимоконтактов
  5. Самоутверждение личности в ходе общения (помощь учащмся осознать себя)
  6. Сопереживание

Ошибки и реализация функций общения

Многие не умеют организовывать общение целостного и  ограничиваются только какой то одной или несколькими функциями.

Например, функция информации- важная функция для урока. Начинающие учителя планируют урок, прежде всего как систему информации и не задумываются над остальными функциями.

Общение должно осуществляться ЦЕЛОСТНО!

Пед. правило: если мы хотим чего либо добиться на уроке, мы должны заботиться об организации целостного непрерывного пед.общения

Требования к организации:

  • Доверительность
  • Диалогичность
  • Взаимопонимание (основа для сотрудничества)
  • Реальный психологический контакт (возникает на основе деловых и реальных связей)
  • Способность отказаться от воздействия и перейти к взаимопониманию с учащимися

Условия по Волкову для возникновения доверия:

  • Контактность (умение легко и четко вступать в общение с детьми разных псих. Складов)
  • Демократический стиль руководства (сочетает уважение к личности ребенка с необходимой требовательностью)
  • Понимание (терпение, разнообразие интересов, умение идти в ногу со временем, чуткость, доброта)

Барьеры пед. общения:

  • Гностический барьер (педагог не адаптирует речь к уровню понимания детей)
  • Социальный барьер (создается постоянным подчеркиванием своей позиции, превосходства)
  • Барьер подражания (молодой учитель подражает манерам общения деятельности другого педагога, но не осознает что невозможен  перенес на свое индивидуальное общение)
  • Барьер сужения функции общения (использование не всех функций общения, или отсутствие обмена информ.)
  • Барьер «боязнь класса»
  • Барьер несовпадения установок (учитель приходит с интересным уроком, а дети равнодушны, несобраны, в результате учитель раздражен)
  • Барьер негативной установки (на класс ил на ученика формируются на основе другого мнения)
  • Барьер «боязнь педагогических ошибок»

Стереотип отношения к «плохому ученику» (Леонтьев):

  • Меньше времени на ответ, если ответ неверный то не дает возможности исправить ошибку
  • Чаще ругает за ошибки, реже хвалит за правильный
  • Не замечает поднятой руки или вообще не работает с ним
  • Реже улыбается, не смотрит в глаза.

Структура пед. общения:

  1. Моделирование педагогом предстоящего общения с классом (прогностический этап)
  2. Организация непосредственного общения в момент начального взаимодействия («коммуникативная атака»)
  3. Управление общением в ходе пед. процесса
  4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование на предстоящую деятельность

Эти этапы составляют общую коммуникативную структуру урока!!

Этап

Назначение

Условие успешности

Прогностический этап

Определить дидактические аспекты урока

Сформировать определенную установку на взаимодействие с классом.

Знание особенностей аудитории

Эмоциональное единство педагога и ребенка

Коммуникативная атака

Завоевать инициативу в общении и целостное коммуникативное преимущество, дающее возможность в дальнейшем управлять общением с классом

  1. Оперативность при организации изначального контакта
  2. Оперативный переход от организационных процедур к деловому общению, отсутствие промежуточных зон между организационными и содержательными моментами в начале взаимодействия
  3. Оперативность достижения социально психологического единства с классом, формирует чувство «мы»
  4. Сокращение запрещающих требований, расширение позитивно-ориентировочных
  5. Умение «транслировать» собственную расположенность. Дружественность
  6. Мотивация деятельности и показ пути достижения целей
  7. Понимание ситуативной внутренней настроенности уч-ся , передача уч-ся этого понимания
  8. Использование неверных средств взаимодействия

Управление общением

Коммуникативно обеспечивать метод взаимодействия

Умение поддерживать инициативу уч-ся, организовывать диалогическое общение

Анализ общения

Соотнести цели, средства и результаты

Конкретизировать свой замысел с поправкой на реальные условия, адекватный самоанализ.


 


Информация о работе Мастерство педагогического взаимодействия