Мастерство педагогического
взаимодействия
Культура
общения учителя и учащихся
Педагогическое
общение, его функции и структура
Общение – это главное условие и способ
существования и развития людей, личности.
Общение – это взаимоотношения, контакты
между людьми, которые:
- Воспринимают друг друга
- Познают друг друга
- Обмениваются информацией и
эмоциями (переживаниями с целью взаимоотношения
и взаиморегуляции поведения)
Условия общения:
- Если не общие, то хотя бы сопоставимые
цели
- Соизмерные уровни
- Не одинаковые, но взаимные
ожидания
- Эмоциональная настроенность
Педагогическое общение
– это профессиональное общение
преподавателя с учащимися на уроке и
вне его, направленного на создание благоприятного
психологического климата. (по Леонтьеву)
Педагогическое общение – это социально-педагогическое
взаимодействие учителя и учащегося с
целью:
- Организации взаимоотношений
- Оказания воспитательного взаимодействия
- Обмена информации с помощью
коммуникативных средств (по Малиновской)
Основные трудности:
- Не умение наладить контакт
- Не понимание внутренней психологической позиции детей
- Сложности в управлении общением
на уроке (30 чел)
- Не умение выстраивать взаимоотношения
и перестраивать их в зависимости от
педагогических задач
- Трудности в речевом общении
и передачи собственного эмоционального
отношения к материалу
- Сложности в управлении собственным
психическим состоянием в общении
Функции педагогического
общения:
- Сообщение информации
- Познание человека в процессе
общения (подход человека с точки зрения
его личных качеств)
- Организация своей деятельности
и учащихся
- Организация взаимоотношения
людей в ходе межличностных взаимодействий
и взаимоконтактов
- Самоутверждение личности в
ходе общения (помощь учащмся осознать себя)
- Сопереживание
Ошибки и реализация
функций общения
Многие не умеют организовывать
общение целостного и ограничиваются
только какой то одной или несколькими
функциями.
Например, функция информации-
важная функция для урока. Начинающие
учителя планируют урок, прежде всего
как систему информации и не задумываются
над остальными функциями.
Общение должно осуществляться
ЦЕЛОСТНО!
Пед. правило: если
мы хотим чего либо добиться на уроке,
мы должны заботиться об организации целостного
непрерывного пед.общения
Требования к организации:
- Доверительность
- Диалогичность
- Взаимопонимание (основа для
сотрудничества)
- Реальный психологический контакт
(возникает на основе деловых и реальных
связей)
- Способность отказаться от
воздействия и перейти к взаимопониманию
с учащимися
Условия по Волкову
для возникновения доверия:
- Контактность (умение легко
и четко вступать в общение с детьми разных
псих. Складов)
- Демократический стиль руководства
(сочетает уважение к личности ребенка
с необходимой требовательностью)
- Понимание (терпение, разнообразие
интересов, умение идти в ногу со временем,
чуткость, доброта)
Барьеры пед. общения:
- Гностический барьер (педагог
не адаптирует речь к уровню понимания
детей)
- Социальный барьер (создается
постоянным подчеркиванием своей позиции,
превосходства)
- Барьер подражания (молодой
учитель подражает манерам общения деятельности
другого педагога, но не осознает что невозможен перенес на свое индивидуальное общение)
- Барьер сужения функции общения (использование не всех функций общения, или отсутствие обмена информ.)
- Барьер «боязнь класса»
- Барьер несовпадения установок
(учитель приходит с интересным уроком,
а дети равнодушны, несобраны, в результате
учитель раздражен)
- Барьер негативной установки
(на класс ил на ученика формируются на
основе другого мнения)
- Барьер «боязнь педагогических
ошибок»
Стереотип отношения
к «плохому ученику» (Леонтьев):
- Меньше времени на ответ, если
ответ неверный то не дает возможности исправить ошибку
- Чаще ругает за ошибки, реже
хвалит за правильный
- Не замечает поднятой руки или
вообще не работает с ним
- Реже улыбается, не смотрит
в глаза.
Структура пед. общения:
- Моделирование педагогом предстоящего
общения с классом (прогностический этап)
- Организация непосредственного
общения в момент начального взаимодействия
(«коммуникативная атака»)
- Управление общением в ходе пед. процесса
- Анализ осуществленной системы
общения и моделирование на предстоящую
деятельность
Эти
этапы составляют общую коммуникативную
структуру урока!!
Этап |
Назначение |
Условие успешности |
Прогностический этап |
Определить дидактические аспекты
урока
Сформировать определенную
установку на взаимодействие с классом. |
Знание особенностей аудитории
Эмоциональное единство педагога
и ребенка |
Коммуникативная атака |
Завоевать инициативу в общении
и целостное коммуникативное преимущество,
дающее возможность в дальнейшем управлять
общением с классом |
- Оперативность при организации
изначального контакта
- Оперативный переход от организационных
процедур к деловому общению, отсутствие
промежуточных зон между организационными
и содержательными моментами в начале
взаимодействия
- Оперативность достижения социально
психологического единства с классом,
формирует чувство «мы»
- Сокращение запрещающих требований,
расширение позитивно-ориентировочных
- Умение «транслировать» собственную
расположенность. Дружественность
- Мотивация деятельности и показ
пути достижения целей
- Понимание ситуативной внутренней настроенности уч-ся , передача уч-ся этого понимания
- Использование неверных средств взаимодействия
|
Управление общением |
Коммуникативно обеспечивать
метод взаимодействия |
Умение поддерживать инициативу
уч-ся, организовывать диалогическое общение |
Анализ общения |
Соотнести цели, средства и
результаты |
Конкретизировать свой замысел
с поправкой на реальные условия, адекватный
самоанализ. |