Матрешка - логопедическая игрушка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 09:44, доклад

Описание работы

Матрешка - русская национальная игрушка, кукла из дерева, оригинально расписанная. Мы привыкли видеть её на прилавках сувенирных магазинов, а не в отделах игрушек. Между тем матрёшка изначально создавалась как игрушка для маленьких детей. Первая, изготовленная в России, расписанная гуашью девица-красавица сто десять лет назад вышла из стен мастерской “Детское воспитание”, основанной меценатом Саввой Мамонтовым. А выточил ее впервые Василий Звездочкин – токарь-игрушечник, вдохновившийся фигуркой деревянного мудреца Фукурумы, привезенной в Абрамцево в конце 19 века с острова Хонсю (Япония)[4].

Файлы: 1 файл

Статья.docx

— 22.08 Кб (Скачать файл)

Матрешка – логопедическая игрушка.

Семенова О.В., студентка 3 курса,

специальности «Логопедия»

Суслова Н.М., научный руководитель,

  ст. преподаватель кафедры СПиМО

Матрешка - русская национальная игрушка, кукла из дерева, оригинально расписанная. Мы привыкли видеть её на прилавках сувенирных магазинов, а не в отделах игрушек. Между тем матрёшка изначально создавалась как игрушка для маленьких детей. Первая, изготовленная в России, расписанная гуашью девица-красавица сто десять лет назад вышла из стен мастерской “Детское воспитание”, основанной меценатом Саввой Мамонтовым. А выточил ее впервые Василий Звездочкин – токарь-игрушечник, вдохновившийся фигуркой деревянного мудреца Фукурумы, привезенной в Абрамцево в конце 19 века с острова Хонсю (Япония)[4].

Матрешка, сделанная из живого материала, выточенная и расписанная вручную, несет в себе глубокий философский смысл. Она символизирует идею мироздания, рождения, материнства, преемственности и бесконечности. Именно поэтому, чем больше эта игрушка содержит кукол, тем она интереснее. Кстати сказать, первая матрёшка была восьмиместной - внутри большой девочки помещался мальчик поменьше, далее мальчики и девочки чередовались, а самой маленькой, “неделимой”, была матрёшка-младенец. На сегодняшний день самая большая матрешка - метровая - имеет 40 «детей», а находится она в музее матрешек в Нижегородской области[6].

Матрешка полностью отвечает требованиям по безопасности игрушек, так как изготовлена из дерева и расписана гуашью. А вот будет ли она развивать ребенка – зависит от взрослых. Для того чтобы матрешка имела развивающий эффект, недостаточно её приобрести и дать в руки ребёнку. Необходимо открыть её неповторимые свойства и научить малыша играть с ней[1].

Эта замечательная народная игрушка ценится педагогами и рассматривается как уникальный развивающий материал. Она сочетает в себе бочоночки-вкладыши, пособие для изучения размера (понятий большой, средний, маленький, больше, меньше), счетный материал, разрезную картинку, которую нужно собрать из двух частей. Матрешки бывают традиционными и сюжетными. Традиционные матрешки расписаны в принятой для определенной местности технике (Семеновская, Загорская, Полхов-Майданская и т.д.). Сюжетные воспроизводят персонажей известных сказок (Колобка, Курочки Рябы, Репки и пр.). Рассказывая малышу сказку и играя с матрешкой, мы тренируем его речь, моторику, логику и память. Есть и такие матрёшки, которые нужно раскрасить на свой вкус или выжечь на ней рисунок[2].

Хочется еще сказать о преимуществе такой древней русской игрушки перед современными интерактивными игрушками. К сожалению, излишне технологичные игрушки зачастую создают только иллюзию активности, а на деле все сводится к нажатию кнопочек и не предполагает логических операций. Играя с обычными предметами, малыш имеет неограниченные возможности для полета фантазии [1].

Кто-то может спросить, почему матрешка – логопедическая игрушка, ведь эта игрушка больше подходит для развития когнитивных процессов. Многие считаю, что задача логопеда сводится только к постановке звуков. На самом деле, это не так. Логопедическая работа носит комплексный характер и направлена не только на фонетическую сторону речи. Основные направления коррекционно-логопедической работы включают не только нормализацию мышечного тонуса, артикуляционной моторики, выработки ритмичности дыхания, но также имеет место быть развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, выработка зрительных, слуховых дифференцировок, памяти, внимания, мышления[3].

При этом матрешку можно использовать как диагностический материал. Предлагая ребенку матрешку, мы наблюдаем, как развита мелкая моторика, каким способом ребенок собирает игрушку. С матрешкой легко определить особенности обучаемости ребенка. Достаточно ли словесной инструкции или нужно показать, сделать вместе. Может ли малыш повторить цепочку действий. И, конечно же, представления о величине, счете, цветах.

Кабинет логопеда оснащен многими игрушками, которые могут привлечь внимание ребенка и стимулировать его к деятельности с педагогом. Но, на мой взгляд, не от одной игрушки так не горят глаза у ребенка, как от матрешки. Я не помню ни одного ребенка, который не проявил бы интереса к этой игрушке.

Матрешка – знакомая для всех игрушка, но как с ней играть, при этом развивая речь, не все знают. Поэтому я бы хотела вам предложить несколько игр с матрешкой, которые бы раскрывали суть комплексной коррекционно-логопедической работы [5].

  1. Развитие неречевого слуха, чувства ритма, слуховое внимание и память. Игра «Чей голосок». В матрешек разного размера помещены различные сыпучие материалы (бисер, крупные бусины, гречка). Логопед знакомит детей со звучанием каждой матрешки. Затем за ширимой предлагает послушать звук матрешки и определить, какая из них прозвучала. Следующее задание с усложнением: послушать несколько матрешек и выстроить их по порядку звучания.

Музыкальная игра на развитие чувства ритма. 
Дети встают в круг и под пение логопеда качают матрешку.  «Вот матрешечка у нас. Сладко спит она сейчас».

Дидактическая игра «Подружки топотушки». Логопед  берет матрешку и выстукивает ей ритмический рисунок. Дети повторяют ритм. Фигурки могут быть разной величины (от маленькой до большой), в этом случае ритмы даются по сложности (от легкого до более сложного).

  1. Развитие зрительного восприятия. Логопед путает два набора матрешек (разных расцветок) и просит ребенка их рассортировать или выстроить парами. Это задание можно усложняется и предлагается ребенку правильно соединить половинки матрешек из двух наборов.

Можно представить, что матрешки собрались в лес за ягодами. Они могут строем по уменьшению роста пойти гулять в лес, а домой возвращаться в обратном порядке (чтобы не было обидно).

Пока ребенок выстраивает матрешек по размеру, логопед выкладывает на стол колечки от пирамидки, либо кружочки. Матрешки пришли в лес, ягод насобирали, очень устали, решили присесть на пенек, отдохнуть. Детей просят усадить свою матрешку на пенек, который ей подходит. (диаметр основания матрешки должен совпадать с диаметром колечка/кружка).

Когда ребенок научится безошибочно выстраивать матрешек по размеру и «рассаживать их на пеньки» - нужно “забыть” одну матрешку, пусть ребенок догадается, в какое место строя ее поставить. Либо логопед не выкладывает одно колечко и просит ребенка определить, какой матрешке не досталось пенька.

Детям интересно сравнивать матрешки с другими предметами (пирамидкой, какой-то игрушкой) и рассортировывать их на две группы выше или ниже объекта.

В домашних условиях возможно заселять настоящих матрешек в разные по размеру домики (пустые обувные коробки). В игре, под разными предлогами, родители просят ребенка дать им самую большую, среднюю, двух самых низких матрешек.

Таких соответствий можно устанавливать множество, но не стоит забывать, что все задания должны естественно вплетаться в сюжет игры.

  1. Игра с сюжетной матрешкой. Логопед предлагает детям запомнить порядок сюжетных матрешек, например, «Теремок». После этого дети закрывают глаза. Логопед убирает из ряда одну из матрешек. Дети должны посмотреть и сказать, кого не стало. Например: Не стало медведя. Можно усложнить игру. Дети закрывают глаза, а логопед меняет матрешки местами. Дети должны сказать, что изменилось. Например: Мышка и лиса поменялись местами.

Второй вариант игры сложнее, потому, что требует не только запоминания персонажей сказки, но и правильного их расположения. К тому же, ответ на второй вопрос предполагает более сложную речевую работу.

  1. Пальчиковая игра. Детям предлагается надеть на пальцы правой руки половинки матрешек.

Вот веселые матрешки, разноцветные одежки.

Раз – Матрена, два – Малаша,

Мила – три, четыре – Маша.

А пятую то крошечку, все зовут Матрешечка.

  1. Автоматизация звуков. Логопед придумывает матрешкам имена, включающие в себя звуки в стадии автоматизации, и вот вам прекрасный материал для закрепления их в речи. Например, логопед предлагает ребенку матрешку и говорит, что у каждой матрешки есть имя. Открывая матрешку, ребенок проговаривает: «Открываю Маню, достаю Галю. Открываю Галю, достаю Аню…» То есть здесь мы закрепляем произнесение звука «А». «…Открываем Аню, достаем Олю. Открываем Олю, достаем Зою. Открываем Зою, достает Полю» В этом случае автоматизируем  звук «О». Таким же образом можно действовать с согласными звуками. 
  2. Игра на закрепление предлогов. Детей просят осмотреть кабинет и сказать, где стоят матрешки. Дети осматривают группу и  отвечают на вопрос. Например: Матрешка стоит на столе. Матрешка стоит на окне. Матрешка стоит под стулом. И т.д.

Игры с матрешками очень простые и незамысловатые, тем не менее, малыши очень любят эту яркую старинную игрушку, которая помогает им всесторонне развиваться и познавать мир в игровой форме.

Необходимо предоставить ребёнку больше свободы и как можно чаще побуждать его думать. Не стоит торопиться говорить за него то, что он может сказать сам. Если ребенок допускает ошибку, наша задача помочь ему наводящим вопросом или смешной ситуацией. Необходимо помочь ребенку построить свой "матрёшечный" мир, где он будет полным хозяином [5].

Литература:

  1. Абраменкова В.В., Во что играют наши дети. Игрушка и антиигрушка – М.: Лепта Книга, 2008. – стр. 28, 62.
  2. Гончарова Н.Д. Матрешка в жизни ребенка. // Дошкольное воспитание. -1990, - № 12.
  3. Логопедия: Уч. для студентов дефектол. факультетов пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2003. – стр. 602.
  4. Матрёшке -100! Елена КОЗЛОВА, журнал «Ваш Досуг», N46 (187) 16-23 ноября 2000 года. Электронная версия статьи на сайте ma333.narod.ru.
  5. Смирнова Е.О. «Как играть с матрешкой». Сайт «Детская психология»: http://psyparents.ru/read/articles/2234/
  6. Сотникова Ирина. «Кто придумал матрёшку». Сайт «Русские напёрстки»: thimble.h11.ru.

 


Информация о работе Матрешка - логопедическая игрушка