Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 09:44, доклад
Матрешка - русская национальная игрушка, кукла из дерева, оригинально расписанная. Мы привыкли видеть её на прилавках сувенирных магазинов, а не в отделах игрушек. Между тем матрёшка изначально создавалась как игрушка для маленьких детей. Первая, изготовленная в России, расписанная гуашью девица-красавица сто десять лет назад вышла из стен мастерской “Детское воспитание”, основанной меценатом Саввой Мамонтовым. А выточил ее впервые Василий Звездочкин – токарь-игрушечник, вдохновившийся фигуркой деревянного мудреца Фукурумы, привезенной в Абрамцево в конце 19 века с острова Хонсю (Япония)[4].
Матрешка – логопедическая игрушка.
Семенова О.В., студентка 3 курса,
специальности «Логопедия»
Суслова Н.М., научный руководитель,
ст. преподаватель кафедры СПиМО
Матрешка - русская национальная игрушка, кукла из дерева, оригинально расписанная. Мы привыкли видеть её на прилавках сувенирных магазинов, а не в отделах игрушек. Между тем матрёшка изначально создавалась как игрушка для маленьких детей. Первая, изготовленная в России, расписанная гуашью девица-красавица сто десять лет назад вышла из стен мастерской “Детское воспитание”, основанной меценатом Саввой Мамонтовым. А выточил ее впервые Василий Звездочкин – токарь-игрушечник, вдохновившийся фигуркой деревянного мудреца Фукурумы, привезенной в Абрамцево в конце 19 века с острова Хонсю (Япония)[4].
Матрешка, сделанная из живого материала, выточенная и расписанная вручную, несет в себе глубокий философский смысл. Она символизирует идею мироздания, рождения, материнства, преемственности и бесконечности. Именно поэтому, чем больше эта игрушка содержит кукол, тем она интереснее. Кстати сказать, первая матрёшка была восьмиместной - внутри большой девочки помещался мальчик поменьше, далее мальчики и девочки чередовались, а самой маленькой, “неделимой”, была матрёшка-младенец. На сегодняшний день самая большая матрешка - метровая - имеет 40 «детей», а находится она в музее матрешек в Нижегородской области[6].
Матрешка полностью отвечает требованиям по безопасности игрушек, так как изготовлена из дерева и расписана гуашью. А вот будет ли она развивать ребенка – зависит от взрослых. Для того чтобы матрешка имела развивающий эффект, недостаточно её приобрести и дать в руки ребёнку. Необходимо открыть её неповторимые свойства и научить малыша играть с ней[1].
Эта замечательная народная игрушка ценится педагогами и рассматривается как уникальный развивающий материал. Она сочетает в себе бочоночки-вкладыши, пособие для изучения размера (понятий большой, средний, маленький, больше, меньше), счетный материал, разрезную картинку, которую нужно собрать из двух частей. Матрешки бывают традиционными и сюжетными. Традиционные матрешки расписаны в принятой для определенной местности технике (Семеновская, Загорская, Полхов-Майданская и т.д.). Сюжетные воспроизводят персонажей известных сказок (Колобка, Курочки Рябы, Репки и пр.). Рассказывая малышу сказку и играя с матрешкой, мы тренируем его речь, моторику, логику и память. Есть и такие матрёшки, которые нужно раскрасить на свой вкус или выжечь на ней рисунок[2].
Хочется еще сказать о преимуществе такой древней русской игрушки перед современными интерактивными игрушками. К сожалению, излишне технологичные игрушки зачастую создают только иллюзию активности, а на деле все сводится к нажатию кнопочек и не предполагает логических операций. Играя с обычными предметами, малыш имеет неограниченные возможности для полета фантазии [1].
Кто-то может спросить, почему матрешка – логопедическая игрушка, ведь эта игрушка больше подходит для развития когнитивных процессов. Многие считаю, что задача логопеда сводится только к постановке звуков. На самом деле, это не так. Логопедическая работа носит комплексный характер и направлена не только на фонетическую сторону речи. Основные направления коррекционно-логопедической работы включают не только нормализацию мышечного тонуса, артикуляционной моторики, выработки ритмичности дыхания, но также имеет место быть развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, выработка зрительных, слуховых дифференцировок, памяти, внимания, мышления[3].
При этом матрешку можно использовать как диагностический материал. Предлагая ребенку матрешку, мы наблюдаем, как развита мелкая моторика, каким способом ребенок собирает игрушку. С матрешкой легко определить особенности обучаемости ребенка. Достаточно ли словесной инструкции или нужно показать, сделать вместе. Может ли малыш повторить цепочку действий. И, конечно же, представления о величине, счете, цветах.
Кабинет логопеда оснащен многими игрушками, которые могут привлечь внимание ребенка и стимулировать его к деятельности с педагогом. Но, на мой взгляд, не от одной игрушки так не горят глаза у ребенка, как от матрешки. Я не помню ни одного ребенка, который не проявил бы интереса к этой игрушке.
Матрешка – знакомая для всех игрушка, но как с ней играть, при этом развивая речь, не все знают. Поэтому я бы хотела вам предложить несколько игр с матрешкой, которые бы раскрывали суть комплексной коррекционно-логопедической работы [5].
Музыкальная
игра на развитие чувства ритма.
Дети встают в круг и под пение логопеда
качают матрешку. «Вот матрешечка у
нас. Сладко спит она сейчас».
Дидактическая игра «Подружки топотушки». Логопед берет матрешку и выстукивает ей ритмический рисунок. Дети повторяют ритм. Фигурки могут быть разной величины (от маленькой до большой), в этом случае ритмы даются по сложности (от легкого до более сложного).
Можно представить, что матрешки собрались в лес за ягодами. Они могут строем по уменьшению роста пойти гулять в лес, а домой возвращаться в обратном порядке (чтобы не было обидно).
Пока ребенок выстраивает матрешек по размеру, логопед выкладывает на стол колечки от пирамидки, либо кружочки. Матрешки пришли в лес, ягод насобирали, очень устали, решили присесть на пенек, отдохнуть. Детей просят усадить свою матрешку на пенек, который ей подходит. (диаметр основания матрешки должен совпадать с диаметром колечка/кружка).
Когда ребенок научится безошибочно выстраивать матрешек по размеру и «рассаживать их на пеньки» - нужно “забыть” одну матрешку, пусть ребенок догадается, в какое место строя ее поставить. Либо логопед не выкладывает одно колечко и просит ребенка определить, какой матрешке не досталось пенька.
Детям интересно сравнивать матрешки с другими предметами (пирамидкой, какой-то игрушкой) и рассортировывать их на две группы выше или ниже объекта.
В домашних условиях возможно заселять настоящих матрешек в разные по размеру домики (пустые обувные коробки). В игре, под разными предлогами, родители просят ребенка дать им самую большую, среднюю, двух самых низких матрешек.
Таких соответствий можно устанавливать множество, но не стоит забывать, что все задания должны естественно вплетаться в сюжет игры.
Второй вариант игры сложнее, потому, что требует не только запоминания персонажей сказки, но и правильного их расположения. К тому же, ответ на второй вопрос предполагает более сложную речевую работу.
Вот веселые матрешки, разноцветные одежки.
Раз – Матрена, два – Малаша,
Мила – три, четыре – Маша.
А пятую то крошечку, все зовут Матрешечка.
Игры с матрешками очень простые и незамысловатые, тем не менее, малыши очень любят эту яркую старинную игрушку, которая помогает им всесторонне развиваться и познавать мир в игровой форме.
Необходимо предоставить ребёнку больше свободы и как можно чаще побуждать его думать. Не стоит торопиться говорить за него то, что он может сказать сам. Если ребенок допускает ошибку, наша задача помочь ему наводящим вопросом или смешной ситуацией. Необходимо помочь ребенку построить свой "матрёшечный" мир, где он будет полным хозяином [5].
Литература: