Место учителя в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 11:30, реферат

Описание работы

Школа действительно барахтается в клубке проблем, но уже не безвольно тонет в их пучине, а настойчиво ищет пути их решения. Это происходит благодаря тому, что в большинстве школ стихийно или целенаправленно идет активный процесс формирования образовательного сообщества, включающего в себя всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, учащихся). И пусть чиновники от образования постоянно твердят о недопустимости “школьных поборов”, и пусть еще находятся наивные родители, которые верят, что на бюджетные средства школа может успешно функционировать, но перелом в сознании уже произошел.

Содержание работы

Введение
1. Современное общество и место учителя
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

современное общество и место учителя.docx

— 29.48 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Современное общество и место учителя

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Русская школа не всегда и не везде, но по-прежнему упорно и вопреки пытается сеять "разумное, доброе, вечное...".

Школа живет. И, смеем надеяться, будет  жить, пока еще много тех, кто без  нее себя не мыслит. Можно считать  их чудаками или неудачниками, а  они ощущают себя счастливыми  избранниками судьбы.

Есть в работе учителя то, чего не имеет ни одна другая профессия. Где еще существует такое мощное энергетическое поле юности, что позволяет  учителю не один раз пережить свою молодость? На какой работе ни один час совершенно не похож на другой, как не похожи друг на друга классы? В каком учреждении ежедневно  можно услышать многократно повторенное  “здравствуйте” как пожелание здоровья и благополучия? А ни с чем не сравнимое ощущение значимости, когда видишь результаты своего труда, а в детских глазах читаешь удивление, восхищение, обожание!

И еще. Здесь можно не бояться  быть искренним, по-детски непосредственным. И, наконец, в современной школе  учитель обладает достаточно высокой  степенью свободы творчества, он волен  сам распоряжаться значительной частью рабочего времени, а диапазон средств самореализации настолько  широк, что не найти себя в школе  может только ленивый.

И все равно из школы уходят. Уходят самые яркие, энергичные, талантливые  педагоги, так необходимые детям. И не только потому, что невелика зарплата или нет перспектив решить бытовые вопросы. Это сегодня проблемы не только учителей, но значительной части наших сограждан. Учителя, кстати, обладают развитыми адаптивными способностями, и многие из них без труда находят дополнительные источники дохода. Гораздо больше, чем низкий размер заработной платы, педагогов угнетает непрестижность профессии, активно культивируемая в обществе последние два десятилетия.

В школе до сих пор работает много  увлеченных, творческих, интеллектуально  и духовно развитых людей. Но что-то никто не торопится вложить пару-другую миллионов на создание современного гимна профессии а-ля "Доживем до понедельника" или хотя бы телесериала об учителе. Среди "бригад" и "бандитских петербургов" нет места такому социальному заказу.

Если же ненароком в эпизоде  и появится учитель, то это настолько  невыразительный, а то и неприятный, образ, что никаких положительных  эмоций в связи с учительской  профессией не возникает. А сколько  выходит обличительных статей по поводу школьных поборов, нарушений  прав ребенка в системе образования. Естественно, если у молодого педагога еще не сформировалось ощущение самодостаточности, самоуважения, то на него решающее влияние  окажет мнение окружающих, которые  воспринимают работу в школе как  жизненную неудачу и жалеют своего близкого, волей случая или судьбы занесенного в образовательное  учреждение.

Пришло время понять, что абсолютных окончательных оснований для  школьного пессимизма пока нет. Учиться  все равно надо и будет надо, пока в стране рождаются малыши.

А школа сейчас интереснее, чем  была 15-20 лет назад. Очень изменились дети: они сейчас ничего не боятся, для  них не существует авторитета должности, они способны отстаивать свое право  на индивидуальность, выступают с  инициативами, обладают навыками коллективной самоорганизации. Возможно, не всем это  по нраву, но с такими детьми не скучно. Изменились требования к позиции  учителя. Он становится организатором  познавательной и учебной работы учащихся, в полной мере осуществляя  управленческую деятельность, реализуя на уроке все ее функции (целеполагание, прогнозирование, планирование, мотивацию, организацию, контроль). А быть управленцем  всегда считалось очень интересным, престижным и ответственным делом. Кстати, меняются и родители. Много  и справедливо говорится о чрезмерной занятости родителей, о попустительском отношении к личностному развитию ребенка. Но есть и другая тенденция, пока мало известная в обществе, но уже знакомая учителям. Появляется новое поколение родителей: энергичных, заинтересованных в качественном образовании детей, понимающих проблемы школы и стремящихся найти их решение. Все больше приходит мам, как правило, домохозяек, которые расценивают активное участие в жизни школы как способ реализации своих способностей. Учитель, грамотно опирающийся на инициативную группу родителей, имеет возможность существенно разнообразить и облегчить свой труд, при этом еще и получить признательность своих помощников.

Школа действительно барахтается  в клубке проблем, но уже не безвольно  тонет в их пучине, а настойчиво ищет пути их решения. Это происходит благодаря тому, что в большинстве  школ стихийно или целенаправленно  идет активный процесс формирования образовательного сообщества, включающего  в себя всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, учащихся). И пусть чиновники от образования  постоянно твердят о недопустимости “школьных поборов”, и пусть  еще находятся наивные родители, которые верят, что на бюджетные  средства школа может успешно  функционировать, но перелом в сознании уже произошел.

В школе формируются общности родителей  и учащихся с новым типом экономического мышления и поведения, которые заинтересованы в современном учителе, готовы оказать  ему поддержку всеми имеющимися средствами.

 

 

 

 

 

  1. СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО И МЕСТО УЧИТЕЛЯ

Сегодня общество нуждается  в образованных, мобильных, творческих людях, которые способны адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни, темпам экономического развития, обладающих потребностью развиваться и развивать  различные сферы деятельности. Формирование таких людей – главная задача образования, которое в свете  новых представлений неизбежно  требует качественных изменений  и изменений его качества.

Вместе с тем, государство  предъявляет новые требования к  содержанию образования и качеству образовательных услуг.

Ключевой фигурой, формирующей  новое содержание и качество, безусловно, является учитель. Поэтому вопрос о  профессиональной деятельности педагога в свете новых представлений  и требований выдвигается на первый план. В современных условиях развития отечественного образования чрезвычайно  важно понять, как именно должна измениться профессионально-педагогическая деятельность, поскольку современный  период развития образования можно  квалифицировать как период существенного  обновления. Сущность и структура  педагогической деятельности – один из актуальнейших вопросов современной  педагогической науки и практики. 

Профессиональную деятельность учителя по ее характеру можно  рассматривать как последовательное решение профессиональных задач.  Однако в условиях модернизации отечественного образования перед учителем встают новые по своему содержанию профессиональные задачи.

Одним из приоритетов региональной системы образования должно стать  достижения нового образовательного результата – формирование ключевых компетентностей  учителей. Для успешной самореализации в условиях либеральной экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений гражданин  современного российского общества должен обладать следующим набором  ключевых компетентностей:

 

- готовность делать осознанный и ответственный выбор,

- технологическая компетентность,

- готовность к самообразованию  (образованию через всю жизнь),

- информационная компетентность,

- социальная компетентность (готовность к продуктивному социальному  взаимодействию),

- коммуникативная компетентность.

Анализируя стратегические задачи обновления системы образования, можно выделить пять основных групп  задач, которые отражают базовую  компетентность современного учителя:

1. Видеть ученика  в образовательном процессе. Данная задача особенно ярко возникает, при переходе на профильное образование. Учитель  должен помочь ученику выстроить его индивидуальный образовательный маршрут с учетом его способностей, желаний и устремлений.

2. Строить образовательный  процесс, ориентированный на достижение  целей конкретной ступени образования. Коренное повышение качества образования непосредственно связано с содержанием. Но с появлением вариативности среднего образования учителю необходимо ставить перед собой и учащимися цели, характерные именно для определенного уровня образования (базовая программа, углубленное изучение, профильная подготовка).

3. Устанавливать  взаимодействия с другими субъектами  образовательного процесса. Современные требования к специалистам в различных областях говорят о необходимости интегрирования знаний из различных областей и об умении проектировать ситуацию и решения. Т.о., учителю школы необходимо в процессе обучения учащихся использовать все эти технологии (интреграцию, проектирование, моделирование и т.д.).\

4. Создавать и  использовать в педагогических  целях образовательную среду. В современных условиях построение образовательного процесса в традиционных кабинетах выглядит нерентабельно. Необходимо использовать коммуникационные и информационные технологии образовательной среды.

5. Проектировать  и осуществлять профессиональное  самообразование.

«Кровь мученика и чернила  учителя взяты из одного и того же сосуда», гласит восточная мудрость. Учитель является тем звеном, через  который осуществляется передача знаний, опыта и мудрости, накопленного человечеством  за свою историю. Это очень хорошо понимали во все времена, учитель, преподаватель, устаз, гуру, назовите, как хотите, являлся социально значимым и авторитетным лицом в самые разные эпохи у самых разных народов. Много примеров того, каким уважением, даже ореолом была окружена фигура учителя, наставника на Руси. Современное индустриальное, техногенное общество выдвинуло на передовые роли в образовательном процессе информационные, компьютерные технологии, технологический фактор стал превалировать над фактором человеческим.

Построенный на всеобщей компьютеризации  образовательный процесс отодвинул  на второй план личность преподавателя, ставшего зачастую промежуточным звеном между машиной и обучаемым. Несомненно, развитие науки, техники должны приходить  в просвещение и менять процесс  обучения, однако остается кардинальный вопрос — насколько важен человеческий фактор в этом процессе. Не сужается ли общая эрудированность, фантазия и полет мыслей учащегося, студента, скованного рамками общения с системой, не способной оценить все, что выходит за узко очерченные рамки того или иного вопроса, проблемы?

Учитель ведь не просто источник знаний, это человек, пример, который воздействует на все стороны личности учащегося, который способен поправить, понять, подсказать, оценить индивидуальные характеристики обучаемого. Только в  единой стройной взаимосвязанной системе: «семья — школа- общество» возможно становление гармонично развитого, образованного молодого поколения. Не в этом ли сейчас кроется один из секретов успешного развития стран именно с традиционным укладом, стран Азии, Востока?

Именно через систему: учитель  — ученик проходили Нобелевские  лауреаты, известнейшие ученые, совершившие  важнейшие открытия. Только в сбалансированном, слаженном взаимодействии человека, (учителя) и компьютерных технологий возможно качественное и полное образование и воспитание учащегося.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Авторитет учителя зависит  от его отношения к делу, к труду. При этом необходимы жизнерадостный, веселый характер, умение недолго сердиться, избегать скуки, серости, монотонности будничных дней. Дети оптимистичны по натуре и ценят эти качества в своем наставнике.

Учитель должен обладать высоким профессионализмом. Тех знаний, которые были получены учителем в учебном заведении, мало. Нужно самому много читать, наблюдать, сопоставлять, анализировать. Интеллект - непременное условие авторитета учителя. Только тогда, когда собеседник поймет, что имеет дело с педагогом-мастером, он доверится ему и проявит максимум уважения.

Современный учитель просто обязан перейти на инновационные технологии - развивающие, личностно-ориентированные, проблемные, компьютерные и др. Учитель будущего должен ориентироваться на личность ученика, создать условия для его саморазвития, дифференцированно подойти к каждому. Позиция учителя будущего: "Я вместе с вами!", "Я рядом!"  
Конечно, в будущем невозможно представить жизнь без инновационных технологий, достижений научно-технического прогресса. Что это будет? Трудно себе представить. Недавно мы и не думали, что у каждого учителя будет в классе компьютер, интерактивная доска, мультимедийное оборудование. А сейчас есть. Но ясно, что учитель должен быть в курсе новинок научно-технического прогресса в области образования. 
И, наконец, самое главное в учителе - это любовь к детям, доброта, толерантность. Без этих качеств работать с детьми нельзя ни в прошлом, ни в будущем.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления / Агентство образования адм. Краснояр. края, Краснояр. краев. ин-т повышения квалификации и проф. переподгот. работников образования.- Красноярск: Поликом, 2007
  2. Компетентностный подход в педагогическом образовании/ Под ред. проф. Козырева В.А. и проф. Радионовой Н.Ф. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004
  3. Полат Е.С. Новые педагогические технологии/ Пособие для учителей -  М., 2000
  4. Подготовка учителя к обеспечению современного качества образования для всех: опыт России: Рекомендации по результатам научных исследований / Под ред. акад. Г. А. Бордовского. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.
  5. Хомерики О.Г. Развитие школы как инновационный процесс. - М., 2001

Информация о работе Место учителя в современном обществе