Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 16:04, контрольная работа
Метод анализа конкретных ситуаций занимает промежуточное место между дискуссионными и игровыми методами. За рубежом он чаще всего называется кейс-метод (keys-случай), или метод инцидента. На начальном этапе использования данный метод сводился к описанию индивидом случая из повседневной или профессиональной практики.
Метод анализа конкретных ситуаций заключается в том, что на занятии обучаемые в рабочих группах анализируют и решают конкретные проблемные ситуации, взятые в основном из профессиональной практики. Достоинство метода состоит в том, что в процессе анализа и решения конкретной ситуации обучаемые обычно действуют по аналогии с реальной профессиональной практикой, т.е. опираются на свой опыт, используют в учебной аудитории те способы, средства и критерии анализа, которые были приобретены ими в процессе обучения.
Метод анализа конкретных
ситуаций
Метод анализа конкретных
ситуаций занимает промежуточное место
между дискуссионными и игровыми методами.
За рубежом он чаще всего называется кейс-метод (keys-
Метод анализа конкретных ситуаций
заключается в том, что на занятии обучаемые
в рабочих группах анализируют и решают
конкретные проблемные ситуации, взятые
в основном из профессиональной практики.
Достоинство метода состоит в том, что
в процессе анализа и решения конкретной
ситуации обучаемые обычно действуют
по аналогии с реальной профессиональной
практикой, т.е. опираются на свой опыт,
используют в учебной аудитории те способы,
средства и критерии анализа, которые
были приобретены ими в процессе обучения.
Главное же — обучаемые не только получают
нужные теоретические знания, но и учатся
применять их на практике.
^ Метод анализа конкретных
ситуаций позволяет решать следующие
задачи:
В настоящее время конкретная ситуация —
это, как правило, четкое, отредактированное
изложение случая из профессиональной
практики, используемое в качестве учебной
модели, или сформулированная в форме
ситуации профессиональная задача, имеющая
большое значение для подготовки соответствующих
специалистов. Она практически всегда
включает в себя противоречие (конфликт)
с окружающей социальной, производственной
или природной средой.
Конкретные ситуации
классифицируются также по степени новизны,
этапам и иерархическому уровню принятия
решения и другим основаниям, например,
по определенной специализации (технологические,
экономические, управленческие и др.).
Отнесение ситуаций к той или иной классификации
связано с практикой их рассмотрения и
накопления опыта.
^ По степени
новизны выделяются три вида возможных
ситуаций.
^ По полноте
выдаваемой информации можно выделить
три варианта конкретных ситуаций: с развернутым, частичным
и минимальным объемом выдаваемой информации.
Объем получаемой обучаемыми информации
обусловливается решаемыми на занятии
дидактическими и воспитательными задачами,
уровнем подготовки обучаемых, развитостью
у них творческого мышления.
В зависимости от дидактических
целей и особенностей содержания изучаемого
материала метод анализа конкретных
ситуаций может применяться в следующих
вариантах:
1. Анализ конкретной ситуации как ее
оценка. Обучаемым дается описание
конкретного события и принятых мер. Их
задача - оценить источники, механизмы,
следствия ситуации и принятых мер или
действий должностных лиц. Чаще всего
для анализа обучаемым предлагается описание
конкретного случая (неожиданные для руководителя
поступки сотрудника, конфликтная ситуация)
и соответствующие меры со стороны действующих
лиц. Обучаемые должны на основе всестороннего
изучения ситуации дать оценку правильности
(неправильности) их действий, предложить
свой вариант квалифицированной деятельности
специалистов.
^ 2. Анализ конкретной
ситуации как выработка алгоритма решения
профессиональной задачи. Конкретная ситуация
представляется обучаемым в виде проблемной
ситуации-задачи, которая возникла или
стоит перед профессиональной практикой.
В учебном процессе
важно использовать реальные ситуации
и задачи, с которыми студентам приходится
встречаться или придется столкнуться
в будущей профессиональной деятельности,
однако недостаточность знаний и умений
не позволяет эффективно их разрешать.
Опыт показывает, что надуманные ситуации
не воспринимаются студентами.
Чаще всего студентам
письменно или устно дается описание событий
с последующим заданием. Вместе с тем диапазон
способов предъявления ситуации может
быть намного шире в зависимости от наличия
фонда накопленных материалов и возможностей
технических средств обучения. В частности,
могут быть применены следующие приемы
и способы:
^ Примерная
методика проведения 2-часового практического
занятия с использованием метода анализа
конкретных ситуаций включает следующие
этапы:
первый этап (10—15 мин): вступительная часть,
введение в изучаемую проблему. Ведущий
обосновывает актуальность темы, раскрывает
ее сложность, степень решения в теории
и на практике; указывает связь проблемы
с профессиональной деятельностью обучаемых;
формулирует цели и задачи занятия.
Ведущий знакомит с
организационными особенностями занятий,
зачитывает конкретные ситуации. Как правило,
учебная группа делится на несколько рабочих
(учебных) подгрупп по 5—7 человек каждая.
Он определяет задачи для подгрупп (изучить
ситуацию, сформулировать и обосновать
свои ответы и решения, подготовиться
к публичной защите своего мнения), устанавливает
время и режим самостоятельной работы.
Второй этап (30—35 мин): групповая работа над
ситуацией. Ведущий наблюдает за работой
подгрупп, отвечает на возникающие вопросы,
дает рекомендации.
Третий этап (25—30 мин): групповая дискуссия.
Представители подгрупп поочередно выступают
с сообщением о результатах работы: излагают
общее мнение о событии, обосновывают
предлагаемую альтернативу решения, отвечают
на поставленные вопросы. После выступлений
представителей подгрупп начинается общая
дискуссия: обсуждение точек зрения и
решений; оценка результатов анализа;
формирование единого подхода к подобного
рода проблемам и путям их решения; выбор
наилучшего решения для данной ситуации.
При рассмотрении новой
ситуации обучаемыми могут быть предложены
несколько вариантов ее разрешения, и
все они могут оказаться правильными,
так как к достижению цели можно прийти
разными путями, но в этом случае необходимо
отметить тот путь, который наиболее оптимален
и эффективен. Здесь проявляется творческий
подход обучаемых к выбору разумных решений.
При анализе наиболее
сложных ситуаций следует обратить внимание,
что основная задача — не выявление подобных
ситуаций, не отработка готовых рецептов,
а выработка оптимальных и новых подходов
по разрешению подобного рода ситуаций.
Четвертый этап (15—20 мин): заключительная часть
занятия. Ведущий в заключительном слове
оценивает общий результат коллективной
работы группы, позиции подгрупп при анализе,
выделяет правильные или ошибочные решения,
обосновывает оптимальный подход к решению
подобных ситуаций, рекомендует дополнительную
литературу по проблеме.
При использовании
метода анализа конкретных ситуаций рекомендуется
применять следующий алгоритм работы
студентов в подгруппах:
В практике проведения
занятий методом анализа конкретных ситуаций
необходимо придерживаться следующих правил для участников
рабочих групп:
Аквариум – это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее.
Механизм проведения техники аквариума:
-проблема дискуссии
-участники дискуссии делятся на две или три группы, которые располагаются в аудитории по кругу;
-члены каждой группы
выбирают представителя или
-все участники заранее
знакомятся с обсуждаемой
-представители групп
-представители групп могут взять перерыв, чтобы проконсультироваться с остальными её членами;
-аквариумное обсуждение
заканчивается по истечении
Преимущества эффективности «аквариума» когда необходимо продемонстрировать навык, умение, эмоцию, состояние при дефиците времени. Учащиеся могут выступать в роли экспертов и аналитиков. Стимулирует участников к практической работе.