Метод проблемного обучения на уроках истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 08:41, реферат

Описание работы

В своей педагогической практике я столкнулась с определенными трудностями: во-первых, имея ограниченные возможности использования полученных по истории знаний вне класса, учащиеся теряют интерес к ее изучению; во-вторых, при использовании традиционной методики с ее идеей максимальной помощи детям в процессе обучения происходит снижение уровня самостоятельности учеников. Таким образом, возникает конфликт между целями учения и стилем преподавания, который мешает развитию способности ребенка учиться. Разрешение данного противоречия я нашла в теории проблемного обучения (авторы Л.И. Лернер, И.И. Махмутов. М.Н. Скаткин).

Файлы: 1 файл

Метод проблемного обучения на уроках истории.docx

— 22.12 Кб (Скачать файл)

Так, при изучении темы “Роль  образования в жизни человека”  рассказываю случай из жизни: “Я недавно  познакомилась с девушкой, которая  получает второе высшее образование. Она  отметила, что учиться в вузе второй раз гораздо легче, чем в первый, и что для этого не нужно  особого таланта. А как вы думаете: нужен ли талант для изучения истории  или обучения в вузе?”

 

В процессе работы над темой  “Глобальные проблемы современности” предлагаю учащимся ситуацию: “Каждая  вещь (событие) может рассматриваться  с разных сторон. Автомобиль —это прогресс или регресс?” Таким образом, усвоение знаний учащимися строится как разрешение субъективно переживаемой учеником проблемы.

 

Проблемный метод обучения направлен на организацию поисковой  познавательной деятельности учащихся. Овладение учебным материалом есть следствие такой деятельности.

 

Использую также прием  развертывания проблемной задачи в  более частные проблемы. Например, по теме “Проблемы современности” предлагается разрешить частную  проблему: “Что лучше: автомобиль или  велосипед?”. Сначала дети высказывают  свое мнение без опоры на текст, затем  читают два противоположных суждения и уже на основании прочитанного отстаивают свою точку зрения, подкрепленную  аргументами.

 

На этапе контроля и  оценки результатов учебной работы предлагаю самооценку деятельности каждого ученика через рефлексию. Рефлексия осуществляется через  такие приемы:

 

1) незаконченное предложение: 

самым интересным для меня было..., потому что...;

сегодня на уроке я узнал(а)...;

мне понравилось..., потому что...;

мне не понравилось...;

 

2) “точка зрения”.

 

В заключение хочется сказать, что успех использования проблемного  метода во многом зависит от заинтересованной позиции педагога и высокой внутренней мотивации учащихся. В процессе использования  проблемного обучения происходит и  усвоение материала, и развитие мыслительной деятельности. Считаю, что главным  результатом использования технологии проблемного обучения является то, что выпускник школы ориентируется  в современных ценностях, обретает опыт творческой деятельности, что  он готов к межличностному и межкультурному сотрудничеству.


Информация о работе Метод проблемного обучения на уроках истории