Методические приёмы обучения детей диалогической речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:32, лекция

Описание работы

В методике определено, в каких возрастных группах про¬водятся занятия-беседы. В отношении младшего дошколь¬ного возраста используется беседа-разговор в процессе по¬лучения опыта. Беседой сопровождается рассматривание игрушек, картинок.
В среднем дошкольном возрасте преимущественно используются беседы, которые сопровождают получение но¬вых знаний, сопутствуют наблюдениям (из чего сделаны предметы, наша одежда, умывальные принадлежности) и экскурсиям (что делает почтальон).
В старшем дошкольном возрасте проводятся все виды бесед.

Файлы: 1 файл

2.docx

— 21.67 Кб (Скачать файл)

2.2 Методические приёмы  обучения детей диалогической  речи

Беседа—организованный разговор педагога со всей группой детей, посвященный одному какому-либо вопросу.

В беседе педагог:

1) уточняет и упорядочивает  опыт детей, т. е. те представления и знания о жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под руководством педагога и в разнообразной деятельности в семье и в детском саду;

2) воспитывает у детей  правильное отношение к окружающему;

3) приучает детей целеустремленно  и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы;

4) учит просто и понятно  излагать свои мысли. Кроме  того, во время беседы педагог  воспитывает у детей устойчивое  внимание, умение слушать и понимать  речь других, сдерживать непосредственное  желание сразу отвечать на  вопрос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно громко и отчетливо, чтобы все слышали13.

В беседах дети приобретают  знания, умения и навыки, которые  необходимы для обучения в школе. Беседы оказывают большое влияние  на всю разнообразную деятельность детей и их поведение. Так, после  бесед о семье, о труде матери дети стремятся действенно проявить свое отношение к близким людям. «Посоветуйте, что мне подарить маме, у нее скоро день рождения»,— обращается девочка к воспитательнице после одной из таких бесед. Беседы о средствах передвижения, например, вызывают усиленный интерес к транспортным машинам. И мальчики и девочки с большим вниманием наблюдают за проезжающими по улицам машинами, у них возникает много интересных вопросов по этому поводу, заметно обогащается содержание творческих игр детей.

Содержанием бесед является программный материал по ознакомлению детей с окружающей действительностью: бытом, трудом людей, событиями общественной жизни, жизнью природы, а также деятельность детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь и т. п.).

Беседы на бытовые темы касаются тех явлений быта, которые  дети наблюдают и в которых  сами участвуют. В беседах дети сообщают, с кем они живут дома, как  зовут членов семьи, и где они  работают, что они делают дома, как  отдыхают; рассказывают о своих играх, занятиях и развлечениях дома, о  посильной помощи взрослым, о бытовом труде матери; сравнивается обстановка дома и обстановка в детском саду.

Беседы о труде взрослых в детском саду помогают детям осознать смысл деятельности сотрудников детского сада, создающих удобства и благополучие для всех детей.

Беседы на темы общественной жизни уточняют представления детей о родном городе, о подготовке к праздникам в детском саду, в семье, на улицах.

Беседы на природоведческие темы уточняют и закрепляют представления  детей о временах года, о животных, растениях, о труде людей.

В беседах о любимых  сказках и книжках дети вспоминают их содержание и высказывают свое отношение к героям14.

В беседах о предметах  быта и труда, например о мебели, о посуде, об одежде, об игрушках, о  некоторых орудиях труда, о средствах передвижения по земле, воде и воздуху, обсуждается, для чего нужны предметы, из чего и как они сделаны, каковы характерные признаки (цвет, форма, величина), кто и где делал эти предметы, как беречь предмет, чтобы можно было им дольше пользоваться.

Примерная тематика бесед  с детьми пяти-шести лет: с кем  вы живете дома (т. е. беседа о семье); о жизни детей в детском  саду; о работе дежурных в уголке природы; на чем можно проехать в  нашем городе; что делает почтальон; что мы видели в библиотеке; о  школе; как мы вырастили помидоры (морковь и т. п.); о временах года и т. п.

Программный материал, который  является содержанием бесед, даст возможность осуществить не только познавательные задачи (расширение кругозора детей), но и воспитательные (воспитание правильного отношения к действительности, разнообразных интересов).

В беседе о труде близких  людей дети рассказывают, где и кем работают их родители и другие взрослые члены семьи.

Воспитатель усиливает и  углубляет чувства детей, направляет их на активное проявление знаков внимания и уважения к близким (оказывать им посильные услуги, готовить к праздникам подарки и т. п.).

Беседуя с детьми о школе, а также о том, где учатся их старшие братья и сестры, родители, воспитатель подкрепляет у детей  желание учиться, интерес к школе, книге.

При подборе программного материала для бесед необходимо учитывать личный опыт детей группы, запас их представлений и знаний, потому что дети могут принимать  активное участие в беседе в том  случае, когда у них есть некоторые  более или менее ясные и разнообразные представления о предмете беседы.

«Нельзя ребенка допускать  описывать то, судить о том, о чем, у него нет достаточных, им вполне и ясно усвоенных данных»,— писала Е. И. Тихеева15. Личный опыт ребенка, приобретенный  путем наблюдений, в деятельности или через художественную литературу, служит тем материалом, на котором  можно строить беседу и сообщать новые знания детям.

Проведение беседы требует  от воспитателя подготовки. При очередном  календарном планировании работы воспитатель намечает, какой программный материал по ознакомлению с окружающим целесообразнее дать детям в беседе; затем необходимо составить план последовательного хода всего занятия от начала до конца. Нужно продумать, как начать беседу, чтобы быстро собрать внимание детей и возбудить у них интерес к предстоящему занятию, активную умственную деятельность, воздействовать на их чувства. В качестве такого эмоционального средства можно использовать картину, новую для детей загадку, стихотворение, которые имеют прямое отношение к содержанию беседы. Вот несколько примеров.

Беседу об осени можно  начать показом репродукции картины  Левитана «Золотая осень» (старшая  группа), чтобы дети полюбовались замечательным  произведением художника. Кроме того, картина оживит в их памяти те впечатления, которые они получили во время экскурсий в парк или в лес.

Началом беседы о работе почты (тоже в старшей группе) может  послужить стихотворение С. Я. Маршака  «Загадки» («Синий домик у ворот»).

Беседу о Москве хорошо начать

показом картины, изображающей Кремль или Красную площадь, так как эти исторические места столицы известны по репродукциям каждому ребенку.

В отдельных случаях целесообразно  начать беседу с вопроса, который должен вызвать в памяти детей впечатления о фактах или событиях, связанных с содержанием беседы, например:

«Дети, кто из вас ездил  на поезде?»—спрашивает воспитатель, начиная беседу о железной дороге.

В ходе беседы вопросы воспитателя, которые являются основным методическим приемом на этом занятии, раскрывают содержание намеченной темы и, направляя мысль детей, учат их правильно отвечать. Воспитатель должен продумать содержание и формулировку своих вопросов, чтобы они были понятны всем детям.

Если дети не понимают или  неправильно понимают вопрос, то они  неправильно и отвечают, т. е. дают не тот ответ, какого ожидает воспитатель. Например, воспитатель спрашивает детей:

«Какие листья на березе?»  Дети отвечают: «Березовые». Между тем воспитатель хотел, чтобы дети назвали цвет листьев. Дети дали бы нужный ответ, если бы вопрос был сформулирован так: «Какого цвета листья на березе осенью?»

Чтобы добиться правильного  ответа, нужно поставить вопрос четко и спрашивать детей надо о конкретных фактах и явлениях, которые им известны, по поводу которых они могут высказать какие-либо суждения.

Своими вопросами воспитатель  должен направлять мысль детей на существенные, характерные признаки и явления. Нельзя задавать детям вопросы, которые им непосильны, а также такие, которые не способствуют активизации мысли. С этой точки зрения не следует задавать пяти-, шестилетним детям такие вопросы: сколько ног у коровы? Сколько глаз у кошки? Сколько ушей у кролика? и т. п. Во-первых, это детям хорошо известно; во-вторых, беседа о количестве ног, ушей, глаз, хвостов ничего не прибавляет к знаниям детей о животных. Ведь все животные имеют одинаковое количество ног, ушей и пр. Одно животное отличается от другого не количеством членов тела, а характерными их качествами, образом жизни, повадками. У кролика уши длинные; у кошки ушки маленькие, стоячие; у белки на кончиках ушей кисточки. Следовательно, правильнее задать детям вопрос о качестве внешних признаков животного: какие глаза у кошки? Какой у нее хвост? и т. п16.

Все основные вопросы беседы в их логической последовательности должны быть записаны в календарном плане или в конспекте воспитателя.

При проведении беседы в  зависимости от ответов детей  иногда возникает необходимость задавать дополнительные вопросы, но не следует удаляться от содержания основной темы беседы.

Для уточнения представлений  детей или для того, чтобы дать наглядный образ неизвестного им объекта, необходимо использовать наглядный материал: картину, игрушку, модель, предмет в натуре. Наглядный материал вызывает у детей большой интерес и речевую активность. Их высказывания в этом случае непосредственно опираются на ощущения и восприятия.

Разный наглядный материал используется по-разному: одни предметы раздаются детям (ветки деревьев, семена, предметные картинки), другие показываются воспитателем всей группе (картина, живое животное, посуда и т. п.); в последнем случае предмет по своим размерам должен быть доступен для обозрения каждому ребенку.

Наглядный материал готовится  заранее и хранится так, чтобы он преждевременно не отвлекал детей. Предмет, который используется на занятии в качестве наглядного пособия, должен ярко иллюстрировать программный материал беседы.

В конце занятия полезно  закрепить содержание беседы или  углубить ее эмоциональное воздействие  на детей. Это можно сделать разными  путями, а именно: воспитатель излагает содержание беседы в кратком заключительном рассказе, повторяя самое существенное; в конце беседы проводится дидактическая игра на том же программном материале (на это отводится 3—5 минут); детям предлагается прочитать знакомое стихотворение или спеть песню, близкую по содержанию теме беседы; можно прочитать художественный рассказ.

Какой вариант изберет  воспитатель, зависит от темы беседы, от запаса знаний детей и от времени, когда проводится занятие. Беседу об овощах можно закончить дидактической игрой «Угадай на ощупь овощи»; беседу о подготовке к празднованию Нового года можно заключить новогодней песней, которую дети уже разучили на музыкальных занятиях17.

При проведении беседы воспитатель  должен стремиться к тому, чтобы  все дети были активными ее участниками. Для этого необходимо соблюдать  следующие правила: ставить вопрос всей группе, затем вызывать одного ребенка для ответа. Нельзя спрашивать детей в том порядке, в каком они сидят. Это приводит к тому, что часть детей перестает работать: неинтересно ждать очереди, когда знаешь, что до тебя еще далеко.

Недопустимо спрашивать одних  и тех же детей (наиболее бойких). Надо стараться вызывать большее  количество детей хотя бы для краткого ответа на поставленный вопрос. Если же воспитатель долго разговаривает  с одним ребенком, то остальные дети перестают участвовать в беседе. То же происходит, когда сам воспитатель, во время беседы много говорит о том, что детям уже хорошо известно, или без всякой нужды повторяет все, что говорят дети.

Дети во время беседы должны отвечать по одному, а не хором. Но если воспитатель ставит такой вопрос, на который у всех или у многих детей может быть один и тот же простой ответ (например, «были», «ходили»), то дети могут ответить хором.

Не следует прерывать  отвечающего ребенка, если в том  нет прямой надобности; нецелесообразно  ценой длительных усилий «вытягивать» ответ, если ребенок не имеет необходимых  знаний или еще не преодолел своей  застенчивости; в таких случаях  можно удовлетвориться кратким, даже односложным ответом.

Ответы детей во время  беседы носят характер кратких или  более или менее развернутых  реплик; допустимы и однословные  ответы, если содержание вопроса не требует большего. Нецелесообразно требовать от детей полного ответа. Так называемые полные ответы строятся ребенком по готовому шаблону: он повторяет все слова вопроса и присоединяет к ним ответное слово:

«Что делает кошка?» —  «Кошка делает... спит!» Подобная педантичность делает беседу сухой и нудной18.

Дети должны отвечать достаточно громко, отчетливо, бодрым голосом. Воспитатель предлагает ребенку, если он говорит тихо, повторить ответ громко, но не кричать. «Никто не слышал, что ты сказал,—должен пояснить воспитатель.—Повтори громко свой ответ».

Небольшие беседы проводятся воспитателем в начале таких занятий, как рисование, лепка, дидактические  игры.

При подготовке и проведении таких вступительных бесед воспитатель  должен соблюдать те же правила. Беседы в развернутой форме проводятся с детьми среднего и старшего возраста.

В младшей группе беседой  сопровождается рассматривание картин, живых объектов.

В младшей группе практикуются занятия в форме игры, где речевая  активность детей (ответы на вопросы) занимает основное место. Это дидактические игры с куклой, которые заключаются в том, что воспитательница разыгрывает небольшую инсценировку с участием куклы, например встреча новой куклы, угощение куклы, сборы куклы на прогулку и т. п. В продолжение этой игры педагог ведет разговор с детьми от имени куклы, вставляя вопросы, замечания от себя; дети отвечают хором и по одному. Такая форма разговора соответствует детским интересам и служит прекрасным средством активизации речи детей. Они с интересом следят за всеми действиями воспитательницы, внимательно слушают, охотно отвечают и сами задают вопросы.

Проведение подобных занятий  требует от педагога: предварительной  подготовки. Нужно составить своего рода сценарий (т. е. план), где перечислить действующих лиц, порядок действий и речь педагога и действующих лиц.

Методически важен вопрос о соотношении в беседе речи взрослого  и детей. Как показывают наблюдения, часто речевая активность педагога превалирует над детской. Иногда воспитатели, ставя вопрос, не дают детям возможности сосредоточиться и подумать, торопятся ответить сами, начиная рассказывать о том, что наблюдали, например, на экскурсии. Детям не остается ничего другого, как пассивно слушать. Другая крайность заключается в «вытягивании» у детей ценой значительных усилий правильных ответов. Эффективность беседы в значительной степени зависит от умения педагога целенаправленно вести за собой детей, направлять детскую мысль и активизировать речевую деятельность.

Информация о работе Методические приёмы обучения детей диалогической речи