Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 00:00, контрольная работа
В улучшении организации учебно-воспитательной работы с детьми и повышении ее качества большую помощь педагогам могут оказать технические, или, как их еще называют, аудиовизуальные, средства обучения. К техническим средствам относится как сама аппаратура так и специально созданные дидактические материалы и пособия: диафильмы, диапозитивные серии, грампластинки, магнитные записи, кинофильмы, радио- и телепередачи, т. е. экранно-звуковые средства.
Введение………………………………………………….……….………………... 3
1. Традиционные технические средства в детском саду.. ………………………..4
2. Функции ТСО.. .………………………………………………………………….13
Заключение………………………………………………………….………………14
Литература…
Магнитная запись открывает гораздо более широкие педагогические возможности, нежели грамзапись. Возможность записи речи обучающегося, анализа ошибок, сравнения ее с образцовой речью, а также многократного воспроизведения, повторения с точностью, недоступной человеку, позволяет совершенствовать методику преподавания языков. Применение звукозаписи для развития устной речи учащихся помогает учителю зафиксировать ее, выявить неуловимые для учеников при произношении ошибки, проанализировать и устранить их.
Магнитофильмы к урокам могут быть созданы самим преподавателем на основании записей с радио -- и телеприемников, живой речи, звуков природы или искусственных, магнитных записей, грамзаписей, записей на дисках и др. Магнитную запись можно постоянно дополнить, корректировать и, когда она износится, переписать на новую ленту.
Грампластинки в классе прослушивают на электрофонах, которые до сих пер есть в продаже. Лазерные аудиодиски прослушиваются на различных аудиосистемах и с помощью ПК.
Для прослушивания записей с магнитных лент магнитофон или аудиосистему устанавливают так, чтобы звучание записи в классе было достаточно громким и разборчивым. Звукосистемы с выносными колонками позволяют маневрировать ими до тех пор, пока всем учащимся не будет четко слышен звук.
Современная аудиоаппаратура позволяет составить музыкальную программу, которая будет автоматически воспроизводиться по ходу урока в установленное время и в установленном режиме.
Все звуковые записи, используемые в школе, можно разделить на две группы: учебные и художественные. Учебные записи имеют рабочие паузы для выполнения заданий, комментарии по отдельным частям записанного материала, специально вставленные сравнения и сопоставления. Художественные записи целостно воспроизводят художественный текст без каких-либо дидактических вставок.
Записи музыкальных произведений прежде всего используются на уроках музыки, помогая почувствовать глубину и силу музыкального искусства, научить дошкольника и школьника слушать музыку, пробудить в нем любовь и живой интерес к ней, понять ее содержание и характер.
Эффективность использования звуковых пособий зависит от того, как учитель подготовил учащихся к прослушиванию, нацелил их на определенную деятельность, как организовал последующую работу на материале звукозаписи. На всех этапах работы со звукозаписью слово учителя занимает ведущее место.
Познавательные аудиозаписи не только повышают интерес к урокам и закрепляют положительную школьную мотивацию, но и пробуждают интерес к тому, чтобы узнать что-то дополнительное самостоятельно.
Учебный кино- или видеофильм характеризуется рядом особенностей: информационная насыщенность, сильное эмоциональное воздействие на аудиторию, темп предъявления информации с экрана, управление процессом восприятия, целостность и законченность.
Информационная насыщенность кинофильма заключается в том, что посредством демонстрации за короткий промежуток времени можно передать такой объем информации, который нереально представить при словесном изложении с использованием других средств обучения.
Эмоциональное воздействие проявляется в разнообразных выразительных возможностях фильма, позволяющих воздействовать не только на сознание, но и на чувства зрителя, вовлекающих его в действие, происходящее на экране.
Темп предъявления информации с экрана задается его создателями, и зритель может только приспособиться к нему, или весь фильм надо разбить на фрагменты и показывать их с определенными паузами.
Управление процессом восприятия информации с экрана определяется не только темпом ее подачи, но и логикой изложения, использованными средствами съемки, выделением общего, среднего и крупного планов вплоть до их детального изображения, дикторским текстом, включенными кадрами анимации и др. Зритель ничего изменить не может.
Дидактические функции учебного фильма на уроке: источник новых знаний, средство иллюстрации учебного материала, обобщения и систематизации знаний, зрительная или зрительно-слуховая опора для последующей самостоятельной работы учащихся, вспомогательное средство при контроле знаний. Подавляющее большинство фильмов можно использовать в различных учебных ситуациях в зависимости от целей и содержания урока.
Перед использованием любого видеоматериала (кино- или видеофильма) учителю необходимо очень внимательно изучить: в какой мере его устраивают объем, качество содержания и характер его подачи; какие акценты делают авторы фильма и совпадают ли они с тем, что хотел бы донести при изучении данного материала сам учитель (воспитатель); насколько удачен и целесообразен дикторский текст: каковы дидактические возможности фильма в сравнении с другими имеющимися средствами наглядности (например, с помощью опыта в кабинете физики можно продемонстрировать более эффективно часть того, что пытаются показать в фильме); в какой степени он соответствует возрастным особенностям учеников и уровню их подготовленности. Если учитель решает, что фильм будет показан полностью, то надо продумать вопросы и задания до просмотра фильма, чтобы организовать его восприятие в нужном направлении, и после его демонстрации - для работы по осмыслению и пониманию увиденного. Если принимается решение о пофрагментарном просмотре, необходимо определить границы каждого фрагмента и распланировать работу до и после просмотра. Длительность фрагментов не должна превышать 4-6 мин, общее количество фрагментов на одном уроке - не более 5. Продолжительность фильма на одном уроке не более 20-30 мин. Прерывать показ фильма следует лишь в крайних случаях, когда изображенное на экране не будет воспринято учащимися без комментария учителя.
Необходимо продумать время фильма в структуре занятия.
При отборе материала фильма целесообразно отметить то, что можно будет использовать на последующих занятиях или на других учебных предметах, или в других классах, фрагменты фильма, которые можно предназначить для самостоятельного просмотра учащимися.
Отбирая фильм, надо обратить внимание не только на его образовательную, но и на воспитательную ценность.
Важным моментом при подготовке к использованию экранно-звукового пособия является установление его связи с учебником и другими источниками, что определит характер домашнего задания и другой самостоятельной работы учащихся как на уроке, так и вне его.
Учебный кинофильм - эффективное средство обучения, оказывающее большое влияние на учащихся. После его демонстрации ученики еще некоторое время находятся под впечатлением просмотренных кадров и не могут сразу переключиться на другой вид деятельности. Этот фактор следует учитывать при организации последующей работы над экранным материалом.
После просмотра фильма следует выяснить у учащихся, что им было непонятно, связать новый экранный материал с ранее изученным, привести его в определенную систему, сделать выводы обобщения, Направить мысль школьников на подтверждение теоретических положений урока, на усвоение формулировок, правил, закономерностей.
Удобны и эффективны для создания проблемных ситуаций видеофрагменты. Они могут быть использованы в качестве вводного материала, предшествующего формулированию проблемы. В другом случае с помощью фрагмента сообщается опорный фактический материал, ведущий к появлению вопроса. Фрагмент может отражать историю возникновения проблемы в науке или жизни и пути се разрешения. Хорошо, когда он содержит факты, удивляющие учеников, вызывающие желание докопаться до истины.
С помощью учебных видеозаписей учитель может создать в классе проблемную ситуацию, сообщить учащимся условия познавательного задания.
Видеозаписи чаще воспроизводятся на экране телевизора. Он попадает в роли восприятия целиком, и зритель видит все развертывающееся действие, но с четким выделением главного. На телеэкране эффектнее воспринимаются детали, поэтому при съемках видеофильма надо чаще использовать крупный план, подетальное изображение. Большая интимность и личностная обращенность к зрителю здесь достигаются тем, что говорящий, как правило, находится в самом кадре и как бы объясняет непосредственно смотрящему фильм. На телеэкране хуже передается перспектива, теряется все масштабное, грандиозное.
2. Функции ТСО
Для определения роли, места и влияния на совершенствование педагогического процесса технических средств необходимо выявить их функции. Так как ТСО при использовании преподавателем в учебно-воспитательном процессе призваны оказывать ему помощь, то целесообразно в определении их функций рассмотреть взаимосвязь: функции преподавателя – функции ТСО.
Основными функциями преподавателя в процессе обучения являются следующие: во-первых, информационная, когда он выступает в роли источника информации; во-вторых, организации и управления учебным процессом; в-третьих, формирования личности обучаемого.
Для реализации этих функций преподаватель использует как свои личные возможности, так и разнообразные средства. Естественно, что при этом он передает частично или полностью какие-то из функций тем средствам, которые применяет. Рассмотрим, в реализации каких функций технические средства обучения оказывают преподавателю помощь.
Функции ТСО в учебно-воспитательном процессе многообразны. Они взаимодополняющие, взаимообусловленные, и выделение их достаточно условно. Не все функции могут быть присущи тому или иному ТСО в полном объеме.
Заключение
Технические средства обучения наиболее эффективны при условии их комплексного использования. Но комплексное использование технических средств обучения - это продуманный, дидактически целесообразный процесс, а не погоня за количеством технических средств обучения на одном уроке. В настоящее время комплексное использование технических средств обучения обусловлено распространением мультимедийной аппаратуры, которая ориентирована на это. Но и технические средства, которые не имеют таких многофункциональных возможностей, в сочетании друг с другом могут обеспечить на занятиях и зрительное изображение, и звуковое сопровождение, динамику и статику изучаемых объектов.
Каждое средство обучения, входящее в комплекс, должно выполнять определенные дидактические задачи, вытекающие из общих задач занятия, обеспечивать активную умственную деятельность детей, помогать в преодолении трудностей изложения и усвоения учебного материала. Входящие в комплекс части должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены.
При составлении и использовании комплекса средств обучения
следует избегать применения однотипных,
близких по содержанию пособий (например,
таблицы и аналогичного кадра диафильма,
непосредственной демонстрации опыта
и воспроизведения его на телеэкране),
а также дублирования в процессе изложения
учебного материала учителем и при демонстрации
фильма (например, такие случаи,
когда воспитатель (учитель) полностью
объясняет какой-то вопрос темы, а затем
для большей убедительности демонстрирует
соответствующий фрагмент кинофильма).
Структура занятий с комплексным использованием средств обучения по возможности должна отвечать таким требованиям: смена видов восприятия и равномерное распределение нагрузки на различные анализаторы, постоянная активизация мыслительной и речевой деятельности обучаемых.
Литература
1. Каджаспирова И.Н. Использование Технических средств в дошкольном образовании». - М.: «Просвещение», 2005.
2. Сыч В. Д. Технические средства в детском саду. - М.: «Просвещение», 2003.
Информация о работе Методика использования ТСО и ЭВТ в работе с детьми