Методика обучения пению детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 00:21, контрольная работа

Описание работы

Цель певческой деятельности: воспитание у детей певческой культуры, приобщение к музыке, развитие личности дошкольников средствами хорового искусства. Задачи певческой деятельности:
- побуждение и развитие детей интереса к пению, музыке;
- развитие у детей певческого голоса, музыкальных способностей, творческих качеств;
- формирование у детей первоначальных исполнительных умений и навыков, развитие у них способностей чувствовать, понимать образное содержание музыки и эмоционально, выразительно передавать его в собственном исполнении;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………......3
1.Теоритические основы развития пения у детей дошкольного возраста
1.1Воспитательное значение………………………………………………………..4
1.2Особенности слуха и голоса ребёнка………………………………………………………………………………..4
1.3Методика обучения детей пению в разных возрастных группах…………......5
2. Методика обучения пению детей младшего дошкольного возраста………….8
Заключение………………………………………………………………….………10
Список литературы…………………………………………………………………11

Файлы: 1 файл

муз.контр.docx

— 31.36 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение …………………………………………………………………………......3

1.Теоритические  основы развития пения у детей  дошкольного возраста

1.1Воспитательное  значение………………………………………………………..4

1.2Особенности  слуха и голоса ребёнка………………………………………………………………………………..4

1.3Методика  обучения детей пению в разных  возрастных группах…………......5

2. Методика обучения  пению детей младшего дошкольного возраста………….8

Заключение………………………………………………………………….………10

Список литературы…………………………………………………………………11

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В пении, как и в других видах исполнительства, ребёнок может активно проявить свое отношение к музыке. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии.          В пении реализуются музыкальные потребности ребёнка, так как знакомые и любимые песни могут исполнять по – своему желанию в любое время.             Пение тесно взаимосвязано с общим развитием ребёнка и формированием его личностных качеств. В пении развиваются эстетические и нравственные представления, активизируются умственные  способности, заметно положительное влияние на физическое развитие детей.    Цель певческой деятельности: воспитание  у детей певческой культуры, приобщение к музыке, развитие личности дошкольников средствами хорового искусства.            Задачи певческой деятельности:       

- побуждение и развитие детей  интереса к пению, музыке; 

- развитие у детей певческого  голоса, музыкальных способностей, творческих качеств;

- формирование у детей первоначальных  исполнительных умений и навыков, развитие у них способностей  чувствовать, понимать образное  содержание музыки и эмоционально, выразительно передавать его  в собственном исполнении;

- обогащение первоначальными сведениями  о музыке ( в том числе – музыкальной грамоте), хоре, пении, композиторах.                

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические  основы развития пения у детей  дошкольного возраста

1.1. Воспитательное значение  пения 

Пение занимает ведущее место  в системе музыкально-эстетического  воспитания детей дошкольного возраста. Хорошая детская песня развлекает и успокаивает ребёнка, развивает его и воспитывает. В.Сухомлинский утверждал, что пение как бы открывает человеку глаза на красоту родной земли, и эта красота становится еще роднее и дороже. Песня сопровождает человека с самого раннего детства. Она действует на его чувства, эмоции, помогает углубить представления об окружающем мире. Пение обладает большой массой эмоционального воздействия на детей, чем инструментальная музыка. Пение – самый массовый и доступный вид народного исполнительства. Песня сближает людей, служит средством познания, заставляет любить или ненавидеть. Поэтому процесс обучения пению требует от ребёнка активности и умственного напряжения.         Большой вклад в работу по формированию личности ребёнка в процессе обучения пению внесли Н.А.Метлов, Л.И.Михайлова, Н.А.Ветлугина, Н.Д.Орехов и другие. Они раскрыли методику практической работы с детьми разных возрастов, показали влияние певческой исполнительской деятельности на всестороннее развитие личности ребёнка.       Пение воспитывает эстетическое восприятие и эстетические чувства, музыкальный вкус. Пение способствует умственному развитию ребёнка, раскрывает перед ним целый мир представлений и чувств. Они расширяют детский кругозор, увеличивают объём знаний об окружающем мире, событиях, явлениях природы.          Занятия пением помогают организовать, объединить детский коллектив. Они  способствуют развитию чувства товарищества.      В процессе пения воспитываются  такие черты личности, как воля, организованность, выдержка. В дошкольном репертуаре есть песни о труде, профессиях, дружбе, Родине. Они воспитывают уважение к ним, формируют нравственность.            В процессе обучения пению  активно развиваются музыкальные способности ребёнка: музыкально – слуховые представления, ладовое и музыкально – ритмическое чувство.       Таким образом, пение –  наиболее любимый и доступный  вид музыкальной деятельности детей  дошкольного возраста. Пение способствует нравственному, умственному и эстетическому  воспитанию.

1.2. Особенности слуха  и голоса ребёнка

Обучение детей певческим  умениям связано с задачей  очень осторожного развития детского голоса и сохранения его естественного  звучания.            Детский голос имеет свои особые качества, отличные от голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие и тонкие – отсюда особое звучание детских голосов, особенно в младших  группах. Детский голос очень  легкий, не сильный, но звонкий, так  как преобладает головной резонатор.  Детям дошкольного возраста характерно фальцетное звучание. Детские легкие малы по своей ёмкости – отсюда естественная ограниченность силы детского голоса. При форсировании, напряжении голоса он приобретает горловой характер и переходит в крик. А громкий разговор, пение, крик не только портят голосовые связки, но и понижают слух.     При фальцете – головном регистре, свойственному младшему возрасту, наблюдается неполное замыкание  голосовой щели и вибрирование краёв голосовых связок.           Таким образом, перенапряжение голосовых связок не получается и  детский голос оберегается от срыва.       Невелик диапазон детских  голосов. Поэтому основные музыкальные  звуки, на которых построены мелодии  большинства песен для детского сада, соответствуют диапазону голоса детей дошкольного возраста.   При обучении детей пению  педагогу необходимо:

    • удерживать детей от громкого пения. Негромкое пение – одно из важнейших условий, обеспечивающих нормальное звучание детских голосов, а, следовательно, их нормальное развитие;
    • при выборе репертуара обращать внимание на диапазон песен, который должен соответствовать объёму голоса детей данной группы. Исполнение детьми трудных песен из репертуара взрослых и школьных песен – недопустимо;
    • следить за тем, чтобы в повседневной жизни дети не кричали, не, что плохо влияет на состояние их голоса;
    • добиваться нормального, естественного тона в разговоре в любых условиях (в помещении, на прогулке, и т.д.);
    • не давать детям большого количества песен для одновременного исполнения (на занятиях 2-3 песни, на праздниках – 4-5 песен, а в младших группах не больше трех);
    • не петь на улице при температуре воздуха ниже +18°C и влажности выше 40 - 60%.

Итак, детский голос имеет  свои особенности и качества. Поэтому педагогу, обучающему детей пению, необходимо знать основы физиологии детского голоса, его особенности.

1.3Методика обучения  детей пению в разных возрастных  группах

Первая возрастная группа (до 3 лет)

Уже с первых дней жизни рёбёнок получает разные музыкальные впечатления, базирующиеся на зрительных и слуховых ощущениях. Предпосылками для певческой  деятельности у детей первого года жизни можно считать первоначальные ответные голосовые проявления ребёнка, связанные с восприятием тёплого, задушевного пения взрослого. Гуляние характеризуется протяжённостью звука, которая является признаком певческой интонации. К концу первого года возникает новое качество  - рёбёнок может, подражая взрослому ,  начать подпевать за ним отдельные звуки. Далее ( на втором году жизни) ребёнок начинает заинтересованно относится к музыке, эмоционально на неё откликаться, активно действовать. Овладев собственной речью, дети могут воспроизводить определённые певческие интонации: проговаривание на распев отдельных слов, фразы, подстраивание  пения к взрослому. К трём годам ребёнок начинает активнее подражать  восприятию к пению. Это связано с формированием голосового аппарата и развитием речи. Причём процесс с этот двусторонниё, так  как песня, в свою очередь, способствует овладению словами, составляющими текст. Подстраиваясь к вокальной интонации взрослого, у ребёнка постепенно вырабатывается устойчивость слухового внимания и в последствии  развивается ладо- высотный слух. В младшем возрасте начинает песню музыкальный руководитель или воспитатель, а за ним вступают дети.  Исполнять песню лучше без аккомпанемента, так лучше усваивается мелодия. Текст песни в это возрасте никогда не разучивается отдельно!       Вторая возрастная группа( от3 до 5 лет)      На четвёртом году жизни ребёнок имеет определённый круг представлений об окружающей действительности, ориентируется в разных видах деятельности, владеет определёнными навыками. Дети начинают более осознанно относится к окружающему, пытаются сравнивать, сопоставлять. В этом возрасте появляется певческое звучание, голоса звучат сильнее, активнее становится артикуляция, начинается формирование вокально - хоровых  навыков. Пение становится достаточно протяжным точным, ритмичным. Дети учатся вслушиваться при исполнении песни и точно её воспроизводить. При ознакомлении с песней необходимо заинтересовать детей, вызвать желание повторить её. Затем следует беседа с детьми: уточнить содержание, обратить внимание на характер, связать его с текстом. Чем дети становятся старше,  тем больше применяется на занятиях вокальных упражнений, дыхательная и артикуляционная гимнастика, творческие задания.  К концу года пятилетние дети должны овладеть такими программными навыками: петь выразительно, естественным звукам, без напряжения, протяжно, брать дыхание между короткими музыкальными фразами, произносить слова внятно, правильно, вместе начинать и заканчивать песню,  правильно передавать несложную мелодию. Песенный репертуар доступен и близок интересам и запросам детей этого возраста: обогащение средств ,музыкальной выразительности, яркая изобразительность в песнях, перед ребёнком раскрывается мир природных явлений в поэтических русских народных попевках, песнях. Песенный репертуар соответствует особенностям детей возраста с 3 до 5 лет, в песнях небольшой диапазон, короткая музыкальная фраза.           Третья возрастная группа (от 5 до7)     Возросшие возможности  детей  позволяют познакомить  детей с более широким кругом представлений  о жизненных явлениях средствами песен. Этим повышается познавательная роль пения. Работая над звукообразованием, необходимо следить, чтобы пение было не напряжённым. Однако характер звучания приобретает значительные различия, дети учатся петь естественно, плавно, напевно, подвижно, легко, звонко. Развивая певческое дыхание и дикцию, дети учатся контролировать себя, ошибки, регулировать силу голоса, отчётливо, ясно произносить все звуки, слова.       Постоянное внимание обращать внимание на выработку чистого пения. С детьми, поющими низко и неточно, следует проводить индивидуальные занятия. В старшем возрасте начинается подготовка к школе. Это выражается в развитии слухового самоконтроля, сенсорных способностей, позволяющих детям определять  и воспроизводить звуки различной высоты и длительности( отличая их не громкими хлопками).У детей формируется навык самостоятельного пения несложных песен без сопровождения. К 7 годам жизни у ребёнка уже сформировываются вокальные навыки – звукообразование, дикция, дыхание, хоровые навыки – ансамбль, строй. Ярко различаются 3 природных типа  голосов: высокие, средние ,низкие. На занятиях следует сочетать обучение и творчество. Качество песенного творчества во многом зависит от умений детей подобрать  адекватные образу элементы музыкального языка. Музыкальная интонация является наименьшей выразительной частицей мелодии. Эмоциональная  окрашенность интервалов интонаций чрезвычайно важна в детской музыке. Дети легко запоминают и воспроизводят интонацию восклицания (скачок на квинту, сексту), «убаюкивающую» терцовую интонацию, торжественный восходящий квартовый  ход  в маршевых мелодиях.        При разучивании песни используются различные методы и приёмы: произносить текст коллективно, шёпотом, в ритме песни и т.д.    К семи годам ребёнок должен уметь спеть несколько знакомых песен в сопровождении инструмента, спеть несложную песню без сопровождения, спеть попевку в двух разных тональностях, сочинить музыкальный ответ ( педагог спрашивает ребёнок отвечает), определить направление движения мелодии на примере песни, определить высокие и низкие звуки, петь звукоподражания петь свои имена на 2-4 звуках, предавая разные интонации, импровизировать мотив их 1-3 звуков на слоги «ля-ля», играть на металлофонах самим придуманные  сочетания интонаций  и ритмов, сочинять мелодии, передавая различный характер  в соответствии с содержаниями. Для детей этого возраста песенный репертуар включает разнообразные по содержанию, тематике, музыкальной выразительности произведения.      

2.Методика обучения детей  пению в младшем дошкольном возрасте 

Учить детей внимательно  слушать музыку и эмоционально откликаться  на неё.

    1. Вход под марш. Музыка И. Берковича «Марш».
    2. Слушание песни. «Песенка кота Леопольда».
    3. Разучивание песни. Музыка А. Александрова «Кошка».
    4. Повторение песни. «Зайка».

Материал к занятию: игрушки  – кот Леопольд, кошка Мурка, зайчик Степашка.

Ход занятия.            - Здравствуйте, ребята! Встаньте  друг за другом. Сейчас мы с  вами под марш и сядем на  свои стульчики.      Дети идут под бодрый марш по залу, после садятся на стульчики.  - Ребята, сегодня к нам  в гости кто – придёт, а кто,  вы попробуйте угадать, кто  это?        Загадка: «Мягкие лапки, а в лапках царапки»?      - Ответы детей (Кошка).         - Правильно, ребята. К  нам в гости пришёл кот Леопольд. Поздоровайтесь с ним.           - Здравствуй кот Леопольд! (говорят дети).      - Сейчас, ребята, послушайте  песенку про кота Леопольда  («Неприятность эту мы переживём»).        Музыкальный руководитель играет песню детям.      - Ребята, эта песенка про  кота Леопольда и она ему  очень понравилась. Давайте мы  её повторим ещё раз.    Музыкальный руководитель играет  песню ещё раз.     - Ой, ребятки, а мне  котик сказал, что хочет спеть  для вас свою песенку. Руководитель включает  музыкального кота, дети внимательно слушают.  Дети, а к нам в гости  кошечка. Это подружка кота Леопольда. Посмотрите, какая она красивая, какое у неё платье! Поздоровайтесь с кошечкой. «Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мурка» кошечка поздоровалась с детьми.             - Ребята, сейчас мы с  вами для Мурки выучим песенку.  Послушайте её. Музыкальный руководитель играет песню «Кошка» целиком. Затем читаю детям слова –  чётко и выразительно. Играет  правой рукой мелодию, пою песню, дети подпевают.       - Ребята, а сейчас мы  дружно споём песенку для наших  гостей.   Играют 1 куплет целиком, дети подпевают музыкальному руководителю. - Песенка очень понравилась  кошечке Мурке и коту Леопольду.  Но им уже пора домой. Ребята, попрощаемся с нашими гостями:  «До свидания!»            - Ой, детишки, а кто  же это к нам стучится? Смотрите, да это же зайчик к нам  пришёл.       «Здравствуйте, меня зовут  Степашка. Какие вы все красивые, хорошие!» - Ребята, вы хотите порадовать  Степашку и спеть ему песенку?   - Ответы детей.          Поём с детьми песенку  «Зайка» (2 раза).       - Зайчику очень понравилось,  как вы ему спели. А теперь  он хочет спеть вам.         Руководитель включает  музыкального зайчика, дети слушают его песенку.           - Ребятки, нашему Степашке  пора идти домой. А на ушко  он мне сказал, что вы на  занятии все старались, хорошо  себя вели и пели. Он придет  к нам ещё раз. «До свидания, ребятки!»        А сейчас под марш, ребята, пройдите в свою группу. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Изучив методическую и  педагогическую литературу, я узнала, что  пение - наиболее любимый и  доступный вид музыкальной деятельности дошкольников.           Пение развивает у ребёнка  музыкальный слух, звуковысотную  сторону. В процессе пения развивается  детский голос, формируются вокально – хоровые навыки.            Пение, как и другие виды музыкального воспитания, способствует нравственному, эстетическому воспитанию.   Содержание песен расширяет  детский кругозор, увеличивает объём  знаний. Через пение ребёнок узнаёт окружающий мир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы 

1.Брыгина Г. Русская народная песня как средство обучения выразительному пению// Дошкольное воспитание. – 2007. №7. – С.87.

2.Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. – М., 2008.

3.Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория воспитания в детском саду. – М., 2007. – С.147 – 157.

4.Войнова А.Д. Развитие чистоты интонации в пении дошкольников. – М., 2007.

5.Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. – М., 2007.

6.Лопатина М. Роль попевок в формировании певческой деятельности// Дошкольное воспитание. – 2009. – №12. – С.78.

7.Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., 2008. – С.111 – 119, 147 – 151, 170 – 174.

 

 

 

 


Информация о работе Методика обучения пению детей младшего дошкольного возраста