Методика обучения составлению рассказа по наглядной опоре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2015 в 16:27, реферат

Описание работы

Современное овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личности ребёнка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности. Развитие речи, обучение родному языку - составная часть всестороннего развития дошкольников. Каждый ребёнок должен грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли в монологической речи, важнейшие свойства которой — осознанность и произвольность.

Содержание работы

Введение……………………………………………………...................................2
Глава 1. Проблема формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в исследованиях современных отечественных ученых ………………………...…………………2
1.1. Характеристика связной речи и ее особенности………...…………………2
1.2. Формирование монологической речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием …………………………………..……………4
1.3. Понятие ОНР. Овладение навыками связной речи дошкольниками с ОНР………………………………….………….…………………………….……5
Глава 2.Особенности работы по обучению рассказыванию детей дошкольного возраста с ОНР……………………………………….....................7
2.1. Методика обучения детей составлению рассказа по наглядной опоре….....................................................................................................................9
Список литературы…………………………………………………………........11

Файлы: 1 файл

рассказ по няглядной опоре2.docx

— 29.44 Кб (Скачать файл)

Исходя из этого, учебная и внеучебная работы по развитию связной речи детей, проводимая логопедом и воспитателями логопедических групп, включает: коррекционное формирование лексического и грамматического строя речи, целенаправленное развитие фразовой речи, навыков речевого общения и обучение рассказыванию.

Очень важна роль обучения рассказыванию в развитии монологической формы речи. К основным методам обучения детей связной монологической речи относятся обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам и т.д.)и устному сочинению по воображению.

Каждый вид обучения рассказыванию как метод формирования связной речи имеет свои особенности, конкретную структуру учебных занятий и методические приемы. Рассмотрим основные особенности работы по формированию связной монологической речи старших дошкольников с ОНР (Ш уровень речевого развития) в процессе разных занятий по обучению рассказыванию.

1.1.Методика обучения детей составлению рассказа по наглядной опоре

Обучение детей составлению рассказа по наглядной опоре занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с ОНР. Методика обучения строится с учетом отмечаемых у таких детей речевых нарушений и особенностей психического и познавательного развития. Это касается проведения специальной подготовительной работы, отбора и последовательности использования картинного материала, структуры занятий и приемов коррекционной работа. Уделяется внимание приемам, направленным на развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления и др.

В целях формирования связной монологической речи старших дошкольников с ОНР рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом:

  • Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого им сюжета ("Семья", "Зимние развлечения", "Игры на детской площадке" и т.д.).
  • Составление небольших рассказов-описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия, предметов, события, определяющих тематику картин ("Ледоход", "Река замерзла" и др. из тематических серий О.И.Соловьевой, В.А.Езикеевой и т.д.).
  • Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия. Могут быть использованы серии картинок по сюжетам Н.Радлова ("Зонтик", "Тигр и зайчики" и др.), В.Г.Сутеева (серия "Находка" и т.д.), картинный материал В.В.Гербовой. На втором году обучения рекомендуется усложнение заданий. (Серии картинок "Умный ежик", "Зайчик и уточки" - по сюжетам Н.Радлова и др.)
  • Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам). С этой целью можно применять картины "Спасаем мяч", "Шар улетел" и т.д.
  • Описание пейзажной картины.

 

Последние два вида занятий проводятся также на втором году обучения.

Коррекционно-логопедическая работа по формированию разных сторон речи детей на занятиях по картинам включает формирование грамматически правильной речи, развитие фразовой речи, обогащение словаря и проводится с учетом особенностей конкретного картинного материала в соответствии с задачами каждого периода обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.

2.Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М., 1987г.

3.Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.

4.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. М, 1998.


Информация о работе Методика обучения составлению рассказа по наглядной опоре