Методика ознакомления дошкольников с миром детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 23:48, контрольная работа

Описание работы

Дети – будущее каждого народа, каждого государства. От того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества. «Дети, не будущие личности; они уже личности. Дети – существа, в душах которых открываем зародыш всех мыслей и чувств, которые волнуют нас, и подрастанием этих зародышей надо руководить с нежностью».

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
1.Методика ознакомления дошкольников с их правами (с Декларацией
прав ребенка(1959), Конвенцией о правах ребенка (1989))……………………5
2.Правовое воспитание детей дошкольного возраста как условие социализации их личности ………………………………………………………7
Заключение ………………………………………………………………………10
Список литературы………………………………………………………………11

Файлы: 1 файл

методика ознакомления с миром детей..doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

Тольяттинский государственный университет

 

 

 

 

Заочное отделение

 

                                 Гуманитарно-педагогический                     институт (факультет)

 

 

Контрольная работа

 

 

по  дисциплине: Теории и технологии социализации детей_____

на тему:  «Методика ознакомления дошкольников с миром детей»

 

студента (-ки) группы        ПЕДбз - 0901                                   

                                                  Болотина Е. А.                                ___

Ф.И.О. студента (-ки)

 

 

Преподаватель           Суркова Т.В ________________________


                                                                                                              

 

Оценка________________________________________________

 

Регистрационный номер дата____________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тольятти, 2013

Содержание 

Введение …………………………………………………………………………..3

1.Методика ознакомления  дошкольников с их правами  (с Декларацией 

прав ребенка(1959), Конвенцией о правах ребенка (1989))……………………5 2.Правовое воспитание детей дошкольного возраста как условие социализации их личности ………………………………………………………7

Заключение  ………………………………………………………………………10

Список литературы………………………………………………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Дети – будущее  каждого народа, каждого государства. От того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества. «Дети, не будущие личности; они уже личности. Дети – существа, в душах которых открываем зародыш всех мыслей и чувств, которые волнуют нас, и подрастанием этих зародышей надо руководить с нежностью». 

        С наступлением XXI века во всем мире проблема защиты детей обострилась. Социально – экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на детях. Растут беспризорность, наркомания, насилия. Увеличилось количество детей, оставшихся без родительского присмотра. И главной задачей нашего государства является – как защитить права ребенка, сохранить тем самым генофонд нации. 
 Дошкольное детство – это не просто уникальный период в жизни человека в процессе, которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности, возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности, это ещё и период когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых родителей, педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в дошкольном возрасте, приводят к тяжёлым последствиям.

Здоровье детей  и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по защите их прав.

Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок  – равноправный с ними человек, имеющий  право на собственные поступки и  мнения. Его право, как и право  любого человека, нужно уважать и  не нарушать. И поэтому педагогам, воспитателям надлежит быть наиболее грамотным в этой области, и делиться своими знаниями. 
Именно воспитатели вносят с первых лет жизни в сознании детей образ мира, дружбы, сотрудничества, терпимости и доброты, делаем самое важное дело – закладываем фундамент нового миролюбивого и сознательного поколения – людей будущего.

Специфика и  основная направленность социальной политики в области детства в современных  условиях заключается в смягчении  для детей негативных последствий, происходящих в обществе, процессов и создание условий для видоизменения действующих и возникновения новых институтов, призванных удовлетворять потребности, реализовать интересы детей.

Теоретические разработки в сфере прав ребенка  направлены на обеспечение его гармоничного развития. Чтобы выжить в социальном и духовном отношении, дети и подростки должны уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся социуме, не потеряв при этом самобытности, способности к самопознанию и самосовершенствованию.

В настоящее  время возрос интерес к правовому воспитанию и в дошкольном возрасте. С.А. Козлова отмечает, что нужно сформировать у ребенка представления о самом себе, о его правах и обязанностях и необходимо не только сообщать ему эти знания, но и формировать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям и учить применять полученные знания в разнообразных формах собственной деятельности дошкольника.

 

 

 

 

 

 

 

1.Методика ознакомления дошкольников с их правами с Декларацией прав ребенка(1959), Конвенцией о правах ребенка (1989).

 

Документ, Декларация прав ребенка 1959 года, сформулировал 10 коротких программных положений, в  которых содержался призыв к родителям, отдельным лицам, государственным  органам, местным властям и правительствам, а также неправительственным  организациям признать изложенные в них права и свободы ребенка и стремиться их соблюдать. До настоящего времени Декларация прав ребенка служит ориентиром для частной и общественной деятельности в интересах детей.

Конвенция о  правах ребенка- документ особого социально-нравственного значения, ибо она утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации. Она провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи.

Документ содержит 4 основных требования, которые должны обеспечить права детей:

  • Выживание
  • Развитие
  • Защита
  • Обеспечение активного участия в жизни общества

В нём заложены два основополагающих принципа:

  1. Ребёнок – самостоятельный субъект права, т.е. обладает всем комплексом гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека.
  2. Приоритетность интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии.

         Значение Конвенции состоит и в том, что в её статьях впервые собраны воедино 38 прав ребёнка, ранее рассредоточенные в большом числе документов, относящихся к различным областям прав.

Начинать знакомить  детей с правами надо  уже с детского сада. Учитывая, что в первую очередь семья ответственна за ребенка, за соблюдение его прав, необходимо проводить работу по ознакомлению с правами не только с детьми, но с родителями воспитанников.  

Особенности психического развития детей дошкольного возраста позволяют формировать у них  представления о правах человека.

Эта работа должна опираться на понимание и принятие детьми нравственных норм поведения и взаимоотношений в группе, отношений с взрослых, другими детьми.

Первый, базовый  этап- знакомство с нравственными  нормами и правилами: проводятся этические беседы, организуется практика поведения в соответствии с принятыми нормами и правилами. Дети начинают понимать преимущество выполнения правил и норм поведения и взаимоотношений, учатся соотносить правила и обязанности.

Второй этап- ознакомление с собственными правами: на отдых, на образование, на имя, на любовь. Методика включает чтение художественных произведений, этические беседы, формирование практических навыков поведения.

Третий этап- рассказ о  Конвенции о правах ребенка, принятой для всех детей планеты; чтение художественных произведений с последующим их обсуждением; создание проблемных ситуаций, рассматривание картин о жизни детей в мире, этические беседы.

Мероприятия первого этапа  используются на протяжении всего периода  этой работы, второй и третий этапы  организуются последовательно, затем  возможно смешение содержания. При этом безусловно необходимо соблюдение прав ребенка со стороны взрослых в дошкольном учреждении и в семье.

 

 

 

2.Правовое воспитание детей дошкольного возраста как условие социализации их личности

Право – форма общественного сознания, суть которой состоит в социальных нормах, обеспеченных принуждением со стороны государства, в чем заключается основное отличие прав от морали. Право понимается как совокупность социальных норм, признанных в данном обществе и имеющих официальную защиту, которые регулируют взаимодействие обладающих волей субъектов.

Правовое воспитание — это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества.

Раннее правовое воспитание дошкольника способствует быстрому становлению его личности, гуманистически ориентированной, обладающей гражданскими чувствами, умеющей отстаивать свои права, адаптироваться к условиям окружающей жизни, является условием социализации личности.

Сущность правового  воспитания на начальных этапах становления  личности представляет собой процесс, направленный на создание условий для приобщения детей к национальным и общечеловеческим ценностям, на базе которых происходит усвоение элементарных правовых норм и формирование активной жизненной позиции ребенка. Сформированность «основ правовой культуры» является результатом правового воспитания детей дошкольного возраста. Под «основами правовой культуры» на начальных этапах становления личности нами понимается совокупность таких компонентов, как система элементарных нравственно-правовых представлений о личных, гражданских, социальных и культурных правах человека; нравственно-правовые суждения о событиях социальной действительности, ценностные ориентации и отношения личности; адекватные представлениям, суждениям и ценностным ориентациям модели нравственно-правового поведения в обществе сверстников и взрослых.     

 Стержневым  в формировании детей является  уважительное отношение к закону, к правам каждого человека. Необходимо, чтобы уважение к мнению, взглядам, запросам, в целом к личности ребёнка не только было нормой общечеловеческой культуры, но и принималось как норма права.

Процесс правового воспитания может осуществляться через формирование трех компонентов: информационно-познавательного, эмоционально-оценочного и поведенческо-деятельностного.

Выделенные критерии (знания детей о своих правах и  обязанностях, оценка собственного поведения  и поведения других людей с  точки зрения норм права, оперирование правовыми знаниями в собственном поведении и реализация правового поведения в различных видах деятельности), показатели (полнота знаний и потребность в получении новых знаний, умение адекватно оценить свои и чужие поступки с точки зрения норм права, умение оперировать знаниями по реализации собственного правового поведения, сформированность качеств самоконтроля, самооценки результатов деятельности, умение соблюдать запреты и исполнять обязанности) и уровни (высокий, средний, низкий) сформированности правовой воспитанности позволяют отследить динамику развития процесса правового воспитания у детей дошкольного возраста.

Социализация личности ребенка с помощью правового воспитания происходит как в условиях стихийного воздействия на личность разных обстоятельств жизни, так и при условии целенаправленного формирования личности.

В схеме №1 представлено правовое воспитание детей дошкольного возраста как условие социализации их личности.

 

Схема №1

                                                                                                              


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

Исходя из вышеизложенного  отметим, что правовое воспитание детей дошкольного возраста направлено на обеспечение их гармоничного развития. Чтобы выжить в социальном и духовном отношении, дети и подростки должны уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся социуме, не потеряв при этом самобытности, способности к самопознанию и самосовершенствованию.

Правовое воспитание дошкольников является сложным процессом. Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его  правосознания и правосообразного поведения. Правовое воспитание в детском саду предусматривает отношение к ребенку и его родителям как к партнерам в условиях сотрудничества.

Роль педагога дошкольного учреждения как организующего  начала правового воспитания в системе  воспитатель-ребенок-родитель заключается  не только в формировании у детей  элементарных представлений о правилах поведения, правах и обязанностях, но и в создании условий их практического применения, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье.

Информация о работе Методика ознакомления дошкольников с миром детей