Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 17:09, курсовая работа
Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как "узел", в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Картинный материал подбирается либо по тематическому (учебные вещи, игрушки, транспорт, профессии людей, одежда и т.д.), либо по ситуативному признаку (мастерская, магазин, класс).
При предъявлении картинок ребенку предлагается следующая инструкция: «Назови, кто (что) нарисован(о) на картинке?», «Кто это делает?» или «Какой, какая, какое?..».
Отмечается правильное или неправильное употребление различных частей речи:
Прием: называние обобщенных слов по группе однородных предметов.
Задание: Ребенку предлагается набор картинок, обозначающих видовые понятия, и задается вопрос: «Как все эти предметы можно назвать одним словом? (стол, стул, шкаф, кровать - это ...)»; обследующий перечисляет однородные предметы и просит ребенка назвать их одним словом; ребенок самостоятельно дополняет тематический ряд, начатый обследователем. Сразу после выполнения задания следует спросить ребенка, почему он назвал именно эти слова.
Задание: на подбор слов-антонимов («Скажи наоборот»); слов-синонимов («Скажи по-другому»). При интерпретации результатов отмечается точность использования слов (образование антонимов по типу «веселый-невеселый», «быстро-небыстро», «плачет - не плачет» считается неточностью), объем словаря, его состав.
Таким образом, на основании анализа правильно названных ребенком слов создается представление об объеме его активного словаря, т.е. о количественной характеристике, а также о некоторых качественных сторонах словаря. Для более полной качественной характеристики словарного состава языка детей имеет значение анализ ошибочных ответов, зафиксированных как при предъявлении им картинок с изображением конкретных предметов, действий, качеств, так и (особенно) при выполнении проб, направленных на выяснение умения употреблять слова в контекстной речи.
4. Изучение грамматической стороны речи предполагает выявление умения детей пользоваться различными грамматическими конструкциями, самостоятельно образовывать слова. С этой целью ребенку предлагаются игровые грамматические задачи на конструирование слов и предложений.
Изучение грамматической стороны речи предполагает выявление у детей уровня сформированности словообразования и словоизменения (морфология) и уровня владения различными типами структуры предложения (синтаксис).
Из навыков словоизменения (формообразования) проверяется:
Из навыков словообразования проверяется:
Одним из показателей уровня сформированности грамматического строя языка является владение навыками построения предложения. При обследовании грамматического строя важно установить, какие именно грамматические конструкции, выражающие различные виды связей и отношений, доступны ребенку.
С этой целью используют прием составления предложений по предлагаемой ему картинке, в которой «запрограммировано» предложение заданной конструкции. Прежде всего выявляется умение ребенка построить простое нераспространенное предложение; затем - умение пользоваться простым распространенным предложением, состоящим из 3-4 слов, т.е. с определением, дополнением, обстоятельством (с предлогами и без предлогов). С помощью этого же приема выясняется умение детей строить предложения с однородными членами.
Более сложный вариант этого приема нацелен на выявление возможностей ребенка строить предложения с большим распространением (с 6-7 различными членами), а также изменять структуру исходного предложения.
В процессе обследования необходимо обращать внимание на соотношение простых предложений без распространения и с распространением; количество слов, объединяемых ребенком в предложение; умение выразить в одном предложении различные объективно существующие отношения (объективные действия или обстоятельства, в которых действует субъект, качественную характеристику субъекта).
Если ребенок не справляется с заданиями, это свидетельствует об очень низком уровне развития грамматических средств языка.
5. Для выявления особенностей звукопроизношения детей используются наборы предметных и сюжетных картинок. Проверяется, как ребенок произносит звуки не только в отдельных словах, но и во фразовой речи. Для проверки умений различать звуки речи на слух ребенку предлагаются картинки, в названии которых встречаются оба дифференцируемых звука (з - с, ж - ш, б - п, г - к, л - р и т.д.), и картинки, названия которых отличаются одним звуком (мышка - мишка, лак - рак и т.д.).
6. Изучение практического осознания элементов речи детьми определяется на уровне анализа фонемы, слова и предложения.
Вывод об уровне речевого развития детей делается на основе суммарной оценки развития всех обследованных сторон речи. По результатам итоговой оценки ребенок может быть отнесен к одному из 3 уровней речевого развития: высокому, среднему, низкому.
Результаты диагностики лексико-грамматического строя речи старших дошкольников представлены в таблице 1.
Таблица 1
Состояние лексико-грамматического строя речи старших дошкольников
Задание |
Успешное выполнение заданий, % | |
Словарный запас |
1. Называние предметов, действий, качеств по специально подобранным картинкам |
60 |
2. Называние обобщенных слов по группе однородных предметов |
40 | |
3. Умение подбирать антонимы и синонимы |
50 | |
Грамматический строй |
Морфология | |
1. Умение правильно употреблять окончания существительных множественного числа родительного падежа |
50 | |
2. Умение пользоваться предложно- |
40 | |
3. Умение образовывать слова при помощи суффиксов |
30 | |
4. Умение образовывать слова при помощи приставок |
30 | |
Синтаксис | ||
1. Использование сложных |
50 | |
2. Умение пользоваться союзами |
60 | |
3. Правильность построения |
40 |
Результат нашего исследования показал, что дети, выполняя задания, высокого уровня выполнения не показали. Большинство детей показали средний уровень выполнения задания.
Анализируя данные выполнения заданий по исследованию словаря и словообразовательных процессов, можно сказать, что наиболее доступным из предложенных заданий оказалось образование уменьшительно-ласкательных форм существительных, а также детям легко было назвать действие по предъявляемому предмету.
Самым сложным задание на уровень обобщений, «скажи наоборот». Дети допускали такие ошибки: замена обобщающих понятий словами конкретного значения (посуда – тарелки, цветы - ромашки). Замены прилагательных – не дифференцируют качества предметов (высокий – длинный, низкий – маленький, узкий - тонкий).
Возникшие трудности при выполнении всех заданий и ошибки, допущенные детьми в них, свидетельствуют о том, что у детей не достаточно сформированы лексико-грамматические представления, уровень обобщений, а также звуковая сторона речи.
Дети выполняли задания с ошибками и при диагностике грамматического строя речи. Детьми допускались такие ошибки, как нарушение порядка или пропуск слова. 70% детей выявляли ошибки, но допускали ошибки грамматических норм.
Итак, дети, которые показали средний уровень выполнения заданий, допускали следующие ошибки - искажение смысла и структуры предложений; смысловые ошибки, нарушение порядка слов и замена слов в употреблении предложных конструкций с предлогами, даже при использовании стимулирующей помощи второго вида дети давали неправильный ответ.
Дети со средним уровнем развития допускали ошибки, но при помощи исправляли некоторые простые задания без искажения смысла и структуры предложения.
При проведении обработки результатов обследования лексико-грамматического строя речи дошкольников нами была составлена сводная таблица 2.
Таблица 2
Особенности лексико-грамматического строя речи
Уровень сформированности |
Воспроизведение лексико-грамматических конструкций |
Понимание лексико-грамматических конструкций | |
Грамматический строй речи |
Словарь и словообразование | ||
Высокий |
- |
- |
10 |
Средний |
60 |
50 |
50 |
Низкий |
40 |
50 |
40 |
Исходя из данных таблицы, мы отметили, что процессы понимания лексико-грамматических конструкций у детей лучше сформированы, нежели процессы воспроизведения их в собственной речи.
Большинство детей показали средний уровни понимания лексико-грамматических конструкций, но при воспроизведении конструкций в собственной речи высокий уровень никто из детей не показал, наоборот большинство детей показали средний уровень.
Результаты исследования связной речи показали, что в диалогической речи наблюдаются элементы связности, реплики детей носят развернутый характер и особенно это проявляется в ситуациях специального общения воспитателя с детьми на хорошо известном материале.
Некоторые дошкольники на вопросы воспитателя составляли достаточно развернутые рассказы из опыта, в которых часто присутствовали элементы и повествования, и описания. В своих ответах они использовали не только простые предложения, но и сложные, предложения с прямой речью («... Мама мне книги читает, а я картинки смотрю ...»; «... Бабушка всегда говорит: «Таня, не балуй ее!», а мама все равно берет ...»).
Для определения особенностей связной монологической речи детей в ходе констатирующего эксперимента предлагались задания трех типов: пересказ сказки «Колобок» с опорой на иллюстрации, рассказывание по сюжетной картинке, рассказывание по готовой игровой ситуации, созданной воспитателем с помощью игрушек. Во всех заданиях использовалась игровая мотивация.
Определялись: объем высказывания, законченность предложений, количество сложных предложений, связность текста, его длина между паузами, разнообразие словаря.
Пересказывая литературный текст по иллюстрациям, дети достаточно полно передавали содержание. В рассказах присутствовали все эпизоды сказки. Лишь немногие путали повествовательность событий. Высказывания имели композиционную завершенность, но в большинстве случаев окончание выражались при помощи одного слова «Все».
Некоторые дети ориентировались не на текст, а на картинку. В их рассказах появлялись элементы описательности, либо они заменяли высказывание на показ изображенного на иллюстрации. Вместе с тем, можно отметить, что объем высказывания при пересказе значительно больше, чем при рассказывании по картинке и игровой ситуации.
В пересказах в среднем 15 предложений и 60 слов. Средний объем рассказов по картинке - 26 слов; по игровой ситуации - 29 слов. Больше детей смогли самостоятельно справиться с этим заданием (4 детей из 6).
Самостоятельно выстроить повествование по картинкам смогли 2 детей.
Информация о работе Методика проведения занятий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста