Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 21:43, доклад
Организация жизни по типу замещающей семьи. В последние годы в организации жизнедеятельности интернатов происходят определенные перемены: появляются смешанные детские дома, в которых живут дети от 2 до 18 лет, внутри детских домов группы становятся разновозрастными, в них вместе живут родные братья и сестры разного возраста.
Методика работы в учреждениях интернатного типа.
Организация жизни по типу замещающей
семьи. В последние годы в организации
жизнедеятельности интернатов происходят
определенные перемены: появляются смешанные
детские дома, в которых живут дети от
2 до 18 лет, внутри детских домов группы
становятся разновозрастными, в них вместе
живут родные братья и сестры разного
возраста. Эти изменения, а также открытость
детского дома, способствующая широким
связям детей с окружающей средой, приближение
условий проживания к обычным домашним,
повышение комфортности жилья создают
условия для организации жизнедеятельности
детей по типу «замещающей семьи» и позволяют
таким учреждениям называться Домом детства
семейного типа.
В группе не более 8—10 детей, они подобраны
по «семейному» признаку; родные братья
и сестры составляют, как правило, основу
группы. За такой группой закреплены воспитатель
и помощник воспитателя. Средства, отпускаемые
на группу, распределяются на семейном
совете. Вещи индивидуального пользования
приобретаются воспитателем и ребенком
в магазине, хранятся в специально отведенном
для каждого воспитанника месте.
Главная задача воспитателя — создать
отношения доброжелательности, взаимопомощи,
взаимоответственности между детьми.
Педагогика требований заменяется педагогикой
отношений личностей. Так, основными для
детей являются права на свободное время,
на добровольное участие в коллективной
деятельности, на общение, на участие в
решении внутренних вопросов группы-семьи
и всего дома.
Такая организация жизни детей-сирот создает
предпосылки для их обучения через естественный
жизненный опыт, для воспитания самой
обстановкой. Может быть, впервые дети
получат свою квартиру, комнату, вещи,
игрушки. При разновозрастном составе,
сохранении родственных связей создается
особый психологический климат, устанавливаются
особые отношения между детьми: заботы
старших о младших, дружбы братьев и сестер.
Во многом меняются установки детей: они
становятся бережливее к своим вещам,
обстановке, стараются украсить свою квартиру,
сделать уютнее. У детей повышается степень
защищенности, уменьшается тревожность,
появляется чувство дома.
^ Гуманизация жизни интернатных учреждений. Сегодня
идет активная перестройка работы учреждений
интернатного типа, направленная на решение
задачи индивидуальной социализации каждого
ребенка.
Подход к организации жизни учреждения
должен соответствовать двум основным
требованиям: во-первых, обеспечивать
создание наиболее благоприятных условий
для сохранения здоровья детей, нормального
физического и умственного (интеллектуального)
развития; во-вторых, создавать благоприятные
предпосылки для ритмичной полнокровной
жизни детского коллектива.
В режиме жизни интернатного учреждения
можно выделить два уровня:
► режим жизнедеятельности учреждения, который
определяется концепцией и программой
развития всего учреждения, его дальними
и ближними перспективами, конкретизированными
в содержании и формах деятельности в
перспективном плане;
► режим группы — это нормы, правила,
а также конкретные дела, принятые взрослыми
и детьми, свойственные для данной отдельной
группы. Режим группы может иметь некоторые
обоснованные отличия от режима всего
учреждения.
Правила жизни учреждения отражаются
в режиме дня, требования которого должны
быть обязательными для всех.
Одной из составных особенностей организации
свободного времени воспитанников является
обеспечение свободы выбора занятий с
учетом интересов, индивидуальных наклонностей
детей.
Формирование интересов на основе свободного
выбора деятельности связано с решением
нескольких проблем:
► наличие широкого набора видов деятельности,
доступной для каждого воспитанника, а
не только для наиболее талантливых;
► свободное посещение клубов, кружков,
секций, творческих мастерских, чтобы
дать возможность каждому воспитаннику
попробовать себя в разнообразной деятельности,
пока он не найдет дело по душе, пока не
появится устойчивый интерес к определенному
занятию;
► создание детьми неформальных объединений
на основе интереса к одному какому-либо
делу (к технике, фантастике, музыке и т.
д.). Структура свободного времени (объем,
содержание, способы организации) обусловлена
режимом деятельности интернатного учреждения
и главное — возрастными особенностями
воспитанников.
^ Формирование положительных взаимоотношений
между детьми. Общеизвестно, что
правильные межличностные отношения —
залог гармоничного развития личности
и ценного социального опыта общения,
переносимого затем в среду взрослых.
Особенно важно формировать позитивные
отношения в детском доме, прежде всего
из-за своеобразного положения детей.
Если маленькие дети не осознают всей
сложности своей судьбы, то подростки
понимают и тяжело переживают свою ущербность,
предательство родителей. Они могут быть
раздражительны, конфликтны. В результате
между детьми складываются отношения
недоброжелательности, неприязни, перерастающие
как в скрытую, так и открытую враждебность.
В группах, состоящих из родных или сводных
братьев и сестер, взаимоотношения складываются
по-разному. Чаще всего дети заботятся
друг о друге, стараются поддержать один
другого, сохранить доброжелательные
отношения между собой. Доброжелательность
они переносят и на других детей. Однако
бывает и так, что братья и сестры не дружат
между собой, даже недолюбливают друг
друга. Более того, они начинают неприязненно
относиться к друзьям брата или сестры
из числа воспитанников. Это может привести
к конфликтам в коллективе детского дома.
Бывает, что подростки к моменту направления
в детский дом уже стоят на учете в инспекции
по делам несовершеннолетних. Это отражается
на их взаимоотношениях с воспитанниками
и часто дезорганизует сложившуюся в детском
доме систему взаимоотношений.
В 12—13 лет у подростков появляется чувство
влюбленности. Отсутствие взаимности
переживается ими очень болезненно, особенно
девочками. Они становятся грустными,
раздражительными, замыкаются в себе.
Мальчики могут выяснять отношения в драках.
Детей подросткового возраста усыновляют
реже, чем маленьких, но все же усыновляют.
Нечасто, но восстанавливают в правах
и родителей. Дети возвращаются в семью.
Состав группы обновляется, изменяются
и межличностные отношения, причем невсегда
в лучшую сторону.
Особая проблема для социального педагога
— отношения новичка со «старыми» членами
группы.
Воспитанники детских домов посещают
общеобразовательные школы в микрорайоне.
Со временем они начинают дружить со своими
одноклассниками. Случается, что они дружат
с детьми из неблагополучных семей. Видимо,
они чувствуют схожесть судеб. К сожалению,
зачастую связь детского дома и школы
носит формальный характер и сводится
к предъявлению взаимных претензий. Дети
же устанавливают свои контакты, отнюдь
не формальные. Они находят близких друзей.
Само по себе это неплохо, но эти объединения
«неблагополучных» друзей легко могут
попасть под влияние лица или группы лиц
с негативной направленностью поведения.
Общаясь с членами «благополучных» и «неблагополучных»
семей, воспитанники детского дома перенимают
сложившийся в них опыт общения, переносят
его в детдом. Разный социальный опыт,
получаемый ими в разных семьях, сказывается
на взаимоотношениях детдомовцев в коллективе
группы. Разница в опыте построения взаимоотношений
может привести к конфликтам в группе
и даже к отчуждению отдельных воспитанников
от этого коллектива.
Педагогам детского дома следует знать
эти обстоятельства и считаться с ними.
Вообще воспитателям нужно очень хорошо
знать среду, в которой подросток находится
вне детского дома, и учитывать ее влияние
на ребенка.
Положительное влияние на взаимоотношения
подростков в группе и на взаимоотношения
в детском доме в целом оказывает шефство
старших над младшими — традиционная
форма воспитательной работы в интернатных
учреждениях.
Социальному педагогу следует научиться целенаправленно упра
► ^ Распознавание (диагностика) взаимоотношений
в группе (наблюдения, беседы, социометрия,
референтометрия и другие методики).
► Прогнозирование взаимоотношений. Подбор
для каждого ребенка желательного круга
общения. Воспитатели знают, что у подростков
реальный и желательный круг общения могут
не совпадать. (Например, мальчик дружит
с одними ребятами, а хочется ему быть
с другими, но не получается.) Сами подростки
не могут наладить отношения. Их останавливает
то, что над ними смеются, они не желают
быть отвергнутыми. Поэтому воспитатель
старается учесть желаемые контакты для
подростка и организовать их.
► Планирование. Социальный педагог
и дети совместно выбирают и планируют
те дела, которые они считают необходимыми,
полезными, интересными. Воспитатели знают,
что нередки случаи, когда подростки быстро
теряют интерес к организуемому делу,
не умеют мобилизовать себя.
Существуют специальные приемы улучшения
положения подростка в коллективе и его
отношения к деятельности:
► переключение (подбор наиболее желанной
деятельности с людьми, которым он симпатизирует,
может быть, взрослыми);
► выстраивание перед подростком возможной
системы перспективных линий деятельности
или поведения (сегодня ты «одолеешь»
математику, у тебя не будет с ней проблем,
поэтому сможешь больше времени уделить
записям музыки к вечеру, а значит — будешь
на новогоднем вечере диск-жокеем... Конечно,
это примитивный пример, но он показывает
технику возможного приема. Цели может
выдвигать воспитатель, но самое лучшее,
если это делает сам подросток);
► убеждение, переубеждение, приучение,
поощрение;
► предъявление четких требований к поведению;
► проявление педагогического такта,
чувства меры в воспитательном воздействии.
► ^ Регулирование взаимоотношений (обучение
детей нормам и правилам общения, создание
позитивного психологического климата).
► Заключительный этап — контроль. Контроль
за взаимоотношениями требует большого
такта, поскольку связан с ломкой стереотипов
отношения к тому или иному подростку.
Кому-то может показаться, что у социального
педагога появляются «любимчики» и т.д.
Управление взаимоотношениями приводит
к изменению статуса подростка, он повышает
свое положение при поддержке воспитателя.
Другие ребята настороженно относятся
к этому. Избежать возникновения конфликтов
можно только неукоснительным соблюдением
каждым норм и правил поведения.
Подготовка воспитанников к самостоятельной
жизни. Сегодня особенно важно подготовить
воспитанников к самостоятельной жизни,
не только подсказать и помочь в выборе
профессии, но и сформировать самостоятельность
мышления, инициативу и ответственность,
поисковую активность и предприимчивость,
умение творчески решать возникающие
проблемы.
Известно, что не все выпускники интернатных
учреждений могут успешно адаптироваться
к жизни. После выхода из интерната, детского
дома выпускник не в состоянии решить
многие проблемы, с которыми ему приходится
сталкиваться ежедневно без поддержки
взрослых (родителей, родственников).
На выборе жизненного пути воспитанников
сиротских учреждений во многом сказывается
правильно поставленная профориентационная
работа. Недостаточная профессиональная
подготовка в интернатах и детских домах
не ориентирует воспитанников на достижение
более высоких профессиональных перспектив.
Свыше 80% детей-сирот детских домов и 90%
сирот вспомогательных школ-интернатов,
ориентируясь на реальную ситуацию, ожидают
направления в ПУ, на работу и немногие
мечтают о получении среднего специального
и высшего образования.
Несмотря на суровую реальность современной
жизни, директорам, воспитателям сиротских
учреждений следует ориентировать сегодняшних
воспитанников на более широкий круг выбираемых
профессий путем расширения информации
о них (беседы, экскурсии на производство,
в ПУ, техникумы, вузы). Причем необходимо
привлекать к этой работе и самих выпускников,
успешно адаптировавшихся к жизни. Положительный
пример последних, как и традиционные
вечера встречи выпускников, благотворно
сказываются на подростках.
Думая о дальнейшем устройстве детей,
некоторые руководители стараются приобрести
небольшие станки для пошива обуви, швейные
машины, агрегаты для изготовления пирожков,
учат воспитанников на них работать, а
затем дарят их выпускнику, или создают
небольшие цеха (мастерские), в которых
получают работу выпускники этих учреждений.
Известен опыт создания детских домов
и интернатов с военно-морской специализацией,
углубленного образования в гуманитарном
и техническом направлениях, с музыкальным
уклоном и т.п.
Информация о работе Методика работы в учреждениях интернатного типа