Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 23:19, доклад

Описание работы

Составление рассказов по картинкам способствует уточнению значений известных ребенку слов и усвоению новых. Новые слова запоминаются не механически, а в процессе их активного использования. В ходе работы над рассказами по серии картинок дети овладевают навыками диалогической речи.
Серии картинок помогают ребенку разобраться в последовательности событий. Если в начале занятия логопед посредством вопросов направляет внимание ребенка на процесс развертывания действия, то затем ребенок сам научается выделять основные моменты в содержании рассказа.

Файлы: 1 файл

методика у СНР.docx

— 17.97 Кб (Скачать файл)

Методика логопедической работы по серии сюжетных картин:

 

 Составление рассказов  по картинкам способствует уточнению  значений известных ребенку слов  и усвоению новых. Новые слова  запоминаются не механически,  а в процессе их активного  использования. В ходе работы  над рассказами по серии картинок  дети овладевают навыками диалогической  речи.

 

Серии картинок помогают ребенку  разобраться в последовательности событий. Если в начале занятия логопед  посредством вопросов направляет внимание ребенка на процесс развертывания  действия, то затем ребенок сам  научается выделять основные моменты  в содержании рассказа.

 

Некоторые приемы работы с  сюжетными картинками:

Логопед раскладывает на столе  серию сюжетных картинок и просит детей рассмотреть их. Затем логопед  читает рассказ, после чего каждому  ребенку дает по одной картинке-эпизоду. Логопед повторяет рассказ, а  дети должны показать соответствующие  картинки (Игра «Не зевай, нужную картинку поднимай»).

Логопед раздает детям  предметные картинки, а сам показывает сюжетные картинки, сопровождая их рассказом. Дети должны подобрать предметные картинки к данной серии сюжетных картинок.

Детям раздается по одной, начальной картинке из каждой серии, а остальные перемешиваются. Открывая по одной карточке, логопед спрашивает: «Что здесь изображено? (Например, на картинке изображен больной мальчик, лежащий в постели). Кому дать эту  карточку?» Каждый ребенок должен посмотреть на свою первую картинку и  определить, подходит ли к ней карточка, показанная логопедом. Получив все  карточки своей серии, дети должны разложить  их в нужном порядке и составить  по ним рассказ.

Логопед читает рассказ и  сам расставляет на наборном полотне  картинки. Затем он их снимает и  предлагает детям самостоятельно разложить  картинки и повторить рассказ. В  случае затруднений можно задавать наводящие вопросы.

На наборном полотне расставлены  сюжетные картинки. Логопед задает детям вопросы по их содержанию, помогая установить причинно-следственные отношения.

Детям раздают картинки из одной серии в любой последовательности. Логопед составляет план рассказа, в соответствии с которым дети должны разложить картинки. После  этого дети составляют рассказ по картинкам.

 

 

Детям раздают серию картинок для определения их последовательности. Логопед начинает рассказ по первой картинке, дети должны продолжить его  по своим картинкам.

Дети получают по одной  картинке, и каждый рассказывает, что  нарисовано на его картинке. Один ребенок  в заключении дает полный рассказ  по всем картинкам, после этого дети придумывают имена героям рассказа.

 

 

Каждый ребенок получает серию картинок. Его задача - подобрать  в последовательном порядке картинки-эпизоды  и составить по ним рассказ.

Все картинки перемешиваются, и каждому ребенку дается 2-3 из них. Дети рассматривают картинки и  раскладывают их в такой последовательности, чтобы по ним можно было составить  связный рассказ.

Дети рассматривают серию  картинок, устанавливают их последовательность, потом переворачивают картинки и  рассказывают их содержание по памяти.

Получив серию картинок, составляют рассказ. Затем они учатся задавать друг другу вопросы по содержанию картинок.

 

13.    Дети рассматривают  серию картинок, составляют рассказ,  придумывая

 реплики, диалоги к  данному сюжету.

Составив рассказ по серии  картинок, ребята придумывают ему  название, а также дополняют его  предыдущим или последующим событием.

После составления рассказа по серии сюжетных картинок дети с  помощью логопеда или воспитателя  передают его содержание.

 

Пересказ художественных текстов. Этот вид работ можно  проводить только тогда, когда у  ребенка есть фразовая речь.

 

При подборе текстов для  пересказа необходимо учитывать  индивидуальные (речевые и интеллектуальные) возможности детей. Тексты должны быть доступны ребенку по своему содержанию и форме изложения. На первых порах  обучению пересказу параллельно  осуществляется и другая важная цель - развитие слуховой памяти и внимания. Например: запоминание коротких текстов  из трех-четырех предложений, связанных  между собой. Материал подбирается из правильно произносимых звуков («В комнате Павлик, Катя, Оля. Павлик лепит танк, Оля рисует утку, Катя раскрашивает дом»).

 

До начала чтения, рассказа логопед объясняет детям смысл  трудных слов, они проговариваются  хором и индивидуально. Далее  проводится небольшая беседа, подводящая детей к содержанию произведения.

 

Далее работа по обучению пересказа  усложняется. Прочитав рассказ, логопед  задает вопросы с целью выяснить, поняли ли его дети. Только после  этого детей просят пересказать  прочитанное. При этом на разных ступенях обучения пересказыванию применяются различные виды пересказа:

 

1.     Логопед пересказывает,  а ребенок ( в зависимости от своих речевых

 возможностей) вставляет  слово или предложение.

Если ребенок пересказывает  с большими паузами, то логопед задает наводящие вопросы.

Перед началом пересказа  логопед составляет план рассказа.

 

4.      пересказ  организуется «по цепочки», когда  один ребенок начинает

 пересказывать, следующий  продолжает, а третий заканчивает.  Этот вид работы

 помогает выработать  у детей устойчивое внимание, умение слушать товарища и

 следить за его речью.

 

5.   Часто применяется  пересказ с опорой на сюжетные  картинки в лицах, в виде

 драматизации. Этот вид  работы очень нравится детям,  так как он близок к

 игровому.

 

Для детей, у которых уровень  развития связной речи довольно высокий, можно рекомендовать и более  сложные виды работы.

 

1. Выборочный пересказ. Перед  детьми ставится задача выделить  из рассказа только то, что  относится к данному поступку. Это возможно только в том  случае, если ребенок в состоянии  проанализировать все произведение.

 

2.Краткий пересказ. Ребенок  рассказывает не все подряд, а  только самое главное, существенное. 3. Творческое рассказывание:

 

а)    пересказ текста и его продолжение с добавлением  фактов, событий из жизни

 героев;

 

б)   составление рассказа из нескольких текстов на заданную тему;

 

в)   составление рассказа на основе своего личного опыта по аналогии с

 услышанным.

 

Формирование описательно-повествовательной  речи.

 

Первые самостоятельные  рассказы детей должны быть связаны  со знакомой наглядной ситуацией. Например, логопед дает задание: «Подойди к  столу, возьми красный шар и синий  мяч». Обращаясь к детям, он спрашивает: «Что можно сказать про Колю, что  он сделал?» - «Коля подошел к столу  и взял красный шар и синий  мяч».

 

Постепенно задания усложняются: дети должны запомнить и совершить  большее число действий, а затем  рассказать о последовательности их выполнения. При этом ,когда один ребенок рассказывает, остальные дети внимательно слушают его рассказ, исправляя ошибки и неточности.

 

Обучение рассказыванию  с опорой на готовый сюжет начинается с работы по сюжетной картинкам, изображающим только одно действие, причем сначала  предъявляются картинки, где главным  действующим лицом является человек, ребенок или взрослый. (Мальчик умывается. Мама вяжет..). После нескольких занятий, когда дети научаться правильно грамматически оформлять предложения, предлагаются картинки, где действия совершают животные (Кошка играет клубком).

 

Следующая ступень усложнения состоит в подборе картинок с  неодушевленными предметами, (мяч  укатился в речку).

 

Далее предложения составляют по картинкам, где изображено два  и больше действий. (Девочка моет посуду, мальчик вытирает посуду. Мальчик и девочка лепят снежную бабу, еще один мальчик катает снежный ком.) Здесь необходимо учить детей тому, как начинать и заканчивать рассказ, иногда предлагая варианты начала и конца.

 

Этот вид работы предусматривает  составление рассказов с помощью  логопеда.


Информация о работе Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи