Методика трудового воспитания в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 17:05, реферат

Описание работы

Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе. Педагогическая наука уделяла и продолжает уделять значительное внимание проблемам трудовой подготовки подрастающего поколения, трудового воспитания младших школьников, подготовке учителя начальных классов к педагогической деятельности в области трудового воспитания.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. Особенности трудового воспитания в начальной школе……….4
ГЛАВА II. Методика трудового воспитания младших школьников………8
Заключение……………………………………………………………………10
Список литературы……………………………………………………………11

Файлы: 1 файл

Методика трудового воспитания в начальной школе.docx

— 23.98 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...3

ГЛАВА I. Особенности трудового  воспитания в начальной школе……….4

ГЛАВА II. Методика трудового воспитания младших школьников………8

Заключение……………………………………………………………………10

Список литературы……………………………………………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом  изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь  меняет авторитет школьника в  классе. Педагогическая наука уделяла  и продолжает уделять значительное внимание проблемам трудовой подготовки подрастающего поколения, трудового  воспитания младших школьников, подготовке учителя начальных классов к  педагогической деятельности в области  трудового воспитания. Большой вклад  в разработку методологических и  теоретических основ трудового  воспитания школьников, подготовку учителя  начальных классов к этой работе внесли К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Д.Д. Семенов, Н.И. Пирогов и многие другие.

В процессе труда развиваются  способности, трудовые умения и навыки младших школьников. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка  в обществе.

Цель работы – изучить особенности трудового воспитания в начальной школе.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

 -Раскрыть цель и задачи трудового воспитания;

-Изучить содержание и формы трудового воспитания младших школьников;

-Изучить методы трудового воспитания младших школьников.

 

ГЛАВА I. Особенности трудового  воспитания в начальной школе

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные  педагогически организованные виды общественно полезного труда  с целью передачи им минимума производственного  опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического  мышления, трудолюбия.

Человеческим трудом создаются  все материальные и духовные блага; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его  личность. Поэтому цель школьного  трудового воспитания направляется на воспитание психологической и  практической готовности школьников к  труду. Современный этап общественного и экономического развития предъявляет высокие требования к личности производителя: отношение к труду как к важнейшему общественному долгу; добросовестное отношение к любой работе, уважение к труду и его результатам; постоянное проявление инициативы, активного, творческого подхода к труду; отношение к труду как к осознанной необходимости и основной жизненной потребности человека.

В основе новых технологий трудового воспитания — принцип  вариативности программ, методов  и организационных форм образования. Программы трудового образования  имеют типовой характер. В них  заложен государственный минимум  требований к результатам воспитания, образования и обучения, по которому оценивается деятельность школьника, учителя и школы. Учитель составляет программу с учетом того или иного  состава школьников, региональных особенностей строго сохраняя единство базового компонента трудовой культуры. Базовый компонент составляет в среднем от 20 до 80% содержания данной, конкретной программы, остальное отводится для ее вариативной части [3, с. 118].

Приобретенные в процессе трудового воспитания знания, умения и навыки не самоцель и не конечный продукт педагогической деятельности, а средство для развития главной  человеческой способности — способности  к труду. Включение детей в труд необходимо осуществлять с учетом физиологии детей младшего школьного возраста, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей. Включаясь в труд, учащиеся вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения с участниками труда. На основе возникающих в труде отношений формируются личностные качества.

Отношения к средству труда  возникают в результате применения технологии, техники, орудий труда для  обработки предмета труда, с целью  создания изделия. На основе возникающих  отношений к средству труда у  младших школьников формируется  бережное отношение к инструментам, личным вещам, школьному имуществу, общественной собственности. Эти отношения  проявляются в аккуратности, дисциплинированности, внимательности. Процесс обработки  предмета труда с помощью средств труда завершается вещественным результатом, содержательная ценность которого определяется его целесообразностью, удобством в использовании и красотой. Формирование отношения к результату труда имеет особое значение для развития у младших школьников аккуратности, дисциплинированности, ответственности за порученное дело, бережного отношения к результатам человеческого труда [8, с. 5]. В результате возникающих отношений младших школьников к самому процессу труда формируется понятие о труде как единственном источнике благосостояния общества и условии развития и становления личности. Отношение учащихся к процессу труда имеет большое значение для формирования у них таких личностных качеств, как терпение, старание, внимательность, справедливость, добросовестность, организованность, целеустремленность, трудолюбие, дисциплинированность, самокритичность. Возникающее в труде отношение к себе как субъекту трудовой деятельности развивает у младших школьников уверенность в себе, ответственность. Труд дает возможность проверить и получить  возможности у учащихся.

В трудовой деятельности можно  выделить целый ряд воздействий: личности на личность; личности на коллектив; коллектива на личность; коллектива на коллектив. Межличностные отношения, возникающие в трудовой деятельности учащихся начальных классов, способствуют осуществлению процесса социализации личности. В коллективной трудовой деятельности у школьников появляется необходимость согласовывать свои цели с целями коллектива, свои усилия связывать с усилиями других участников совместного труда. Возникает зависимость  между личными интересами и общественными, в результате этого воедино связываются  общественные цели деятельности и направленность личности, коллективное управление деятельностью  и самоуправление поведением, организация  коллективной трудовой деятельности и  самоорганизация, содержание трудовой деятельности и личный трудовой опыт, становление коллектива и воспитание в нем личности [1, с. 32].

Организационные формы трудового  образования и обучения выбираются учителем. Чтобы труд превратился  в любимое дело, ребенку надо пережить успех и радость труда. Поэтому  целесообразно строить обучение на высшем, доступном уровне трудности; познавая радость заслуженного трудового  успеха, юный человек приобретает  чувство собственного достоинства, гордости за свой труд.

Творческую активность школьников повышают смотры, выставки, конкурсы на изготовление лучшей модели, прибора, наглядного пособия. Дать школьникам трудовые навыки и умения – это еще не значит подготовить их к жизни, к труду.

Последнее достигается благодаря  включению школьников в разнообразные  виды коллективного общественно  полезного труда, который при  правильной подготовке является главным  средством трудового воспитания. Среди трудовых воспитательных дел есть традиционные и новые формы: вахта труда, праздник труда, выставка поделок, генеральная уборка, гуманитарная помощь, озеленение и благоустройство школы, турнир умельцев (помощниц мам, членов кружка «Умелые руки»), неделя добрых дел, город веселых мастеров, косметический ремонт школы, акт добровольцев, шефская помощь, зоны заботы, разведка полезных дел, трудовой десант, ремонтная школьная бригада и др [5, .с 95].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. Методика трудового воспитания в начальных классах.

Методика – совокупность методов, приемов, опробованных и изученных  для выполнения определенной работы.

Поэтому в процессе трудового воспитания младших школьников выделяют три группы методов воспитания сознательной дисциплины:

-методы формирования сознания личности.

-методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

-методы стимулирования поведения и деятельности.

Первый этап правильно  организованного воспитания — знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде ясного понимания значения этого качества. Для формирования взглядов, понятий, убеждений используются методы, получившие общее название методов формирования сознания личности. Методы этой группы очень важны и для успешного прохождения следующего важного этапа воспитательного процесса — формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения [6, с. 238].

Воспитание должно формировать  требуемый тип поведения. Не понятия, убеждения, а конкретные дела, поступки характеризуют воспитанность личности. В этой связи организация деятельности и формирование опыта общественного  поведения рассматриваются как  сердцевина воспитательного процесса.

Весьма важным в трудовой деятельности учащихся является практический показ и обучение их способам и  приемам работы, соблюдение правил техники безопасности. Большое значение имеет руководство самим процессом труда и оказание помощи учащимся в освоении рациональными способами его выполнения.

Для формирования добросовестного  отношения к труду большое  значение имеет стимулирование учащихся. Значительную роль в формировании положительного отношения учащихся к труду играет общественное признание. Это поднимает настроение учащихся, выявляет у них сознательное отношение к необходимости трудиться на общую пользу.

К третей группе методов стимулирования относятся: поощрение, наказание, соревнование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Труд – главный воспитатель. Необходимо помочь увидеть в нем источник развития своих способностей и нравственных качеств, подготовить молодое поколение к активной трудовой и общественной жизни.

Задача воспитания трудолюбия – одна из важнейших в системе формирования личности. Именно в этом заключается воспитательная сила труда, его нравственная сущность, что всегда подчеркивали К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и способ творческого  освоения мира, обретения опыта посильной  трудовой деятельности в различных  сферах труда, и как неотъемлемый компонент общего образования, в  значительной мере центрирующий общеобразовательный  учебный материал, как столь же неотъемлемая часть физического  и эстетического воспитания.

Таким образом, я хочу вывод, что труд младших школьников должен правильно, целесообразно организован. В процессе трудового воспитания учащиеся познают окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, ученик закрепляет свой кругозор. Он становится более прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой, производством.

 

 

 

 

Список литературы.

1.    Актуальные вопросы  трудового воспитания младших  школьников на современном этапе.  Программно-методическое пособие. - Славянск- н/К: ИЦ СФАГПИ, 2011.-32с.

2.    Аверичев Ю.П. Нужна ли трудовая подготовка школьников? //Педагогика, 2010, №12 с. 34-39

3.    Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников: вопросы теории и методики. – М.: Педагогика, 2009 с. 68-78, с. 103-120.

4.    Баранов С.П., Сластенин В.А. Педагогика. - М., 2011.

5.    К вопросу  о формировании мотивов трудовой  деятельности младших школьников // Оценка эффективности образовательных  технологий: Тез. докл. 2-й Всероссийской науч.- практ. конф. Ч. И - Славянск - н/К, 2010. - С. 95-96. Соавт.:Е.А. Мозговой, Т.С. Юрьева.

6.    К вопросу  о методах трудового воспитания  младших школьников // Проблемы и  перспективы реализации базисного  учебного плана образовательных  учреждений Российской Федерации:  Сб. науч. тр. - Славянск-н/К, 2009. - С. 237 - 241. Соавт.: Е.А. Мозговой,Т.С. Юрьева.

7.    О трудовом  воспитании в младшем школьном  возрасте//Оценка эффективности  образовательных технологий: Тез.  докл. 2-й Всероссийской науч.-прак. конф. Ч. II - Славянск - н/К, 2010. - С.-102-104.

 


Информация о работе Методика трудового воспитания в начальной школе