Методика воспитания звуковой культуры речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 14:26, контрольная работа

Описание работы

Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.
Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический. Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.

Содержание работы

1. Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка
2. Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи в возрастных группах
3. Содержание, структура и методика занятий по формированию звуковой культуры речи в разных возрастных группах
4. Методика работы по воспитанию звуковой культуры вне занятий
Практическая часть

Файлы: 1 файл

1.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

 

Тема: «МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ»

 

 

 

 

План

 

1. Понятие звуковой  культуры речи, ее значение для  развития личности ребенка

2. Задачи и  содержание работы по воспитанию  звуковой культуры речи в возрастных  группах

3. Содержание, структура  и методика занятий по формированию звуковой культуры речи в разных возрастных группах

4. Методика работы  по воспитанию звуковой культуры  вне занятий

Практическая  часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Воспитание  звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.

Звуковая сторона  речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В  современной литературе рассматриваются  несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический. Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.

Воспитание  звуковой культуры предполагает:

1.формирование  правильного звукопроизношения  и словопроизношения, для чего  необходимо развитие речевого  слуха, речевого дыхания, моторики  артикуляционного аппарата;

2. воспитание  орфоэпически правильной речи  – умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т.е. специфическое явление устной речи. Русский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного ударения;

3. формирование  выразительности речи – владение  средствами речевой выразительности  предполагает умение пользоваться  высотой и силой голоса, темпом  и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;

4.  выработка дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;

5.  воспитание  культуры речевого общения как  части этикета.

В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях:

1.  развитие  речедвигательного аппарата (артикуляционного  аппарата, голосового аппарата, речевого  дыхания) и на этой основе  формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;

2. развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).

Исследователи детской речи и практические работники  отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.

Особое значение правильное звукопроизношение приобретает  при поступлении в школу. Одной  из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма.

 

 

2.

Особенности младшего дошкольного возраста определяют  содержание обучения: преодоление общей  смягченности произношения; воспитание правильной артикуляции и внятного произношения гласных звуков: а, у, и, о, э; уточнение и закрепление произношения согласных звуков л, б, м т, д, и, г, ф, в свистящих звуков – С з ц развитие у детей речевого дыхания, слухового внимания и фонематического слуха, моторики речевого аппарата; подготовка артикуляционного аппарата к произношению шипящих и сонорных (л, р) звуков.

В развитии звуковой стороны речи у детей на пятом  году наблюдается своего рода противоречивость. С одной стороны – особая чувствительность, особая восприимчивость к звукам речи, в достаточной степени развитый фонематический слух; с другой стороны – недостаточное развитие артикуляционного аппарата и полное безразличие к артикуляции.

В этом возрасте у ребенка формируется осознание  своих произносительных умений. Под  влиянием обучения значительная часть детей начинает правильно оценивать произношение товарищей и свое собственное.

В программе  детского сада стоит задача к пяти годам научить детей правильно  произносить все звуки родного  языка. Содержанием обучения являются закрепление произношения гласных и согласных звуков, отработка произношения свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Продолжается работа над дикцией, а также развитие фонематического слуха и интонационной выразительности речи.

Несовершенства  произношения в старшем дошкольном возрасте нетипичны: при правильной постановке работы дети к этому времени могут овладеть произношением всех звуков.

Звукопроизношение совершенствуется, но у части детей  еще окончательно не сформированы трудные  в артикуляционном отношении  звуки (шипящие и р). Процесс становления этих звуков даже при условии целенаправленного систематического обучения идет медленно, так как навык неправильного произношения становится более прочным, а особая восприимчивость к звуковой стороне языка в силу перестройки умственной деятельности и переключения внимания на смысловое значение слов до некоторой степени угасает (со звуком ш дети подбирают слова – шкаф, стол, сервант).

Однако к  старшему дошкольному возрасту у  детей развиваются способность  к самоконтролю, осознание несовершенства своей речи и соответственно необходимости приобретения знаний и потребность в обучении. Поэтому учебная деятельность приобретает более серьезный характер. У детей наблюдаются случаи проявления взаимопомощи – внимание к речи друг друга, желание помогать товарищам.

К старшему дошкольному  возрасту при правильной постановке работы дети овладевают произношением  всех звуков родного языка. У них  в достаточной степени развиты  речевой слух, артикуляционный аппарат  и речевое дыхание. Развиваются фонематическое восприятие и способность к звуковому анализу речи.

Ребенок начинает критически относиться к своему произношению, осознает его дефекты, смущается  из-за них, иногда отказывается отвечать.

Из-за нарушений  произношения дети заменяют в речи слова с дефектным звуком теми, где он отсутствует (не «огуец», а огурчик). По той же причине они могут неправильно выполнять задание, заменяя нужные слова другими, сходными с первыми по значению (вместо лошадка – конь, вместо мишка – медведь, вместо машина – грузовик).

Воспитание  звуковой культуры речи в старшем  дошкольном возрасте направлено на совершенствование  произношения звуков, на выработку  отчетливого произношения слов, умения различать и правильно произносить  смешиваемые звуки, диффенцировать звуки с – з, с – ц, с – ш, ш – ж, ч – ц, ж – з, л – р. В подготовительной к школе группе основное внимание уделяется развитию звукового анализа слов (вычленение в словах и фразах нужных звуков, называние слов с заданным звуком), определению места звука в слове (начало, середина, конец).

Продолжается  работа по выработке внятности произношения, умения правильно пользоваться ударениями, паузами, интонациями (выразительность  речи), силой голоса, темпом речи.

Закономерности  овладения звуковой стороной речи дают возможность определить приоритетные линии формирования того или другого механизма на разных возрастных этапах. На ранних этапах происходит преимущественное развитие речевого слуха и слухового внимания, восприятия и понимания устной речи окружающих (ее смысла, звукового оформления, интонационной выразительности и др.).

На четвертом  году жизни осуществляются развитие речевого слуха и моторики артикуляционного аппарата (равнозначно), работа над  дикцией, подготовка к произношению трудных в артикуляционном отношении  звуков.

На пятом  году происходит становление всех звуков родного языка; поскольку все  фонетические дифференцировки закончены  и у детей в достаточной  степени развит речевой слух, приоритетным является развитие моторики артикуляционного аппарата; в связи с правильным и четким произношением всех звуков становится возможным совершенствовать силу голоса и темп речи.

На шестом году совершенствуют артикуляцию звуков, дифференциацию смешиваемых звуков, продолжают развивать восприятие речи; воспитывают звуковую выразительность речи – развивают силу голоса и его тембр, темп и ритм речи, мелодику, навыки использования разной интонации.

На седьмом  году происходит преимущественное развитие фонематического восприятия и звукового  анализа речи; воспитание интонационно-звуковой выразительности речи; работа над орфоэпически правильной речью.

 

3.

Формирование  звуковой стороны речи осуществляется в условиях детского сада в двух формах: в форме обучения на занятиях и воспитания всех сторон звуковой культуры речи вне занятий.

Главная роль в обучении принадлежит специальным занятиям, сочетающим показ-образец произношения с активным упражнением детей.

Ведущей формой обучения являются коллективные (а  не индивидуальные) занятия с детьми. В условиях социальной среды воспитание речевых навыков протекает особенно благоприятно и дает более стойкие результаты, чем в условиях индивидуальной работы. В процессе систематического обучения необходимо использовать методику, обеспечивающую развитие моторики речевого аппарата, речевого дыхания и речевого слуха, учитывая, что эти процессы взаимосвязаны.

Четвертый год жизни

Содержание  и методические приемы обучения определяются возрастными особенностями развития речи детей.

На специальных  занятиях развивают моторику речедвигательного  аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание; уточняют и закрепляют артикуляцию звуков.

Обучение произношению начинается с гласных (а, у, и, о, э), затем  отрабатываются легкие в артикуляционном  отношении согласные. М. Е. Хватцев  рекомендует такую последовательность, которая, по его мнению, соответствует онтогенезу звуков и обусловлена характером артикуляции: п – б – т – д – к – г; ф – в; т – с – з – ц.

А. И. Максаков предлагает работать над согласными в таком  порядке: М., п, б, т, д, н, к, г, х (твердые  и мягкие).

В обучении звукопроизношению  наиболее эффективны следующие виды занятий: дидактические игры с игрушками  на звукоподражание типа «Чей домик?»; «Угадай, кто кричит»; рассказ-драматизация с игрушками; рассказ воспитателя  с включением высказываний детей; игры с элементами движений типа «Поезд», «Автомобили».

На этих занятиях необходимо обеспечивать четкий показ  образца для подражания, показ  артикуляции звука. Восприятие образца  должно быть полноценным. Не следует  отвлекать детей движениями, игрушками  и др.

В основе обучения детей четвертого года жизни лежит подражание образцу – четкому, ясному произношению воспитателя. Полноценное восприятие образца произношения и активную подражательность обеспечивает такая методика проведения занятий, в основе которой лежит постепенность восприятия: вначале идет рассматривание игрушки, далее одновременно осуществляются восприятие слышимого образца и демонстрация артикуляции, затем происходит воспроизведение образца, подкрепляемое повторным восприятием игрушки.

Такое расчлененное восприятие произношения и игрушек сосредоточивает внимание детей на звуковой стороне речи, создает возможность для полноценного восприятия образца и дальнейшего подражания ему.

В дидактических  играх показ правильного произношения отдельных звуков и звукосочетаний проводится после рассматривания игрушки или при объяснении правил игры.

Во второй части  занятия дети упражняются в многократном повторении речевого материала на основе действий с игрушками и с опорой на речь (произношение) педагога. Динамика игровых действий способствует активизации детской речи.

Наиболее целесообразно  такое построение занятия по обучению звукопроизношению, когда в первой его части обеспечивается показ  образца, во второй части – речевая  активность детей, основанная на подражании образцу. Основной прием обучения – вызывание звука на основе подражания.

Информация о работе Методика воспитания звуковой культуры речи