Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 12:46, реферат
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями (Балаев А. А.).
Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. (Гибш И.А.). Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности (Зимняя И.А.).
Методологические основы
использования активных методов
обучения в общем и специальном
образовании
Особенности активных методов обучения
состоят в том, что в их основе заложено
побуждение к практической и мыслительной
деятельности, без которой нет движения
вперед в овладении знаниями (Балаев А.
А.).
Появление и развитие активных методов
обусловлено тем, что перед обучением
встали новые задачи: не только дать учащимся
знания, но и обеспечить формирование
и развитие познавательных интересов
и способностей, творческого мышления,
умений и навыков самостоятельного умственного
труда. (Гибш И.А.). Возникновение новых
задач обусловлено бурным развитием информации.
Если раньше знания, полученные в школе,
техникуме, вузе, могли служить человеку
долго, иногда в течение всей его трудовой
жизни, то в век информационного бума их
необходимо постоянно обновлять, что может
быть достигнуто главным образом путем
самообразования, а это требует от человека
познавательной активности и самостоятельности
(Зимняя И.А.).
Под познавательной самостоятельностью принято
понимать стремление и умение самостоятельно
мыслить, способность ориентироваться
в новой ситуации, находить свой подход
к решению задачи, желание не только понять
усваиваемую учебную информацию, но и
способы добывания знаний; критический
подход к суждениям других, независимость
собственных суждений (Сластенин А.С.).
Познавательная активность
и познавательная самостоятельность -качества,
характеризующие интеллектуальные способности
учащихся к учению. Как и другие способности,
они проявляются и развиваются в деятельности
(Питкасистый П.И.).
Важнейшим средством активизации
личности в обучении выступают активные
методы обучения (АМО) (Смолкин А.М.,
М. Новик, Анцибор М.М.). В литературе встречается
и другой термин — «Метод активного обучения»
(МАО), что означает то же самое. Наиболее
полную классификацию активных методов
дала М. Новик, выделяя неимитационные
и имитационные активные группы обучения. Те
или иные группы методов определяют соответственно
и форму (вид) занятия: неимитационное
или имитационное.
Характерной чертой неимитационных
занятий является отсутствие модели
изучаемого процесса или деятельности.
Активизация обучения осуществляется
через установление прямых и обратных
связей между преподавателем и обучаемыми
(Кириллова Г.Д., Новик М.).
Отличительной чертой имитационных занятий
является наличие модели изучаемого процесса
(имитация индивидуальной или коллективной
профессиональной деятельности). Особенность
имитационных методов — разделение их
на игровые и неигровые. Методы, при реализации
которых обучаемые должны играть определенные
роли, относятся к игровым (Кириллова Г.Д.,
Новик М.).
М. Новик указывает на их высокий эффект
при усвоении материала, поскольку достигается
существенное приближение учебного материала
к конкретной практической или профессиональной
деятельности. При этом значительно усиливаются
мотивация и активность обучения (Кириллова
Г.Д.).
К активным методам бучения относятся
имитационные.
Характеристика основных
активных методов обучения (Кириллова
Г.Д., Новик М.).:
1. Анализ конкретных ситуаций (case-study)
— один из наиболее эффективных и распространенных
методов организации активной познавательной
деятельности обучающихся. Метод анализа
конкретных ситуаций развивает способность
к анализу нерафинированных жизненных
и производственных задач. Сталкиваясь
с конкретной ситуацией, обучаемый должен
определить: есть ли в ней проблема, в чем
она состоит, определить свое отношение
к ситуации.
2. Разыгрывание ролей —
игровой метод активного обучения, характеризующийся
следующими основными признаками:
• наличие задачи и проблемы и распределение
ролей между участниками их решения.
• взаимодействие участников игрового
занятия, обычно посредством проведения
дискуссии;
• ввод педагогом в процессе занятия корректирующих
условий. Так, учитель может прервать обсуждение
и сообщить некоторые новые сведения,
которые нужно учесть при решении поставленной
задачи, направить обсуждение в другое
русло, и т.д.;
• оценка результатов обсуждения и подведение
итогов учителем.
3. Игровое производственное
проектирование — активный метод обучения,
характеризующийся следующими отличительными
признаками:
• наличие исследовательской, методической
проблемы или задачи, которую сообщает
обучаемым преподаватель;
• разделение участников на небольшие
соревнующиеся группы;
• проведение заключительного заседания
научно-технического совета (или другого
сходного с ним органа), на котором с применением
метода разыгрывания ролей группы публично
защищают разработанные варианты решений.
Метод игрового производственного проектирования
значительно активизирует изучение учебных
дисциплин, делает его более результативным
вследствие развития навыков проектно-конструкторской
деятельности обучаемого. В дальнейшем
это позволит ему более эффективно решать
сложные методические проблемы.
4. Семинар-дискуссия (групповая
дискуссия) образуется как процесс диалогического
общения участников, в ходе которого происходит
формирование практического опыта совместного
участия в обсуждении и разрешении теоретических
и практических проблем.
5. «Круглый стол» — это
метод активного обучения, одна из организационных
форм познавательной деятельности учащихся,
позволяющая закрепить полученные ранее
знания, восполнить недостающую информацию,
сформировать умения решать проблемы,
укрепить позиции, научить культуре ведения
дискуссии.
Характерной чертой «круглого стола»
является сочетание тематической дискуссии
с групповой консультацией. Важное условие
при организации «круглого стола»: нужно,
чтобы он был действительно круглым, т.е.
процесс коммуникации, общения, происходил
«глаза в глаза».
6. Мозговой штурм (мозговая
атака, брейнсторминг) - широко применяемый
способ продуцирования новых идей для
решения научных и практических проблем.
Его цель — организация коллективной
мыслительной деятельности по поиску
нетрадиционных путей решения проблем.
Использование метода мозгового штурма
в учебном процессе позволяет решить следующие
задачи:
7. Метод проектов является
одним из активных методов обучения. В
основе метода проектов лежит развитие
познавательных, творческих навыков обучаемых
и критического мышления, умения самостоятельно
конструировать свои знания, ориентироваться
в информационном пространстве (Давыдов
В.В.).
8.