Методологические основы педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 19:34, доклад

Описание работы

Гносеологический уровень включает основные законы , категории и принципы материалистической диалектики , которые определяют общий подход к познанию педагогических процессов и явлений.
Содержание этого уровня составляют следующие научные положения :
О всеобщей связи и зависимости процессов и явлений ;
О развитии всех явлений и процессов реального мира ;
Основных законов и категорий материалистической диалектики.

Файлы: 1 файл

лекци.ppt

— 224.50 Кб (Скачать файл)

Тема : Методологические и научно-теоретические основы педагогики.

 

 

Вопросы :

  • Методологические основы педагогики.
  • Научные основы общей теории педагогики.

Методология педагогики – это совокупность основополагающих научных положений педагогики с научными положениями философии , экономической теории , социологии , психологии и др., которые являются фундаментом развития науки педагогики и определяют структуру , содержание и закономерности педагогического процесса в ВУЗах.

 

Уровни методологии

 

1. Гносеологический

 

- О всеобщей связи и зависимости процессов  и явлений ;

  • О развитии всех явлений и процессов реального мира ;
  • Основных законов и категорий материалистической диалектики.

 

2. Мировоззренческий 

 

  •  О факторах формирования и развития личности (среда , воспитание , общественно-трудовая деятельность , наследственность );
  • О воспитании как социально-историческом явлении ;
  • О теории познания ;
  • О коллективе как социально-психологическом явлении и др..

3. Научно-содержательный

 

  • Закономерности педагогического процесса ;
  • Теория обучения ;
  • Теория воспитания ;
  • Теория самообразования ;
  • Теория самовоспитания ;
  • Теория педагогической культуры и др..

 

4. Научно-методический

 

  • Анализ объекта и предмета педагогики , выявление тенденций их развития ;
  • Выявление и характеристика научного содержания основных категорий педагогики, определение их места в системе педагогических знаний ;
  • Обоснование основных требований к структуре и способам конструирования теории педагогики ;
  • Исследование связей педагогики с другими науками .

 

5. Логико-гносеологический 

 

  • Требования к исследованию педагогических проблем.

Концепция методолгии педагогики

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

Научно-методический 

уровень

 

Логико-гносеологический 

уровень

 

Научно-содержательный уровень

 

Мировоззренческий уровень

 

Гносеологический уровень

Гносеологический уровень  включает основные законы , категории  и принципы материалистической  диалектики , которые определяют  общий подход к познанию педагогических  процессов и явлений.

Содержание этого уровня  составляют следующие научные  положения :

  • О всеобщей связи и зависимости процессов и явлений ;
  • О развитии всех явлений и процессов реального мира ;
  • Основных законов и категорий материалистической диалектики.

Мировоззренческий уровень . Его основу составляют положения , которые позволяют выявлять  качественные своеобразия педагогических  явлений и процессов , их специфику, особенности их связей с другими  общественными явлениями и процессами.

Содержание этого уровня  составляют следующие научные  положения :

  • О факторах формирования и развития личности ( среда , воспитание , общественно-трудовая деятельность , последовательность );
  • О воспитании как социально-историческом явлении;
  • О теории познания ;
  • О коллективе как социально-психологическом явлении и др.

Научно-содержательный уровень. Основу этого уровня составляют  закономерности и принципы , разработанные  самой наукой.

Содержание этого уровня  составляют :

  • Закономерности педагогического процесса ;
  • Теория обучения ;
  • Теория воспитания ;
  • Теория самообразования ;
  • Теория самовоспитания ;
  • Теория педагогической культуры и др..

 

Логико-гносеологический  уровень . Основу этого уровня  составляют проблемы развития  самой педагогики.

Содержание этого уровня :

  • Анализ объекта и предмета педагогики, выявление тенденций их развития ;
  • Выявление и характеристика научного содержания основных категорий педагогики , определение их места в системе педагогических знаний ;
  • Обоснование основных требований к структуре и способам конструирования теории педагогики ;
  • Исследование связей педагогики с другими

    науками ;

  • Выявление и уточнение связей между теорией педагогики и практикой обучения и воспитания ;
  • Прогнозирование развития педагогики.

Научно-методический уровень  – это совокупность теории , методов , практических рекомендаций педагогики. Он определяют требования к  исследованию педагогических проблем.

Принципы педагогических исследований :

 

  • Единства теории и практики ;
  • Творческого подхода ;
  • Объективного рассмотрения явлений;
  • Всесторонности изучения ;
  • Единства исторического и логического ;
  • Детерминизма (взаимосвязь и причины, обусловленность явлений ) ;
  • Единства внешних воздействий и внутренних условий развития ;
  • Единства психики и деятельности ;
  • Системности развития.

Алгоритм деятельности преподавателя при проведении педагогических исследований

 

  • Выбор и обоснование темы , разработка замысла и рабочего плана ;
  • Изучение литературных источников , ознакомление с накопленным опытом, построение гипотезы , формулирование задач и разработка методики исследования ;
  • Изучение педагогической практики , сбор фактического материала в целях проверки гипотезы ;
  • Теоретический анализ фактического материала ;
  • Проверка выводов и рекомендаций ;
  • Оформление результатов исследования ;
  • Внедрение результатов исследования в повседневную практику.

 

Педагогика – представляют собой совокупность самостоятельных педагогических теорий :

 

  • Теория обучения ( дидактика ) ;
  • Теория воспитания ;
  • Теория развития личности ;
  • Теория управления педагогическими коллективами ;
  • Теория педагогической культуры ;
  • Теория программируемого обучения ;
  • Теория поэтапного формирования умственных действий ;
  • Теория проблемного обучения .

Классификация  
педагогических теорий по основаниям :

 

Фундаментальные и прикладные

 

Содержательные и формализованные

 

Разрабатываемые научные системы

 

Сложившиеся дидактические системы

 

Т

Е

О

Р

И

И

 


Информация о работе Методологические основы педагогики