Тема : Методологические и научно-теоретические основы педагогики.
Вопросы :
- Методологические основы педагогики.
- Научные основы общей теории педагогики.
Методология педагогики – это совокупность основополагающих научных положений педагогики с научными положениями философии , экономической теории , социологии , психологии и др., которые являются фундаментом развития науки педагогики и определяют структуру , содержание и закономерности педагогического процесса в ВУЗах.
Уровни методологии
1. Гносеологический
- О всеобщей связи и зависимости процессов и явлений ;
- О развитии всех явлений и процессов реального мира ;
- Основных законов и категорий материалистической диалектики.
2. Мировоззренческий
- О факторах формирования и развития личности (среда , воспитание , общественно-трудовая деятельность , наследственность );
- О воспитании как социально-историческом явлении ;
- О теории познания ;
- О коллективе как социально-психологическом явлении и др..
3. Научно-содержательный
- Закономерности педагогического процесса ;
- Теория обучения ;
- Теория воспитания ;
- Теория самообразования ;
- Теория самовоспитания ;
- Теория педагогической культуры и др..
4. Научно-методический
- Анализ объекта и предмета педагогики , выявление тенденций их развития ;
- Выявление и характеристика научного содержания основных категорий педагогики, определение их места в системе педагогических знаний ;
- Обоснование основных требований к структуре и способам конструирования теории педагогики ;
- Исследование связей педагогики с другими науками .
5. Логико-гносеологический
- Требования к исследованию педагогических проблем.
Концепция методолгии педагогики
1
2
3
4
5
Научно-методический
уровень
Логико-гносеологический
уровень
Научно-содержательный уровень
Мировоззренческий уровень
Гносеологический уровень
Гносеологический уровень
включает основные законы , категории
и принципы материалистической
диалектики , которые определяют
общий подход к познанию педагогических
процессов и явлений.
Содержание этого уровня
составляют следующие научные
положения :
- О всеобщей связи и зависимости процессов и явлений ;
- О развитии всех явлений и процессов реального мира ;
- Основных законов и категорий материалистической диалектики.
Мировоззренческий уровень
. Его основу составляют положения
, которые позволяют выявлять
качественные своеобразия педагогических
явлений и процессов , их специфику,
особенности их связей с другими
общественными явлениями и процессами.
Содержание этого уровня
составляют следующие научные
положения :
- О факторах формирования и развития личности ( среда , воспитание , общественно-трудовая деятельность , последовательность );
- О воспитании как социально-историческом явлении;
- О теории познания ;
- О коллективе как социально-психологическом явлении и др.
Научно-содержательный уровень.
Основу этого уровня составляют
закономерности и принципы , разработанные
самой наукой.
Содержание этого уровня
составляют :
- Закономерности педагогического процесса ;
- Теория обучения ;
- Теория воспитания ;
- Теория самообразования ;
- Теория самовоспитания ;
- Теория педагогической культуры и др..
Логико-гносеологический
уровень . Основу этого уровня
составляют проблемы развития
самой педагогики.
Содержание этого уровня
:
- Анализ объекта и предмета педагогики, выявление тенденций их развития ;
- Выявление и характеристика научного содержания основных категорий педагогики , определение их места в системе педагогических знаний ;
- Обоснование основных требований к структуре и способам конструирования теории педагогики ;
- Исследование связей педагогики с другими
науками ;
- Выявление и уточнение связей между теорией педагогики и практикой обучения и воспитания ;
- Прогнозирование развития педагогики.
Научно-методический уровень
– это совокупность теории , методов
, практических рекомендаций педагогики.
Он определяют требования к
исследованию педагогических проблем.
Принципы педагогических исследований :
- Единства теории и практики ;
- Творческого подхода ;
- Объективного рассмотрения явлений;
- Всесторонности изучения ;
- Единства исторического и логического ;
- Детерминизма (взаимосвязь и причины, обусловленность явлений ) ;
- Единства внешних воздействий и внутренних условий развития ;
- Единства психики и деятельности ;
- Системности развития.
Алгоритм деятельности преподавателя при проведении педагогических исследований
- Выбор и обоснование темы , разработка замысла и рабочего плана ;
- Изучение литературных источников , ознакомление с накопленным опытом, построение гипотезы , формулирование задач и разработка методики исследования ;
- Изучение педагогической практики , сбор фактического материала в целях проверки гипотезы ;
- Теоретический анализ фактического материала ;
- Проверка выводов и рекомендаций ;
- Оформление результатов исследования ;
- Внедрение результатов исследования в повседневную практику.
Педагогика – представляют собой совокупность самостоятельных педагогических теорий :
- Теория обучения ( дидактика ) ;
- Теория воспитания ;
- Теория развития личности ;
- Теория управления педагогическими коллективами ;
- Теория педагогической культуры ;
- Теория программируемого обучения ;
- Теория поэтапного формирования умственных действий ;
- Теория проблемного обучения .
Классификация
педагогических теорий по основаниям :
Фундаментальные и прикладные
Содержательные и формализованные
Разрабатываемые научные системы
Сложившиеся дидактические системы
Т
Е
О
Р
И
И