Методология педагогики и методы педагогических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:32, контрольная работа

Описание работы

1. Методология педагогики, её уровни и функции
Понятие методология педагогической науки. Термин методология в научной лексике используется в нескольких смыслах:
1) методология - это учение о научном методе познания;
2) методология - это совокупность методов, применяемых в какой-нибудь науке;
3) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Файлы: 1 файл

5fan_ru_Методология педагогики и методы педагогических исследований.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

Аксиологический (или ценностный) подход выступает своеобразным «мостом» между теорией и практикой, т.е. выполняет роль механизма связи между практическим и абстракно-теоретическим уровнями познания и отношений к окружающему миру (обществу, природе, культуре, самому себе). 1) Аксиологический подход в педагогике означает признание и реализацию в обществе ценностей человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности, образования в целом. 2) Значимую ценность представляет собой идея гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, которое способно реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей. 3) С изменением социально-экономических условий жизни трансформируются и педагогические ценности. Так, в процессе развития педагогической науки и практики выделяются изменения, связанные, во-первых, со сменой схоластических теорий обучения на объяснительно-иллюстративное и позже на проблемно-развивающее и личностно-ориентированное; во-вторых, с переходом от командно-регулирующего воспитания к личностно-гуманному. Аксиологические подходы в педагогике, основанные на гуманистических ценностях, являются методологической основой развития педагогической науки и совершенствования образовательной практики.

Культурологический  подход как методология познания и преобразования педагогической реальности имеет своим основанием аксиологию - учение о ценностях и ценностной структуре мира.

Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Человек содержит в себе часть  культуры. Он не только развивается  на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т. е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого человека и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Этнопедагогический подход предполагает организацию и осуществление процесса воспитания с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки. Национальная культура придает специфический колорит среде, в которой растет и формируется ребенок, функционируют  различные образовательные учреждения. Реализация этнопедагогического подхода к проектированию и организации педагогического процесса предполагает разрешение педагогами следующих задач: во-первых, изучать и формировать эту среду, во-вторых, максимально использовать ее воспитательные возможности.

Антропологический подход впервые разработал и обосновал К.Д.Ушинский (1824–1870 г.г.). В его понимании – это системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.

«Если педагогика хочет  воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его  тоже во всех отношениях». Это положение  К.Д. Ушинского остается актуальным для современной педагогики.

Основные идеи современной педагогической антропологии, которые являются методологическими основаниями исследования в области педагогики:

-- образование – атрибут  человеческого бытия (бытие человека  рассматривается в образовании);

  • цели и средства образования выводятся из сущности человека; расширение традиционных понятий такими категориями, как «жизнь», «свобода», «смысл», «творчество», «событие», «антропологическое пространство», «антропологическое время», «самостановление»;
  • использование антропологического подхода к преподаванию и изучению конкретных наук о человеке (история как историческая антропология, биология – биологическая антропология и т. д.);
  • условия и технологии воспитания и обучения задаются с антропологических позиций и направлены на становление родовых качеств личности воспитанника;
  • природа воспитания диалогична;
  • детство самоценно, ребенок – ключ в познании человека.

Использование антропологического подхода при исследовании, например, педагогического процесса школы, предполагает рассмотрение таких антропосистем, как учащийся, педагог, ученический и педагогический коллективы. При этом они представляются как открытые, саморазвивающиеся личностные и социальные системы; а педагог – это антропотехник, владеющий средствами, «инструментами» управления процессом становления личности ученика.

Таким образом, использование  методологических подходов педагогики позволяет, во-первых, определить ее научно-теоретические  проблемы, установить их иерархию, разработать  стратегию и основные способы  их разрешения, во-вторых, обосновать, создать и реализовать технологические механизмы модернизации образовательной практики; а также осуществить прогнозирование развития педагогической науки и практики.

 

4. Методы педагогического  исследования

Методами педагогического  исследования называются способы изучения педагогических явлений, процессов. Педагогика располагает системой методов исследования, позволяющих с достаточно высокой степенью объективности и достоверности выявлять и оценивать все аспекты предмета исследования. Существует несколько классификаций педагогических методов, объединяющихся по разным основаниям. Например, по уровню исследования методы в педагогике делятся на эмпирические (методы изучения педагогического опыта), теоретические и математические. В соответствии с этапами проведения научного исследования методы делятся на организационные, методы сбора данных, обработки данных, интерпретационные (см. таблицу 10.).

Таблица 10

Методы педагогического  исследования

1. Методы организации  исследования

  • комплексный -- как совокупность методов, направленных на изучение педагогического объекта как системы;
  • сравнительный обеспечивает изучение педагогических условий, факторов для последующего сравнения;
  • лонгитюдный направлен на выявление изменений в течение длительного времени.

 

 

 

 

 

 

2. Методы сбора данных

Эти методы

направлены

на изучение

педагогического

опыта

 

 

  • выявление, анализ, обобщение педагогического опыта;
  • педагогическое наблюдение;
  • самонаблюдение, самоанализ;
  • беседа и интервьюирование;
  • анкетирование;
  • педагогический анализ ситуаций и фактов;
  • педагогический консилиум (групповой экспертный анализ) как обсуждение и принятие коллективного решения;
  • экспертные оценки;
  • анализ педагогической документации;
  • анализ и оценка результатов учебной деятельности (выполнения обучающимися самостоятельных заданий, контрольных, графических, творческих, лабораторных работ и др.);
  • педагогическое тестирование (контрольный опрос, контрольная работа, замер времени выполнения действий, определение умений и личностных качеств по обученности и воспитанности, способов мышления и деятельности по творческим проявлениям);
  • педагогический эксперимент;
  • сравнительно-педагогический метод (изучение зарубежного опыта по определенной проблеме и сравнение его с отечественным);
  • праксиметрические методы (хронометраж, документирование, видеосъемка, аудиозапись).

3. Методы обработки  данных

  • математические (регистрация, ранжирование, шкалирование);
  • качественные (теоретический анализ, сравнение, систематизация, группировка, типологизация, синтез и обобщение).

4. Методы интерпретации и оценки данных

  • теоретические (интерпретация и оценка собранного материала на основе существующей теории, концепции);
  • сравнительные (интерпретация и оценка полученного материала, но в сравнении с ранее собранными материалами или полученными другими исследователями);
  • каузальный (констатации и объяснения причин, движущих сил педагогических процессов, явлений);
  • структурный (выявление структурных элементов);
  • системный (выявление взаимосвязи элементов, системных свойств и функций);
  • генетический (прослеживание процессов становления и развития, их этапов, тенденций);
  • факторный (определение факторов, их роли и влияний);
  • апробационный (проверка на практике правильности выводов и результатов, полученных в ходе исследования и опытно-экспериментальной работы).

 

Как следует из таблицы, по названию часть методов педагогики совпадает с методами других наук (например, психологии, социологии). Но специфика исследования педагогической действительности и образовательных  процессов определяет особенности  применения методов.

Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент – специально организованная проверка какой-либо технологии или методики, системы работы для выявления их педагогической эффективности. Педагогический эксперимент – исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в исследуемых педагогических процессах и явлениях, которая предполагает:

  • опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания;
  • активное воздействие исследователя на педагогическое явление;                                                
  • измерение результатов педагогического воздействия и взаимодействия;
  • неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов.

Выделяют 4 этапа  эксперимента:

  • теоретический – постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез;
  • методический - разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов;
  • собственный эксперимент – проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций «испытуемых»);
  • аналитический – количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

По условиям организации  различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный (создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения). Чаще всего используется естественный эксперимент. Он может быть длительным или  кратковременным.

По конечным целям  эксперимент делится на констатирующий, устанавливающий только реальное состояние дел в процессе, и преобразующий (развивающий, формирующий), когда проводится целенаправленная его организация для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности или коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия контрольных групп для сравнения.

Вышеназванные методы наблюдения, беседы, интервьюирования, анкетирования, изучения результатов учебной деятельности и педагогической документации, которые используются для сбора научно-педагогических фактов, называются методами эмпирического познания педагогических явлений.

Вопросы и задания  для самопроверки

  1. Раскройте сущность понятия методологии педагогической науки.
  2. Каковы функции методологии педагогики?
  3. Каково методологическое обеспечение инновационных процессов в педагогике?
  4. Назовите и охарактеризуйте основные методологические принципы в педагогике.
  5. На какие четыре основные группы делятся педагогические методы в соответствии с этапами проведения научного исследования.
  6. Какие методы используются для анализа педагогического опыта?
  7. Каковы особенности проведения педагогического эксперимента?

Информация о работе Методология педагогики и методы педагогических исследований