Методы детской психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 23:34, реферат

Описание работы

Детская психология – это наука, изучающая особенности психической жизни ребенка и закономерности психического развития в детском возрасте. Это развитие осуществляется как качественные преобразования в психике ребенка, смена различных, качественно своеобразных возрастных этапов психической жизни, каждый из которых имеет свои специфические особенности. В отличие от этого рост ребенка является процессом количественных накоплений, т. е. увеличением того же качества.

Содержание работы

Введение стр. 3
Методы детской психологии стр. 4
2.1. Основные методы стр. 4
А) Наблюдение стр. 4
Б) Эксперимент стр. 6
2.2. Вспомогательные методы стр. 8
А) Анализ стр. 8
Б) Беседа стр. 8
Заключение стр. 9
Литература стр. 10

Файлы: 1 файл

Методы детской психологии Реферат.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине

«Детская психология!

на тему  :

«Методы детской психологии.»

 

 

 

Выполнила студентка:

Проверил преподаватель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

 

  1. Введение                                                                        стр. 3
  2. Методы детской психологии                                       стр. 4

      2.1. Основные методы                                                        стр. 4

            А) Наблюдение                                                              стр. 4

            Б) Эксперимент                                                              стр. 6

      2.2. Вспомогательные методы                                            стр. 8

            А) Анализ                                                                        стр. 8

            Б) Беседа                                                                          стр. 8

  1. Заключение                                                                      стр. 9

            Литература                                                                       стр. 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение.

 

Детство – период наиболее интенсивного и эффективного развития человека.

Детская психология – это наука, изучающая особенности психической жизни ребенка и закономерности психического развития в детском возрасте. Это развитие осуществляется как качественные преобразования в психике ребенка, смена различных, качественно своеобразных возрастных этапов психической жизни, каждый из которых имеет свои специфические особенности. В отличие от этого рост ребенка является процессом количественных накоплений, т. е. увеличением того же качества.

Психическое развитие ребенка осуществляется другим путем, чем развитие животных. Оно происходит не как развертывание врожденных биологических задатков или накопление индивидуального опыта, а через присвоение культурно-исторического опыта, превращение общественных ценностей и норм деятельности в собственные, индивидуальные способности ребенка.

Детская психология как самостоятельная, фундаментальная наука имеет  тесные и взаимные связи с другими  дисциплинами. С одной стороны, она  опирается на философию, культурологию, психологию развития и общую психологию и дает эмпирический материал для них, с другой – она является научным фундаментом для педагогической психологии, педагогики и практической психологии.

Психика ребенка очень чувствительна  и поддающаяся внешним неблагоприятным  воздействиям, грубое вмешательство  может затормозить или исказить психическое развитие ребенка. Поэтому при изучении детской психологии пользуются следующими принципами:

1) гуманизма и педагогического  оптимизма. Главное содержание  его выражается в требовании  «Не навреди!" Психолог должен, прежде всего знать психологические особенности, причины поведения ребенка, тактично, чутко, уважительно относиться к ней, верить в ее будущее. Психологическое исследование предполагает не только установление уровня развития, но и изучение его скрытых резервов;

2) научности и объективности. Этот принцип предусматривает изучение психического развития, его механизмов и закономерностей согласно основам детской психологии, а не других наук или по аналогии с психических особенностей взрослого. При этом важно учитывать законы и закономерности детского развития, особенности детской психики на каждом возрастном этапе. Психология исходит из того, что ребенок является полноценным человеком с присущими ей собственным видением мира, составом мыслей, содержанием и проявлениями переживаний. Перед изучением ребенка и его внутреннего мира необходимо усвоить основные идеи психологической науки, овладеть специальными знаниями по детской психологии;

3) детерминизма. Любое психическое  явление взаимосвязано с другими,  объясняется комплексом внешних  и внутренних причин: условиями жизни, воспитанием, особенностями социального окружения, характером общения ребенка со взрослыми и сверстниками, спецификой ее деятельности и активности. Не бывает «хороших» или «трудных» детей, а есть причины, обусловливающие проявление определенного качества, присущего конкретному ребенку. Поэтому так важно понять причины становления психики ребенка, конкретных психологических фактов;

4) единства сознания и деятельности. Сознание формируется в деятельности, «руководит» ею, а усложнения деятельности, освоение новых ее видов обогащает и изменяет сознание. Это означает, что изучать сознание можно опосредованно, через изучение деятельности ребенка;

5) развития психики, сознания  в деятельности. Все психические  особенности ребенка находятся в становлении, основным условием их проявления и развития является деятельность. Она не только выступает одним из условий развития психики, но и одним из путей ее изучения. Поэтому для изучения психических особенностей ребенка нужно организовать соответствующую деятельность (творческое воображение, например, можно зафиксировать в рисовании или при составлении сказок);

6) историзма (генетический подход  к изучению психики ребенка). При  изучении явлений детской психологии  необходимо с выяснять, как они  возникли, развиваются и изменяются под влиянием взаимодействия ребенка со взрослым, ее деятельности и общения со сверстниками. Этот принцип направляет исследователя на анализ влияния конкретных культурно-исторических условий на развитие психики детей, становления их личности;

7) комплексности, системности и  последовательности. Изучение ребенка  должно происходить последовательно,  через определенные промежутки  времени. При этом необходимо  исследовать не отдельные параметры,  а прослеживать все аспекты  развития, чтобы не только контролировать, но и прогнозировать его переход, ставить педагогические задачи. Важно также определить место каждого качества в структуре психики, ее взаимосвязь с другими сторонами психического развития. Ни свойство не возникает изолированно: появление одного непременно стимулирует появление другой. Бессистемное исследование не дает целостной картины психического развития ребенка. Это обязывает исследователя не анализировать разрозненные факты, а сопоставлять их, прослеживать все аспекты развития психики ребенка в их взаимосвязях;

8) тщательности и регулярности. Соблюдение его предусматривает  детальное, системное отслеживание  процесса формирования психики  детей с использованием соответствующих  методов исследования;

9) возрастного, индивидуального и личностного подхода. Общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка индивидуально, своеобразно и неповторимо. Каждый ребенок усваивает речь, учится ходить, действовать с предметами, при этом путь ее развития остается индивидуальным.

Важно помнить, что ребенок является специфическим объектом исследования. Детская психика находится в  становлении и развитии, изучая ее, необходимо руководствоваться методологическими  принципами.

 

2 Методы детской психологии.

 

Метод (от греческого «путь к чему-либо») – это общий подход, способ исследования. Метод определяется предметом изучения и общими представлениями о нем. Например, если ученый исследует психическое развитие ребенка и при этом исходит из представления о том, что это развитие определяется природными, биологическими факторами, его главным методом будет максимально возможное устранение всех влияющих извне социальных воздействий на предмет изучения. Если же он, напротив, полагает, что это развитие определяется влияниями социальной среды, он будет специально организовывать эти внешние воздействия и анализировать характер их влияния на особенности психики ребенка. Таким образом, разные взгляды на предмет порождают разные стратегии исследования, или разные методы.

Нужно различать методы и методики исследования. В отличие от метода, методика – это частный, тактический способ получения фактов, который зависит от конкретных условий работы ученого, особенностей его объекта (например, от возраста детей), изобретательности самого исследователя и пр. Исследовательских методик в детской психологии великое множество.

 

2.1 Основные методы

   А) Метод наблюдения.

Наблюдение предполагает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических  фактов. Любое наблюдение имеет четко  поставленную цель. Перед наблюдением составляют схему, которая в дальнейшем поможет правильно интерпретировать данные. Еще до начала наблюдения исследователь должен предположить, что он может увидеть, иначе многие факты могут быть пропущены из-за незнания об их существовании. Подчеркнем, что нет несущественных фактов, каждый из них несет определенную информацию о психологической жизни ребенка..

Наблюдение позволяет увидеть  естественные проявления ребенка. Не зная о том, что выступает объектом изучения, малыш ведет себя свободно, раскованно. Это позволяет получить объективные результаты. В процессе наблюдения у исследователя складывается целостное представление о личности ребенка. Объективность наблюдения достигается при соблюдении трех условий. Первое условие: ребенок не знает, что он является объектом изучения.

Известный психолог М.Я. Басов доказал, что возраст с 3 до 7 лет наиболее благоприятен для наблюдения, потому что дети этого возраста еще далеки от полного осмысления своего положения  как испытуемых и своей роли в  отношениях с наблюдателем.

Второе условие: наблюдение проводится не от случая к случаю, а систематически. Ведь в процессе наблюдения перед  исследователем предстает целая  группа фактов и бывает очень трудно отделить характерное, существенное от случайного и второстепенного.

Приведем пример. Педагог, наблюдая за поведением ребенка во время обеда, заметил, что малыш отказывается от еды, повторяя: «Не хочу, не хочу». Следует ли сделать вывод о  том, что малыш капризен? Конечно, нет. Ведь причинами описанного поведения  могут быть, например: - капризность как устойчивая характеристика личности малыша;

- переутомление или болезнь  ребенка;

- переживание обиды, если ребенку  не дали желаемую игрушку;

- недовольство ребенка стилем  общения воспитателя с ним  (частые резкие окрики, несправедливые замечания и пр.) и т. д.

Приведенный пример подтверждает, что  один и тот же психологический  факт может иметь разное значение в зависимости от вызвавших его  причин. Повторность наблюдения позволяет  вскрыть истинные причины.

Третье условие, обеспечивающее объективность наблюдения, состоит в правильной позиции исследователя. Часто, находясь под влиянием социальных стереотипов, педагог искаженно воспринимает и интерпретирует психологические факты. Отрицательное отношение к ребенку приводит к тому, что взрослый не замечает положительных черт или объясняет их как случайные, выделяя и подчеркивая негативные стороны. И наоборот, положительное отношение к малышу, предпочтение его другим детям заставляет педагога обращать внимание только на позитивные стороны, преувеличивать достижения, а отрицательные моменты не видеть. Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо составить объективное мнение о ребенке на основе научного наблюдения. А затем обратиться к мнению родителей и других взрослых, работающих с ребенком.

Объективность наблюдения во многом зависит от умения правильно зафиксировать  психологические факты в протоколе. Такая «фотографическая запись», по определению М.Я. Басова, подробно описывает  мимические, пантомимические выражения  эмоций, дословно, без изменений передает речь ребенка в прямой форме, отмечает паузы, интонацию, силу голоса, темп, указывает, к кому речь обращена. Запись, называя действия, подробно отражает все операции, из которых состоят эти действия. «Фотографическая запись» представляет целостную картину ситуации, в которую включен ребенок, поэтому в протоколе отмечают реплики взрослых, сверстников, адресованные ребенку, действия окружающих, направленные на него.

Поскольку наблюдения фиксируются  в протоколе в описательной форме, обрабатывать их (особенно с помощью математических методов) достаточно сложно. Необходимо учитывать, что собрать быстро большой фактический материал с помощью наблюдения нельзя, так как одновременно можно наблюдать только за одним ребенком. При наблюдении взрослый не может вмешаться в детскую деятельность, вызвать необходимое психическое явление, он занимает выжидательную позицию.

 

Различают несколько видов наблюдения: полное и частичное, включенное и  невключенное. Полное предполагает исследование всех психических проявлений, частичное - одного из них, например речи или игры. Наблюдение зависит от позиции наблюдателя, который может быть включен в группу детей и взаимодействует с ними, одновременно наблюдая, или находится вне детской деятельности.

 

 Б) Метод эксперимента

 

Психологический эксперимент позволяет  психологу целенаправленно вызывать интересующие его явления психики. В эксперименте психолог специально создает и видоизменяет условия, в которых находится ребенок. Поведение ребенка в разных экспериментальных  условиях (его качественный и количественный анализ) позволяет делать некоторые выводы о его психологических характеристиках. Например, чтобы выяснить, какую форму общения со взрослым предпочитают дошкольники, экспериментатор организует различные ситуации общения с ребенком. В одной из них взрослый играет с ним в игрушки, в другой – читает книжки или беседует о чем-то познавательном, в третьей – разговаривает на личностные темы: о его отношениях с друзьями, разных человеческих качествах и пр. Затем экспериментатор сравнивает характер поведения ребенка в этих ситуациях и выясняет, какая из них является для дошкольника предпочтительной. Этот эксперимент позволяет констатировать главную форму общения ребенка. Подобные эксперименты называют констатирующими, поскольку они позволяют зафиксировать (или констатировать) какие-либо особенности развития ребенка.

Информация о работе Методы детской психологии