Методы формирования познавательных интересов у студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 02:50, реферат

Описание работы

Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач развития общества, так как именно и ВУЗ готовит человека к активной деятельности в разных сферах жизни общества, поэтому способность образовательного учреждения гибко реагировать на актуальные запросы общества имеет важное значение.

Содержание работы

Введение
Познавательный интерес
Мотивация содержанием
Мотивация процессом
Заключение

Файлы: 1 файл

реферат познават деят студ.doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И  СПОРТА УКРАИНЫ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И  СПОРТА АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РВУЗ „КРИМСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ” (г. ЯЛТА)

 

Институт филологии, истории и искусств

 

Кафедра украинской филологии и методики преподавания

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему

«Методы формирования  познавательных интересов у студентов»

 

 

 

 

 

 

Дисциплина: «Педагогика  высшей школы»

Специальность: «Украинский  язык и литература»

Выполнила: студентка  группы 61/2-У

Воронова Ангелина

Руководитель: Шушара Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

Ялта – 2013

 

ПЛАН

 

  1. Введение
  2. Познавательный интерес
  3. Мотивация содержанием
  4. Мотивация процессом
  5. Заключение

 

Системы  образования  в  любой  стране  призваны  способствовать  реализации  основных задач развития общества, так как именно и ВУЗ готовит человека к активной деятельности  в разных  сферах  жизни общества,  поэтому способность образовательного учреждения  гибко  реагировать  на  актуальные  запросы  общества  имеет  важное  значение.

Развитие современного общества,  внедрение научных идей в учебную практику требуют особого внимания  к проблемам обучения  и воспитания  студентов,  адекватной  реакции преподавателя на происходящие изменения.

В ВУЗе нужно  привить студенту стремление к постоянному  пополнению своих знаний с помощью самообразования, воспитать у него внутреннее побуждение расширять свой общий и профессиональный кругозор, чтобы стать специалистом, который способен  не  только  быть  хорошим  исполнителем  задачи,  но  и  совершенствовать  свой  труд, поднимать  его  на  уровень  творческой  деятельности.  Реализовывать  эту  задачу необходимо  в  условиях  стремительного «обновления»  циркулирующей  в  обществе информации,  когда  одни  данные  устаревают  и  перестают  использоваться,  другие приходят  им  на  смену  и  занимают  прочное место как в различных профессиональных областях, так и в повседневной жизни человека.

Следовательно,  актуальной  проблемой  современного  образования  является формирование  и  развитие  познавательных  интересов  студента,  личность  которого является  центральной  фигурой  образовательного  процесса,  и  так  как  именно  интерес  к познавательной  деятельности,  воспитанный  в  ВУЗе,  впоследствии  станет  основой  для развития  способности  человека  в  любых  условиях  идти  в  ногу  со  временем.

«Познавательный  интерес  можно  назвать  избирательной  деятельностью  человека  на познание предметов, явлений, событий окружающего  мира, активизирующей психические процессы,  деятельность  человека,  его  познавательные  возможности» [4]. В  условиях обучения  познавательный  интерес  выражен  в  расположенности  студента  к  учению,  к познанию  деятельности  в  области  одного  или  ряда  учебных  предметов.  Вопросы целенаправленного  формирования  познавательных интересов студентов  должны  быть тщательно изучены преподавателем,  поскольку именно  познавательная  мотивация является непременным  условием  успешной  учебной,  а  в  дальнейшем  и  профессиональной деятельности человека.

Основой  познавательной  мотивации  является  потребность  в  познании [1].

Познавательная  потребность  на  протяжении  всей  жизни  человека  проходит  различные  стадии  развития.  Потребность  во  впечатлениях  является  первым (начальным)  уровнем этой потребности, она ярко выражена у маленьких детей и заключается в реагировании на новизну стимула. Следующий уровень – потребность в знаниях (любознательность). Она выражается в интересе к предмету, склонности к его изучению, любви к чтению книг и т.д.

Здесь  активность  человека  уже более направлена  и познавательная  потребность на  уровне любознательности  носит стихийно-эмоциональный характер  и чаще  всего не  имеет социально значимого продукта  деятельности.  К самому  высокому  уровню  развития познавательной потребности относятся устойчивые осознанные стремления к получению новых  знаний,  познавательная  потребность  здесь  имеет  характер  целенаправленной деятельности и приводит к общественно значимым результатам. В теоретическом плане предполагается, что устойчивые и осознанные стремления к получению знаний в большей степени свойственны студентам, что познавательные  интересы  становятся  в целом их  доминирующими мотивами  учения, студентов начинает привлекать возможность обогатить свои знания, расширить их. Но при  экспериментальном  изучении  мотивации  учебной  деятельности  студентов  можно увидеть, что «ведущим мотивом у 58% опрошенных является страх перед родителями и преподавателями, опасение получить плохую отметку, не сдать вовремя зачет, «провалиться» на экзаменах,  оказаться  несостоятельными  в  глазах  более  успешных товарищей. Собственно познавательный мотив, как и мотивы, так или иначе связанные с самореализацией личности, занимали в ответах студентов от 4 до 12%» [2].

Таким образом,  можно  сделать  предварительный  вывод  о  том,  что  к  началу  обучения  в ВУЗе студенты  не  достигают необходимого  уровня  развития  познавательной  потребности, который должен стать основой их взрослой жизни и, возможно, дальнейшего обучения. В связи с этим проблемы, связанные с целенаправленным формированием познавательных интересов студентов, являются достаточно актуальными для современной высшей школы.

Ведущей деятельностью для  студентов всех возрастов является учение.

В 70-е  гг. XX в.  Д.  Б. Элькониным  была  предложена  возрастная  периодизация развития  психики,  основанная  на  смене ведущих деятельностей:  игры (дошкольники), обучения (младшие школьники),  интимно-личного общения (подростки),  учебно-профессиональной  деятельности (юношеский  возраст) [3]. Таким образом,  в юношеском возрасте студенты  в той или иной  степени включаются  в новый тип ведущей  деятельности – учебно-профессиональный.  Учебная деятельность  становится средством реализации жизненных планов будущего. Учение на этом  этапе приобретает непосредственный  жизненный смысл,  так как студенты начинают отчетливо осознавать, что необходимым условием достойного участия в будущей трудовой жизни являются приобретенные знания и умения. 

Обычно на этом фоне мыслительная деятельность студентов характеризуется все  повышающимся  уровнем  обобщения  и  абстрагирования,  увеличивающейся тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать и доказывать положения,  делать  обоснованные  выводы,  связывать  изучаемые  факты  и  явления  в систему.  Существенные  изменения  наблюдаются  в  стиле  их  умственной  деятельности, которая  носит  все  более  активный,  самостоятельный  творческий  характер.  В  числе главных  новообразований  юношеского  возраста  познавательный  интерес рассматривается в психолого-педагогических исследованиях (Г.И. Щукина, Ф.К. Савина) [4].  В этот  период происходит осознание будущей профессии и как следствие этого формирование интереса  к тем предметам,  которые  связаны  с этим  выбором.

Познавательный  интерес  складывается  в  процессе  жизнедеятельности  человека  и  в конечном  итоге  становится  устойчивой  чертой  характера.  Но  для  этого  необходимо систематически  укреплять  и  развивать  познавательный  интерес,  используя  различные педагогические средства. 

К  педагогическим  средствам,  оказывающим  влияние  на  познавательные  мотивы студентов,  можно отнести различные приемы,  связанные с содержанием учебного материала,  методами  и формами обучения,  наглядными  и  техническими  средствами, личностью  преподавателя,  общественным  мнением группы.  Для  формирования  положительной мотивации  учения  и  в  том  числе  познавательного  интереса  необходимо  рациональное использование  таких  средств  и  их  сочетаний,  которые  за  малый  промежуток  времени могут  обеспечить  максимальный  положительный  результат  в  развитии  мотивации.

Все приемы,  оказывающие  влияние  на  учебную  деятельность  в  целом  и  на  познавательные мотивы в частности, можно разделить на две составляющие: 1) мотивация содержанием, к которой  отнесем  все  приемы,  связанные  с  отбором,  изложением,  представлением учебного материала; 2) мотивация процессом, под которой подразумевается совокупность различных  средств,  методов,  приемов,  связанных  с  организацией  учебной  деятельности студентов.

Первое,  что  является  предметом  познавательного  интереса  для  студентов – это новые знания о мире. Интерес вызывает и подкрепляет такой учебный материал, который является  для  учащихся  новым,  неизвестным,  поражает  их  воображение,  заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул  познания,  его первичный элемент.  Новизна, необычность,  неожиданность,  странность,  несоответствие  прежним  представлениям – все  это  элементы  занимательности. «Занимательность – это средство  привлечения интереса  к  предмету  или  процессу  изучения,  которое  способствует  переходу познавательного интереса со стадии простой ориентировки, ситуативного, эпизодического интереса  на  стадию  более  устойчивого  познавательного  отношения,  стремления углубиться  в  сущность  познаваемого» [2]. Занимательность связана с интересными сторонами вещей,  явлений,  процессов,  воздействующих  на  студентов и вызывающих чувство удивления, которое является началом всякого познания. Но, как всякое средство, занимательность  может  давать  различный  эффект  в  зависимости  от  многих  условий своего  применения. Поэтому познавательный интерес к учебному  материалу  не  может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к тому, что удивляет и поражает воображение. Так как это явления преходящие, неоправданно  частое  использование  приемов,  связанных  с  занимательной  стороной изучаемого  материала,  может  привести  к  совершенно  противоположным  результатам.

Помимо занимательности, формированию интереса к познанию содействует  также показ новейших достижений науки, приближение содержания излагаемого  материала к самым важным открытиям  в науке и технике. Существуют различные методы и приемы, которые позволяют добиться того, чтобы содержание оказало влияние на формирование и развитие познавательных интересов студентов. Выделим некоторые из них (табл. 1).

Таблица 1 – Мотивация содержанием

Прием

Причина

Элементы занимательности 

 Использование  различных приемов, ситуаций, ярких  фактов,  которые  вызывают  положительное эмоциональное состояние 

Анализ жизненных  ситуаций

Студентам  важно  знать  причины,  по которым им предлагают решить ту или иную задачу, изучить конкретную тему. Эти причины должны быть  для  них  значимыми,  и  поэтому  важно  при изучении определенной темы  подбирать такие задачи, которые имеют непосредственную связь с жизнью и с которыми могут  столкнуться  многие студенты, причем это должны  быть не  просто бытовые, а близкие к увлечениям,  жизненным проблемам  студентов  ситуации.  Важно показать  возможность разрешения  описанной жизненной проблемы путем использования знаний, умений и навыков, полученных на занятии

Личностная

значимость 

изучаемого 

материала

Многие  студенты  полностью сосредотачивают  свое  внимание  только на тех предметах, которые  имеют непосредственное  отношение  к  их  будущей профессии. 

Поэтому важно  при изложении учебного материала  обращать  внимание  на  возможность  применения полученных  знаний  в  той  или  иной

профессиональной  области.


Далеко  не  все  в  учебном  материале  может  быть  для  студентов  интересно.  И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности (табл. 2).

Таблица 2 – Мотивация процессом

Прием

Причина

Создание 

проблемных 

ситуаций 

Учебный материал намного лучше усваивается в  том случае,  когда  для  его  получения  была  проделана определенная  работа,  были  преодолены  какие-то трудности.  Поэтому для организации такой работы можно использовать  противоречия  между имеющимися  знаниями  и возможностями решения конкретных задач

Ролевой подход 

Возможность  выступить  в  роли  другого  человека  или предмета  позволяет  студенту  проявить  свои творческие  способности,  выйти  из  жестких  рамок, взглянуть на ситуацию с другой стороны и тем самым лучше понять и усвоить материал

Игры, конкурсы,

кроссворды,

ребусы и  т.п.

Для  студентов  трудно  долго удерживать внимание на определенном материале или же  заниматься  однотипной  деятельностью,  поэтому  использование  на  занятиях  различных  игровых  моментов или заданий позволяет снять напряжение и  в то же время улучшить усвоение учебного материала. Это связно с яркими эмоциональными переживаниям,  которые испытывают студенты в игровых ситуациях


 

Вследствие  информатизации и в том числе  компьютеризации общества и образования  появляются  новые,  нетрадиционные  формы  образования — дистанционное  обучение, когда преподаватель и студенты разделены пространством. Обучение в дидактике понимается как взаимодействие  преподавателя  и студентов.  Это двуединый процесс.  Следовательно,  когда речь  идет  о дистанционном обучении,  предполагается  наличие  в  этом  процессе преподавателя  и  студенты, их общение. При дистанционном  обучении  обеспечивается систематическая  и эффективная  интерактивность, причем  не  только между преподавателем  и студентами, но и между самими студентами.  Взаимодействие осуществляется  на  основе компьютерных телекоммуникаций. Некоторые модели дистанционного обучения, например интеграция очных и дистанционных форм обучения, в настоящее время широко применяется в высшем  образовании (профильные  курсы,  использование  курсов  для  углубления знаний, ликвидации пробелов в знаниях). 

Информация о работе Методы формирования познавательных интересов у студентов