Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 02:50, реферат
Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач развития общества, так как именно и ВУЗ готовит человека к активной деятельности в разных сферах жизни общества, поэтому способность образовательного учреждения гибко реагировать на актуальные запросы общества имеет важное значение.
Введение
Познавательный интерес
Мотивация содержанием
Мотивация процессом
Заключение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РВУЗ „КРИМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ” (г. ЯЛТА)
Институт филологии, истории и искусств
Кафедра украинской филологии и методики преподавания
РЕФЕРАТ
на тему
«Методы формирования познавательных интересов у студентов»
Дисциплина: «Педагогика высшей школы»
Специальность: «Украинский язык и литература»
Выполнила: студентка группы 61/2-У
Воронова Ангелина
Руководитель: Шушара Т.В.
Ялта – 2013
ПЛАН
Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач развития общества, так как именно и ВУЗ готовит человека к активной деятельности в разных сферах жизни общества, поэтому способность образовательного учреждения гибко реагировать на актуальные запросы общества имеет важное значение.
Развитие современного общества, внедрение научных идей в учебную практику требуют особого внимания к проблемам обучения и воспитания студентов, адекватной реакции преподавателя на происходящие изменения.
В ВУЗе нужно привить студенту стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, воспитать у него внутреннее побуждение расширять свой общий и профессиональный кругозор, чтобы стать специалистом, который способен не только быть хорошим исполнителем задачи, но и совершенствовать свой труд, поднимать его на уровень творческой деятельности. Реализовывать эту задачу необходимо в условиях стремительного «обновления» циркулирующей в обществе информации, когда одни данные устаревают и перестают использоваться, другие приходят им на смену и занимают прочное место как в различных профессиональных областях, так и в повседневной жизни человека.
Следовательно, актуальной проблемой современного образования является формирование и развитие познавательных интересов студента, личность которого является центральной фигурой образовательного процесса, и так как именно интерес к познавательной деятельности, воспитанный в ВУЗе, впоследствии станет основой для развития способности человека в любых условиях идти в ногу со временем.
«Познавательный интерес можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности» [4]. В условиях обучения познавательный интерес выражен в расположенности студента к учению, к познанию деятельности в области одного или ряда учебных предметов. Вопросы целенаправленного формирования познавательных интересов студентов должны быть тщательно изучены преподавателем, поскольку именно познавательная мотивация является непременным условием успешной учебной, а в дальнейшем и профессиональной деятельности человека.
Основой познавательной мотивации является потребность в познании [1].
Познавательная потребность на протяжении всей жизни человека проходит различные стадии развития. Потребность во впечатлениях является первым (начальным) уровнем этой потребности, она ярко выражена у маленьких детей и заключается в реагировании на новизну стимула. Следующий уровень – потребность в знаниях (любознательность). Она выражается в интересе к предмету, склонности к его изучению, любви к чтению книг и т.д.
Здесь активность человека уже более направлена и познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер и чаще всего не имеет социально значимого продукта деятельности. К самому высокому уровню развития познавательной потребности относятся устойчивые осознанные стремления к получению новых знаний, познавательная потребность здесь имеет характер целенаправленной деятельности и приводит к общественно значимым результатам. В теоретическом плане предполагается, что устойчивые и осознанные стремления к получению знаний в большей степени свойственны студентам, что познавательные интересы становятся в целом их доминирующими мотивами учения, студентов начинает привлекать возможность обогатить свои знания, расширить их. Но при экспериментальном изучении мотивации учебной деятельности студентов можно увидеть, что «ведущим мотивом у 58% опрошенных является страх перед родителями и преподавателями, опасение получить плохую отметку, не сдать вовремя зачет, «провалиться» на экзаменах, оказаться несостоятельными в глазах более успешных товарищей. Собственно познавательный мотив, как и мотивы, так или иначе связанные с самореализацией личности, занимали в ответах студентов от 4 до 12%» [2].
Таким образом, можно сделать предварительный вывод о том, что к началу обучения в ВУЗе студенты не достигают необходимого уровня развития познавательной потребности, который должен стать основой их взрослой жизни и, возможно, дальнейшего обучения. В связи с этим проблемы, связанные с целенаправленным формированием познавательных интересов студентов, являются достаточно актуальными для современной высшей школы.
Ведущей деятельностью для студентов всех возрастов является учение.
В 70-е гг. XX в. Д. Б. Элькониным была предложена возрастная периодизация развития психики, основанная на смене ведущих деятельностей: игры (дошкольники), обучения (младшие школьники), интимно-личного общения (подростки), учебно-профессиональной деятельности (юношеский возраст) [3]. Таким образом, в юношеском возрасте студенты в той или иной степени включаются в новый тип ведущей деятельности – учебно-профессиональный. Учебная деятельность становится средством реализации жизненных планов будущего. Учение на этом этапе приобретает непосредственный жизненный смысл, так как студенты начинают отчетливо осознавать, что необходимым условием достойного участия в будущей трудовой жизни являются приобретенные знания и умения.
Обычно на этом фоне мыслительная деятельность студентов характеризуется все повышающимся уровнем обобщения и абстрагирования, увеличивающейся тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать и доказывать положения, делать обоснованные выводы, связывать изучаемые факты и явления в систему. Существенные изменения наблюдаются в стиле их умственной деятельности, которая носит все более активный, самостоятельный творческий характер. В числе главных новообразований юношеского возраста познавательный интерес рассматривается в психолого-педагогических исследованиях (Г.И. Щукина, Ф.К. Савина) [4]. В этот период происходит осознание будущей профессии и как следствие этого формирование интереса к тем предметам, которые связаны с этим выбором.
Познавательный интерес складывается в процессе жизнедеятельности человека и в конечном итоге становится устойчивой чертой характера. Но для этого необходимо систематически укреплять и развивать познавательный интерес, используя различные педагогические средства.
К педагогическим средствам, оказывающим влияние на познавательные мотивы студентов, можно отнести различные приемы, связанные с содержанием учебного материала, методами и формами обучения, наглядными и техническими средствами, личностью преподавателя, общественным мнением группы. Для формирования положительной мотивации учения и в том числе познавательного интереса необходимо рациональное использование таких средств и их сочетаний, которые за малый промежуток времени могут обеспечить максимальный положительный результат в развитии мотивации.
Все приемы, оказывающие влияние на учебную деятельность в целом и на познавательные мотивы в частности, можно разделить на две составляющие: 1) мотивация содержанием, к которой отнесем все приемы, связанные с отбором, изложением, представлением учебного материала; 2) мотивация процессом, под которой подразумевается совокупность различных средств, методов, приемов, связанных с организацией учебной деятельности студентов.
Первое, что является предметом познавательного интереса для студентов – это новые знания о мире. Интерес вызывает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания, его первичный элемент. Новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям – все это элементы занимательности. «Занимательность – это средство привлечения интереса к предмету или процессу изучения, которое способствует переходу познавательного интереса со стадии простой ориентировки, ситуативного, эпизодического интереса на стадию более устойчивого познавательного отношения, стремления углубиться в сущность познаваемого» [2]. Занимательность связана с интересными сторонами вещей, явлений, процессов, воздействующих на студентов и вызывающих чувство удивления, которое является началом всякого познания. Но, как всякое средство, занимательность может давать различный эффект в зависимости от многих условий своего применения. Поэтому познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к тому, что удивляет и поражает воображение. Так как это явления преходящие, неоправданно частое использование приемов, связанных с занимательной стороной изучаемого материала, может привести к совершенно противоположным результатам.
Помимо занимательности, формированию интереса к познанию содействует также показ новейших достижений науки, приближение содержания излагаемого материала к самым важным открытиям в науке и технике. Существуют различные методы и приемы, которые позволяют добиться того, чтобы содержание оказало влияние на формирование и развитие познавательных интересов студентов. Выделим некоторые из них (табл. 1).
Таблица 1 – Мотивация содержанием
Прием |
Причина |
Элементы занимательности |
Использование
различных приемов, ситуаций, ярких
фактов, которые вызывают
положительное эмоциональное |
Анализ жизненных ситуаций |
Студентам важно знать причины, по которым им предлагают решить ту или иную задачу, изучить конкретную тему. Эти причины должны быть для них значимыми, и поэтому важно при изучении определенной темы подбирать такие задачи, которые имеют непосредственную связь с жизнью и с которыми могут столкнуться многие студенты, причем это должны быть не просто бытовые, а близкие к увлечениям, жизненным проблемам студентов ситуации. Важно показать возможность разрешения описанной жизненной проблемы путем использования знаний, умений и навыков, полученных на занятии |
Личностная значимость изучаемого материала |
Многие студенты полностью сосредотачивают свое внимание только на тех предметах, которые имеют непосредственное отношение к их будущей профессии. Поэтому важно при изложении учебного материала обращать внимание на возможность применения полученных знаний в той или иной профессиональной области. |
Далеко не все в учебном материале может быть для студентов интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности (табл. 2).
Таблица 2 – Мотивация процессом
Прием |
Причина |
Создание проблемных ситуаций |
Учебный материал намного лучше усваивается в том случае, когда для его получения была проделана определенная работа, были преодолены какие-то трудности. Поэтому для организации такой работы можно использовать противоречия между имеющимися знаниями и возможностями решения конкретных задач |
Ролевой подход |
Возможность выступить в роли другого человека или предмета позволяет студенту проявить свои творческие способности, выйти из жестких рамок, взглянуть на ситуацию с другой стороны и тем самым лучше понять и усвоить материал |
Игры, конкурсы, кроссворды, ребусы и т.п. |
Для студентов трудно долго удерживать внимание на определенном материале или же заниматься однотипной деятельностью, поэтому использование на занятиях различных игровых моментов или заданий позволяет снять напряжение и в то же время улучшить усвоение учебного материала. Это связно с яркими эмоциональными переживаниям, которые испытывают студенты в игровых ситуациях |
Вследствие информатизации и в том числе компьютеризации общества и образования появляются новые, нетрадиционные формы образования — дистанционное обучение, когда преподаватель и студенты разделены пространством. Обучение в дидактике понимается как взаимодействие преподавателя и студентов. Это двуединый процесс. Следовательно, когда речь идет о дистанционном обучении, предполагается наличие в этом процессе преподавателя и студенты, их общение. При дистанционном обучении обеспечивается систематическая и эффективная интерактивность, причем не только между преподавателем и студентами, но и между самими студентами. Взаимодействие осуществляется на основе компьютерных телекоммуникаций. Некоторые модели дистанционного обучения, например интеграция очных и дистанционных форм обучения, в настоящее время широко применяется в высшем образовании (профильные курсы, использование курсов для углубления знаний, ликвидации пробелов в знаниях).
Информация о работе Методы формирования познавательных интересов у студентов