Методы и формы организации обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 00:06, контрольная работа

Описание работы

Обучение осуществляется различными методами. В переводе с греческого языка «метод» означает путь к чему-либо, способ достижения цели.
Метод обучения - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач.
Методы обучения не ограничиваются деятельностью педагога, а предполагают, что он с помощью специальных способов стимулирует и направляет познавательную и связанную с ней практическую деятельность самих детей. В методах обучения отражается взаимосвязанная деятельность педагога и детей, подчиненная решению дидактической задачи.

Содержание работы

1. Понятие о методах и приемах обучения -------------------------------------------- --3
2. Наглядные методы----------------------------------------------------------------------4
3. Практические методы------------------------------------------------------------------7
4. Игровые методы-----------------------------------------------------------------------10
5. Словесные методы---------------------------------------------------------------------11
6. Формы организации обучения------------------------------------------------------14
7. Применение данных методов на практике---------------------------------------17
Список используемой литературы ---------------------------------------------------20

Файлы: 1 файл

1.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

7. Применение данных методов на практике                                                                         Рассмотрим применение на практике различных методов обучения в детском саду на примере занятия детей в средней группе «Зимующие птицы».                                                                       Для проведения занятия необходимо дополнительно изучить литературу по экологическому образованию, а также создать подборку художественной литературы для дошкольного возраста про зимующих птиц и репродукции с изображением различных зимующих птиц и  иллюстрации картинок зимы.       Наглядный метод можно использовать в виде  наблюдения во время прогулки (за зимующими птицами, за изменениями в природе) в виде демонстрации и рассматривании картинок с изображением зимующих птиц и иллюстрации картинок зимы. Дети по картинкам описывают внешний вид птичек, сравнивают окраску оперенья, и т.д. изображенных на картинках синицы, сороки, воробья, снегиря, вороны. Используя данный метод необходимо не забывать, что важен порядок вопросов, посредством которых педагог руководит рассматриванием картины. Вначале используем вопросы, помогающие восприятию общего смысла картины «Ребята, кто изображены на всех этих картинках? (птицы)». Затем перед детьми ставятся вопросы, побуждающие к анализу содержания «Давайте, опишем снегиря? Какого цвета у него оперенье (грудка)?» и т.д. о каждой птице. После этого предлагаются вопросы, требующие установления связей между изображенными предметами «А кто мне может сказать, что общего у этих птиц?» Далее следуют вопросы, которые стимулируют воображение ребенка, побуждают к самостоятельным выводам, суждениям «Что ты знаешь о птицах? Ребята, как вы думаете, почему зимой мы не увидим на улице соловья или скворца? и т. д.»  Воспитатель показывает картинку с изображением зимы и кормушек для птиц, задаёт вопросы «Какое время года? Чем питаются птицы зимой? Кто смастерил кормушки для птиц? Поют ли птицы зимой? Где зимуют птицы?»  затем использует метод рассказа и в доступной для детей форме рассказывает о зимующих птицах.                                                                                                                   Под звуки музыки можно попросить детей полетать как птички, помахать руками-крылышками, поклевать носиками семечки «Воробушки, а что вы клюете?» и т.п. Наглядный материал позволяет:

  • развивать у детей наглядно-образное мышление;
  • проявлять интерес и любознательность к живому миру птиц;
  • расширить знание о роли птиц в природе и жизни человека;
  •        воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

      Закрепить знания, полученные на занятии, можно на прогулке, используя наглядный метод наблюдения за птичками. Так же при помощи воспитателя охарактеризуем увиденную птичку и сравним с птицей на картинке или с другой увиденной не улице птицей. К наблюдениям подготавливаемся заранее: запасаемся семечками, пшеном, кусочками хлеба для подкормки птиц зимой. Заранее развешиваем вместе с детьми кормушки на своем участке детского сада. Необходимо обращать внимание на то, чтобы дети узнавали и называли птиц по внешнему виду, выделяли особенности поведения и повадки птиц. Все это помогает воспитывать желание детей заботиться о птицах (подкармливать птиц зерном, кормом).                                                                                                                         Игровые методы. Для появления интереса у детей можно начать занятия с появлением персонажа – гостя например куклы Маши, которая будет загадывать загадки.                                                                                                                              Спинкою зеленовата, Животиком желтовата,                                                                 Чёрненькая шапочка. И полоска шарфика. (Синица)                                                                              Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!                                                                                             И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это. (Снегири)                                                             Загадка создаёт эффект неизвестного, непознанного. Она помогает устанавливать и осознавать связи между предметами и явлениями.                                                            Во время занятия можно использовать дидактические игры о птицах: «Собери и расскажи про птичку», «Каких птиц зимой не увидишь».  Игры рассчитаны на ознакомление детей с зимующими птицами, их образом жизни, на развитие зрительной и словесно-логической памяти.                                                                                  С детьми также можно поиграть в подвижную игру о птицах: «Воробышки и кот», обыгрывая особенности поведения и повадки птиц. Подвижные игры и упражнения позволяют развивать интерес детей к миру птиц; формируют умение детей соблюдать правила игры; развивают ловкость движений.                                            А также можно поиграть в пальчиковую игру «Снегири»: 
За углом для птиц новинка (шагают пальцами по столу). 
Там столовая «Рябинка». 
Погляди - ка, детвора, (сжимаем и разжимаем кулачки). 
Взошла красная заря. 
Снегири, скорей проснитесь (открываем клювики). 
И рябинкой угоститесь. (клюют пальцы в щепотке).                                                                                          Практический метод. Полученные знания о форме внешнем виде и окрасе зимующих птиц закрепляем  лепкой с детьми птичек из пластилина. Дети выделяют, что у снегиря нужно сделать красную грудку, что воробей это маленькая птичка, а у сороки длинный хвост. Дети определяют и называют эти свойства, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия. Значит, данная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно – образного мышления.                                                                                                             Словесные методы. Воспитатель читает детям художественные произведения: Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», стих О.Григорьевой «Синица», «Покормите птиц» А.Яшин. После каждого чтения проводим беседы: например «Трудно птицам зимовать» и т.д. Словесные методы в так называемом чистом виде в детском саду употребляем очень редко. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому рассматривание иллюстраций с детьми, позволяет развивать у детей образное представление о зимующих птицах, учить любить и беречь природу, а также увеличивать словарный запас слов.

 

Список используемой литературы

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие. – М., 2000 

 


Информация о работе Методы и формы организации обучения