Методы и приемы обучения изобразительному искусству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 12:04, реферат

Описание работы

Важной задачей обучения является развитие умения составлять узоры, учитывая ритм, симметрию, цвет.
Решение этой задачи связано с особенностями эстетического развития дошкольника. Детям доступно выполнение простейших ритмических построений и использование ярких, контрастных сочетаний цветов (в старшем возрасте — оттенков) для создания выразительной композиции.

Содержание работы

Введение
1.Методы и приёмы обучения
1.1.Наглядные методы и приемы обучения
1.2.Словесные методы и приемы обучения
1.3.Игровые приемы обучения
2.Типы занятий
3.Организация занятий
4.Подготовка к занятию
5.Изобразительная деятельность вне занятий
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Методы и приемы обучения изобразительному искусству.docx

— 53.34 Кб (Скачать файл)

ГОУ

ДПО

Кафедра теории и методики дошкольного образования 
 

Реферат

На тему «Методы и приемы обучения изобразительному искусству» 
 
 
 
 

Выполнил: воспитатель Ульянова Е.В.

МБДОУ № 19, г. Павлово 
 
 
 
 

2012 г. 

Содержание

Введение

1.Методы  и приёмы обучения

     1.1.Наглядные методы и приемы обучения

     1.2.Словесные методы и приемы обучения

     1.3.Игровые приемы обучения

2.Типы занятий

3.Организация занятий

4.Подготовка к занятию

5.Изобразительная деятельность вне занятий

Заключение

Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Одна из основных задач обучения детей — воспитание умения правильно передавать свои впечатления  от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов  и явлений. 
Изобразительные возможности дошкольника в передаче окружающего ограниченны. Не все, что ребенок воспринимает, может служить темой для его рисунка или лепки. 
Дошкольнику трудно передать все характерные признаки предмета, так как он не имеет достаточно развитых изобразительных умений. Например, передача различных переживаний, чувств человека, сложных ракурсов, гармонических цветовых сочетаний требует знания законов перспективы композиции, светотени, цветовидения и т. д. Тем более не может ребенок создать обобщенный типичный образ, отобрать и объединить в одном изображении черты, свойственные целому ряду предметов. Ему недоступны многие приемы изобразительного искусства в силу их сложности или условности. 
Правдивость создаваемых дошкольниками образов будет заключаться в наличии некоторых признаков предмета, которые дадут возможность узнать предмет. 
Большое значение в правдивой передаче впечатлений имеет способ изображения. Дети учатся передавать форму предмета, соотношение его частей, расположение объектов в пространстве, их цвет и т. д. 
Следующая задача обучения — развитие умений изображения нескольких предметов, объединенных общим содержанием. 
Задача создания тематической композиции требует изображения группы предметов, логически связанных между собой. В жизни ребенок легко улавливает связи и отношения между предметами, однако для передачи этих отношений в рисунке или лепке дошкольник должен овладеть целым рядом изобразительных умений и навыков, требующих большой работы мысли и воображения. Ребенку необходимо определить, что является главным в изображении, а что второстепенным; решить композиционные задачи — как скомпановать все объекты, чтобы видна была связь между ними; какими цветами следует закрасить предметы, в каком положении их изобразить и т. д. 
Овладение этими изобразительными приемами — задача довольно сложная, требующая развития мышления. В детском саду она решается главным образом в старших группах. 
Важной задачей обучения является развитие умения составлять узоры, учитывая ритм, симметрию, цвет. 
Решение этой задачи связано с особенностями эстетического развития дошкольника. Детям доступно выполнение простейших ритмических построений и использование ярких, контрастных сочетаний цветов (в старшем возрасте — оттенков) для создания выразительной композиции. Эта задача осуществляется по преимуществу на занятиях декоративным рисованием и аппликацией. В лепке — это украшение вылепленной посуды и декоративных пластин узором, выполненным в виде росписи красками или лепным способом. 
Одна из важных задач обучения изобразительному искусству — овладение техническими приемами работы с различными материалами. Изобразительные умения заключаются в способности передавать форму предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы. С изобразительными умениями тесно связаны технические навыки. Для изображения любого предмета надо уметь свободно и легко проводить линии в любом направлении, а как передать форму предмета посредством этих линий — это уже изобразительная задача. 
Приобретение технических навыков только на начальном этапе обучения требует большой сосредоточенности, активной работы мысли ребенка. Постепенно технические навыки автоматизируются, рисующий пользуется ими без особого напряжения. Технические навыки включают правильное использование материалов и оборудования. В рисовании, например, элементарные технические навыки заключаются в умении правильно держать карандаш, кисть и свободно пользоваться ими. 
Значение технических навыков велико, так как часто отсутствие их ведет к снижению интереса детей к изобразительной деятельности, вызывает у них неудовлетворенность. 
Приобретенные навыки правильного и свободного пользования материалом должны использоваться не механически, а с учетом особенностей предмета изображения. 
Таким образом, задачи обучения изобразительной деятельности тесно связаны со спецификой данного вида искусства и одновременно способствуют осуществлению воспитательных задач, развитию художественных способностей детей.

1.1.Наглядные  методы и приемы обучения

 
К наглядным методам и приемам  обучения относятся использование  натуры, репродукции картин, образца  и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских  работ в конце занятия, при  их оценке. 
Под натурой в изобразительном искусстве понимаются предмет или явление, которые изображаются при непосредственном наблюдении. Работа с натуры предполагает изображение предмета с определенной точки зрения, в том положении, в каком он находится по отношению к глазу рисующего. Эта особенность изображения с натуры обусловливает и своеобразие восприятия в процессе занятия. Основным здесь будет зрительное восприятие, причем при изображении на плоскости (рисунок, аппликация) предмет воспринимается только с одной стороны; при лепке и конструировании дети должны иметь возможность поворачивать натуру, анализировать объемную форму в различных поворотах. 
Способность воспринимать предмет в совокупности его качеств свойственна уже ребенку младшего дошкольного возраста. Однако необходимость изобразить предмет с натуры предполагает умение анализировать соотношение частей, расположение их в пространстве. Психологи считают, что ребенок дошкольного возраста способен к такому аналитико-синтетическому восприятию только при условии правильного педагогического руководства. 
Отметим некоторые особенности использования натуры в работе с детьми дошкольного возраста. 
Натура прежде всего облегчает работу памяти, так как процесс изображения объединяется с восприятием; помогает ребенку правильно понять и передать форму и строение предмета, его цвет. Несмотря на способность детей 4—5 лет делать несложный анализ объектов изображения, работа с натуры в этом возрасте имеет свои отличия от использования натуры школьниками и художниками. 
Воспринимая предмет, ребенок должен показать его объем (дать двухмерное изображение трехмерной натуры на плоскости), что связано с применением светотени, передачей перспективных изменений предмета, показом сложных ракурсов. Дошкольникам эти приемы изображения недоступны. Поэтому в качестве натуры для них подбирают предметы простой формы, имеющие четкие очертания и членения частей. 
Натура помещается так, чтобы все дети воспринимали ее с наиболее характерной стороны. Воспитателю следует детально рассмотреть с детьми натуру, направляя и облегчая словом и жестом процесс анализа. Этот процесс требует определенной культуры восприятия, развитого аналитического мышления. Такие навыки начинают развиваться у детей 5—6 лет. В этом возрасте они учатся при изображении сравнивать и исправлять свою работу в соответствии с натурой. Например, в старшей группе при изображении с натуры ветки ели дети передают расположение ветки в пространстве (наклонное или вертикальное), количество и размеры ответвлений слева и справа, рисуют густую хвою темного или светлого тона. 
В качестве натуры могут использоваться листья, ветки, цветы, плоды, а также игрушки, изображающее людей, животных, транспорт. 
Не рекомендуется применять в качестве натуры живых птиц, животных. Их движения, звуки будут отвлекать детей от рисования, не дадут возможности сосредоточить внимание на восприятии предмета в нужном положении. 
Таким образом, использование натуры как метода обучения охватывает весь процесс изображения: первоначальный анализ предмета, сравнение изображения с натурой по форме, положению, цвету, оценка результатов работы путем сопоставления рисунка и натуры. 
Иногда натура может использоваться как частный прием и не влиять на характер занятия в целом. Например, в процессе рисования по замыслу ребенок просит помочь в изображении какого-либо предмета. Воспитатель ставит перед ребенком необходимую игрушку, которая используется в качестве натуры. В целом же работа над изображением будет определяться содержанием замысла. Натура лишь поможет лучше его осуществить. Рассматривание В младших и средней группах часто в начале предметов занятия проводят показ отдельных предметов. Рассматривание детьми мяча, ленточек, лопатки и т. п. проводят с целью привлечения внимания детей к заданию и оживления их представлений. В течение остального времени занятия дети рисуют по представлению и к восприятию предметов не возвращаются. 
В старшей группе также создается необходимость внесения некоторых предметов для рассматривания. Например, перед рисованием или лепкой на тему сказки «Три медведя» воспитатель предлагает детям рассмотреть игрушечного медведя, выделить особенности формы и пропорции отдельных частей, проследить изменение расположения их в зависимости от поворота предмета. Каждый ребенок изображает медведя в том положении, которому соответствует эпизод, выбранный для рисунка. 
Образец, как и натура, может выступать в качестве метода и как отдельный прием обучения. 
В тех видах изобразительной деятельности, где основной целью не является закрепление впечатлений от восприятия окружающего, а стоят задачи по развитию отдельных моментов этой деятельности (чаще в декоративных и конструктивных работах), образец применяется как метод обучения. 
Так, основная цель занятий декоративным рисованием и аппликацией — обучение приемам создания узора и развитие художественного вкуса. Дети рассматривают красивые предметы: ковры, вазы, вышивки и т. п., что повышает общую эстетическую культуру. На занятиях декоративным рисованием дети не только отражают свои впечатления от этих предметов и повторяют виденные на них узоры, но и учатся создавать узор самостоятельно, давать красивые сочетания форм и красок. Поэтому на начальном этапе обучения возможно срисовывание элементов узора с образца, заимствование принципов расположения элементов и сочетания цветов. 
Иногда может быть внесено несколько образцов для выбора, если дети уже овладели каким-нибудь умением. 
Использование образцов определяется задачами, стоящими на данном занятии. Так, образец может быть предложен без специальных указаний воспитателя, дети рассмотрев его, выполняют работу самостоятельно. В этом случае применение образца будет способствовать развитию аналитико-синтетического мышления ребенка. 
Иногда образец выступает в качестве приема обучения. Например, в предметном рисовании или лепке образец используется не с целью копирования, а для уточнения представлений детей об изображаемом предмете. 
Отрицательно на развитии творческих способностей детей сказывается применение образцов с упрощенными, схематичными изображениями. Упрощение изображения до схемы создает лишь кажущееся облегчение поставленной перед детьми задачи. Схема не соответствует конкретному представлению ребенка о предмете, так как в ней отсутствуют характерные детали, по которым дошкольник узнает предмет. 
Не следует заменять представление, образовавшееся на основе конкретного восприятия, плоскостным схематичным изображением, лишенным индивидуальных черт. Такая схема не поможет ребенку выделить главное в предмете, а просто заменит образ конкретного предмета. 
Применяя подобные образцы, воспитатель забывает о такой воспитательной задаче изобразительной деятельности, как закрепление представлений детей об окружающей действительности. 
Обучение при постоянном использовании готовых схематических образцов сводится в конечном счете к узкой задаче — выработке умения создавать несложные формы. Тренировка руки в создании такой формы изолируется от работы сознания. В результате в рисунках детей появляются шаблоны: домик с треугольной крышей, птицы в виде галочек и т. п. Это обедняет детский рисунок, раз и навсегда усвоенная схематичная форма снимает необходимость дальнейших наблюдений, изобразительная деятельность отрывается от действительности. Неосознанно усвоенное схематическое изображение часто теряет сходство с реальным предметом, так как ребенок повторяет усвоенные формы не задумываясь. Например, птичка-«галочка» при изображении повертывается крыльями вниз или набок. 
Картины применяются главным образом дли картин уточнения представлений детей об окружающей действительности и для пояснения средств и способов изображения. 
Картина как художественное произведение ярко, эмоционально передает образ. 
Средства художественной выразительности, с помощью которых художник создает произведение искусства, дают зрительно воспринимаемый образ. Исследования психологов и педагогов показали, что уже детям двухлетнего возраста доступно понимание картины как изображения предмета. Связь между персонажами картины, т. е. понимание действия, осознается несколько позднее, в возрасте 4—5 лет. 
Наблюдения окружающей действительности часто бывают кратковременными (например, наблюдения за животными в условиях города). Поэтому применение картины позволит не только обеспечить повторность восприятия, но и выделить главное, характерное для последующего изображения. 
Рассматривание картин может быть рекомендовано в тех случаях, когда нет нужного предмета, а также может служить средством ознакомления детей с некоторыми приемами изображения на плоскости. Например, педагог показывает картину, чтобы объяснить изображение отдаленных предметов, которые в жизни ребенок воспринимал расположецными на ровной земле. С этой целью картина может быть использована в работе с детьми шести лет, им уже доступно понимание такого способа изображения. Рассматривая картину, ребенок видит, что земля изображается не одной линией, а широкой полосой, а удаленные предметы располагаются выше, близкие — ниже, к краю листа. 
Чтобы ребенок мог осознать использованный художником прием, нужно разъяснить его, так как на картине ребенок воспринимает лишь конечный результат. Подобное рассматривание и анализ картины целесообразнее проводить до занятия или в начале его. Картина, оставленная перед детьми в течение всего занятия, может привести к механическому перерисовыванию. Копирование в этом возрасте приносит большой вред — тормозит развитие изобразительных умений. Для дошкольника невозможно осознать все приемы и изобразительные средства, использованные художником, поэтому он будет срисовывать, не понимая, почему нарисовано так, а не иначе. 
Иногда в процессе занятия возникает необходимость показать некоторым детям картину для уточнения какой-либо детали. Затем картина убирается, так как ее дальнейшее восприятие приведет к копированию. Этот прием следует использовать с осторожностью. 
Программа детского сада устанавливает объем изобразительных умений и навыков, которым должны овладеть дети в процессе обучения. Овладение сравнительно небольшим кругом умений даст возможность ребенку изображать самые разнообразные предметы. Например, для того чтобы нарисовать дом, надо знать приемы изображения прямоугольной формы, т. е. уметь соединять линии под прямым углом. Эти же приемы потребуются для рисования машины, поезда и любого другого предмета, имеющего прямоугольные очертания. 
Показ воспитателем способов изображения является наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов: показ жестом и показ приемов изображения. Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями. 
Жестом поясняется расположение предмета на листе. Движения руки или палочки карандаша по листу бумаги бывает достаточно, чтобы дети даже 3—4 лет поняли задачи изображения. Жестом может быть восстановлена в памяти ребенка основная форма предмета, если она несложна, или его отдельных частей. 
Эффективно повторение того движения, которым воспитатель сопровождал при восприятии свое объяснение. Такое повторение облегчает воспроизведение образовавшихся в сознании связей. Например, при наблюдении детей за постройкой дома педагог жестом показывает контуры строящихся корпусов, подчеркивая их устремленность вверх. Это же движение он повторяет в начале занятия, на котором дети рисуют высотный дом. 
Жест, воспроизводящий форму предмета, помогает памяти и позволяет показать движение руки рисующего при изображении. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его обучении имеет показ движения руки. 
Дошкольник еще не полностью владеет своими движениями и поэтому не знает, какое движение потребуется для изображения той или иной формы. 
Известен и такой прием, когда воспитатель в младшей группе делает изображение вместе с ребенком, ведя его руку. 
Жестом можно обрисовать весь предмет, если его форма несложна (мяч, книга, яблоко), или детали формы (расположение ветвей у ели, изгиб шеи у птиц). Более мелкие детали воспитатель демонстрирует в рисунке или лепке. 
Характер показа зависит от тех задач, которые ставит воспитатель на данном занятии. 
Показ изображения всего предмета дается в том случае, если ставится задача научить правильно изображать основную форму предмета. Обычно этот прием используется в младшей группе. Например, чтобы научить детей рисовать круглые формы, воспитатель рисует мяч или яблоко, объясняя свои действия. 
Если при изображении предмета необходимо точно передавать последовательность рисования той или иной детали, то также может быть дан целостный показ всего предмета. При таком показе желательно, чтобы воспитатель привлекал детей к анализу предмета вопросом: «Что теперь надо нарисовать?» 
В обучении детей старших групп чаще используется частичный показ — изображение той детали или отдельного элемента, который дошкольники еще не умеют изображать. Например, дети 4—5 лет рисуют ствол дерева в виде треугольника с широким основанием. Эта ошибка бывает порой вызвана объяснением воспитателя: «Ствол дерева вверху узкий, а внизу широкий,— и дети буквально следуют этому указанию. Воспитателю необходимо наряду со словесным указанием дать показ изображения ствола дерева. 
В подготовительной к школе группе в рисовании на тему «Красивый дом» воспитатель показывает на доске, какими различными по форме могут быть окна, двери. Такой показ не ограничивает возможности ребенка в создании всего рисунка. 
При повторных упражнениях по закреплению умений и затем самостоятельному их применению показ дается лишь в индивидуальном порядке детям, не усвоившим тот или иной навык. 
Постоянный показ приемов выполнения задания приучит детей во всех случаях ждать указаний и помощи воспитателя, что ведет к пассивности и торможению мыслительных процессов. Показ воспитателя всегда необходим при объяснении новых технических приемов. 
Развитие аналитического мышления, в результате которого появляется критическое отношение к воспринимаемому, позволяет детям объективно оценивать работы, выполненные товарищами, и свои работы. Но такой уровень развития ребенок достигает к пяти годам. 
В младшем возрасте ребенок не может в полной мере контролировать и оценивать свои действия и их результаты. Если процесс работы доставлял ему удовольствие, он будет доволен и результатом, ожидая от воспитателя одобрения. 
В младшей группе воспитатель в конце занятия показывает несколько хорошо выполненных работ, не анализируя их. Цель показа — привлечь внимание детей к результатам их деятельности. Так же воспитатель одобряет работы остальных детей. Положительная оценка их способствует сохранению интереса к изобразительной деятельности. 
В средней и старшей группах воспитатель использует показ и анализ детских работ в качестве приема, помогающего детям понять достижения и ошибки в изображении. Умение видеть, насколько прлвильно изображен предмет, помогает развитию сознательного отношения к выбору средств и приемов работы активизации всей творческой деятельности. 
После выполнения задания воспитатель показывает одну из работ и отмечает ее положительные стороны: «Как хорошо, аккуратно закрашен дом», «Как красиво подобраны цвета в узоре — темные и светлые рядом, их видно хорошо», «Как интересно вылеплен лыжник» и т. д. Если аналогичные ошибки есть во многих работах, то следует обратить на них внимание, спросить, как можно их исправить. 
Рассматривать ошибку в работе одного ребенка со всеми детьми не следует, так как осознание ее будет иметь значение лишь для этого ребенка. Причины ошибки и пути ее устранения лучше проанализировать в индивидуальной беседе. 
В старшей группе к анализу следует привлекать всех детей. Однако иногда воспитатель сам дает оценку. Например, желая поощрить плохо рисующего ребенка и предвидя критику его работы другими детьми, воспитатель первый указывает на положительные стороны рисунка. 
Анализ детских работ можно вести в различных планах. Чаще всего для экономии времени педагог выборочно берет для анализа несколько работ. Следует избегать показа на каждом занятии работ одного и того же ребенка, даже если они действительно выделяются среди других. В результате постоянных похвал у него может развиться неоправданная самоуверенность, чувство превосходства над другими детьми. С одаренными детьми следует вести индивидуальную работу с учетом их способностей и изобразительных навыков. 
Иногда выбор работы для анализа воспитатель поручает детям. В этих случаях все работы раскладываются на одном столе (или прикрепляются к стенду) и ребятам предлагается выбрать наиболее понравившиеся. Затем воспитатель подробно анализирует с детьми отобранные работы. 
Обсуждение работы каждого ребенка возможно в подготовительной группе, дети уже интересуются результатами труда товарищей. Но такой анализ следует проводить в свободное от занятий время, так как 2—3 минут в конце занятия недостаточно. 
Детям шести лет можно предложить проанализировать свои работы, сравнивая их с натурой, образцом. Это воспитывает у детей критическое отношение не только к работам товарищей, но и к своим собственным.
 

1.2.Словесные методы и приемы обучения

 
К словесным методам и приемам  обучения относятся беседа, указания воспитателя в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа. 
Занятия по изобразительной деятельности, как правило, начинаются с беседы воспитателя с детьми. Цель беседы — вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию. Особенно велика роль беседы на тех занятиях, где дети будут выполнять работу на основе представления (по собственному замыслу или на тему, данную воспитателем), не пользуясь наглядными пособиями. 
Беседа должна быть краткой, но содержательной и эмоциональной. Педагог главным образом обращает внимание на то, что будет иметь значение для дальнейшей работы, т. е. на конструктивное цветовое и композиционное решение рисунка, лепки и т. д. Если впечатления детей были богаты и они владеют нужными умениями для их передачи, такой беседы бывает достаточно для выполнения задания без дополнительных приемов. 
Для уточнения представлений детей по теме или ознакомления их с новыми приемами изображения воспитатель в процессе беседы или после нее показывает нужный предмет или картину, а перед началом выполнения задания детьми демонстрирует прием работы. Беседа как метод обучения применяется главным образом в работе с детьми 4—7 лет. В младших группах беседа используется в тех случаях, когда необходимо напомнить детям предмет, который они будут изображать, или разъяснить новые приемы работы. В этих случаях беседа используется как прием, помогающий детям лучше понять цель и задачи изображения. 
Беседа и как метод, и как прием должна быть краткой и длиться не более 3—5 минут, чтобы представления и эмоции детей оживились, а творческое настроение не угасло. 
Таким образом, правильно организованная беседа будет содействовать лучшему выполнению задания детьми. Художественный образ, воплощенный в слове (стихотворение, рассказ, загадка и т. д.), обладает своеобразной наглядностью. В нем заключено то характерное, типичное, что свойственно данному явлению и выделяет его среди других. 
Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения. С этой целью художественное слово может быть использовано не только на занятиях по иллюстрированию произведений литературы, но и при изображении предметов после их восприятия. 
Во всех возрастных группах можно начать занятие с загадки, которая вызовет в сознании детей яркий образ предмета, например: «Хвост с узорами, сапоги со шпорами...» В загадке отмечаются некоторые детали формы — красивый хвост, шпоры и повадка петуха, которые выделяют его среди других птиц. 
С целью оживления в памяти детей ранее воспринятых образов предметов можно использовать короткие стихотворения и отрывки из художественных произведений. 
В некоторых случаях словесный образ сопровождает показ натуры или приемов изображения. 
При рисовании или лепке на темы литературных произведений применение других приемов обучения в начале занятия нецелесообразно, так как они могут помешать работе воображения. Картина или натура свяжут ребенка определенной изобразительной формой, словесный образ потускнеет. 
Воспитателю следует серьезно подойти к подбору художественных произведений и отрывков из них для иллюстрирования. Словесный образ должен включать изобразительные моменты, показывать те черты предмета, которые связаны с его зрительным восприятием (цвет, форма, положение). Например, при иллюстрировании стихотворения Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» почти у всех ребят получились хорошие работы, так как в этом произведении автор ярко описал внешний вид зверьков, их позы. Такие зримые образы помогают ребенку конкретно передать их. Художественный литературный образ вызывает работу не только воспроизводящего воображения, но и творческого. 
Даже если словесный образ очень конкретен и ярок, ребенку надо многое додумать и представить: обстановку, расположение, детали и многое другое. 
Указания воспитателя обязательно сопровождают все наглядные приемы, но могут использоваться и как самостоятельный прием обучения. Это зависит от возраста детей и от задач, стоящих на данном занятии. Обычно воспитатель делает указания в связи с разъяснением поставленных учебных задач. 
При обучении детей младшего дошкольного возраста чисто словесные указания применяются редко. У детей еще слишком мал опыт и недостаточно изобразительных умений, чтобы понять без участия чувственных анализаторов объяснение воспитателя. Только в том случае, если у детей есть прочно закрепившиеся навыки, воспитатель может не сопровождать наглядный показ действием. 
В сознании детей 5—6 лет слово вызывает воспоминание о нужном приеме и о том, какое действие при его употреблении надо произвести. Указания воспитателя могут быть обращены как ко всей группе, так и к отдельным детям. 
Для всех детей указания обычно даются в начале занятия. Их цель — объяснить тему работы и приемы ее выполнения. Такие указания должны быть очень краткими, четкими и ясными. Для проверки того, как ребята поняли объяснение, воспитатель в средней и старшей группах может спросить кого-нибудь из них о последовательности и приемах выполнения работы. Такое словесное повторение задания способствует лучшему осознанию детьми своих действий. В младшей группе после объяснения и показа воспитателю следует напомнить, с чего надо начинать работу. 
После того как все ребята приступили к работе воспитателю не следует спешить с индивидуальными указаниями и помощью. Надо определить, кто в данный момент нуждается в помощи, кто не начал работу или начал ее неправильно. С этими детьми воспитатель выясняет причины непонимания задания и повторяет свое объяснение, показывает некоторые приемы работы. 
Не всем детям нужны индивидуальные указания. Некоторые самостоятельно обдумывают, намечают изображение карандашом на листе, поэтому в дополнительных пояснениях не нуждаются. Указания в начале занятия нужны нерешительным, застенчивым детям, неуверенным в своих силах. Их надо убедить, что работа непременно получится. 
Однако не следует всегда предупреждать трудности, встающие перед детьми. Некоторым из них можно отказать в дополнительных разъяснениях, если педагог уверен, что они самостоятельно могут решить задачу, им только не хватает терпения и настойчивости. Кроме того, для воспитания творческой активности важно, чтобы ребенок сталкивался с трудностями и учился их преодолевать. 
Форма указаний не может быть одинаковой для всех детей. Для одних необходим поощряющий тон, вызывающий интерес к работе и уверенность в своих силах. К самоуверенным детям следует предъявлять больше требовательности. 
Указания педагога не должны быть прямой диктовкой детям, как изображать предмет в том или ином случае. Они должны заставить ребенка думать, мыслить. При указании на ошибку надо обращать внимание ребенка на нарушение смысла, логики в изображении: «Платье на девочке словно рваное» (плохо заштриховано), «Деревья падают» (неумело расположены), «Человек такой большой, что не сможет войти в домик». При этом не следует разъяснять, как исправить ошибку, пусть ребенок сам подумает над этим. Замечания должны делаться в доброжелательном тоне, чтобы дети чувствовали интерес воспитателя к их работе. 
Индивидуальные укавания не должны привлекать внимание всех детей, поэтому их следует делать негромким голосом. Указания всем детям в процессе занятия даются в том случае, если многие ошибаются. Тогда воспитатель предлагает всем прервать работу и выслушать его объяснение. К таким перерывам следует прибегать только в случае крайней необходимости, так как это нарушает творческий процесс.

1.3.Игровые приемы обучения

 
Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится  к наглядно-действенным приемам  обучения. Чем меньше ребенок, тем  большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые  приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к  поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения. 
Обучение рисованию в младшем возрасте начинается с игровых упражнений. Их цель — сделать более эффективным и процесс обучения детей по созданию простейших линейных форм и развитие движений руки. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснениями: «Это бегает по дорожке мальчик», «Так бабушка мотает клубок» и т. д. Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы. 
Включение игровых моментов в изобразительную деятельность в младшей группе продолжается и при изображении предметов. Например, в гости к детям приходит новая кукла, и они лепят ей угощение: блины, пироги, печенье. В процессе этой работы малыши овладевают умением расплющивать шар. 
В средней группе дети рисуют плюшевого мишку с натуры. И этот момент можно удачно обыграть. Мишка стучится в дверь, здоровается с детьми, просит их нарисовать его. В конце занятия он участвует в просмотре детских работ, выбирает по совету детей лучший портрет и вешает его в игровом уголке. 
Даже с детьми шести лет возможно применение игровых приемов, конечно, в меньшей степени, чем в младшей группе. Например, во время прогулки дети через самодельные фотоаппараты рассматривают пейзаж, дерево, животных, «делают снимки», а придя в детский сад, «проявляют и печатают их», изображая воспринятое на рисунке. 
При использовании игровых моментов воспитатель не должен превращать весь процесс обучения в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков. 
Таким образом, выбор тех или иных методов и приемов зависит: 
от содержания и задач, стоящих перед данным занятием, и от задач изобразительной деятельности; 
от возраста детей и их развития; 
от вида изобразительных материалов, с которыми действуют дети. 
На занятиях, где в центре внимания стоят задачи по закреплению представлений об окружающем, в основном применяются словесные методы: беседа, вопросы к детям, которые помогают ребенку восстановить в памяти виденное. 
В разных видах изобразительной деятельности приемы обучения специфичны, так как образ создается разными средствами. Например, задача обучения композиции в сюжетных темах требует в рисований объяснения по картине, показа в рисунке того, как отдаленные предметы рисуются выше, а близлежащие ниже. В лепке эта задача решается расположением фигур согласно их действию: рядом или отдельно друг от друга, друг за другом и т. п. Здесь не требуется какого-либо специального объяснения или показа работы. 
Ни один прием нельзя использовать без тщательного продумывания стоящих задач, программного материала занятия и особенностей развития детей данной группы. 
Отдельные методы и приемы — наглядные и словесные — совмещаются и сопутствуют один другому в едином процессе обучения на занятии. 
Наглядность обновляет материально-чувственную основу детской изобразительной деятельности, слово помогает созданию правильного представления, анализу и обобщению воспринятого и изображаемого. Успешность решения образовательных задач по изобразительной деятельности в большей мере определяется правильной организацией работы с детьми и четко продуманной системой сочетания занятий разного типа.

2.Типы занятий

 
Различают два типа занятий по изобразительной  деятельности: занятия на тему, предложенную воспитателем (освоение нового программного материала, повторение пройденного), и  на тему, выбранную каждым ребенком (по его замыслу). 
Выбор того или иного типа определяется характером учебного задания, уровнем изобразительных умений и навыков детей, их возрастными особенностями. 
В младших группах освоение нового программного материала занимает меньше места, чем занятия по закреплению приобретенных умений и навыков. При этом вторая половина занятия обычно отводится для работы детей по собственному желанию. 
Во второй младшей группе примерно треть занятий может быть отведена рисованию или лепке на свободные темы, выбранные самими малышами. Основная цель таких занятий — закрепление приобретенных умений и навыков и воспитание способности самостоятельно использовать освоенные приемы. 
В средней группе повторение пройденного программного материала — закрепление навыков изображения продолжает занимать центральное место, однако увеличивается количество времени на освоение нового программного материала. 
В старшей и подготовительной группах основное место отводится работе по замыслу детей. Цель таких занятий — развитие умений самостоятельно определять тему работы, применять освоенные приемы изображения. 
Изучение нового программного материала. Центральное место на этих занятиях отводится освоению нового программного материала. Задачи развития творческих способностей дошкольников являются сопутствующими, и поэтому воспитатель должен прежде всего обратить внимание детей на решение учебных задач. Например, в старшей группе при рисовании многоэтажного дома основная цель занятия — овладение умением правильно строить рисунок двух- или трехэтажного дома, окна которого расположений ровными рядами. Это — основная программная задача. В процессе выполнения изображения дети самостоятельно продумывают цвет стен и крыши, решают вопрос о количестве окон и их форме, используя имеющиеся у них умения и навыки. 
На этом занятии не рекомендуется ставить перед ребенком и такую задачу — нарисовать красивый дом или дом, в котором он живет. Выполнение ее потребует от ребенка большой творческой энергии, что ослабит его внимание к решению учебных задач. Такое задание можно дать на последующих занятиях, при закреплении пройденного материала. 
Таким образом, инициатива детей должна быть направлена в первую очередь на овладение новыми приемами, умениями, а не на расширение содержания задания. 
В младших и средней группах большое место будут занимать восприятие детьми словесных и наглядных объяснений воспитателя и активное воспроизведение его действий. Самостоятельность ребят проявляется в выборе цвета, размеров, дополнении изображения некоторыми деталями. В старшем дошкольном возрасте она проявится также при восприятии задания, но уже в форме анализа натуры или образца, при определении последовательности работы, решении вопросов формы, цвета, композиции. 
Повторение пройденного материала. Основная цель этих занятий — закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных детьми на предыдущих занятиях. 
Упражнения в приемах изображения желательно выполнять на новом содержании, так как полное повторение пройденной темы сделает занятие скучным, неинтересным. При повторении программный материал может быть представлен различными темами. Например, при закреплении умения разрезать бумагу по прямой линии в средней группе можно дать ребятам задание на занятиях аппликацией вырезывать крышу для дома, парус для лодки и т. д. 
Ставя перед детьми творческие задачи, педагог не должен забывать об основной цели занятия — закреплении полученных умений и навыков. Например, дети младшей группы учились приему изображения округлых форм при рисовании мяча. Для закрепления этого умения на следующем занятии им было предложено изобразить воздушные шары. По существу это повторение изображения знакомой формы, но для них такое задание звучало как новая интересная тема. 
На втором занятии творческие моменты могут быть шире, чем на первом. Если при рисовании мяча дети могли проявить самостоятельность только в передаче его размера, то при изображении шаров они без помощи педагога решали вопросы и размера, и цвета, и их количества. 
Для детей средней и старшей групп занятия по закреплению умений и навыков должны быть связаны с изображением предметов, имеющих отклонения от освоенной формы. Дошкольникам можно предложить выбрать из ряда находящихся перед ними однородных предметов тот, который они хотели бы изобразить. Например, в средней группе для закрепления умения изображать округлые формы в сочетании с другими перед детьми расставляют предметы для выбора: погремушку, неваляшку, будильник. Педагог должен подобрать натуру в соответствии с заданием. В основе такого задания лежат творческие задачи — развитие замысла, опоры на имеющийся у детей опыт. Кроме того, в процессе самостоятельного выполнения задуманного образа будет закрепляться навык создания округлой формы. 
Цель этих занятий — развитие самостоятельности, инициативы и творческих способностей детей, которые будут проявляться при выборе темы и приемов изображения. 
При этом ребенок может удовлетворить свой интерес к какому-нибудь предмету или явлению и, кроме того, он не только творчески обдумывает тему, но и самостоятельно работает над ее реализацией в рисунке, лепке, аппликации и т. д. Проведение таких занятий дает возможность воспитателю судить об интересах детей, степени развития их творческих способностей, овладении изобразительными умениями и навыками. 
Иногда воспитатель до некоторой степени облегчает задачу — сам предлагает тему (например, слепить любимого сказочного героя), а каждый из ребят определяет (решает), кого он будет лепить — Конька-Горбунка, Сивку-Бурку, Змея-Горыныча или другого героя. 
Удачным для работы по замыслу может служить рисование на тему «Праздник в детском саду», позволяющее каждому ребенку выбрать наиболее понравившийся момент праздника и изобразить его. Выбор такой интересной темы способствует расширению содержания детских работ, так как в некоторых случаях свобода в выборе своей темы может привести к однообразию в творчестве. Один ребенок будет рисовать только пароходы или машины, другой — дома, третий — узоры и т. д. 
Иногда узость тематики может свидетельствовать об увлеченности автора данной темой, и такой интерес надо поощрять, развивать. Иногда же однообразие содержания вызывается пассивным отношением к занятию, неумением разобраться в своих впечатлениях, что ведет к выбору наиболее освоенной темы. 
Занятия на тему, выбранную ребенком, тесно связаны с решением учебных задач. В процессе реализации замысла идет закрепление полученных навыков, развивается способность использовать их при выполнении новых работ. 
Новый программный материал на этих занятиях не дается. Правда, иногда воспитатель показывает новые способы изображения, если это необходимо по теме, выбранной ребенком. Например, он хочет изобразить всадника, но не знает, как рисуются ноги лошади. В этом случае воспитатель использует наглядные пособия для уточнения представлений детей, показывает приемы изображения. Таким образом, руководство детской работой на занятиях этого типа носит индивидуальный характер, так как указания воспитателя диктуются конкретной темой, выбранной ребенком.

Информация о работе Методы и приемы обучения изобразительному искусству